Подвесные качели
Предлагаемая полезная модель относится к области спортивных снарядов, которые могут быть установлены как стационарно на специальных опорах на спортивных базах, в молодежных лагерях, так и в мобильном варианте, т.е. быстро установлены на соответствующие крюки в спортивном зале, на подходящей поляне между деревьями и т.п.
Предложенная конструкция подвесных качелей содержит жесткую раму, предпочтительно прямоугольную, верхняя часть которой соединена с опорами посредством двух, установленных под углом к раме, гибких растяжек, например из цепей, а нижняя часть рамы соединена с сидением посредством гибких тяг, например четырех, из цепей.
В частных случаях выполнения подвесных качелей:
- сидение выполнено в виде кресла с ремнем безопасности, подголовником, подлокотниками и подножкой, например, по типу пассажирского кресла в самолете;
- выступающие элементы кресла и тяги снабжены упругими защитными накладками.
Новыми существенными признаками предложенных подвесных качелей являются:
- выполнение кинематических звеньев, соединяющих верхнюю часть рамы с опорами в виде двух гибких растяжек, например, из цепей;
- установка растяжек между опорой и рамой под углом к верхней поперечине рамы;
- подвеска сидения к нижней части рамы на четырех гибких тягах, например, из цепей.
Новыми существенными признаками качелей в частных случаях их выполнения являются:
- выполнение сидения в виде кресла, оснащенного ремнем безопасности, подголовником, подлокотниками и подножкой, например, по типу пассажирского кресла в самолете.
- снабжение выступающих элементов кресла и тяг защитными накладками.
Автором изготовлен и апробирован с положительными результатами опытный экземпляр подвесных качелей на базе отдыха Дмитровского экскаваторного завода.
В настоящее время проводятся работы по промышленному освоению предложенной конструкции.
Предлагаемая полезная модель относится к области индустрии развлечений и спорта, которые могут быть установлены как стационарно на специальных опорах в парках культуры и отдыха, на спортивных базах, в молодежных лагерях, так и в мобильном варианте, т.е. быстро установлены на соответствующие крюки в спортивном зале, на подходящей поляне между деревьями на даче и т.п.
В настоящее время развитие спортивного образа жизни населения, и особенно детей, является проблемой для любой страны, в том числе и России.
Простейшие, недорогие сооружения для массовых развлечений, такие как качели, способствуют развитию пространственной ориентации, укреплению и развитию вестибулярного аппарата и растущего организма в целом, подготавливают детей для серьезного занятия спортом.
Известно множество различных видов качелей.
Наиболее безопасны и правильно организованы для катания подвесные стационарные парковые качели (1).
Недостаток таких качелей - ограниченный диапазон нагрузок и степеней свободы, слабые возможности по определению и развитию индивидуальных способностей спортсмена.
Известны качели (2), предназначенные для тренировки подготовленных акробатов, летчиков, космонавтов, которые обеспечивают многократное расширение диапазона степенен свободы и нагрузок по сравнению с парковыми качелями.
Однако данные качели имеют недостаток - невозможность использования данных качелей для катания неподготовленных к таким нагрузкам и сложным движениям детей и взрослых, т.к. многократно возрастает вероятность их травматизма.
Известны качели (3), которые обеспечивают расширенный диапазон степеней свободы и, соответственно, нагрузок на катающегося по сравнению с парковыми качелями.
Недостатком данных качелей, также как и (2) является сложность их конструкции и высокая вероятность травматизма для неподготовленных катающихся, а, стало быть, невозможность их использования для массового использования, где должна быть полная гарантия безопасности катающихся.
Данные качели (3) взяты автором в качестве прототипа для предложенной конструкции, как наиболее близкие по технической сути и эффекту при использовании.
Задачей, которую решал автор при разработке предложенной конструкции, являлось возможность упрощения подвесных качелей при
одновременном улучшении динамических характеристик и обеспечении безопасности катания.
Эта задача решена в предложенной конструкции подвесных качелей, которые содержат жесткую раму, предпочтительно прямоугольную, верхняя часть которой соединена с опорами посредством двух, установленных под углом к раме, гибких растяжек, например из цепей, а нижняя часть рамы соединена с сидением посредством гибких тяг, например четырех, из цепей.
В частных случаях выполнения подвесных качелей:
- сидение выполнено в виде кресла с ремнем безопасности, подголовником, подлокотниками и подножкой, например, по типу пассажирского кресла в самолете;
- выступающие элементы кресла и тяги снабжены упругими защитными накладками.
Новыми существенными признаками предложенных подвесных качелей являются:
- выполнение кинематических звеньев, соединяющих верхнюю часть рамы с опорами в виде двух гибких растяжек, например, из цепей;
- установка растяжек между опорой и рамой под углом к верхней поперечине рамы;
- подвеска сидения к нижней части рамы на четырех гибких тягах, например, из цепей.
Новыми существенными признаками качелей в частных случаях их выполнения являются:
- выполнение сидения в виде кресла, оснащенного ремнем безопасности, подголовником, подлокотниками и подножкой, например, по типу пассажирского кресла в самолете.
- снабжение выступающих элементов кресла и тяг защитными накладками.
Конструктивная схема предлагаемых подвесных качелей представлена на прилагаемом рисунке.
Качели содержат подвешенную на опорах 1 посредством гибких растяжек 2 из цепей жесткую прямоугольную раму 3, собранную, например, из бруса, изготовленного из клееной древесины.
Растяжки 2 установлены под углом к верхней поперечине рамы 3, величина которого зависит от конкретных возможностей места, где размещены качели и от размеров рамы 3.
К нижней поперечине рамы 3 на четырех гибких тягах 4 из цепей подвешено сидение 5, которое в связи с расширенным диапазоном амплитуды качания в сочетании с вращением вокруг продольной оси качелей и перемещением вдоль ее, выполнено в виде кресла, по типу пассажирского кресла в самолете, которое обеспечено ремнем безопасности 6, подголовником, подлокотниками и подножкой (на схеме не указаны).
В качестве дополнительных мер безопасности все выступающие элементы кресла 5 и тяги 4 снабжены упругими защитными накладками 7,
изготовленными, например, в виде поролона снаружи покрытого плотной материей или кожзаменителем, по типу накладок на подлокотнике пассажирского кресла в самолете.
В случае установки качелей в стационарном варианте на открытой площадке качели навешиваются на опоры 1, которые могут быть выполнены в виде сварных или сборных ферм, например, из стандартного стального уголка.
Возможна установка качелей в стандартном варианте на заранее подготовленные деревья.
Для обеспечения полной безопасности как катающегося на качелях, так и проходящих или пробегающих мимо людей желательно иметь ограждение площадки с качелями.
Цепи 4 и тросы 2 - стандартные.
Установка качелей в мобильном варианте, например, в спортивном зале, производится на заранее установленные крючья.
Порядок пользования предложенными подвесными качелями следующий.
Пациента усаживают в кресло 5, пристегивают ремнем 6 безопасности и раскачивают руками, регулируя амплитуду раскачивания и амплитуду поворотов вокруг продольной оси в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента.
Автором изготовлен и апробирован с положительными результатами опытный экземпляр подвесных качелей на базе отдыха Дмитровского экскаваторного завода.
В настоящее время проводятся работы по промышленному освоению предложенной конструкции.
Литература.
1. Парковые или дворовые качели с жесткими тягами подвески к опорам.
2. А.С. СССР №2048831 с приоритетом от 04.02.1992 г. МПК: A 63 G, 9/02
3. А.С. СССР №1449145 с приоритетом от 11.02.87 г. МПК: А 63 G, 9/02
1. Подвесные качели, содержащие жесткую раму, предпочтительно прямоугольную, верхняя часть которой через кинематические звенья соединена с опорами, а нижняя - с сидением, отличающиеся тем, что кинематические звенья, соединяющие верхнюю часть рамы с опорами, выполнены в виде двух, установленных под углом к верхней поперечине рамы, гибких растяжек, например из цепей, а нижняя часть рамы соединена с сидением посредством гибких тяг, например четырех, из цепей.
2. Подвесные качели по п.1, отличающиеся тем, что сидение выполнено в виде кресла, оснащенного ремнем безопасности, подголовником, подлокотниками и подножкой, например, по типу пассажирского кресла в самолете.
3. Подвесные качели по п.2, отличающиеся тем, что выступающие элементы кресла и тяги снабжены защитными накладками.