Люк транспортного средства или стационарного сооружения

 

Полезная модель направлена на повышение уровня надежности, безопасности при монтаже, эксплуатации и ремонте оборудования, размещенного в подлюковом пространстве, улучшение условий монтажа, эксплуатации и ремонта. Указанный технический результат достигается тем, что в люке транспортного средства или стационарного сооружения, содержащего в своем составе крышку люка с устройством закрепления на транспортном средстве или стационарном сооружении, направляющее устройство, уплотнение, крышка люка выполнена с устройством закрепления в виде системы откидного крепежа, расположенного по контуру крышки люка транспортного средства или стационарного сооружения, направляющее устройство выполнено в виде параллельно-ориентирующего механизма с разгрузочно-амортизирующим устройством, расположенными внутри транспортного средства или стационарного сооружения. Уплотнение выполнено в виде двух эквидистантных друг-другу замкнутых пространственных желобов, в одно из которых вложена уплотнительная прокладка, с возможностью взаимодействия при закрывании крышки люка. При этом параллельно-ориентирующий механизм выполнен в виде рычажно-параллелограммного механизма, что разгрузочно-амортизирующее устройство выполнено в виде торсионного разгрузочно-амортизирующего устройства, торсионное разгрузочно-амортизирующее устройство выполнено с двумя скрещивающимися торсионами и каждый торсион выполнен с загнутыми концами, один Г-образной, а другой - П-образной формы, а система откидного крепежа выполнена как совокупность комплектов из откидных болтов с гайками, пружинными шайбами и П-образными планками, расположенными на крыше транспортного средства или стационарного сооружения и кронштейнов с открытыми продолговатыми отверстиями, расположенными против соответствующих комплектов откидных болтов, при этом гайки выполнены нетеряющимися.

Полезная модель относится к люкам транспортного средства или стационарного сооружения, преимущественно к люкам для установки, обслуживания и ремонта оборудования электровозов.

Известен люк съемного модуля пуско-тормозных резисторов (ПТР) электровоза 2ЭС6 (см. «Электровоз грузовой постоянного тока 2ЭС6 с коллекторными тяговыми электродвигателями» Руководство по эксплуатации, 2ЭС6.00.000.000 РЭ Часть 6, с.91, 92).

Известный люк состоит из крышки люка, содержащую в своем составе обшитую листом пространственную рамную конструкцию, устройство закрепления, ручки и уплотнение, систему тяг, ограничивающих ход крышки люка в открытом положении и замкнутых пространственных сопряженных стыков по контуру герметизации на корпусе модуля ПТР и на крышке люка. При этом крышка люка закреплена на петлях к корпусу модуля ПТР со стороны борта модуля ПТР.

Недостатком известного люка является увеличение габарита модуля ПТР, а следовательно и электровоза, в поперечной проекции электровоза на величину возвышения крышки люка при переводе ее в открытое вертикальное положение, что снижает доступ к оборудованию в ограниченном пространстве или под контактной сетью и снижает безопасность обслуживания. Расположение петель люка со стороны борта модуля ПТР исключает доступ для монтажа, обслуживания и ремонта оборудования в модуле ПТР в наиболее благоприятном месте. К недостаткам относится и отсутствие уравновешивающего механизма для открывания крышки люка из-за необходимости приложения значительного усилия к крышке люка при открывании.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели является люк на крыше кабины управления электровоза 2ЭС10 для установки и обслуживания кондиционера (см. «Электровоз грузовой постоянного тока 2ЭС10 с асинхронными тяговыми электродвигателями» Руководство по эксплуатации, 2ЭС10.00.000.000 РЭ Часть 1, с.141, 142; «Электровоз грузовой постоянного тока 2ЭС10 с асинхронными тяговыми электродвигателями» Руководство по эксплуатации, 2ЭС10.00.000.000 РЭЗ Часть 4, с.10, 11 и комплект чертежей на люк кабины управления электровоза 2ЭС10 согласно спецификации ЮГИШ.667226.010).

Известный люк на крыше кабины управления, расположенный над отсеком для кондиционера, состоит из крышки люка, выполненной из обшитой гнутым листом пространственной рамной конструкции, при этом обшивочный лист крышки люка сверху наклонен в сторону передней части кабины управления с дополнительным наклоном в передней части, а по бокам выполнен совпадающим с наклонными боковыми участками крыши кабины управления. Задняя сторона обшивочного листа выполнена вертикальной и является задней стенкой крышки люка. Сверху на задней части обшивки установлены две симметрично расположенные относительно продольной оси крышки люка шарнирные ручки с продолговатыми отверстиями под винты и захватами для рук в подвижной части шарниров. Эти шарниры выполняют функцию крепления и перемещения крышки люка. Крышка люк оснащена двумя расположенными по бокам крышки люка и закрепленными изнутри к обшивочному листу ползунами с перекрестие расположенными в вертикальной и горизонтальной плоскостях роликами. На крыше кабины управления вдоль продольных кромок прямоугольного отверстия люка закреплены два Г-образных профиля полками в сторону боковых стенок кабины управления, которые образуют с горизонтальной поверхностью крыши кабины управления две С-образные направляющие, в полости которых располагаются ролики ползунов с возможностью перемещения горизонтально расположенных роликов, при открытии и закрытии крышки люка, по вертикальным стойкам Г-образных профилей, тем самым ограничивая смещение крышки люка влево-вправо, и с возможностью перемещения вертикально расположенных роликов по горизонтальной поверхности крыши кабины с ограничением смещения крышки люка в вертикальном направлении горизонтальными полками Г-образных профилей. Совокупность ползунов с роликами и С-образных направляющих формирует направляющее устройство для перемещения крышки люка из одного положения в другое в горизонтальном направлении. Крыша кабины управления, в месте расположения люка в закрытом положении, в боковой проекции выполнена в виде уступа таким образом, что вертикальная (задняя) стенка обшивочного листа крышки люка имеет стык с вертикальной поверхностью уступа крыши, при этом задняя кромка верхней поверхности обшивочного листа крышки люка находится в одной плоскости с верхней горизонтальной поверхностью уступа, а передняя и боковые наклонные стенки имеют стыки с зазором с нижней горизонтальной поверхностью крыши кабины. Данные стыки выполняют функцию щелевых уплотнений. Прямоугольное отверстие люка, расположенное под крышкой люка в закрытом положении, по периметру имеет горловину на горизонтальной поверхности крыши кабины управления, выполняющую функцию отбойника, защищающего прямое попадание влаги, снега, пыли, грязи и посторонних предметов в отверстие люка. Для ограничения продольного перемещения крышки в открытое положение, на концах Г-образных профилей со стороны передней части кабины управления установлены стопоры, а на ползунах с противоположной стороны установлены ограничители, которые при перемещении крышки люка упираются в стопоры. Перемещение крышки люка из закрытого положения люка в открытое положение производится с помощью захватов в шарнирных ручках. На верхней горизонтальной поверхности уступа крыши кабины выполнены резьбовые отверстия для осуществления закрепления крышки люка в закрытом положении винтами через продолговатые отверстия в шарнирных ручках.

Недостатком известного люка на крыше кабины управления является то, что люк имеет только щелевое уплотнение с неконтролируемыми зазорами и поэтому имеет прямой контакт с окружающей средой через зазоры между кабиной и крышкой люка, что приводит к попаданию влаги, снега, грязи и посторонних предметов в направляющее устройство и к образованию льда при замерзании воды. Конструкция направляющего устройства с относительно короткой базой расположения роликов вдоль направления перемещения крышки люка и широко расставленных по ширине люка склонна к перекосам и заеданиям и требует приложения значительного усилия для перемещения крышки люка. Попадание влаги, снега, грязи и посторонних предметов и образование льда усиливает заедания, заклинивание, вызывает повышенный износ направляющего устройства, требует повышенного усилия для перемещения крышки люка. Недостатком данной конструкции так же является то, что крышка люка фиксируется на кабине управления с одной стороны с помощью шарнирных ручек путем закрепления винтами, что приводит из-за наличия повышенных зазоров для компенсации отклонений расположения и формы элементов направляющего устройства к возникновению при движении электровоза вибраций, биений и повышенного шума. Ввиду значительного веса, возникновению перекосов и неплавности хода для перемещения крышки люка приходится прикладывать значительные и неравномерные усилия, что делает эту операцию небезопасной, особенно при открывании люка, из-за ограниченной площади крыши кабины управления. Конструкция крепления крышки люка к кабине двумя винтами с пружинными и плоскими шайбами через продолговатые отверстия в подвижной части петель может привести к утере винтов, как при стационарном обслуживании, так и в движении из-за вибраций, ввиду того, что применение стальных подкладных плоских шайб сводит на нет стопорящий эффект врезания зубчиков пружинной шайбы.

Техническим результатом, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, является повышение уровня надежности, безопасности при монтаже, эксплуатации и ремонте оборудования, размещенного в подлюковом пространстве, улучшение условий монтажа, эксплуатации и ремонта.

Заявляемый результат достигается тем, что в известном люке транспортного средства или стационарного сооружения, содержащий в своем составе крышку люка с устройством закрепления на транспортном средстве или стационарном сооружении, направляющее устройство, уплотнение, крышка люка выполнена с устройством закрепления в виде системы откидного крепежа, расположенного по контуру крышки люка транспортного средства или стационарного сооружения, направляющее устройство выполнено в виде параллельно-ориентирующего механизма с разгрузочно-амортизирующим устройством, расположенными внутри транспортного средства или стационарного сооружения, а уплотнение выполнено в виде двух эквидистантных друг-другу замкнутых пространственных желобов, в одно из которых вложена уплотнительная прокладка из упругого материала, с возможностью взаимодействия при закрывании крышки люка. Конкретная форма выполнения ориентирующего механизма с разгрузочно-амортизирующим устройством - рычажно-параллелограммный механизм с торсионным разгрузочно-амортизирующим устройством, при этом торсионы расположены скрещенными и каждый торсион выполнен с загнутыми концами, один конец Г-образной, а другой конец - П-образной формы. Конкретная форма выполнения устройства закрепления крышки люка на транспортном средстве или стационарном сооружении - система откидного крепежа в виде совокупности комплектов из откидных болтов с гайками, пружинными шайбами и П-образными планками, расположенными на крыше транспортного средства или стационарного сооружения и кронштейнов с открытыми продолговатыми отверстиями, расположенными против соответствующих комплектов откидных болтов, при этом гайки выполнены нетеряющимися.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами, где:

На фиг.1 - изображен люк транспортного средства или стационарного сооружения, общий вид.

На фиг.2 - изображено аксонометрическое изображение люка транспортного средства или стационарного сооружения в открытом положении.

На фиг.3 - изображен выносной вид А на фиг.2.

На фиг.4 - изображен выносной вид Б на фиг.2.

На фиг.5 - изображен разрез В-В на фиг.1.

На фиг.6 - изображен разрез Г-Г на фиг.5.

На фиг.7 - изображен разрез Д-Д на фиг.5.

На фиг.8 - изображен выносной вид Е на фиг.1.

В связи с тем, что графическое изображение фигур 1, 2, 5 заявленной полезной модели плохо читаются при вертикальном расположении длинных сторон листа, целесообразно было расположить листы горизонтально, что позволило существенно укрупнить чертежи.

Люк транспортного средства или стационарного сооружения состоит из расположенного на крыше транспортного средства или стационарного сооружения 1 крышки люка 2 с шарнирной ручкой 3, рычагов 4.1 и 4.2 с проушинами 5.1 и 5.2, соответственно, тяг 6.1 и 6.2, шарнирных узлов 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4, торсионов 8.1 и 8.2 с загнутыми Г-образными и П-образными концами 9.1 и 9.2, соответственно, устройства закрепления 10, состоящего из нескольких узлов крепления, размещенных по периметру герметизации и состоящих из кронштейнов 11, откидных болтов 12 с гайками 13, П-образными планками 14 и пружинными шайбами 15, пространственных желобчатых стыков 16 и 17, расположенных на крыше транспортного средства или стационарного сооружения 1 и крышке люка 2, соответственно, уплотнительной прокладки 18 и кронштейнов 19.1 и 19.2 с группой отверстий 20.1 и 20.2, служащих для заделки торсионов 8.1 и 8.2.

Заявленная полезная модель осуществляется следующим образом. На крыше транспортного средства или стационарного сооружения 1 по контуру проема люка с помощью сварки формируется пространственный замкнутый желобчатый стык 16. Далее на торцевую стенку проема люка крепятся кронштейны 19.1 и 19.2, к которым с помощью шарнирных узлов 7.1 и 7.2 крепятся рычаги 4.1 и 4.2, соответственно. Затем рычаги 4.1 и 4.2 переводятся в положение, соответствующее положению И крышки люка 2 (в положение И торсионы 8.1 и 8.2 находятся в свободном состоянии) и производится установка торсионов 8.1, 8.2 заделкой П-образных концов 9.2 торсионов 8.1 и 8.2 в отверстия 20.1 и 20.2 кронштейнов 19.1 и 19.2, соответственно, и Г-образных концов 9.1 торсионов 8.1 и 8.2 в отверстия проушин 5.1 и 5.2, соответственно. При такой установке торсионы располагаются в пространстве скрещенными и обеспечивают компактность разгрузочно-амортизирующего устройства. Далее к шарнирам 7.3, 7.4 крепят крышку люка 2 с сформированными, при помощи сварки, пространственным желобчатым стыком 17 с уплотнительной прокладкой 18 и шарнирной ручкой 3. Далее, для обеспечения поступательного движения крышки люка 2, устанавливают тяги 6.1, 6.2, одним концом закрепляют к крыше транспортного средства или стационарного сооружения 1, другим - к крышке люка 2, при этом соединение тяг 6.1, 6.2 с крышкой люка 2 и крышей кабины 1 - шарнирное. При шарнирной установке рычагов 4.1, 4.2 и тяг 6.1, 6.2 формируется направляющее устройство в виде рычажно-параллелограммного механизма. Назначение данного механизма - перевод крышки люка из закрытого положения в открытое и наоборот. В положении Ж и К торсионы находятся во взведенном состоянии, а в положении И - в свободном. Герметизация стыков 16 и 17 и закрепление крышки люка 2 производится в закрытом положении Ж крышки люка 2 при помощи устройства закрепления 10 путем крепления откидных болтов 12 гайками 13 на кронштейнах 11. Стопорение гаек 13 производится пружинными шайбами 15 и П-образными планками 14, которые охватывают кронштейны 11, что предотвращает проворот планок, и пружинных шайб 15. Для исключения полного свертывания гаек 13 с нарезных концов откидных болтов 12, на торцах болтов выполнена расклепка или раскерновка. При перемещении из закрытого положения Ж в положение К и обратно крышка люка 2 совершает поступательное движение. При открытии и закрытии крышки люка 2 торсионы 8.1, 8.2 выполняют работу двойного действия - разгрузочно-амортизирующее действие, то есть, при перемещении крышки люка 2 из положения Ж в положение К на участке от положения Ж до положения И торсионы 8.1, 8.2 снижают усилие перемещения крышки люка 2, а на участке от положения И до положения К крышка люка 2 перемещается вниз под действием собственного веса, при этом торсионы начинают взводится в противоположную сторону и амортизируют крышку люка вплоть до соприкосновения крышки люка 2 с крышей транспортного средства или стационарного сооружения 1. Процесс перевода крышки люка 2 из положения К в положение Ж происходит аналогично предыдущему. На крышке люка 2 в открытом положении И, так и в закрытом положении Ж имеется возможность располагаться ремонтно-обслуживающему персоналу или инструменту, что дает дополнительные возможности доступа к установленному или устанавливаемому в крышевом пространстве оборудованию, а наличие в крышке люка торсионного разгрузочно-амортизирующего устройства уменьшает трудоемкость и повышает безопасность выполняемых работ. Расположение направляющего устройства и разгрузочно-амортизирующего устройства в герметизируемом пространстве исключает воздействие внешней среды, уменьшает объем обслуживания. Закрепление крышки люка по периметру герметизации исключает вибрации крышки люка, исключает возникновение шума, а применение П-образных планок 14 для стопорения гаек 13 повышает надежность крепления. Расклепанные торцы откидных болтов 12 предотвращает потерю гаек 13, пружинных шайб 15 и П-образных планок 14.

1. Люк транспортного средства или стационарного сооружения, содержащий в своем составе крышку люка с устройством закрепления на транспортном средстве или стационарном сооружении, направляющее устройство, уплотнение, отличающийся тем, что крышка люка выполнена с устройством закрепления в виде системы откидного крепежа, расположенного по контуру крышки люка транспортного средства или стационарного сооружения, направляющее устройство выполнено в виде параллельно-ориентирующего механизма с разгрузочно-амортизирующим устройством, расположенными внутри транспортного средства или стационарного сооружения, уплотнение выполнено в виде двух эквидистантных друг другу замкнутых пространственных желобов, в одно из которых вложена уплотнительная прокладка, с возможностью взаимодействия при закрывании крышки люка.

2. Люк транспортного средства или стационарного сооружения по п.1, отличающийся тем, что система откидного крепежа выполнена как совокупность комплектов из откидных болтов с гайками, пружинными шайбами и П-образными планками, расположенными на крыше транспортного средства или стационарного сооружения и кронштейнов с открытыми продолговатыми отверстиями, расположенными против соответствующих комплектов откидных болтов, при этом гайки выполнены нетеряющимися.

3. Люк транспортного средства или стационарного сооружения по п.1, отличающийся тем, что параллельно-ориентирующий механизм выполнен в виде рычажно-параллелограммного механизма.

4. Люк транспортного средства или стационарного сооружения по п.1, отличающийся тем, что разгрузочно-амортизирующее устройство выполнено в виде торсионного разгрузочно-амортизирующего устройства.

5. Люк транспортного средства или стационарного сооружения по п.3, отличающийся тем, что торсионное разгрузочно-амортизирующее устройство выполнено с двумя скрещивающимися торсионами.

6. Люк транспортного средства или стационарного сооружения по п.4, отличающийся тем, что каждый торсион выполнен с загнутыми концами, один Г-образной, а другой - П-образной формы.



 

Похожие патенты:

Дверь металлическая (внутренняя, наружная, техническая) для помещений огнеупорная относится к строительству, а именно к конструкциям металлических дверей для помещений, в том числе, жилых, производственных и прочих.

Предлагаемая полезная модель относится к легкосбрасываемым алюминиевым конструкциям при избыточном давлении, созданного в результате аварий и может быть использована для крепления конструкций пластиковых и алюминиевых оконных блоков, остекленных стеклопакетами во взрывоопасных помещениях.

Полезная модель относится к строительству, а именно к металлическим дверям и может быть использовано в жилых и промышленных помещениях

Полезная модель относиться к строительству, а именно к конструкции окон, и может быть использована для защиты помещения от проникновения холода, предохранения окон от взлома, а также противопожарных целях самостоятельного открытия и закрытия раздвижных внутренних металлических решеток на окна.

Анкерный болт направлен на повышение надежности узла сопряжения прогонов междуэтажных перекрытий с наружными стеновыми панелями за счет устройства разгружения стальной консоли с передачей нагрузки от прогона непосредственно на стеновые панели.
Наверх