Система внутригородских и пригородных пассажирских перевозок безрельсовым маршрутным транспортом

 

Техническое решение относится к области средств пассажирских перевозок, как между населенными пунктами, так и внутри населенных пунктов, с использованием безрельсового маршрутного транспорта, а именно, автобусного транспорта и легковых машин.

Техническое решение относится к области средств пассажирских перевозок, как между населенными пунктами, так и внутри населенных пунктов, с использованием безрельсового маршрутного транспорта, а именно, автобусного транспорта и легковых машин.

В дальнейшем, при характеристике предлагаемой системы будут использован термин «терминал», который в рамках рассматриваемой заявки характеризует оконечное устройство компьютеризированной системы управления движением и обслуживания пассажиров, служащее для дистанционного ввода/вывода информации (сотовый телефон, дисплей, телетайп, радиотелефон и т.д.).

Известна транспортная система пассажирских перевозок (RU, патент 2159712, 2000), содержащая множество транспортных единиц, в том числе грузовых автомобилей и автобусов, единый диспетчерский пункт, а также участки технического обслуживания и ремонта транспортных единиц, причем количество автобусов указанной транспортной системы превышает количество грузовых автомобилей в ней.

Недостатком известной системы следует признать невозможность управления работой и контроля местонахождения транспортных единиц на маршруте.

Техническая задача, решаемая посредством предложенной системы, состоит в оптимизации пассажирских перевозок как внутри населенного пункта, так и между населенными пунктами.

Технический результат, получаемый при реализации предлагаемой системы, состоит в снижении себестоимости перевозки пассажиров при одновременном повышении комфортабельности пассажирских перевозок.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать систему внутригородских и пригородных пассажирских перевозок безрельсовым маршрутным транспортом, содержащую множество транспортных единиц и единый диспетчерский пункт, причем каждая транспортная единица содержит терминал связи с компьютеризированной системой управления движением и обслуживания пассажиров, расположенном в едином диспетчерском пункте, а также средство, обеспечивающее определение местонахождения транспортной единицы и/или средство, обеспечивающее передачу информации водителю транспортной единицы об обстановке на дорогах в зоне его маршрута. В качестве транспортной единицы могут быть использованы автобусы, или автобусы малой и сверхмалой вместимости, или микроавтобус, или легковые автомобили. Компьютеризированная система управления движением и обслуживанием пассажиров представляет собой программное обеспечение персонального компьютера, интерфейс которого выполнен с возможностью приема по радиоканалу информации от транспортных единиц, причем информация может быть передана как водителями, так и автоматическими устройствами, установленными на транспортных единицах. Информация, передаваемая водителями посредством терминала, предпочтительно включает в себя сведения о дорожно-транспортных происшествиях,

произошедшими как с транспортной единицей, так и на маршруте, о неисправностях транспортной единицы, сведения о заполнении транспортной единицы пассажирами и количестве желающих воспользоваться услугами маршрутного транспорта. Это позволяет компьютеризированной системе управления движением и обслуживанием пассажиров оперативно решать вопросы изменения количества транспортных единиц на маршруте в зависимости от количества лиц, желающих воспользоваться услугами маршрутного транспорта, и количества оставшихся транспортных единиц на маршруте, а также сообщать водителям о наличии заторов на дорогах и возможных путях их объезда. В предпочтительном варианте реализации предлагаемой системы каждая транспортная единица дополнительно содержит средства космической навигации, подключенной к автоматизированному устройству передачи координат транспортного средства, которая может быть подключена к терминалу или иметь независимое средство связи, в компьютеризированную систему управления движением и обслуживанием пассажиров. Передача информации может осуществляться как автоматически по заранее заложенной в компьютеризированную систему подпрограмме, так и по запросу компьютеризированной системы. Компьютеризированная система управления движением и обслуживания пассажиров может содержать цифровую запись плана населенного пункта или дорог между транспортными пунктами. При выполнении двух последних условий (определения и передачи координат местонахождения транспортного средства, а также наличии цифровой записи плана) компьютеризированная система управления движением и обслуживания пассажиров может быть выполнена с возможностью сравнения полученных координат транспортной единицы с

маршрутом ее предполагаемого движения. В этом случае компьютеризированная система управления движением и обслуживания пассажиров отслеживает все отклонения транспортной единицы от установленного маршрута и может запросить водителя о причине отклонения, а также, в случае необоснованного отклонения от маршрута, вернуть транспортную единицу в гараж. На транспортной единице может быть дополнительно размещен развлекательно - информационный комплекс, который, предпочтительно, включает в себя аудиосистему, возможно, в случае междугородних перевозок, видеосистему, рекламные объявления и т.д., в том числе, и звуковую информацию об остановках на маршруте.

Заявителю на момент подачи заявки не известно использование совокупности отличительных признаков в системах организации внутригородских и пригородных пассажирских перевозок безрельсовым маршрутным транспортом, предпочтительно, с использованием автобусов любой вместимости и легковых автомобилей.

В дальнейшем сущность предложенного технического решения будет раскрыта с использованием примеров его реализации.

Система внутригородских пассажирских перевозок маршрутным транспортом содержит 60 микроавтобусов типа «Газель», предназначенных для перевозки пассажиров по заранее установленным маршрутам, а также предназначенный для контроля и управления движением указанных микроавтобусов единый диспетчерский пункт, на котором установлена электронно-вычислительная машина, интерфейс который обеспечивает одновременное подключение, по меньшей мере, 40 абонентов одновременно. Каждая транспортная единица (микроавтобус) содержит терминал связи в виде радиотелефона с

компьютеризированной системой управления движением и обслуживания пассажиров посредством подключения к ее интерфейсу, а также каждая транспортная единица содержит набор материалов рекламного характера, закрепленных на внутренних стенах микроавтобуса, и нанесенных на внешние поверхности стен микроавтобуса. Кроме того, каждый микроавтобус содержит средство космической навигации (GPS-устройство), обеспечивающее определение местонахождения микроавтобуса, при этом GPS-устройство подключено к автономному радиопередатчику, предназначенному для передачи координат микроавтобуса по запросу единого диспетчерского пункта. В память электронно-вычислительной машины введены сведения обо всех маршрутах, по которым передвигаются микроавтобусы системы. При получении сигнала, свидетельствующего об отклонении от установленного маршрута, диспетчер запрашивает водителя о причине отклонения от маршрута и, при получении ответа о необоснованности изменения маршрута водителем, выносит решение о возвращении микроавтобуса в гараж и незачете водителю рабочей смены.

Система междугородних пассажирских перевозок маршрутным транспортом содержит 36 автобусов типа «ПАЗ», предназначенных для перевозки пассажиров по заранее установленным маршрутам, а также предназначенный для контроля и управления движением указанных микроавтобусов единый диспетчерский пункт, на котором установлена электронно-вычислительная машина, интерфейс который обеспечивает одновременное подключение, по меньшей мере, 28 абонентов одновременно. Каждая транспортная единица (автобус) содержит терминал связи в виде дисплея с компьютеризированной системой управления движением и обслуживания пассажиров посредством подключения к ее интерфейсу. Кроме того, каждый

автобус содержит средство космической навигации (GPS-устройство), обеспечивающее определение местонахождения микроавтобуса, при этом GPS-устройство подключено к автономному радиопередатчику, предназначенному для передачи координат микроавтобуса по заранее заданной программе. В память электронно-вычислительной машины введены сведения обо всех маршрутах, по которым передвигаются автобусы системы. При получении сигнала, характеризующего местонахождение автобуса на маршруте, электронно-вычислительная машина определяет точность соблюдения графика движения автобусом и, в случае необходимости, запрашивает водителя о причинах опоздания. Кроме того, по сотовому телефону с диспетчерского пункта водителю сообщают о возникшем на дороге заторе и рекомендованном пути объезда. Для развлечения пассажиров в течение поездки в автобусе транслируют по имеющейся аудиосистеме музыку.

Система внутригородских пассажирских перевозок маршрутным транспортом содержит 210 микроавтобусов типа «Газель», предназначенных для перевозки пассажиров по заранее установленным маршрутам, а также предназначенный для контроля и управления движением указанных микроавтобусов единый диспетчерский пункт, на котором установлена электронно-вычислительная машина, интерфейс который обеспечивает одновременное подключение, по меньшей мере, 150 абонентов одновременно. Каждая транспортная единица (микроавтобус) содержит терминал связи в виде радиотелефона с компьютеризированной системой управления движением и обслуживания пассажиров посредством подключения к ее интерфейсу. Кроме того, каждый микроавтобус содержит радиотелефон, обеспечивающий связь с единым диспетчерским

пунктом. По указанному радиотелефону водитель сообщает в диспетчерский пункт о состоянии движения на маршруте, о количестве желающих воспользоваться услугами маршрутного транспорта, что позволяет диспетчерскому пункту оптимизировать количество транспортных единиц на каждом маршруте.

Использование независимого контроля за движением транспортных единиц по маршрутам, а также двусторонней связи транспортная единица - единый диспетчерский пункт позволяет оптимизировать количество транспортных единиц на маршруте, выявить сошедшие с маршрута по любой причине транспортные единицы и тем самым оптимизировать условия перевозки пассажиров, что автоматически приводит к снижению себестоимости пассажирских перевозок.

1. Система внутригородских и пригородных пассажирских перевозок безрельсовым маршрутным транспортом, содержащая множество транспортных единиц и единый диспетчерский пункт, отличающаяся тем, что каждая транспортная единица содержит терминал связи с компьютеризированной системой управления движением и обслуживания пассажиров, а также средство, обеспечивающее определение местонахождения транспортной единицы и/или средство, обеспечивающее передачу информации водителю транспортной единицы об обстановке на дорогах в зоне его маршрута.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что каждая транспортная единица дополнительно содержит средства космической навигации.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что компьютеризированная система управления движением и обслуживания пассажиров содержит цифровую запись плана населенного пункта.

4. Система по пп.1-3, отличающаяся тем, что средство, обеспечивающее определения местонахождения транспортной единицы, представляет собой автономный радиомаяк, выполненный с возможностью передачи информации о номере транспортной единицы и координат ее местонахождения, а компьютеризированная система управления движением и обслуживания пассажиров выполнена с возможностью сравнения полученных координат транспортной единицы с маршрутом ее предполагаемого движения.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что на транспортной единице дополнительно размещен развлекательно-информационный комплекс.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что в качестве транспортной единицы использованы автобус, или автобус малой вместимости, или микроавтобус.



 

Наверх