Система жизнеобеспечения и безопасности специализированного транспортного средства

 

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно - технического обеспечения комплексов вооружений, в частности в мобильных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств, являющихся их транспортной, энергетической и информационно - аналитической базой. Система жизнеобеспечения и безопасности специализированного транспортного средства размещена на транспортном средстве (ТС) 1, включающем в себя ходовую часть 2, отделение управления (кабина) 3, моторное отделение 4, отделение для размещения оборудования и рабочих мест экипажа 5 и оснащенном кузовом - фургоном 6, и состоит из лебедки (Л) 7, расположенной в задней части транспортного средства 1, под кузовом - фургоном 6, фильтровентиляционной (ФВУ) 8 и отопительно - вентиляционной (ОВУ) 9 установок. В передней части кузова - фургона 6 размещена двухканальная локальная система терморегулирования воздуха (ЛСТВ) 10 рабочих мест 11 экипажа, выполненная с возможностью регулирования направления потока воздуха при помощи дефлекторов 12. Закрывающаяся полка для транспортирования и хранения сухого пайка (ЗП) 13 размещена под потолком кузова - фургона 6 вдоль его боковой стенки. Специализированный мебельный модуль для транспортирования и хранения (СММ) 14 одежды, головных уборов членов экипажа, емкостей для воды и горячей пищи расположен в задней части кузова - фургона 6. Держатели (Д) 15 и кронштейны (К) 16 для установки оружия закреплены в нижней части боковых стенок кузова - фургона 6. Измеритель мощности дозы радиационного излучения (ИМД) 17 закреплен на боковой стенке кузова - фургона 6 ближе к потолку. Прибор (П) 18 для обнаружения и оценки степени опасности заражения отравляющими веществами вероятного противника воздуха, местности, военной техники размещен в укладке в аналогичной закрывающейся полке 13. Откидное сиденье (ОС) 19 расположено вдоль боковой стенки кузова - фургона 6 в средней его части. Кресла 20 рабочих мест 11 экипажа оснащены комплектом ремней безопасности (КРБ) 21. Светильники (С) 22 размещены на боковой стенке кузова - фургона 6 и панели рабочих мест 11. Для питьевой воды используется канистра (К) 23, а для горячей пищи - два термоса (Т) 24. 3 ил.

Изобретение относится к военной и специальной технике и моя сет быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно - технического обеспечения комплексов вооружений, в частности в мобильных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси транспортных средств, являющихся их транспортной, энергетической и информационно - аналитической базой.

Известна система жизнеобеспечения боевой машины (см. патент RU 2338124 С1, опубл. 10.11.08 г.), принятая за прототип. Система жизнеобеспечения боевой машины содержит транспортное средство, отделение, включающее в себя отделение управления, моторное отделение, фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, систему терморегулирования воздуха рабочих мест экипажа, емкости для горячей пищи.

Недостатками прототипа являются:

- отсутствие средств регистрации радиационного излучения;

- отсутствие специализированных устройств для хранения и транспортирования средств бытового обеспечения: места для хранения продовольствия, места для хранения одежды и головных уборов членов экипажа, мест для хранения оружия членов экипажа;

- отсутствие средств, обеспечивающих возможность полноценного отдыха в полевых условиях членам экипажа, длительное время осуществляющих боевое дежурство;

- отсутствие средств обнаружения и оценки степени опасности заражения отравляющими веществами воздуха, местности, военной техники;

- высокая степень вероятности травматизма при выполнении задач в экстремальных условиях.

Предлагаемым изобретением решается задача по повышению базовой эффективности подвижных комплексов вооружений, в частности, комплексов навигации и топогеодезической привязки, размещенных на базе шасси специальных транспортных средств.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании системы жизнеобеспечения и безопасности транспортного средства, обеспечивающей достаточные условия комфортности и безопасности при выполнении экипажем своих служебных обязанностей, в том числе в экстремальных (боевых) условиях, необходимый уровень контроля внешних опасных для жизни факторов, высокий уровень проходимости автошасси.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемой системе жизнеобеспечения и безопасности специализированного транспортного средства, содержащей транспортное средство, отделение, включающее в себя отделение управления, моторное отделение, фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, систему терморегулирования воздуха рабочих мест экипажа, емкости для горячей пищи, новым является то, что для безопасного функционирования специализированного транспортного средства отделение управления размещено в кабине транспортного средства и выполнено с возможностью осуществления руководства действиями экипажа командиром, а операторы располагаются в отделении для размещения оборудования и рабочих мест экипажа, находящемся в герметизированном кузове-фургоне, лебедка расположена в задней части транспортного средства под кузовом-фургоном, под потолком кузова-фургона вдоль его боковой стенки размещена закрывающаяся полка для транспортирования и хранения сухого пайка, мебельный модуль для транспортирования и хранения одежды, головных уборов членов экипажа, емкостей для воды и горячей пищи расположен в задней части кузова - фургона, держатели и кронштейны для установки оружия закреплены в нижней части боковых стенок кузова - фургона, измеритель мощности дозы радиационного излучения закреплен на боковой стенке кузова-фургона ближе к потолку, прибор для обнаружения и оценки степени опасности заражения отравляющими веществами вероятного противника воздуха, местности, военной техники размещен в укладке в аналогичной закрывающейся полке, расположенной в кузове-фургоне напротив, откидное сиденье расположено вдоль боковой стенки кузова - фургона в средней его части, светильники размещены на боковой стенке кузова - фургона и панели рабочих мест экипажа.

Оснащение транспортного средства кузовом - фургоном позволяет:

- оптимально разместить оборудование для использования по назначению специализированного транспортного средства, а также необходимые средства жизнеобеспечения и безопасности;

- обеспечить необходимую степень герметичности рабочего пространства отделения для размещения оборудования и рабочих мест экипажа.

Организация привода лебедки от вала коробки дополнительно го отбора мощности и расположение ее в задней части транспортного средства под кузовом - фургоном позволяет:

- осуществлять самовытаскивание транспортного средства на труднопроходимых участках;

- осуществлять вытаскивание других автомобилей и прицепов;

- осуществить удобство подключения привода лебедки к валу отбора мощности.

Установка под потолком кузова - фургона вдоль его боковой стенки закрывающейся полки для транспортирования и хранения сухого пайка позволяет:

- разместить необходимый запас продуктов на четырех членов экипажа специализированного транспортного средства;

- исключить попадание пыли и влаги на продукты;

- обеспечить работу экипажа необходимое количество времени в автономном режиме.

Установка в задней части кузова-фургона мебельного модуля для транспортирования и хранения одежды, головных уборов членов экипажа, емкостей для воды и горячей пищи позволяет:

- обеспечить транспортирование и сохранность одежды, головных уборов членов экипажа, емкостей для воды и горячей пищи в штатном режиме;

- обеспечить наличие необходимого свободного пространства для комфортной работы членов экипажа;

- обеспечить удобство доступа к средствам жизнеобеспечения. Установка держателей и кронштейнов для установки оружия в нижней части боковых стенок кузова-фургона позволяет обеспечить надежное крепление при транспортировании и сохранность табельного оружия членов экипажа.

Установка на боковой стенке кузова-фургона ближе к потолку измерителя мощности дозы радиационного излучения позволяет:

- производить измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения;

- выдавать световой сигнал о превышении порогового значения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения;

- выдавать в телекодовый канал связи по внешнему запросу информацию о результатах измерения в виде последовательного семиэлементного двоичного кода.

Включение в состав системы жизнеобеспечения и безопасности прибора для обнаружения и оценки степени опасности заражения, отравляющими веществами вероятного противника воздуха, местности, военной техники позволяет обеспечить определение наличия зарина, зомана, V-газов, иприта, фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана в условиях умеренного и холодного климатов при температурах от плюс 40±4°C до минус 40±4°С и относительной влажности воздуха до 100%.

Установка дополнительных светильников на рабочих местах позволяет добиться необходимого для работы уровня освещенности.

Выполнение откидного сиденья с возможностью обеспечения трансформации составных частей с целью придания модулю различной функциональной направленности: приведение в положение «кресло», «кресло - стол», «спальное место», позволяет:

- во - первых, трансформировать откидное сиденье в различные положения в зависимости от необходимости использования на данный момент;

- во - вторых, исходя из вышеизложенного, обеспечить расширенные возможности эксплуатации откидного сиденья, включающие в себя выполнение боевых задач (работа с документами, проведение обслуживания съемных составных частей комплекса, чистка табельного оружия и т.п.), прием пищи, кратковременный отдых, полноценный отдых (сон).

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1.показано специальное транспортное средство, вид сверху; на фиг.2 - состав системы жизнеобеспечения и безопасности; на фиг.3-вид А, вид на рабочие места членов экипажа.

Система жизнеобеспечения и безопасности специализированного транспортного средства размещена на транспортном средстве (ТС) 1, включающем в себя отделение управления (кабина) 2, моторное отделение 3, отделение для размещения оборудования и рабочих мест экипажа 4 и оснащенном кузовом - фургоном 5, и состоит из лебедки (Л) 6, расположенной в задней части транспортного средства 1, под кузовом -фургоном 5, фильтровентиляционной (ФВУ) 7 и отопительно-вентиляционной (ОВУ) 8 установок. В передней части кузова - фургона 6 размещена двухканальная локальная система терморегулирования воздуха (ЛСТВ) 9 рабочих мест 10 экипажа, выполненная с возможностью регулирования направления потока воздуха при помощи дефлекторов 11. Закрывающаяся полка для транспортирования и хранения сухого пайка (ЗП) 12 размещена под потолком кузова - фургона 5 вдоль его боковой стенки. Специализированный мебельный модуль для транспортирования и хранения (СММ) 13 одежды, головных уборов членов экипажа, емкостей для воды и горячей пищи расположен в задней части кузова - фургона 5. Держатели (Д) 14 и кронштейны (К) 15 для установки оружия закреплены в нижней части боковых стенок кузова - фургона 5. Измеритель мощности дозы радиационного излучения (ИМД) 16 закреплен на боковой стенке кузова - фургона 6 ближе к потолку. Прибор (П) 17 для обнаружения и оценки степени опасности заражения отравляющими веществами вероятного противника воздуха, местности, военной техники размещен в укладке в аналогичной закрывающейся полке 12. Откидное сиденье (ОС) 18 расположено вдоль боковой стенки кузова - фургона 5 в средней его части. Кресла 19 рабочих мест 10 экипажа оснащены комплектом ремней безопасности (КРБ) 20. Светильники (С) 21 размещены на боковой стенке кузова - фургона 5 и панели рабочих мест 10. Для питьевой воды используется канистра (К) 22, а для горячей пищи - два термоса (Т) 23.

Функционирование системы жизнеобеспечения и безопасности в составе специализированного транспортного средства 1 осуществляется следующим образом. Управление транспортным средством 1 осуществляется механиком - водителем, а руководство действиями экипажа - командиром,, которые располагаются в отделении управления 2 (кабине). Операторы располагаются в отделении для размещения оборудования и рабочих мест экипажа 4, находящемся в кузове - фургоне 5, на рабочих местах 10. Для выполнения поставленных задач специализированное транспортное средство 1 перемещается по району работ. Перед выдвижением табельное оружие членов экипажа устанавливается в кронштейнах 15 и закрепляются в держателях 14. В закрывающейся полке для транспортирования и хранения 12 укладываются комплекты сухого пайка, а в специализированном мебельном модуле 13 размещают одежду, головные, уборов членов экипажа, канистру 22 для воды и два термоса 23 для горячей пищи. При нахождении операторов в креслах 19 рабочих мест 10 используется комплекты ремней безопасности 20.

При преодолении труднопроходимых участков местности, п)и снежных заносах в зимний период возможно использование лебедки 6 с приводом от вала коробки дополнительного отбора мощности (на чертежах не показана).

В условиях повышенных температур окружающего воздуха используется двухканальная локальная система терморегулирования воздуха (ЛСТВ) 9 рабочих мест 10 экипажа, выполненная с возможностью регулирования интенсивности и направления потока воздуха при помощи дефлекторов 11. В условиях пониженных температур используется отопительно-вентиляционная установка 8.

При прохождении специализированным транспортным средством 1 зоны радиоактивного, химического или бактериологического заражения местности включается фильтровентиляционная установка 7. Наружный воздух при этом электровентилятором протягивается через предварительный фильтр, где очищается от грубодисперсных частиц пыли. Воздух, очищенный от грубодисперсной пыли, поступает в фильтр-поглотитель, где очищается от отравляющих веществ, бактериальных средств, радиоактивных веществ и по воздуховоду направляется внутрь герметизированного кузова-фургона 5, внутри которого создается избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению зараженного воздуха в кузов - фургон 5.

С помощью измерителя мощности дозы радиационного излучения 16 осуществляется измерение мощности экспозиционной дозы гамма излучения от 0.1 до 10000 Р/ч в энергетическом диапазоне от 80 кэВ до 2,6 МэВ с выводом информации на пульт управления. Измеритель обеспечивает сигнализацию о превышении установленного порогового значения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения 1; 5; 10; 50 и 100 Рад/ч. Время измерения и срабатывания сигнализации не превышает 10 секунд.

С помощью прибора 17 для обнаружения и оценки степени опасности заражения отравляющими веществами обеспечивается определение наличия зарина, зомана, V-газов, иприта, фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана. Принцип работы прибора заключается в следующем. При просасывании ручным поршневым насосом зараженного воздуха через индикаторные трубки в них происходит изменение окраски наполнителя под действием отравляющих веществ. По изменению окраски наполнителя и ее интенсивности или времени перехода окраски судят о наличии отравляющих веществ и его примерной концентрации.

Для работы и отдыха используются откидное сиденье 18, которое в исходном положении находится в положении «кресло». При необходимости проведения работ с документами, для приема пищи откидное кресло трансформируется в положение «стол-кресло». Во время длительных остановок специализированного транспортного средства 1 откидное сиденье 18 трансформируется в положения «спальное место» с целью получения членами экипажа полноценного отдыха.

Таким образом, в предлагаемом изобретении решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании системы жизнеобеспечения и безопасности специализированного транспортного средства, обеспечивающей достаточные условия комфортности и безопасности при выполнении экипажем своих служебных обязанностей, в том числе в экстремальных (боевых) условиях, необходимый уровень контроля внешних опасных для жизни факторов, высокий уровень проходимости автошасси.

Система жизнеобеспечения и безопасности специализированного транспортного средства, содержащая отделение управления, моторное отделение, фильтровентиляционную и отопительно-вентиляционную установки, систему терморегулирования воздуха рабочих мест экипажа, емкости для горячей пищи, отличающаяся тем, что отделение управления размещено в кабине транспортного средства, рабочие места членов экипажа - в герметизированном кузове-фургоне, лебедка расположена в задней части транспортного средства под кузовом-фургоном, под потолком кузова-фургона вдоль его боковой стенки размещена закрывающаяся полка для транспортирования и хранения сухого пайка, мебельный модуль для транспортирования и хранения одежды, головных уборов членов экипажа, емкостей для воды и горячей пищи расположен в задней части кузова-фургона, держатели и кронштейны для установки оружия закреплены в нижней части боковых стенок кузова-фургона, измеритель мощности дозы радиационного излучения закреплен на боковой стенке кузова-фургона ближе к потолку, прибор для обнаружения и оценки степени опасности заражения отравляющими веществами вероятного противника воздуха, местности, военной техники размещен в укладке в аналогичной закрывающейся полке, откидное сиденье расположено вдоль боковой стенки кузова-фургона в средней его части, светильники размещены на боковой стенке кузова-фургона и панели рабочих мест экипажа.



 

Похожие патенты:

Комплект лучшего шиномонтажного и балансировочного оборудования для автосервиса (для грузовых и легковых автомобилей) относится к области машиностроения, а именно к устройствам для демонтажа и монтажа шин и замены колесных дисков на транспортных средствах и может найти применение в автосервисе.

Техническим результатом является снижение экономических затрат на выращивание посадочного материала для рыбоводных водоемов

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к системам, обеспечивающим пассивную безопасность пешехода или участника дорожного движения, передвигающегося на двухколесном транспортном средстве, при их столкновении с передней частью легкового автомобиля

Полезная модель относится к области электроники, а также к области обработки и передачи данных для специальных применений и может быть использована для создания централизованных систем контроля и интеллектуального управления инфраструктурой жилых, офисных и общественных зданий и помещений, включающих системы электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, вентиляции, и т.п.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение удобства в пользовании и долговечности мяча
Наверх