Тренажер для подготовки диспетчеров рыбопромыслового флота

 

Полезная модель относится к аппаратно-программным учебно-техническим средствам и предназначено для подготовки специалистов рыбопромыслового флота. Тренажер для обучения диспетчеров рыбопромыслового флота включает рабочее место преподавателя (РМП), сервер с монитором, и, по меньшей мере, одно рабочее место обучаемого (РМО), выполненные на базе персональных компьютеров с мониторами и соединенные между собой компьютерной сетью. РМП снабжено пультом управления для настройки сервера, и тремя модулями: модулем - карта с характеристикой водной акватории, показывающей места расположения портов и плавбаз, модулем - экономика с графической характеристикой приведенной прибыл, модулем - список обучаемых с цифровой оценкой результатов их тестирования, а РМО также снабжено пультом управления, и шестью модулями: модулем - карта с характеристикой водной акватории, показывающей места расположения портов и плавбаз; модулем - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли, в который дополнительно введен модуль - цифровая характеристика оценки результатов работы обучаемого; модулем - характеристика плавбазы, включающим индикаторы, показывающие нахождение на плавбазе в качестве снабжения - топлива, банка-тары и воды, а в качестве целевой продукции - сырца, мороженой рыбы и продукции (консервов; модулем - характеристика транспортных судов; модулем - оперативные данные по транспортным судам. В целях наглядности информация с РМП и РМО может быть распечатана с помощью принтера 18. Заявляемая полезная модель способствует качественной подготовке диспетчеров специальности управления транспортом для обеспечения бесперебойного снабжения плавбаз экспедиций посредством своевременной отправки снабжения к плавбазам. 1 с.п-ф-лы, 2 з.п.-ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к аппаратно-программным учебно-техническим средствам и предназначено для подготовки специалистов рыбопромыслового флота.

Известен тренажер для промысла рыбы, содержащий ЭВМ с монитором и пультом управления, с блоками управления регуляторами напряжения, с блоком управления коммутатором промыслового освещения, соответствующим судовому пульту управления регуляторами напряжения источников света, связанными с интерфейсом ЭВМ (п. РФ 2147769, G09В 9/00, опубл. 20.04.2004).

Известный тренажер решает только статическую задачу промысла - управление объектом лова. Это является недостаточным для подготовки грамотного специалиста промышленного рыболовства. Данный тренажер не решает задачу обеспечения рыбопромысловой экспедиции, т.е. не подходит для подготовки диспетчеров рыбопромыслового флота.

Известен тренажерный комплекс для подготовки экипажей кораблей преимущественно по обслуживанию корабельных систем, включающий, по крайней мере, одно рабочее место обучаемого, рабочее место инструктора, систему обмена данными, программную среду. Рабочее место обучаемого включает имитаторы функциональных корабельных систем. Рабочее место инструктора на базе ПЭВМ с периферией подключено к системе обмена данными в составе контроллеров и модуля релейных сигналов. Система обмена данными также соединена с рабочим местом обучаемого. Обучаемый выполняет на рабочем месте обучаемого ситуационное задание с устранением реальных неисправностей корабельной системы, результат визуализируется на мониторе пульта управления корабельной системой и оценивается по критериям успешности (п. РФ 2340950, G09В 9/06, опубл. 10.12.2008 г.).

К недостаткам известного устройства следует отнести следующее:

- программная среда не позволяет использовать его для подготовки диспетчеров рыбопромыслового флота;

- оценка результатов обучаемого производится путем простого сравнения ответа, выбираемого из ответов системы управления, в которую ответы вносятся преподавателем, т.е. в обучение вносится элемент субъективизма;

- не обеспечивается элемент состязательности при обучении группы студентов, а также не позволяет оценить результаты подготовки обучаемого экономически.

Наиболее близким техническим решением по достигаемому результату и количеству существенных признаков к заявляемому изобретению является морской интеллектуальный тренажер для подготовки судоводителя морского флота. Тренажер содержит выполненные на базе персональных компьютеров рабочие места обучаемых, блок руководителя обучения (рабочее место преподавателя), блок оценки действий обучаемого, средства адаптации обучающей программы под конкретного пользователя и интеллектуальный интерфейс, обеспечивающий взаимодействие обучаемого и преподавателя с другими блоками тренажера (п. РФ 2251157, G09В 9/06, опубл. 20.08.2004).

Однако данный тренажер решает узкие сугубо транспортные задачи. С помощью этого тренажера невозможно подготовить рыбака, владеющего знаниями диспетчера промыслового флота, поскольку задачи, стоящие при обучении рыбака и транспортника разные. При подготовке грамотного рыбака в современных условиях конкуренции следует учитывать, что он должен знать не только производственный цикл, но и быть коммерческим директором, т.е. знать всю финансовую составляющую промысла.

Задачей, поставленной при создании полезной модели, является подготовка диспетчеров специальности управления транспортом для обеспечения бесперебойного снабжения плавбаз экспедиций посредством своевременной отправки снабжения к плавбазам.

Поставленная задача решается тем, что в известном тренажере, включающем рабочее место преподавателя и, по меньшей мере, одно рабочее место обучаемого, выполненные на базе персональных компьютеров с мониторами и соединенные между собой компьютерной сетью, с блоком оценки действий обучаемого, согласно заявляемой полезной модели, рабочие места преподавателя и обучаемого снабжены пультом управления, модулем - карта с характеристикой водной акватории, показывающей места расположения портов и плавбаз, а блок оценки действий обучаемого, выполнен в виде модуля - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли. Рабочее место преподавателя дополнительно снабжено модулем - список обучаемых с цифровой оценкой результатов их тестирования, а рабочее место обучаемого дополнительно снабжено модулями: характеристика плавбазы, характеристика транспортных судов, оперативными данные по транспортным судам, при этом в модуль - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли, дополнительно включен модуль - цифровая характеристика оценки результата работы обучаемого.

С целью учета всех возможных составляющих, влияющих на конечный результат рыбопромысловой экспедиции, модуль - характеристика плавбазы снабжен индикаторами, показывающими нахождение на плавбазе в качестве снабжения - топлива, банка-тары и воды, а в качестве целевой продукции - сырца, мороженой рыбы и продукции, в основном, представленной в виде консервов.

Состояние рабочих мест преподавателя и обучаемого, поддерживаемые и регулируемые с помощью пультов управления, оперативно отображаются на мониторах персональных компьютеров в режиме реального времени.

На фиг.1. приведена общая схема тренажерного комплекса; на фиг.2 - вид монитора рабочего места преподавателя с оперативными данными модулей; на фиг.3. - вид монитора рабочего места одного из обучаемых с оперативными данными модулей; на фиг.4. - вид монитора рабочего места другого обучаемого с оперативными данными модулей.

Тренажер для обучения диспетчеров рыбопромыслового флота включает рабочее место преподавателя (РМП) 1, сервер с монитором, и, по меньшей мере, одно рабочее место обучаемого (РМО) 2, выполненные на базе персональных компьютеров с мониторами и соединенные между собой компьютерной сетью 3. РМП снабжено пультом управления 4 настройка сервера, и тремя модулями: модулем - карта с характеристикой водной акватории, показывающей места расположения портов и плавбаз 5, модулем - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли 6, модулем - список обучаемых с цифровой оценкой результатов их тестирования 7, а РМО также снабжено пультом управления 4, и шестью модулями: модулем - карта с характеристикой водной акватории, показывающей места расположения портов и плавбаз 5; модулем - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли 6, в которой дополнительно введен модуль - цифровая характеристика оценки результатов работы обучаемого 8; модулем - характеристика плавбазы 9, включающим индикаторы, показывающие нахождение на плавбазе в качестве снабжения - топлива 10, банка-тары 11 и воды 12, а в качестве целевой продукции - сырца 13, мороженой рыбы 14 и продукции (консервов) 15; модулем - характеристика транспортных судов 16; модулем - оперативные данные по транспортным судам 17. В целях наглядности информация с РМП и РМО может быть распечатана с помощью принтера 18.

Тренажер работает следующим образом.

Преподаватель включает сервер с монитором (рабочее место) 1, при этом в верхней части монитора сервера на пульте управления 4 настройки сервера отображается состояние сервера и указывается дата и время тестирования. Преподаватель вносит фамилии, имена и отчества обучаемых в модуль - список обучаемых с цифровой оценкой результатов их тестирования 7, затем указывает каждому из обучаемых порт и плавбазу с которыми они должны работать. Конкретный порт и плавбаза экспедиции выбираются преподавателем из портов и плавбаз, расположения которых показаны на модуле - карта с характеристикой водной акватории 5. При этом указанные преподавателем порт и плавбазы высвечиваются также на модуле - карта с характеристикой водной акватории 5 на мониторе РМО (см. фиг.3 - вид монитора первого обучаемого и фиг.4 - вид монитора второго обучаемого). В ходе выполнения задания обучаемый должен выбрать транспортное судно или суда из банка данных имеющихся в модуле - характеристика транспортных судов 16. Транспортное судно выбирается обучаемым с использованием знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки, с учетом характеристик судна: вместимостью его трюмов, количеством принимаемых на борт топлива, воды, объемом морозильных камер, скорости судна и стоимости аренды.

Обучаемый производит загрузку судна снабжением в порту для последующей передачи снабжения на плавбазу, указанную преподавателем и высвечиваемую на модуле - карте 5 монитора обучаемого.

По мере загрузки обучаемый отправляет транспортное судно из порта к плавбазе. Метка с названием судна передвигается по карте 5 с фактической скоростью судна, указанной в базе данных в модуле - характеристика транспортных судов 16, но масштаб времени определяется преподавателем. При этом масштаб времени является общим для всех тестируемых и задается пультом настройки 4 сервера преподавателя.

Обучаемый подводит выбранное транспортное судно к плавбазе выгружает снабжение, что оперативно отмечается на модуле - характеристика плавбазы путем изменения состояния индикаторов топлива 10, банка-тары 11 и воды 12, а с плавбазы принимает целевую продукцию в виде сырца 13, мороженой рыбы 14 и консервов 15.

Результаты работы судов, выбранных студентами для снабжения рыбопромысловой экспедиции в модуле - характеристике транспортных судов 16, отображаются в виде оперативной информации в таблице модуля - оперативные данные по транспортным судам 17.

По мере заполнения таблицы модуля - оперативные данные по транспортным судам 17 автоматически заполняется также модуль - цифровой характеристики оценки результатов работы обучаемого 8. При этом в графе расходы учитывается стоимость аренды, а сумма, полученная от доставки продукции в расходы, разница между дохами и расходами показывают прибыль. Одновременно результаты работы обучаемого отображаются в целях наглядности в модуле - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли 6. График приведенной прибыли показывается как на мониторе РМО, так и на мониторе РМП. Приведенная прибыль - это условная цифра, характеризующая усредненную эффективность работы транспортных судов, выбранных обучаемым. Именно по приведенной прибыли оценивается работа обучаемого. Обучаемый может выбирать для снабжения рыбопромысловой экспедиции несколько транспортных судов либо одно. Главное, чтобы, в конечном результате, была положительная эффективность работы диспетчера. Результаты тестирования фиксируются на принтере 18 в качестве отчетного документа.

На фиг.3 представлена работа первого обучаемого, в частности, Еремина Ю.В., ему была поставлена задача - обеспечить снабжение плавбазы 1, работающей в районе Южных Курил, порт снабжения Владивосток. Для снабжения плавбазы 1 Еремин Ю.В. использовал два типа транспортных судов: «Радужный» и «Моряна».

На фиг.4 представлена работа второго обучаемого, Бурлакова Д.Б., ему была поставлена задача - обеспечить снабжение плавбазы 2, также работающей в районе Южных Курил, порт снабжения Владивосток. Для снабжения плавбазы 2 Бурлаков Д.Б. использовал одно транспортное судно «Бухта Русская». Как видно, из результатов, отображенных в модуле - экономика с графической характеристикой 6 на РМП, эффективно сработал первый обучаемый - Еремин Ю.В., его работа должна быть оценена преподавателем положительно.

Информация, включенная в базу данных модуля - характеристика транспортных судов 16, является оперативной информацией, характеризующей реальные транспортные суда, которые на протяжении многих лет участвовали в снабжении действующих рыбопромысловых экспедиций. Это обеспечивает качественную подготовку диспетчеров для работы в реальных условиях.

Для усложнения степени подготовки преподаватель имеет возможность вносить корректировку в процесс снабжения экспедиций, изменяя погодные условия, например, вызывая шторм, падает скорость продвижения малотоннажных транспортных судов на несколько дней. При шторме потери скорости малых транспортных судов условно составляет 30%. Обучаемые должны использовать ранее полученные знания по вопросам эксплуатации судов и экономики. Все что используется обучаемым оказывает влияние на конечный результат и позволяет преподавателю оценить качество подготовки обучаемого. Одновременное тестирование нескольких обучаемых и возможность визуального просмотра графиков приведенной прибыли на мониторе РМО других обучаемых, вызываемых кнопкой просмотр на модуле - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли, вносит элемент игры в процесс обучения, что способствует повышению качества обучения.

1. Тренажер, включающий рабочее место преподавателя и, по меньшей мере, одно рабочее место обучаемого, выполненные на базе персональных компьютеров с мониторами и соединенные между собой компьютерной сетью, снабженные блоком оценки действий обучаемого, отличающийся тем, что рабочие места преподавателя и обучаемого снабжены пультом управления, модулем - карта с характеристикой водной акватории, показывающей места расположения портов и плавбаз, а блок оценки действий обучаемого выполнен в виде модуля - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли, при этом рабочее место преподавателя дополнительно снабжено модулем - список обучаемых с цифровой оценкой результатов их тестирования, а рабочее место обучаемого дополнительно снабжено модулями: характеристика плавбазы, характеристика транспортных судов, оперативные данные по транспортным судам, кроме того, в модуль - экономика с графической характеристикой приведенной прибыли дополнительно включен модуль цифровой характеристики оценки результата работы обучаемого.

2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что модуль - характеристика плавбазы снабжен индикаторами, показывающими нахождение на плавбазе в качестве снабжения - топлива, банка-тары и воды, а в качестве целевой продукции - сырца мороженой рыбы и продукции.

3. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что состояние рабочих мест преподавателя и обучаемого отображаются оперативно на мониторах в режиме реального времени.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова и представляет собой рыбопромысловый комплекс, состоящий из рыбопромыслового судна класса «супертраулер - большой морозильный рыболовный траулер-завод» и размещенного на его борту технологического рыбоперерабатывающего комплекса, сформированного на основе функциональных технологических модулей.
Наверх