Система обучения персонала для тренажеров локомотивных бригад тягового подвижного состава

 

Устройство позволяет повысить скорость диагностики оборудования, обеспечить оперативную модернизацию и расширить функциональные возможности. Указанный технический результат достигается тем, что система содержит модуль рабочего места инструктора, блок моделирования с модулями моделей тягового подвижного состава, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста, связанные между собой посредством локальной сети. Введены канал связи, центральный сервер, подсоединенный к каналу связи. Модули моделей стандартных систем тягового подвижного состава, поезда и пути блока моделирования выполнены перепрограммируемыми. Модуль рабочего места инструктора снабжен средствами подключения к каналу связи и к локальной сети. Память центрального сервера хранит данные по меньшей мере о двух системах обучения и по меньшей мере о двух моделях тягового подвижного состава, поезда и пути для диагностики и модернизации системы обучения. 4 з.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к системам обучения для тренажеров локомотивных бригад тягового подвижного состава и может быть использована для дистанционной диагностики тренажеров, а также их модернизации.

Известна система обучения на тренажере машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, 09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Эта система обучения содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

Известна система обучения для тренажеров машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с моделями тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, модулем путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации (патент РФ на полезную модель РФ 8621).

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами выбора заданий и управления обучением, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с моделями тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, модулем путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации (патент РФ на полезную модель 102133).

Ограничением всех известных систем является невозможность оперативной диагностики правильности и точности их функционирования, а также невозможность проведения дистанционной модернизации этих систем. Для модернизации и диагностики системы обучения требуется выезд специалиста на место установки тренажера для замены модулей блока моделирования. Если модули блока моделирования даже выполнить программируемыми, то также требуется выезд специалиста.

Учитывая, что системы обучения на тренажерах машиниста широко эксплуатируются на сети железных дорог, возникает необходимость дистанционной диагностики работы этих систем. Кроме того, в процессе эксплуатации появляется необходимость модернизации систем обучения, например, в случае усовершенствования различных систем тягового подвижного состава, требующих изменения моделей этих систем. Такую модернизацию также целесообразно проводить дистанционно.

Решаемая полезной моделью задача - расширение технико-эксплуатационных возможностей и обеспечение возможности дистанционной диагностики и модернизации системы обучения.

Технический результат, который может быть получен при выполнении полезной модели, - повышение скорости диагностики оборудования, обеспечение оперативной модернизации и переналадки системы обучения, расширение функциональных возможностей.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в известной системе обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащей модуль рабочего места инструктора, блок моделирования с модулями моделей тягового подвижного состава, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста, связанные между собой посредством локальной сети, согласно заявленному устройству введены канал связи, центральный сервер, подсоединенный к нему, модули моделей тягового подвижного состава, поезда и пути блока моделирования выполнены перепрограммируемыми, а модуль рабочего места инструктора снабжен средствами подключения к каналу связи и к локальной сети, память центрального сервера хранит данные по меньшей мере о двух системах обучения и по меньшей мере о двух моделях стандартных систем тягового подвижного состава, поезда и пути для диагностики и модернизации системы обучения.

Возможны дополнительные варианты выполнения устройства, в которых целесообразно, чтобы:

- модуль рабочего места инструктора был снабжен органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, связанными с локальной сетью;

- модулями моделей стандартных систем тягового подвижного состава, поезда и пути блока моделирования служили модуль моделей тяги, модуль моделей тормозов тягового подвижного состава и поезда, модуль моделей путевых устройств, модуль моделей устройств безопасности, модуль визуализации путевой обстановки, модуль имитации звуковых сигналов, каждый из которых связан с локальной сетью;

- модуль рабочего места машиниста был снабжен органами управления и элементами индикации, каждый из которых связан с локальной сетью;

- в качестве канала связи была использована сеть Интернет или отраслевая сеть.

Указанные преимущества, а также особенности настоящей полезной модели поясняются лучшим вариантом ее выполнения со ссылками на прилагаемый чертеж.

Фиг.1 изображает функциональную схему заявленной системы.

Заявленная система обучения (фиг.1) содержит модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 выбора заданий и управления обучением, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста или локомотивной бригады - машиниста и его помощника, а также средства 4 подключения к каналу 5 связи (компьютерной сети передачи данных Интернет или отраслевой). Модуль 1 рабочего места инструктора реализован на базе стандартных устройств вычислительной техники, в том числе системного блока, мониторов, клавиатуры, манипулятора «мышь» (на фиг.1 не показаны). Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по локальной сети 6 (компьютерной) с блоком 7 моделирования, который содержит модули моделей различных стандартных систем тягового подвижного состава, поезда и пути, в том числе модуль 8 моделей тяги, модуль 9 моделей тормозов тягового подвижного состава и поезда, модуль 10 моделей путевых устройств, модуль 11 моделей устройств безопасности, модуль 12 визуализации путевой обстановки, модуль 13 имитации звуковых сигналов. Блок 7 моделирования может быть реализован на основе системного блока компьютера или на базе перепрограммируемых специализированных вычислительных устройств.

В состав модуля 12 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например, видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 13 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышит локомотивная бригада в кабине тягового подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны).

Модуль 1 рабочего места инструктора также связан по локальной сети 6 с модулем 14 рабочего места машиниста (локомотивной бригады) тягового подвижного состава, который располагается, например, в макете кабины тягового подвижного состава и содержит органы 15 управления и элементы 16 индикации, аналогичные стандартному оборудованию рабочего места локомотивной бригады в кабине тягового подвижного состава.

Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по каналу связи 5 передачи данных с центральным сервером 17, блок 18 памяти которого содержит информацию о системах обучения, в том числе библиотеку моделей различных систем тягового подвижного состава, поезда и пути (на фиг.1 не показаны). С центральным сервером 17 связано также рабочее место 19 оператора для диагностики и модернизации систем обучения, которое может быть реализовано на основе стандартных устройств вычислительной техники, в том числе системного блока, мониторов, клавиатуры, манипулятора (на фиг.1 не показаны).

Функционирование системы обучения персонала для тренажеров локомотивных бригад тягового подвижного состава (фиг.1) осуществляется следующим образом.

В штатном режиме перед началом и во время учебной поездки инструктор на своем рабочем месте посредством модуля 1 с помощью органов 2 выбора заданий и управления обучением управляет процессом обучения на тренажере, в том числе созданием нештатных ситуаций, и с помощью элементов 3 индикации и контроля действий локомотивной бригады контролирует ее действия и состояние системы обучения.

Локомотивная бригада на своих рабочих местах модуля 14 управляет движением поезда с помощью органов 15 управления, наблюдает за состоянием локомотивного оборудования с помощью элементов 16 индикации, следит за путевой обстановкой, сформированной модулем 12 визуализации путевой обстановки с помощью видеопроектора на экране. Характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 13 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок. Кроме того, согласно алгоритму работы типовой автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН) машинист подтверждает свою бдительность нажатием рукоятки бдительности (РБ) при очередной проверке бдительности по свистку электропневматического клапана автостопа (ЭПК) или при смене показаний локомотивного светофора (ЛС) на более запрещающие показания (РБ, ЭПК, ЛС на фиг.1 не показаны).

В памяти центрального сервера 17 хранятся данные о различных системах обучения (по меньшей мере двух) и различных моделях (по меньшей мере двух) стандартных систем локомотива, поезда и пути.

В случае необходимости диагностики системы обучения к модулю 1 рабочего места инструктора с помощью стандартных средств подключения по удаленному доступу через канал связи 5 подключается рабочее место 19 для диагностики и модернизации системы обучения. В этом случае с этого рабочего места можно управлять работой системы обучения и проводить ее диагностику аналогично таким же действиям, проводимым инструктором на своем рабочем месте, например с помощью элементов 3 индикации и контроля действий локомотивной бригады проверяется соответствие показаний приборов и индикаторов органам управления на пульте управления тяговым подвижным составом.

В случае необходимости модернизации системы обучения, например замены технических характеристик одной из моделей тягового подвижного состава, поезда и пути, с помощью рабочего места 19 диагностики и модернизации системы обучения выбирается необходимая модель из библиотеки моделей различных систем тягового подвижного состава, поезда и пути в блоке 18 памяти и с помощью стандартных средств передачи данных по каналу связи 5 (компьютерной сети передачи данных) пересылается эта модель для замены в соответствующем модуле блока 7 моделирования.

Таким образом, заявленная система обучения позволяет повысить скорость диагностики оборудования, обеспечить оперативную модернизацию и переналадку системы обучения, расширить функциональные возможности за счет использования на одном тренажере по существу нескольких систем обучения, а также различных моделей тягового подвижного состава, поезда и пути.

Наиболее успешно заявленная система обучения персонала для тренажеров локомотивных бригад тягового подвижного состава промышленно применима для обучения персонала на железнодорожном транспорте.

1. Система обучения персонала на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая модуль рабочего места инструктора, блок моделирования с модулями моделей тягового подвижного состава, поезда и пути, модуль рабочего места машиниста, связанные между собой посредством локальной сети, отличающаяся тем, что введены канал связи, центральный сервер, подсоединенный к нему, модули моделей тягового подвижного состава, поезда и пути блока моделирования выполнены перепрограммируемыми, а модуль рабочего места инструктора снабжен средствами подключения к каналу связи и к локальной сети, память центрального сервера хранит данные по меньшей мере о двух системах обучения и по меньшей мере о двух моделях тягового подвижного состава, поезда и пути для диагностики и модернизации системы обучения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что модуль рабочего места инструктора снабжен органами выбора заданий и управления обучением, элементами индикации и контроля действий машиниста, связанными с локальной сетью.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что модулями моделей тягового подвижного состава, поезда и пути блока моделирования служат модуль моделей тяги, модуль моделей тормозов тягового подвижного состава и поезда, модуль моделей путевых устройств, модуль моделей устройств безопасности, модуль визуализации путевой обстановки, модуль имитации звуковых сигналов, каждый из которых связан с локальной сетью.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что модуль рабочего места машиниста снабжен органами управления и элементами индикации, каждый из которых связан с локальной сетью.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что в качестве канала связи использована сеть Интернет или отраслевая сеть.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения информационными ресурсами в сети связи для создания инфраструктуры образовательных услуг для деятельности воспитателей, учителей и преподавателей, направленной на развитие умственных способностей людей, в том числе находящихся в движении вне классов и аудиторий, в частности в учебном процессе, а также любыми заинтересованными потребителями
Наверх