Каркасно-панельная конструкция кузова транспортного средства

 

Заявляемая полезная модель относится к области пассажирского транспорта, в частности, к автобусам. Технической задачей заявляемого решения является создание каркасно-панельной конструкции кузова транспортного средства, в частности автобуса, сочетающей высокую точность геометрии кузова и технологичность при серийном производстве и обеспечивающей требуемую кривизну панелей при монтаже на плоском несущем каркасе. Заявляется каркасно-панельная конструкция кузова транспортного средства, в частности, автобуса Новым в заявляемом техническом решении является то, что конструкция снабжена формообразующими опорными проставками П-образного сечения, выполненными с приподнятыми округлыми углами и отогнутыми наружу фланцами, при этом проставки установлены между каркасом и панелями кузова. Панели из плоских листовых заготовок принимают заданную кривизну при установке на каркас через формообразующие проставки.

Заявляемое техническое решение - полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к области изготовления каркасно-панельной конструкции кузова автобуса.

Известно техническое решение по патенту RU 2341399, МПК B62D 27/02, от 03.10.2005, «Соединение панелей кузова транспортного средства».

В указанном решении соединение панелей автобусного кузова содержит стык кромок смежных панелей с опорным элементом и средства крепления панелей. Кромки передней и задней панелей, изготовленных из пластика, по периметру соединения с боковыми панелями и крышей выполнены изогнутыми с Z-образным профилем сечения. Крайняя полка профиля выполнена обращенной внутрь кузова и закреплена на внутренней грани опорного элемента.

К недостаткам вышеописанного технического решения, в котором речь идет о соединении сложных пространственных деталей - передней и задней панелей автобуса, можно отнести то, что панели изготавливаются по технологии контактного формования, что требует сложной оснастки.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по технической сущности относится патент на полезную модель RU 105251, МПК B62B 23/00, от 14.12.2010, «Каркас автомобиля».

В данном техническом решении каркас автомобиля содержит переднюю, среднюю и заднюю части, образованные продольными, поперечными и вертикальными элементами, каркас крыши и лобового стекла, и прямолинейные усилительные продольные, вертикальные и наклонные элементы, закрепленные на разных уровнях передней, средней и задней частей каркаса. Отличительными признаками является то, что продольные, вертикальные, наклонные элементы, образующие переднюю, среднюю и заднюю части каркаса, выполнены гнутыми, а каркас крыши удлинен и охватывает пространство над задней частью. Гнутые продольные, поперечные и вертикальные элементы, образующие переднюю, среднюю и заднюю части, образованы путем использования математического моделирования. Каркас крыши снабжен гнутым элементом, образующим проем двери, посредством которого каркас крыши связан со средней частью.

Данное техническое решение принято за ближайший аналог (прототип).

Основным недостатком данного технического решения является обилие гнутых элементов различной конфигурации, что требует большого количества гибочного оборудования (приспособлений), либо сложных станков с программным управлением. При этом не обеспечивается точность и стабильность геометрии гнутых элементов и каркаса в целом. Сборка каркаса требует многочисленных сварочных операций с применением дополнительной оснастки, что обусловливает высокую трудоемкость изготовления изделия.

Технической задачей заявляемого решения является создание каркасно-панельной конструкции кузова транспортного средства, в частности автобуса, сочетающей высокую точность геометрии кузова и технологичность при серийном производстве и обеспечивающей требуемую кривизну панелей при монтаже на плоском несущем каркасе.

Заявляемое техническое решение представляет собой каркасно-панельную конструкцию кузова транспортного средства, в частности автобуса.

Отличительными особенностями заявляемого технического решения является следующее:

- каркасно-панельная конструкция кузова снабжена формообразующими опорными проставками;

- формообразующие проставки имеют П-образное сечение;

- формообразующие проставки выполнены с приподнятыми округлыми углами;

- формообразующие проставки выполнены с отогнутыми наружу фланцами;

- формообразующие проставки установлены между каркасом и панелями кузова;

- панели из плоских листовых заготовок при установке на формообразующие проставки принимают заданную кривизну.

Анализ совокупности существенных признаков заявляемого технического решения, обеспечивающих его отличие от известных решений, указывает на соответствие этого решения критерию «НОВИЗНА».

Возможность осуществления заявляемого технического решения и его использование при изготовлении каркасно-панельной конструкции кузова транспортного средства, в частности, автобуса, указывает на соответствие этого решения критерию «ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ».

Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежами, где изображено:

- на фиг. 1 - каркасно-панельная конструкция кузова транспортного средства, фрагмент боковины;

- на фиг. 2 - формообразующая проставка, общий вид;

- на фиг. 3 - чертеж формообразующей проставки.

Каркасно-панельная конструкция кузова транспортного средства содержит каркас 1, панели 2, формообразующие проставки 3. Все формообразующие проставки 3 имеют П-образное сечение (см. фиг. 3) с приподнятыми округлыми углами 4 и отогнутыми наружу фланцами 5. Кривизна формообразующей поверхности 6 проставок 3 выполняется в соответствии с необходимой кривизной боковины каркасно-панельной конструкции кузова транспортного средства, в частности, автобуса.

Формообразующие проставки 3 закрепляются на каркасе 1. На поверхность между приподнятыми округлыми углами 4 наносят объемный клей. Панели 2 накладывают на проставки 3 и прижимают до контакта с углами 4.

Использование заявляемого технического решения позволяет получить боковины кузова транспортного средства заданной кривизны с использованием плоского несущего каркаса и плоских листовых заготовок панелей боковины и обеспечить технологичность изготовления деталей и последующей конвейерной сборки.

1. Каркасно-панельная конструкция кузова транспортного средства, в частности автобуса, отличающаяся тем, что конструкция снабжена формообразующими опорными проставками П-образного сечения, выполненными с приподнятыми округлыми углами и отогнутыми наружу фланцами, при этом проставки установлены между каркасом и панелями кузова.

2. Каркасно-панельная конструкция кузова транспортного средства, в частности автобуса, отличающаяся тем, что панели из плоских листовых заготовок принимают заданную кривизну при установке на каркас через формообразующие проставки.



 

Наверх