Рыбопромысловое судно с аккумулятором холода

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыбопромысловых судов, предназначенных для добычи водных биоресурсов (ВБР) и оснащенных холодильными машинами, морозильными камерами для замораживания ВБР и грузовым трюмом для хранения продукции из ВБР, и может быть использована при проектировании, строительстве новых типов судов и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности.

Рыбопромысловое судно с аккумулятором холода содержит корпус с грузовым трюмом, холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, воздушной холодильной машины и морозильного аппарата.

Новым является то, что грузовой трюм разделен на автономные отсеки, при этом, по крайней мере, один из отсеков выполнен в виде холодильной камеры, в которой размещен, по крайней мере, один аккумулятор холода, пневматически подключенный к воздушной холодильной машине.

Полезная модель позволяет улучшить экономические показатели судна за счет снижения потребления электроэнергии и экономии топлива, а также обеспечить экологическую безопасность личного состава и окружающей среды.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыбопромысловых (добывающих) судов, предназначенных для добычи водных биоресурсов (ВБР) и оснащенных холодильными машинами, морозильными камерами для замораживания ВБР и грузовым трюмом для хранения продукции из ВБР, и может быть использована при проектировании, строительстве новых типов судов и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности.

Известны рыбопромысловые (добывающие) суда являющиеся по своему назначению аналогами заявляемого, например, средний рыболовный траулер морозильный проекта 502 ЭМ (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.145-147), содержащий грузовой трюм для хранения ВБР (морепродуктов), снабженный воздухоохладителями, и оборудование для их (ВБР) предварительного замораживания (морозильные аппараты), а в качестве холодильных машин использованы традиционные парокомпрессорные холодильные машины, где в качестве хладагента применен аммиак.

Недостатком указанного аналога является необходимость дополнительных материальных затрат для принятия защитных технических мер по обеспечению безопасности эксплуатации холодильных машин на аммиаке, ввиду его высокой токсичности и пожаровзрывоопасности.

Также, известны рыбопромысловые (добывающие) суда являющиеся по своему назначению и общей компоновке, аналогами заявляемого, например, траулер-сейнер морозильный типа «Орленок» проекта «Атлантик-333» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.138), предназначенный для лова рыбы, выпуска мороженой продукции и доставки ее в порт и содержащий грузовой трюм для хранения ВБР, снабженный воздухоохладителями, а также морозильные аппараты и парокомпрессорные холодильные машины, где в качестве хладагента применен безопасный для личного состава при его использовании синтетический холодильный агент - «Хладон 22».

Недостатком указанного аналога является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении судового холодильного оборудования с применением синтетических холодильных агентов, ввиду того, что последние являются веществами, разрушающими озоновый слой, и их использование требует дополнительных мер специальной технической защиты экологической безопасности окружающей среды.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является рыбопромысловое судно с воздушной холодильной машиной (см. описание к патенту 114025 на полезную модель «Рыбопромысловое судно с холодильной установкой для замораживания криля», М.Кл. 8 B63B 35/14; F25D 13/06), предназначенное для лова ВБР, выпуска мороженой продукции и доставки ее в порт. Указанное рыбопромысловое судно снабжено холодильно-технологическим комплексом (ХТК) в составе: воздушной холодильной машины (ВХМ), в которой в качестве хладагента применен воздух, и морозильного аппарата, а также грузового трюма для хранения ВБР, оборудованного воздухоохладителями.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении рыбопромысловых судов, снабженных ХТК, в части снижения потребления электроэнергии и экономии топлива, повышения экологической безопасности личного состава и окружающей среды.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая, в первую очередь, улучшение экономических показателей работы рыбопромысловых судов за счет снижения потребления электроэнергии и экономии топлива, повышения экологической безопасности личного состава и окружающей среды путем обеспечения эффективности работы новых систем охлаждения и хранения продукции из ВБР (охлажденных и/или мороженных) с использованием в них (системах) эвтектических аккумуляторов холода.

При этом решена задача создания принципиально новой конструкции экономически высокоэффективного рыбопромыслового судна с аккумулятором холода (АКХ), которое в отношении безопасности его эксплуатации полностью отвечает всем современным техническим требованиям международных соглашений по охране окружающей среды.

Это достигается тем, что в конструкции предлагаемого рыбопромыслового судна, содержащего корпус с грузовым трюмом, холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, воздушной холодильной машины и морозильного аппарата, в отличие от ближайшего аналога-прототипа, грузовой трюм разделен на автономные отсеки, при этом, по крайней мере, один из отсеков выполнен в виде холодильной камеры, в которой размещен, по крайней мере, один аккумулятор холода пневматически подключенный к воздушной холодильной машине, что позволяет отключать воздушную холодильную машину в период пиковых нагрузок на судовую электростанцию, например, в процессе траления, подъеме трала и т.п.

Возможна конструкция, в которой холодильная камера имеет секционную конструкцию.

Одним из наиболее оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы холодильно-технологического комплекса в процессе его эксплуатации является вариант, при котором аккумулятор холода выполнен в виде герметичного контейнера, преимущественно в виде полого параллелепипеда, и снабжен теплообменником, а внешняя поверхность холодильной камеры снабжена теплоизоляцией, при этом аккумулятор холода размещен на подволоке и/или боковых стенках, и/или палубе холодильной камеры.

Возможна конструкция, в которой теплообменник аккумулятора холода выполнен в виде змеевика.

Кроме того, поставленная цель достигается тем, что воздушная холодильная машина выполнена с возможностью получения холодного воздуха с температурой в интервале от минус 60°C до минус 130°C, так как полученный с помощью ВХМ (с пожаровзрывобезопасным, нетоксичным хладагентом в виде воздуха) на ее выходе экологически чистый холодный воздух с температурой в указанном интервале в значительной степени ускоряет процесс замораживания ВБР и, тем самым, увеличивает производительность судового холодильно-технологического комплекса по замораживанию ВБР.

Также возможна конструкция, в которой, по крайней мере, одна из стенок аккумулятора холода выполнена в виде одного и более полуцилиндра и/или полусферы, что позволяет значительно увеличить площадь теплообменной поверхности.

Кроме того, возможна конструкция, в которой аккумулятор холода заполнен эвтектическим веществом, в качестве которого применен раствор солей (солевой раствор) и/или твердые вещества, и/или их смесь.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на фиг.1 которого схематично изображено рыбопромысловое судно с аккумулятором холода (продольный разрез) с «функционально» обозначенными основными элементами холодильно-технологического комплекса, на фиг.2 - поперечное сечение холодильной камеры с аккумуляторами холода, на фиг.3 - поперечное сечение аккумулятора холода, в котором три стенки аккумулятора холода выполнены в виде полуцилиндров.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является один из вариантов конструкции рыбопромыслового судна с аккумулятором холода, разработанный ОАО «Гипрорыбфлот».

Рыбопромысловое судно с аккумулятором холода, содержит корпус 1 с грузовым трюмом для хранения продукции из водных биоресурсов, в т.ч. охлажденной, соленой и мороженной продукции, рыбоперерабатывающий цех 2 и рефрижераторный отсек 3. В состав судового холодильно-технологического комплекса (ХТК) входят воздушная холодильная машина (ВХМ) 4 с хладагентом в виде воздуха и морозильный аппарат (МА) 5. ВХМ 4 размещена в рефрижераторном отсеке 3, а МА 5 размещен в рыбоперерабатывающим цехе 2 (см. фиг.1). Входящие в состав ХТК ВХМ 4 и МА 5 соединены пневматически при помощи воздухопроводов (на чертеже не показано). Грузовой трюм разделен поперечными переборками 6 на автономные отсеки 7, 8 и 9 (см. фиг.1). Отсеки 7 и 8, выполнены в виде холодильных камер (грузовых охлаждаемых помещений), которые (7 и 8) снабжены по внешней поверхности теплоизоляцией 10 (см. фиг.2), например, выполненной из пенополистерола. На внутренней поверхности холодильных камер (ХК) 7 и 8 на подволоке и/или боковых стенках установлены аккумуляторы холода (АКХ) 11 (см. фиг.1 и 2). ХК 7 и 8 выполнены в виде секционной конструкции (на чертеже не показано). АКХ 11 выполнен в виде герметичного полого параллелепипеда (контейнера), внутри которого размещен змеевик 12 (см. фиг.2) и который (контейнер) заполнен теплоаккумулирующим материалом 13 (ТАМ), например, эвтектическим раствором, в качестве которого использован (применен) соляной раствор хлористого калия. Стенки корпуса АКХ 11 могут быть выполнены в виде полуцилиндров (см. фиг.3), что позволяет значительно увеличить площадь теплообменной поверхности. Змеевик 12 пневматически при помощи воздухопроводов (на чертеже не показано) подключен к ВХМ 4. На змеевике 12 также установлены запорные клапана (на чертеже не показано) для подключения (отключения) его (12) от ВХМ 4.

Предложенную конструкцию рыбопромыслового судна с аккумулятором холода при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Поднятый на борт судна улов ВБР (на чертеже не показан), в зависимости от вида выпускаемой продукции (охлажденная или мороженная продукция), направляют либо сразу на хранение в ХК 7 и 8 (охлажденная продукция), либо на переработку в рыбоперерабатывающий цех 2 с последующим направлением на замораживание с помощью морозильного аппарата 5, либо непосредственно на замораживание в морозильный аппарат 5 (мороженная продукция). Мороженный продукт (на чертеже не показан) упаковывают и направляют любым из известных способов при помощи известных устройств в ХК 7 и 8 на хранение. Обеспечение процесса замораживания продукции из ВБР достигается путем подачи холодного воздуха от воздушной холодильной машины 4 к морозильному аппарату 5. Обеспечение процесса поддержания необходимой температуры воздуха в ХК 7 и 8 (для охлажденной продукции в интервале от 0°C до минус 2°C, для замороженной продукции не выше минус 18°C) достигается путем отдачи холода от АКХ 11, в которых (АХК) аккумулируют холод подаваемый от ВХМ 4 во время перехода судна в район лова и при минимальных нагрузках на судовую электросеть в районе лова. Таким образом, использование АХК 11 позволяет отключать ВХМ 4 машину в период пиковых нагрузок на судовую электростанцию, например, в процессе траления, подъеме трала и т.п., что дает возможность снизить потребление электроэнергии и экономить топливо, а также обеспечить экологическую безопасность личного состава и окружающей среды.

Предлагаемое рыбопромысловое судно с аккумулятором холода для обеспечения хранения водных биоресурсов дает возможность выполнить современные технические требования в части внедрения новых, экономически обоснованных, высокоэффективных технологий и оборудования для их реализации, обеспечивающих эффективность работы новых систем охлаждения и хранения продукции из ВБР (охлажденных и/или мороженных), в т.ч. с использованием эвтектических аккумуляторов холода, что обеспечивает улучшение экономических показателей работы рыбопромысловых судов за счет снижения потребления электроэнергии и экономии топлива, повышения экологической безопасности личного состава и окружающей среды.

1. Рыбопромысловое судно с аккумулятором холода, содержащее корпус с грузовым трюмом, холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере, одной воздушной холодильной машины и морозильного аппарата, отличающееся тем, что грузовой трюм разделен на автономные отсеки, при этом, по крайней мере, один из отсеков выполнен в виде холодильной камеры, в которой размещен, по крайней мере, один аккумулятор холода, пневматически подключенный к воздушной холодильной машине.

2. Рыбопромысловое судно по п.1, отличающееся тем, что холодильная камера имеет секционную конструкцию.

3. Рыбопромысловое судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что аккумулятор холода выполнен в виде герметичного контейнера, преимущественно в виде полого параллелепипеда, и снабжен теплообменником, а внешняя поверхность холодильной камеры снабжена теплоизоляцией, при этом аккумулятор холода размещен на подволоке, и/или боковых стенках, и/или палубе холодильной камеры.

4. Рыбопромысловое судно по п.3, отличающееся тем, что теплообменник аккумулятора холода выполнен в виде змеевика.

5. Рыбопромысловое судно по п.4, отличающееся тем, что воздушная холодильная машина выполнена с возможностью получения холодного воздуха с температурой в интервале от минус 60°C до минус 130°C.

6. Рыбопромысловое судно по п.5, отличающееся тем, что, по крайней мере, одна из стенок аккумулятора холода выполнена в виде одного и более полуцилиндра и/или полусферы.

7. Рыбопромысловое судно по п.6, отличающееся тем, что аккумулятор холода заполнен эвтектическим веществом, в качестве которого применен раствор солей (солевой раствор), и/или твердые вещества, и/или их смесь.



 

Похожие патенты:

Траулер // 51961

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова и представляет собой рыбопромысловый комплекс, состоящий из рыбопромыслового судна класса «супертраулер - большой морозильный рыболовный траулер-завод» и размещенного на его борту технологического рыбоперерабатывающего комплекса, сформированного на основе функциональных технологических модулей.
Наверх