Бронированное транспортное средство

 

Предложено бронированное транспортное средство, содержащее броню, предназначенную для баллистической защиты от бронебойных поражающих элементов и содержащую главную броневую пластину, имеющую слой, по меньшей мере частично выполненный из баллистического материала, например, в виде множества тел, и вспомогательную броневую пластину, по меньшей мере частично выполненную из баллистического материала. Вспомогательная броневая пластина расположена перед главной броневой пластиной и отделена от нее областью, которая по меньшей мере частично свободна от каких-либо дополнительных слоев. Вспомогательная броневая пластина снабжена сквозными отверстиями, которые расположены на расстоянии друг от друга и свободны от какого-либо баллистического материала. Предлагаемое транспортное средство характеризуется тем, что с целью сохранения подвижности и маневренности транспортного средства несмотря на увеличенный в результате добавления упомянутой брони вес, транспортное средство содержит по меньшей мере одно из следующего перечня: привод на более чем одну пару колес и гусеничная тяга.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ

Предлагаемая полезная модель относится к транспортному средству, имеющему многослойную баллистическую броню, в частности, к транспортному средству, имеющему такую броню, которая пригодна для использования в качестве накладной (наружной) брони для транспортного средства.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

В публикации US 6.523.450 раскрывается накладная броня в виде многослойной панели, выполненной с возможностью прикрепления извне к днищу вертолета на расстоянии двух дюймов (5,08 см) от него. Эта панель имеет внутренний слой, выполненный из керамического материала, наружный слой, который может быть выполнен из полиуретана, и расположенный между этими двумя слоями промежуточный слой, который находится в контакте как с внутренним, так и с наружным слоем и который может быть выполнен из арамид-полиамида.

В публикации US 4.398.446 раскрываются разные варианты строения накладной брони, предназначенной для прикрепления к боковой стенке военного транспортного средства для обеспечения разных уровней баллистической защиты (то есть, защиты от бронебойных поражающих элементов). Разница между вариантами брони состоит главным образом в количестве броневых слоев и их расположении относительно боковой стенки транспортного средства. В частности, в некоторых вариантах, в которых предусматривается использование только одного броневого слоя, броня устанавливается либо непосредственно на боковую стенку транспортного средства или вблизи нее, либо в месте, отделенном от боковой стенки транспортного средства с помощью средств дистанционирования, в то время как в вариантах, в которых предусматривается два броневых слоя, один из слоев установлен непосредственно на боковой стенке транспортного средства или вблизи нее, а другой - в месте, отделенном от боковой стенки транспортного средства. И в том и в другом случае каждый броневой слой состоит из пластин, края которых примыкают друг к другу с образованием по существу непрерывной броневой поверхности. В качества материала для изготовления упомянутых пластин может быть использован любой из обычных конструкционных материалов с антибаллистическими свойствами, это может быть, например, один из композитных керамических материалов.

В публикации US 5.221.807 раскрывается баллистическая броня с фронтальным и тыльным слоями, которые отделены друг от друга дистанционирующим слоем. Упомянутый фронтальный слой выполнен из керамического материала; он снабжен глухими отверстиями и предназначен для восприятия ударного воздействия бронебойных поражающих элементов, прежде чем последние достигнут тыльного слоя, который работает как главный броневой слой. Упомянутый тыльный, то есть, главный броневой слой может быть реализован в виде двухслойной пластины, в которой один слой выполнен из закаленной керамики, а другой выполнен из кевлара (материал, выпускаемый на рынок под товарным знаком Kevlar), керамического матричного композита или стали.

В публикации ЕР 1574810 раскрывается бронированное транспортное средство, содержащее броню, предназначенную для баллистической защиты (то есть, защиты от бронебойных поражающих элементов), при этом упомянутая баллистическая броня содержит главную броневую пластину, имеющую слой, который по меньшей мере частично выполнен из баллистического материала, и вспомогательную броневую пластину, которая по меньшей мере частично выполнена из баллистического материала и расположена перед упомянутой главной броневой пластиной и отделена от последней некоторой областью, которая по меньшей мере частично свободна от каких-либо дополнительных слоев, при этом упомянутая вспомогательная броневая пластина снабжена сквозными отверстиями, которые отделены друг от друга и свободны от какого-либо баллистического материала. Упомянутый слой из баллистического материала может быть реализован в виде слоя, содержащего совокупность тел, выполненных из баллистического материала, при этом площадь поперечного сечения упомянутых тел приблизительно равна площади поперечного сечения бронебойных поражающих элементов или превышает площадь поперечного сечения этих бронебойных поражающих элементов, при этом упомянутая главная броневая пластина выполнена с возможностью, одна или вместе с поверхностью, подлежащей защите, останавливать эти бронебойные поражающие элементы, и при этом площадь поперечного сечения упомянутых отверстий меньше, чем площадь поперечного сечения бронебойного поражающего элемента, который не может быть остановлен ни одной упомянутой главной броневой пластиной, ни ею же вместе с поверхностью, подлежащей защите.

Однако в публикации ЕР 1574810 не содержится какой-либо информации о том, как транспортное средство, снабженное баллистической броней, приводится в движение, благодаря чему остается открытой возможность того, что это может быть транспортное средство обычного типа, имеющее привод на единственную колесную пару / ось (привод на передние колеса или привод на задние колеса), из-за чего транспортное средство имеет пониженные подвижность и маневренность по причине большого веса установленной на транспортном средстве баллистической брони.

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Цель предлагаемой полезной модели состоит в создании бронированного транспортного средства, которое, будучи снабженным баллистической броней, сохраняет подвижность и маневренность несмотря на увеличенный в результате добавления баллистической брони вес.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Согласно предмету настоящей заявки в одном аспекте его осуществления вышеуказанная цель достигается созданием транспортного средства, описанного выше и раскрытого в публикации ЕР 1574810, отличающегося тем, что упомянутое транспортное средство выполнено принадлежащим по меньшей мере к одному из следующих типов:

a) транспортное средство с приводом на более чем одну пару колес,

b) транспортное средство на гусеничной тяге.

Признак «транспортное средство с приводом на более чем одну пару колес» в подпункте (a) выше должен пониматься как обозначающий транспортное средство, содержащее две или большее количество пар движущих колес, находящихся на расстоянии одна от другой вдоль продольного размера транспортного средства, например, передняя пара движущих колес и задняя пара движущих колес.

В силу вышеизложенного может быть применен любой из следующих вариантов реализации одной из двух или большего количества пар движущих колес:

i) каждое колесо связано с независимой системой подвески, при этом вал привода колеса получает мощность двигателя индивидуально;

ii) колеса установлены на общей оси, которая независимо получает мощность от двигателя; когда в транспортном средстве на соответствующих осях пар движущих колес такого типа больше одной; такое транспортное средство может быть охарактеризовано как «транспортное средство с приводом на более чем одну пару колес».

Транспортное средство типа (a) (см. выше) может также содержать колесные пары, удовлетворяющие одновременно и пункту (i), и пункту (ii) (см. выше), например, оно может иметь два передних ведущих колеса, каждое из которых установлено на приводном валу, независимо получающем мощность от двигателя, а два задних ведущих колеса могут быть установлены на общей задней оси.

Следует заметить, что вышеуказанное охватывает также такой вариант, в котором транспортное средство имеет четыре передних колеса, которые расположены в виде двух пар: одной левосторонней колесной пары и одной правосторонней колесной пары (то есть, всего четыре колеса на одной оси), если по меньшей мере две пары колес в таком транспортном средстве удовлетворяют приведенному выше определению.

Ниже приводятся некоторые примеры транспортного средства типа (a):

- транспортное средство с приводом на четыре колеса, имеющее две пары колес, каждое из которых получает мощность индивидуально, например, высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство HMMWV (аббревиатура от High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство, «Хамви»);

- транспортное средство с приводом на шесть колес, имеющее три пары колес, каждое из которых получает мощность индивидуально, например, средняя тактическая транспортная замена MTVR (аббревиатура от Medium Tactical Vehicle Replacement - средняя тактическая транспортная замена);

- транспортное средство с приводом на восемь колес, имеющее четыре пары колес, каждая из которых получает мощность индивидуально, например, тяжелое расширенное мобильное тактическое транспортное средство на гусеничной тяге HEMMITT (аббревиатура от Heavy Expanded Mobility Tactical Truck - тяжелое расширенное мобильное тактическое транспортное средство на гусеничной тяге).

Должно быть понятно, что транспортное средство может содержать дополнительные колесные пары/оси, которые не получают индивидуального привода, например:

- транспортное средство схемы 6×4, имеющее три пары колес, из которых для двух обеспечен индивидуальный привод, - это, например, транспортные средства KAMAZ 54112, KAMAZ 65115, KAMAZ 6520 и TATRA815-Z,

- транспортное средство схемы 8×6, имеющее четыре пары колес, из которых для трех обеспечен индивидуальный привод, - это, например, транспортное средство Scania G420,

- транспортное средство схемы 8×4, имеющее четыре пары колес, из которых для двух обеспечен индивидуальный привод, это, например, транспортные средства KAMAZ 6540 и VOLVO FM9 8×4 340.

Транспортное средство типа (b) может представлять собой тяжелое транспортное средство на гусеничной тяге, содержащее гусеничный механизм, включающий непрерывную гусеницу, установленную на два или большее количество ведущих колес и получающую от них привод. Ниже приводятся некоторые примеры транспортного средства этого типа:

- бронированное транспортное средство М113А для перевозки живой силы,

- вседорожное бронированное транспортное средство - амфибия BvS10 и даже

- танк Abrams М1А2.

Другие примеры транспортных средств приведены в помещаемой ниже таблице:

КатегорияТранспортное средствоПолная масса транспортного средства Полезная грузоподъемность Колесная схема
Легкие тактические транспортные средства и транспортеры Новые высокомобильные многоцелевые колесные транспортные средства - все варианты54902300 4×4
Легкие тактические транспортные средства и транспортеры Усовершенствованные экранированные (эрзац-бронированные) высокомобильные многоцелевые колесные транспортные средства 45502000 4×4

Легкие тактические транспортные средства и транспортеры Высокомобильные многоцелевые колесные транспортные средства средней и повышенной вместимости 54901040 4×4
Легкие тактические транспортные средства и транспортеры Общевойсковые легкие тактические транспортные средства 45002313 4×4
Средние и тяжелые тактические транспортные средства и транспортерыСемейство средних тактических транспортных средств 100702268 От 4×4 до 8×8
Средние и тяжелые тактические транспортные средства и транспортерыЗамена войскового транспортного средства средней грузоподъемности71002×4
Средние и тяжелые тактические транспортные средства и транспортеры Тяжелые грузовые транспортные средства повышенной проходимости A3130008×8
Средние и тяжелые тактические транспортные средства и транспортеры Тяжелые грузовые транспортные средства повышенной проходимости А4322058×8
Средние и тяжелые тактические транспортные средства и транспортеры Тяжелые грузовые транспортные средства повышенной проходимости специального назначения110008×8
Специальные транспортные средства для морской пехоты Бронетранспортер для морской пехоты22700
Специальные транспортные средства для морской пехоты Легкие бронированные транспортные средства 17000-220003000-6000
Боевые транспортные средства БМП Брэдли А2Гусеницы
Боевые транспортные средстваБМП Брэдли A3Гусеницы
Боевые транспортные средстваБронированное многоцелевое транспортное средствоГусеницы
Боевые транспортные средстваПрограмма системного усовершенствования танка «Абрамс М1А2»69500Гусеницы
Боевые транспортные средстваСухопутное боевое транспортное средствоГусеницы

Бронированные транспортные средства обеспечения безопасности, транспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств и семейство транспортных средств с защитой от минБронированные транспортные средства обеспечения безопасности 147851524 4×4
Бронированные транспортные средства обеспечения безопасности, транспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств и семейство транспортных средств с защитой от минТранспортные средства повышенной проходимости с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств 113401814 4×4
Бронированные транспортные средства обеспечения безопасности, транспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств и семейство транспортных средств с защитой от минТранспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств - «Кугуар» (Н) (Cougar) 145002720 4×4
Бронированные транспортные средства обеспечения безопасности, транспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств и семейство транспортных средств с защитой от минТранспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств - «Буйвол» (Buffalo) 25000175456×6
Бронированные транспортные средства обеспечения безопасности, транспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств и семейство транспортных средств с защитой от мин Транспортные средства с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств - «MaxxPro Dash» 233604540 4×4

Следует заметить, что добавление к транспортному средству баллистической брони значительно увеличивает вес транспортного средства и, следовательно, нагрузку, оказываемую на его ходовую часть (колеса, оси и/или гусеницу/гусеницы).

Должно быть понятно, что при использовании транспортного средства с приводом на более чем одну пару колес или транспортного средства на гусеничной тяге, снабженного баллистической броней, несмотря на увеличенный вес обеспечивается поддержание на прежнем уровне маневренности транспортного средства и его способности передвигаться в условиях бездорожья. В частности, в отличие от обычных транспортных средств с приводом на одну колесную пару / ось (привод либо на передние, либо на задние колеса) транспортное средство согласно предлагаемой полезной модели менее склонно к увязанию в грязи.

Например, в случае транспортного средства типа (a) (см. выше) привод на более чем одну пару колес обеспечивает подачу большей мощности на движущие колеса и равномерное распределение мощности по колесам, благодаря чему предотвращается увязание колесной пары и/или оси в грунте, что имело бы место в случае единственной ведущей колесной пары. В случае транспортного средства типа (b) (см. выше) распределение веса транспортного средства обеспечивается за счет большой площади гусениц, благодаря чему увязание транспортного средства в мягком грунте становится менее вероятным.

Важно отметить также, что при использовании транспортного средства с таким типом привода, который указан выше, приводная мощность транспортного средства распределяется между колесами более равномерно, благодаря чему обеспечиваются улучшенные подвижность и маневренность транспортного средства. В частности, это позволяет достичь характеристик привода по меньшей мере не худших, по сравнению с подобным транспортным средством с приводом на одну пару колес и не имеющим утяжеления. Это преимущество в подвижности и маневренности становится особенно явным, например, при движении транспортного средства по склону (вверх или вниз), - в этом случае оно меньше скользит (при движении вниз) или застревает (при движении вверх).

В тексте настоящей заявки термин «баллистический материал» - это материал, обладающий стойкостью по отношению к баллистическим угрозам, то есть, к бронебойным поражающим элементам.

Представляется предпочтительным такое решение, при котором упомянутая вспомогательная броневая пластина в баллистической броне согласно предлагаемой полезной модели выполнена с возможностью отклонения и первоначального раскалывания или по меньшей мере дестабилизации по меньшей мере тех бронебойных поражающих элементов из разнообразия всех бронебойных поражающих элементов, для баллистической защиты от которых предназначена предлагаемая баллистическая броня, которые не могут быть задержаны одной только главной броневой пластиной или ею вместе с поверхностью, подлежащей защите. Представляется предпочтительным такое решение, при котором упомянутая главная броневая пластина в баллистической броне согласно предлагаемой полезной модели выполнена с возможностью обеспечивать требуемую баллистическую защиту от широкого диапазона бронебойных поражающих элементов, а именно, не только от тех, которые при проникновении сквозь упомянутую вспомогательную броневую пластину были последней отклонены и расколоты, но также и от таких бронебойных поражающих элементов с относительно малой площадью поперечного сечения, которые теоретически имеют шанс пройти через отверстия во вспомогательной броневой пластине, не взаимодействуя с последней. Уровень баллистической защиты, который должен быть обеспечен главной броневой пластиной, зависит от того, обладает ли поверхность, которую баллистическая броня призвана защищать, своей собственной способностью противостоять бронебойным поражающим элементам. Если эта поверхность обладает такой способностью, что может иметь место, например, в случае, когда она относится к основной конструкции военного транспортного средства (выполнена из металла, например, из стали или алюминия без ламинирования или с ламинированием, например, фиберглассом, кевларом или алюминием), уровень баллистической защиты, обеспечиваемой главной броневой пластиной, может быть ниже, чем в случае, когда поверхность, подлежащая защите, не обладает собственной способностью противостоять бронебойным поражающим элементам.

Вспомогательная броневая пластина в баллистической броне согласно предлагаемой полезной модели может быть выполнена из твердого материала, например, из металла. Упомянутые сквозные отверстия в этой броневой пластине должны иметь площадь поперечного сечения, которая меньше, чем площадь поперечного сечения бронебойного поражающего элемента, который не может быть остановлен одной только главной броневой пластиной или главной броневой пластиной вместе с поверхностью, подлежащей защите, но она все же достаточно велика для того, чтобы это сказалось на таком бронебойном поражающем элементе, когда последний попадает в такое отверстие. Эти отверстия могут иметь поперечные сечения как одинаковые, так и разные по форме, которая может быть как правильной, например, круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной и т.д., так и неправильной. Отверстия могут быть выполнены в виде щелей или чего-то подобного, а расположение их может быть как регулярным (например, они могут располагаться в шахматном порядке), так и нерегулярным.

Согласно одному из альтернативных вариантов осуществления предлагаемого изобретения вспомогательная броневая пластина может иметь комбинированное строение, например, она может иметь слой из керамических гранул, удерживаемых с плотным прилеганием друг к другу с помощью термопластического или термореактивного связующего материала, при этом островки этого материала между соседними гранулами представляют отверстия, свободные от какого-либо баллистического материала, и их роль подобна роли отверстий в металлической пластине.

В главной броневой пластине упомянутый слой может содержать множество тел и образовывать фронтальный слой, и эта броневая пластина может дополнительно включать тыльный слой. В таком случае представляется предпочтительным такое решение, при котором упомянутый фронтальный слой предназначен для раскалывания бронебойных поражающих элементов (или их частей), которые проникли во вспомогательную бронебойную пластину или прошли ее насквозь, на малые фрагменты, а упомянутый тыльный слой предназначен для окончательной остановки этих фрагментов, возможно, вместе с поверхностью, подлежащей защите.

Во фронтальном слое главной броневой пластины упомянутые тела могут быть выполнены в виде пластинок или гранул, выполненных из керамического материала и удерживаемых в этом слое с помощью некерамического термопластического или термореактивного связующего материала. Упомянутые пластинки могут иметь квадратную или прямоугольную форму, и их толщина меньше, чем длина их боковых сторон. Обычно площадь поперечного сечения пластинки существенно больше, чем максимальная площадь поперечного сечения бронебойных поражающих элементов, для защиты от которых предназначена баллистическая броня. Что касается площади поперечного сечения гранул, то представляется предпочтительным такое решение, при котором она не меньше, чем площадь поперечного сечения бронебойного поражающего элемента, который способна остановить главная броневая пластина - одна или вместе с поверхностью, подлежащей защите. Гранулы могут иметь любую подходящую форму, например, они могут быть цилиндрическими, и некоторые или все из них могут иметь наружный слой из материала, отличающегося от материала, из которого они выполнены, и этот наружный слой из другого материала может образовывать покрытие или панцирь, или же он может составлять пояс, опоясывающий гранулу.

Предлагаемая полезная модель применима к различным типам военных транспортных средств и может обеспечивать баллистическую защиту от бронебойных поражающих элементов разных калибров, в частности, таких калибров, как 7,62 мм, 15,5 мм, 14,5 мм или 20 мм.

Неожиданным оказалось то, что масса имеющей главную и вспомогательную броневые пластины баллистической брони согласно предлагаемой полезной модели меньше, чем масса, которая потребовалась бы для того, чтобы обеспечить тот же уровень баллистической защиты, в случае, если бы баллистическая броня имела только вспомогательную броневую пластину или только главную броневую пластину, и если бы та или другая из этих броневых пластин располагалась на том же расстоянии от поверхности, подлежащей защите, что и баллистическая броня согласно предлагаемой полезной модели. Кроме того, при использовании на базовой конструкции транспортного средства в накладном виде у баллистической брони согласно предлагаемой полезной модели расстояние между вспомогательной броневой пластиной и базовой конструкцией транспортного средства может быть намного меньше, чем то расстояние, которое потребовалось бы для обеспечения того же уровня баллистической защиты, если бы баллистическая броня имела ту же массу, имела бы только вспомогательную броневую пластину и не имела бы главной броневой пластины. В частности, расстояние между вспомогательной броневой пластиной и поверхностью, подлежащей защите, может быть сокращено на 50% или даже больше по сравнению с тем расстоянием, которое потребовалось бы для обеспечения того же уровня баллистической защиты, если бы баллистическая броня имела ту же массу и имела бы только вспомогательный броневой слой.

Вышесказанное может быть объяснено комбинацией следующих эффектов:

- отверстия, которыми снабжена вспомогательная броневая пластина, могут вызвать отклонение и последующее первоначальное раскалывание или по меньшей мере дестабилизацию бронебойных поражающих элементов при проникновении последних сквозь эту вспомогательную броневую пластину,

- расстояние между вспомогательной и главной броневыми пластинами обеспечивает дальнейшее отклонение траектории уже отклоненных бронебойных поражающих элементов от нормального (то есть, по нормали) ударного воздействия бронебойных поражающих элементов на главную броневую пластину или позволяет осколкам бронебойных поражающих элементов рассеяться в большей степени, в результате чего места ударного воздействия этих осколков бронебойных поражающих элементов на главную броневую пластину оказываются дальше друг от друга, и

- главная броневая пластина содержит слой, состоящий из твердых тел, благодаря чему она может иметь повышенную способность сохранять защитные характеристики при попадании поражающего элемента в одно и то же место.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРИЛАГАЕМЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

Для лучшего понимания предлагаемой полезной модели и ее практической реализации далее будут описаны варианты ее осуществления, которыми, однако, не ограничивается объем притязаний, со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг.1 схематично в аксонометрии показана баллистическая броня согласно одному из вариантов осуществления предлагаемой полезной модели.

На фиг.2 баллистическая броня, изображенная на фиг.1, показана в разрезе.

На фиг.3А схематично показан вариант транспортного средства с колесной схемой 4×4, выполненного с возможностью установки на нем являющейся предметом предлагаемой полезной модели брони, изображенной на предыдущих чертежах.

На фиг.3В схематично показан вариант транспортного средства с приводом на более чем одну пару колес, выполненного с возможностью установки на нем являющейся предметом предлагаемой полезной модели брони, проиллюстрированной на предыдущих чертежах.

На фиг.3С схематично показан еще один вариант транспортного средства с приводом на более чем одну пару колес, выполненного с возможностью установки на нем являющейся предметом предлагаемой полезной модели брони, проиллюстрированной на предыдущих чертежах.

На фиг.3D схематично показан вариант транспортного средства на гусеничной тяге, выполненного с возможностью установки на нем являющейся предметом предлагаемой полезной модели брони, проиллюстрированной на предыдущих чертежах.

На фиг.3Е схематично показан еще один вариант транспортного средства на гусеничной тяге, выполненного с возможностью установки на нем являющейся предметом предлагаемой полезной модели брони, проиллюстрированной на предыдущих чертежах.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

На фиг.3А показано транспортное средство А согласно одному варианту осуществления предлагаемой полезной модели с колесной схемой 4×4 (например, высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство, «Хамви»), четыре колеса W которого образуют две пары движущих колес, а именно: переднюю пару движущих колес РF и заднюю пару движущих колес PR (видны не полностью), оси которых обозначены соответственно как ХF и XR. Для ясности, колеса, принадлежащие к передней паре, обозначены как WPF, а колеса, принадлежащие к задней паре, обозначены как WPR. Каждая колесная пара WPF и W PR получает приводную мощность индивидуально для вращения вокруг осей ХF и XR соответственно.

На фиг.3В показано транспортное средство В согласно другому варианту осуществления предлагаемой полезной модели с приводом на более чем одну пару колес, шесть колес W которого образуют три пары движущих колес, а именно: переднюю пару движущих колес WPF, среднюю пару движущих колес WPM (видны не полностью) и заднюю пару движущих колес WPR (также видны не полностью), оси которых обозначены соответственно как ХF, ХM и XR. Для ясности, колеса, принадлежащие к передней паре, обозначены как WPF , колеса, принадлежащие к средней паре, обозначены как W PM, а колеса, принадлежащие к задней паре, обозначены как WPR. В рассматриваемом варианте осуществления предлагаемой полезной модели каждая колесная пара WPF, WPM и WPR получает приводную мощность индивидуально для вращения вокруг осей ХF, ХM и XR соответственно.

На фиг.3С показано транспортное средство С (например, типа НЕММIТТ) согласно еще одному варианту осуществления предлагаемой полезной модели с приводом на более чем одну пару колес, восемь колес W которого образуют четыре пары ведущих колес, а именно: переднюю пару ведущих колес W PF, две средних пары ведущих колес WPM1 и W PM2 (видны не полностью) и заднюю пару ведущих колес W PR (также видны не полностью), оси которых обозначены соответственно как ХF, ХM1, ХM2 и XR . Для ясности колеса, принадлежащие к передней паре, обозначены как WPF, колеса, принадлежащие к средним парам, обозначены как WPM1 и WPM2, а колеса, принадлежащие к задней паре, обозначены как WPR.В рассматриваемом варианте осуществления предлагаемой полезной модели каждая колесная пара WPF, WPM1, WPM2 и W PR получает приводную мощность индивидуально для вращения вокруг осей ХF, XM1, ХM2 и X R соответственно. Должно быть понятно, однако, что в других подобных транспортных средствах получать приводную мощность индивидуально могут только две или три пары колес.

На фиг.3D показано транспортное средство на гусеничной тяге D (например, М113А) согласно одному варианту осуществления предлагаемой полезной модели, имеющее гусеничный механизм, включающий гусеницы Т, охватывающие совокупности ведущих колес W.

На фиг.3Е показано транспортное средство на гусеничной тяге Е (например, BvS10 - Viking) согласно другому варианту осуществления предлагаемой полезной модели, имеющее две гусеничных единицы, одна из которых имеет гусеницы T1, охватывающие совокупности ведущих колес W1, а другая имеет гусеницы Т2, охватывающие совокупности ведущих колес W2.

Сущность предлагаемой полезной модели состоит в том, что любое из описанных выше транспортных средств или другие транспортные средства, подпадающие под определения, представленные в разделе «Краткое описание предлагаемой полезной модели», может быть снабжено баллистической броней, изображенной на фиг.1 и фиг.2.

Схематично показанная на фиг.1 и фиг.2 броня 10 представляет собой один из вариантов осуществления баллистической брони согласно предлагаемой полезной модели, которая (броня) предназначена для баллистической защиты элементов базовой конструкции, например, боковой стенки W транспортного средства (не показано) от бронебойных поражающих элементов Р.

Упомянутая броня 10 содержит вспомогательную броневую пластину 16, которая расположена перед главной броневой пластиной 14. Броневые пластиной 14 и 16 могут быть прикреплены к боковой стенке W транспортного средства с помощью известных средств крепления 18, как показано на фиг.1, или же каждая из броневых пластин 14 и 16 может крепиться к боковой стенке W транспортного средства с помощью отдельных средств крепления (это решение не показано). Во всяком случае, упомянутые средства крепления могут иметь подходящую конструкцию, обеспечивающую удержание броневых пластин 14 и 16 неподвижно на фиксированном расстоянии друг от друга и от боковой стенки W транспортного средства.

Главная броневая пластина 14 имеет комбинированное строение и рассчитана на задержание, в одиночку или вместе с боковой стенкой W транспортного средства, но без участия вспомогательной броневой пластины 16, по меньшей мере тех поражающих элементов Р, диаметр которых (далее для этого диаметра используется обозначение d min) относительно мал.

Главная броневая пластина 14 содержит передний или фронтальный слой 20 и задний или тыльный слой 22, связанный с фронтальным слоем 20. Фронтальный слой 20 содержит цилиндрические гранулы 30, плотно прилегающие друг к другу, выполненные из керамического материала, например, из окиси алюминия, и удерживаемые вместе с помощью термопластического или термореактивного связующего материала 32. Упомянутые керамические гранулы 30 имеют диаметр D', который приблизительно равен dmin или, что предпочтительно, превышает его. Диаметр D' может, например, удовлетворять соотношению 1,5dminD'3,5dmin. Тыльный слой 22 сам по себе может быть многослойным и может быть выполнен из алюминия, фибергласса, арамидного волокнистого материала, такого как кевлар, или же из комбинации этих материалов. Главная броневая пластина 14 может дополнительно содержать покровный слой 26, который также может быть выполнен из кевлара.

Вспомогательная броневая пластина 16 предназначена для отклонения и раскалывания или по меньшей мере дестабилизации по меньшей мере тех поражающих элементов, диаметр и длина которых относительно велики (далее для этих диаметра и длины используются обозначения dmax и Imax , соответственно), и которые не могут быть задержаны главной броневой пластиной 14 в одиночку или вместе с боковой стенкой W транспортного средства.

Вспомогательная пластина 16 может быть выполнена из стали, титана и т.п. и снабжена образующими цилиндрические каналы сквозными отверстиями 19, отстоящими друг от друга на расстояние, которое меньше их диаметра D. Упомянутый диаметр D меньше, чем диаметр dmax, однако он должен быть достаточно большим для того, чтобы оказывать действие на бронебойный поражающий элемент, имеющий такой диаметр, при ударном воздействии на такое отверстие. Диаметр D может иметь величину в диапазоне dmin<Ddmax, предпочтительно - в диапазоне 1,2d min<D0,9dmax. Общая площадь отверстий 40 может составлять приблизительно от 40% до 50% площади вспомогательной броневой пластины 16.

Расстояние L между вспомогательной броневой пластиной 16 и главной броневой пластиной 14 приблизительно равно длине Imax. Упомянутое расстояние L может быть больше, чем Imax, но представляется предпочтительным такое решение, при котором это расстояние не превышает 1,1I max. Возможный диапазон величины расстояния L может составлять, например, 0,9ImахL'1,5Imax.

Броня, описанная выше, может изготовляться в виде модуля, в котором вспомогательная броневая пластина неподвижно прикреплена к главной броневой пластине. Такой броневой модуль может быть снабжен средствами для установки его на боковой стенке W транспортного средства, которая может быть защищена некоторым количеством таких броневых модулей.

При воздействии поражающего элемента Р на вспомогательную броневую пластину 16 после проникновения сквозь эту броневую пластину он отклоняется (его траектория отклоняется от первоначального направления) и подвергается первоначальному раскалыванию или по меньшей мере дестабилизации. Дестабилизированный и отклоненный поражающий элемент или его части (или целый поражающий элемент - если он в диаметре меньше, чем выполненные во вспомогательной броневой пластине отверстия, и случайно проник через одно из таких отверстий), а затем оказывает ударное воздействие на фронтальный слой 20 главной броневой пластины 14, в результате чего происходит дальнейшее раскалывание поражающего элемента или его частей на мелкие осколки. Тыльный слой 22 главной броневой пластины 14 поглощает и рассеивает и кинетическую энергию осколков на подлежащей защите боковой стенке W транспортного средства, где происходит окончательное задержание поражающего элемента. Если упомянутая подлежащая защите боковая стенка W транспортного средства не выполнена с возможностью обеспечивать определенный уровень баллистической защиты, то главная броневая пластина 14 должна обеспечивать такую баллистическую защиту, чтобы окончательное задержание осколков поражающего элемента обеспечивал ее тыльный слой путем поглощения их кинетической энергии.

На баллистической броне, конструкция которой описана выше, был проведен эксперимент, при котором такая баллистическая броня была прикреплена к стали RHA (аббревиатура от Rolled homogeneous armor - катаная однородная [стальная] броня) толщиной 8 мм, из которой может состоять боковая стенка любого из транспортных средств, описанных выше, при этом вспомогательная броневая пластина этой брони отстояла от боковой стенки на 95 мм. Баллистическая броня имела следующие параметры.

Вспомогательная броневая пластина

Материал - сталь

Масса на единицу площади - 37 кг/м2

Диаметр отверстий - 11 мм

Расстояние между отверстиями - 4 мм

Толщина - 8 мм

Главная броневая пластина (Модуль, выпускаемый на рынок заявителем под товарным знаком SMART)

Керамические гранулы во фронтальном слое.

материал - окись алюминия 98%

диаметр - 19 мм

высота - 16 мм

Тыльный слой

Материал - фибергласс

Толщина - 3 мм

Покровный слой - кевлар, толщина 0,5 мм

Полученная баллистическая броня имела массу на единицу площади 94 кг/м2 и совместно с боковой стенкой транспортного средства задерживала бронебойные снаряды калибра 14,5 мм API В 32. Чтобы обеспечить такой же уровень баллистической защиты, известная накладная броня, которая содержит только перфорированную стальную пластину, конструкция которой такая же, как у вспомогательной броневой пластины у баллистической брони согласно предлагаемой полезной модели, при установке на таком же расстоянии от боковой стенки транспортного средства, должна была бы иметь массу на единицу площади по меньшей в 1,5 раза большую, чем у баллистической брони согласно предлагаемой полезной модели. С другой стороны, если бы упомянутая известная броня имела ту же массу на единицу площади, что и баллистическая броня согласно предлагаемой полезной модели, то для обеспечения того же уровня баллистической защиты расстояние между этой известной броней и боковой стенкой транспортного средства нужно было бы сделать более чем в два раза больше, чем расстояние между боковой стенкой транспортного средства и вспомогательной броневой пластиной баллистической брони согласно предлагаемой полезной модели.

Ясно, что броня согласно предлагаемой полезной модели может иметь вариации и модификации в пределах объема предлагаемой полезной модели.

1. Бронированное транспортное средство, содержащее броню, предназначенную для баллистической защиты от бронебойных поражающих элементов и включающую главную броневую пластину, имеющую слой, по меньшей мере, частично выполненный из баллистического материала, и вспомогательную броневую пластину, по меньшей мере частично выполненную из баллистического материала, расположенную перед главной броневой пластиной и отделенную от нее областью, которая по меньшей мере частично свободна от дополнительных слоев, при этом упомянутая вспомогательная броневая пластина снабжена сквозными отверстиями, расположенными на расстоянии друг от друга и свободными от какого-либо баллистического материала, характеризующееся тем, что, с целью сохранения подвижности и маневренности транспортного средства, несмотря на увеличенный в результате добавления упомянутой брони вес, транспортное средство содержит, по меньшей мере, одно из следующего перечня: привод на более чем одну пару колес и гусеничную тягу.

2. Транспортное средство по п.1, в котором упомянутая броня по весу легче, чем потребовалось бы для обеспечения того же уровня баллистической защиты, если бы эта броня состояла из одной только вспомогательной броневой пластины или из одной только главной броневой пластины.

3. Транспортное средство по п.1, в котором упомянутая броня является накладной броней, при этом главная броневая пластина установлена вблизи боковой стенки транспортного средства, а вспомогательная броневая пластина установлена на первом расстоянии от боковой стенки транспортного средства, при этом упомянутое первое расстояние меньше, чем второе расстояние, на котором потребовалось бы устанавливать вспомогательную броневую пластину для обеспечения того же уровня баллистической защиты, если бы баллистическая броня имела ту же массу, содержала только вспомогательную броневую пластину и была лишена главной броневой пластины.

4. Транспортное средство по п.1, в котором упомянутая вспомогательная броневая пластина изготовлена из металла и выполнена с упомянутыми сквозными отверстиями, расположенными на расстоянии друг от друга.

5. Транспортное средство по п.4, в котором площадь поперечного сечения упомянутых сквозных отверстий меньше, чем площадь поперечного сечения поражающего элемента, который не может быть задержан только главной броневой пластиной или главной броневой пластиной вместе с поверхностью, подлежащей защите.

6. Транспортное средство по п.1, в котором упомянутый слой в главной броневой пластине содержит множество тел, выполненных из упомянутого баллистического материала и удерживаемых вместе с помощью термопластического или термореактивного связующего материала.

7. Транспортное средство по п.6, в котором упомянутые тела выполнены из керамического материала.

8. Транспортное средство по п.6, в котором упомянутые тела плотно прилегают друг к другу.

9. Транспортное средство по п.6, в котором площадь поперечного сечения упомянутых тел приблизительно равна площади поперечного сечения или превышает площадь поперечного сечения поражающих элементов, которые могут быть задержаны только главной броневой пластиной или главной броневой пластиной вместе с поверхностью, подлежащей защите.

10. Транспортное средство по п.6, в котором упомянутая главная броневая пластина дополнительно содержит тыльный слой, прикрепленный к слою, содержащему упомянутые тела.

11. Транспортное средство по п.10, в котором упомянутый тыльный слой выполнен из материала, выбранного из следующего перечня: алюминий, фибергласс, арамидный волокнистый материал или комбинация этих материалов.

12. Транспортное средство по п.1, в котором расстояние между вспомогательной броневой пластиной и главной броневой пластиной больше, чем длина поражающих элементов, которые не могут быть задержаны только главной броневой пластиной без вспомогательной броневой пластины.

13. Транспортное средство по п.1, в котором расстояние между вспомогательной броневой пластиной и главной броневой пластиной составляет величину в диапазоне от 0,9 до 1,5 длины поражающих элементов, которые не могут быть задержаны только главной броневой пластиной без вспомогательной броневой пластины.

14. Бронированное транспортное средство, содержащее броню, предназначенную для баллистической защиты от бронебойных поражающих элементов и включающую главную броневую пластину, имеющую слой, содержащий множество тел, выполненных из баллистического материала, и вспомогательную броневую пластину, по меньшей мере, частично выполненную из баллистического материала, расположенную перед главной броневой пластиной и отделенную от нее областью, которая по меньшей мере частично свободна от дополнительных слоев, при этом упомянутая вспомогательная броневая пластина выполнена со сквозными отверстиями, которые расположены на расстоянии друг от друга и свободны от какого-либо баллистического материала, при этом площадь поперечного сечения упомянутых тел приблизительно равна площади поперечного сечения или превышает площадь поперечного сечения поражающих элементов, которые могут быть задержаны только главной броневой пластиной или главной броневой пластиной вместе с поверхностью, подлежащей защите, и при этом площадь поперечного сечения упомянутых сквозных отверстий меньше, чем площадь поперечного сечения поражающего элемента, который не может быть задержан только главной броневой пластиной или главной броневой пластиной вместе с поверхностью, подлежащей защите, характеризующееся тем, что, с целью сохранения подвижности и маневренности транспортного средства, несмотря на увеличенный в результате добавления упомянутой брони вес, транспортное средство содержит, по меньшей мере, одно из следующего перечня: привод на более чем одну пару колес и гусеничная тяга.

15. Транспортное средство по п.14, в котором расстояние между вспомогательной броневой пластиной и главной броневой пластиной больше, чем длина поражающих элементов, которые не могут быть задержаны только главной броневой пластиной без вспомогательной броневой пластины.

16. Транспортное средство по п.14, в котором упомянутая баллистическая броня по весу легче, чем потребовалось бы для обеспечения того же уровня баллистической защиты, если бы эта баллистическая броня состояла из одной только вспомогательной броневой пластины или из одной только главной броневой пластины.

17. Транспортное средство по п.14, в котором упомянутая броня является накладной броней, у которой главная броневая пластина установлена вблизи боковой стенки транспортного средства, а вспомогательная броневая пластина установлена на первом расстоянии от боковой стенки транспортного средства, при этом упомянутое первое расстояние меньше, чем второе расстояние, на котором потребовалось бы устанавливать вспомогательную броневую пластину для обеспечения того же уровня баллистической защиты, если бы броня имела ту же массу, содержала только вспомогательную броневую пластину и была лишена главной броневой пластины.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к специальным транспортным средствам, используемым во время аварийно-спасательных работ, а именно к устройствам для закрепления в их салоне индивидуальных шланговых воздушных дыхательных аппаратов с баллонами со сжатым воздухом.

Техническим результатом использования предложенного устройства будет существенное повышение производительности врача при работе с пациентом, с одновременным обеспечением невозможности фальсификации пациентом медицинских записей врача
Наверх