Конструкция дорожной одежды на мостах с бетонной или металлической ортотропной плитой проезжей части
Полезная модель относится к строительству, а именно к конструкциям дорожных одежд на автодорожных мостах как с металлической ортотропной, так и с бетонной плитой проезжей части.
Целью полезной модели является улучшение совместной работы слоев конструкции мостового полотна, повышение деформативности, трещиностойкости и сдвигоустойчивости дорожной одежды.
Сущность полезной модели заключается в том, что конструкция дорожной одежды на мостах с бетонной или металлической ортотропной плитой проезжей части, включающая грунтовочный слой для бетона или металла соответственно, слой гидроизоляции и двухслойное асфальтобетонное покрытие, при этом гидроизоляционный слой выполнен из полимочевины, поверх которого нанесен слой зацепления из полимочевины с временем гелеобразования не менее 60 секунд и погруженной в него каменной мелочью, а также адгезионный слой, нижний слой покрытия выполнен из резинированного вибролитого асфальтобетона, а верхний - из резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Полезная модель относится к строительству, а именно к конструкциям дорожных одежд на автодорожных мостах как с металлической ортотропной, так и с бетонной плитой проезжей части.
Известна конструкция дорожной одежды мостового полотна на железобетонной плите (СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы» п.1.61), включающая, чаще всего, выравнивающий слой, гидроизоляцию, защитный слой, а также покрытие из двух слоев мелкозернистого асфальтобетона. В качестве гидроизоляции в современном мостостроении, как правило, применяется рулонный материал, например: «Мостопласт», «Техноэластмост» и др. Для защитного слоя используют армированный цементобетон, а слоями покрытия могут быть мелкозернистый асфальтобетон типов Б, В или Г.
Наиболее близким техническим решением является конструкция дорожной одежды мостового полотна (Рекомендации по гидроизоляции мостовых сооружений рулонными наплавляемыми материалами «ТЕХНОЭЛАСТМОСТ»/ ЦНИИС, - М, 2007, п.5.1.1, рис.1), включающая грунтовочный слой, слой гидроизоляции и два или более слоя асфальтобетонного покрытия. В качестве грунтовочного слоя в описанной конструкции используется праймер битумо-полимерный ТехноНИКОЛЬ 03, слоя гидроизоляции - рулонная изоляция Техноэласт МОСТ С. Покрытие устраивают из литых, уплотняемых и щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Недостатками данной конструкции, выявленными в процессе эксплуатации, являются:
1. Отсутствие зацепления нижнего слоя асфальтобетона за нижележащую систему, что при высоких летних температурах в условиях движения транспорта с торможением и разгоном может привести к сдвигу асфальтобетонного покрытия с образованием наплывов и волн.
2. Применение традиционных асфальтобетонов не обеспечивает надежной работы конструкции в современных условиях эксплуатации, а использование литых асфальтобетонных смесей, температура которых может доходить до 250°C, может нарушить гидроизоляцию с проникновением полимерно-битумного вяжущего из гидроизоляции в объем и на поверхность литого асфальтобетона.
3. Высокая трудоемкость и продолжительность устройства оклеечной гидроизоляции ввиду выполнения всего объема работ с использованием ручного труда.
Задачей полезной модели является улучшение совместной работы слоев конструкции мостового полотна, повышение деформативности, трещиностойкости и сдвигоустойчивости дорожной одежды.
Сущность полезной модели заключается в том, что конструкция дорожной одежды на мостах с бетонной или металлической ортотропной плитой проезжей части, включающая грунтовочный слой для бетона или металла соответственно, слой гидроизоляции и двухслойное асфальтобетонное покрытие, при этом гидроизоляционный слой выполнен из полимочевины, поверх которого нанесен слой зацепления из полимочевины с временем гелеобразования не менее 60 секунд и погруженной в него каменной мелочью, а также адгезионный слой, нижний слой покрытия выполнен из резинированного вибролитого асфальтобетона, а верхний - из резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона.
Технический результат достигается применением прочной и деформативной гидроизоляции из полимочевины, устройством слоя зацепления и адгезионного слоя между гидроизоляцией и покрытием и использовании в качестве нижнего и верхнего слоев дорожного покрытия резинированного вибролитого и резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона соответственно, улучшающих деформативность, трещиностойкость и сдвигоустойчивость дорожной одежды.
На чертеже изображена конструкция дорожной одежды на мостах, состоящая из бетонной или металлической ортотропной плиты 1 с отпескоструенной поверхностью 2, на которую последовательно нанесены грунтовочный слой 3, слой гидроизоляции 4 из полимочевины, слой зацепления 5 из полимочевины с временем гелеобразования не менее 60 секунд и погруженной в нее каменной мелочью и адгезионный слой 6, поверх которого устраивается двухслойное покрытие из резинированного вибролитого асфальтобетона в качестве нижнего слоя 7 и резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона в качестве верхнего слоя 8 покрытия.
Примеры конструкций дорожных одежд на мостах.
Пример 1.
Конструкция дорожной одежды на мостах с бетонной или металлической ортотропной плитой 1 проезжей части с отпескоструенной поверхностью 2 включает грунтовочный слой 3 на основе однокомпонентного полиуретана Kolcoat PUR Ferro, поверх которого нанесены слой полимочевинной гидроизоляции 4 Kolflex 301 ЛС, слой зацепления 5 из полимочевинного материала Колфлекс 301ЕС с втопленной в него каменной мелочью и адгезионный слой 6 Kolcoat TL (производитель полимерных компонентов - компания «Koltech trading ltd.» (Канада)). Нижний 7 и верхний 8 слои дорожного покрытия выполнены из резинированного вибролитого (патент 2435743) и резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона (патент 2415165) соответственно.
Пример 2.
Конструкция дорожной одежды на мостах с бетонной или металлической ортотропной плитой 1 проезжей части с отпескоструенной поверхностью 2 включает двухкомпонентную эпоксидную грунтовку 3 Sikafloor-161VP, поверх которой устроен слой полимочевинной гидроизоляции 4 Sikalastic-821 LV, на который нанесен слой зацепления 5 из полимочевинного материала Sikalastic-842 BG с втопленной в него каменной мелочью и адгезионный слой 6 из битумо-латексной эмульсии Sikalastic-825 (производитель полимерных компонентов - компания «Sika» (Швейцария)). Нижний 7 и верхний 8 слои дорожного покрытия выполнены из резинированного вибролитого (патент 2435743) и резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона (патент 2415165) соответственно.
Слой зацепления 5, состоящий из того же самого материла, что и гидроизоляция 4, хорошо срастается со слоем гидроизоляции 4, а за счет втопленных в него каменных зерен проникает в нижний слой 7 асфальтобетонного покрытия, препятствует сдвигу покрытия по слою гидроизоляции 4. Минимальное время гелеобразования при устройстве слоя зацепления 5 ограничено 60 секундами с целью обеспечения возможности выполнения работ по распределению и втапливанию щебня до окончания формирования слоя.
Резинированный вибролитой асфальтобетон, уложенный в качестве нижнего слоя 7 покрытия через адгезионный слой 6 прочно склеивается с нижележащей конструкцией и за счет своей эластичности и сдвигоустойчивости препятствует усталостному трещинообразованию и накоплению остаточных деформаций в виде келейности наплывов и волн. Верхний слой 8 покрытия из резинированной щебеночно-мастичной смеси обеспечивает прочное сцепление с нижележащим резинированным вибролитым асфальтобетоном, трещиностойкость, сдвигоустойчивость и необходимые фрикционные свойства.
Конструкция дорожной одежды на мостах с бетонной или металлической ортотропной плитой проезжей части, включающая грунтовочный слой для бетона или металла соответственно, слой гидроизоляции и двухслойное асфальтобетонное покрытие, отличающаяся тем, что гидроизоляционный слой выполнен из полимочевины, поверх которого нанесен слой зацепления из полимочевины с временем гелеобразования не менее 60 с и погруженной в него каменной мелочи, а также адгезионный слой, при этом нижний слой покрытия выполнен из резинированного вибролитого асфальтобетона, а верхний - из резинированного щебеночно-мастичного асфальтобетона.