Автоматическая система индикации движения транспортного средства (варианты)

 

Заявляется автоматическая система индикации движения транспортного средства, предназначенная для повышения безопасности движения.

Система, как и известные, содержит, по меньшей мере, один фонарь или светоизлучающий элемент, установленный в передней части автомобиля.

От известных отличается тем, что, по меньшей мере, один фонарь или светоизлучающий элемент выполнен зеленого цвета свечения и соединен с педалью акселератора автомобиля или с рукояткой контроллера локомотива, или с датчиком скорости движения, или с датчиком движения транспортного средства. Фонарь или светоизлучающий элемент расположен на бампере, на крышке радиатора, в штатных местах фар или в любом ином месте передней части транспортного средства. В качестве светоизлучающего элемента используются светодиодные, или галогенные, или ксеноновые лампы. Система может дополнительно включать датчик положения педали акселератора, контролирующий угловое положение педали акселератора. Система может дополнительно содержать стоп-сигналы красного цвета, установленные в передней части транспортного средства.

Заявляемая система обеспечивает повышение информативности автомобильной и железнодорожной информационной системы для всех участников движения и, соответственно, снижение количества ДТП, в том числе на пешеходных переходах, как оборудованных светофорами, так и не оборудованных ими, на перекрестках и при встречных разъездах на узких улицах.

4 з.п. ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к средствам отображения режимов движения транспортного средства и предназначена для повышения безопасности движения за счет повышения информационной способности средств индикации.

Известны имеющиеся на различных транспортных средствах устройства индикации торможения (стоп-сигналы), содержащие две группы светоизлучателей разного цвета, расположенных в задней части транспортного средства, электрически соединенных независимо, каждая со своим коммутатором, механически связанными с приводом торможения так, что их включение зависит от силы нажатия на педаль тормоза. Стоп-сигнал обязательно красного цвета включается при нажатии водителем на педаль тормоза. Мощность излучения стоп-сигнала выше, чем у габаритных огней. Известно наличие на автомобилях дополнительного центрального стоп-сигнала, расположенного выше линии правого и левого стоп-сигналов, расположенного на уровне глаз. Дополнительный стоп-сигнал может быть одиночной лампой, набором светодиодов, или неоновой трубкой. Он обеспечивает однозначность нажатия на педаль тормоза в странах, где красный цвет имеют также сигналы поворота, и дает дополнительное подтверждение сигнала о торможении на случай, если какой-либо стоп-сигнал выйдет из строя, а также он остается виден при небольшой дистанции между автомобилями, например в пробке. Дополнительный стоп-сигнал при нажатии на тормоз горит непрерывно, а при экстренном торможении может мигать. Недостатком установки стоп-сигналов и дополнительного стоп-сигнала является установка его на задней части автомобиля, что предназначено для понижения вероятности столкновения только участников движения, следующих за транспортным средством.

Известны различные способы, устройства и системы для индикации торможения транспортного средства (патенты РФ: 2097224 от 29.04.1993 г., 2088439 от 28.01.1994 г., 2051503 от 05.11.1993 г. и др.), направленные для визуальной индикации режимов движения транспортного средства, создающего опасность столкновения с ним, обусловленную не только торможением, но и движением с относительно малой скоростью, с отражением меры (степени) такой опасности и ее характера в зависимости от конкретного режима (торможение, движение с малой скоростью, разгон). Устройства или системы индикации обычно содержат, по меньшей мере, один фонарь, обращенный назад и имеющий основные и вспомогательные светоизлучающие элементы, датчик воздействия на привод тормозной системы, датчик замедления (уменьшения скорости) и схему управления. Известен способ индикации торможения транспортного средства и устройство для его осуществления (варианты) по патенту РФ на изобретение 2330770 от 29.09.2004 г., который обеспечивает возможность индикации торможения, не связанного с воздействием на привод тормозной системы, т.е. индикации замедления, происходящего вследствие внезапно возникшей неисправности транспортного средства или его наезда на препятствие. Схема управления данного устройства выполнена с возможностью создавать заданное по величине одноступенчатое или многоступенчатое приращение силы света и яркости, а также с возможностью подключения ее к выходам радиолокатора, устройства подачи сигналов водителю для предупреждения о сближении с находящимся впереди транспортным средством или объектом и устройством подачи аварийных сигналов и других устройств. Недостатком вышеуказанных систем индикации является оповещение в основном участников движения, следующих за транспортным средством.

Наиболее близким является оснащение автомобилей дополнительными стоп-сигналами, размещаемыми в передней части (заявка на изобретение РФ 2009143041 от 20.11.2009 г.; Шаповалов А.Н., Сафронов А.Э. Разработка и внедрение стоп-сигналов в передней части автомобиля: Материалы III Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XX веке». Том первый. Естественные и точные наука. Технические и прикладные науки, г.Ставрополь: СевКавГТУ, 2009, 278 с. Северо-Кавказский государственный технический университет, http://www.ncstu.ru). Для этого в систему торможения, включающую тормозную педаль автомобиля и задние стоп-сигналы, включают дополнительные сигнальные фонари красного цвета, размещаемые либо в штатные места для противотуманных фар в переднем бампере, либо перед решеткой радиатора, либо в другое место в передней части автомобиля. Данное решение предоставляет возможность водителям на перекрестке и пешеходам оценить, тормозит ли автомобиль, чтобы пропустить их, или нет, однако не позволяет определить уменьшение скорости движения автомобиля при уменьшении нажатия на педаль газа, а не на тормозную педаль. Кроме того, внедрение фонарей красного цвета впереди автомобиля проблематично из-за того, что в основе автомобильного освещения лежит цветовая мнемоника, обозначающая красный цвет как опасность, жёлтый цвет - предупреждение, а белый цвет - нейтральность. (Цвет огней автомобиля стандартизован Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах в 1949 г. и указан в Конвенции ООН о дорожном движении в 1968 г.)

Заявляемая система индикации движения транспортного средства, как и известные, содержит, по меньшей мере, один фонарь или светоизлучающий элемент, установленный в передней части автомобиля.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение безопасности дорожного движения в связи с резко возросшим числом автомобилей на дорогах и, соответственно, количеством ДТП на перекрестках и на пешеходных переходах.

Технический результат заключается в повышении информативности автомобильной и железнодорожной информационной системы для всех участников движения, включая пешеходов, в снижении количества ДТП, в том числе на перекрестках и на пешеходных переходах, как оборудованных светофорами, так и не оборудованных ими.

Указанный технический результат достигается тем, что, по меньшей мере, один фонарь или светоизлучающий элемент выполнен зеленого цвета свечения и соединен с педалью акселератора автомобиля или с рукояткой контроллера локомотива, или с датчиком скорости, или с датчиком движения транспортного средства.

Фонарь или светоизлучающий элемент может быть расположен на бампере, на крышке радиатора, в штатных местах фар или в любом ином месте передней части транспортного средства. В качестве светоизлучающего элемента могут использоваться светодиодные, или галогенные, или ксеноновые лампы. Система может дополнительно содержать датчик положения педали акселератора, контролирующий угловое положение педали акселератора. Система может дополнительно содержать стоп-сигналы красного цвета, установленные в передней части транспортного средства.

Установка в передней части транспортного средства фонаря или светоизлучающего элемента зеленого цвета свечения, соединенного с педалью акселератора автомобиля или с рукояткой контроллера локомотива, или с датчиком скорости, или с датчиком движения транспортного средства, обеспечивает повышение информативности автомобильной и железнодорожной информационной системы для всех участников движения, включая пешеходов за счет определения уменьшения скорости движения автомобиля или локомотива при уменьшении нажатия на педаль газа, и, соответственно, снижение количества ДТП.

Заявляемая полезная модель поясняется с помощью чертежей, где на фиг.1 представлена схема варианта системы с одним светоизлучающим элементом, соединенньм с педалью акселератора, на фиг.2 - схема варианта системы с двумя светоизлучающими элементами, на фиг.3 - схема варианта системы с датчиком скорости движения, на фиг.4 - схема варианта системы с датчиком положения педали акселератора.

Система (см. фиг. 1, 2) представляет собой один или два фонаря зеленого цвета или светоизлучающего элемента 1 зеленого цвета свечения, которые соединены с механической или электронной педалью акселератора 2 (с педалью газа) автомобиля (или с рукояткой контроллера локомотива) через выключатель 3. Соединение светоизлучающего элемента 1 с педалью акселератора 2 (или с рукояткой контроллера, или с датчиком скорости, или с датчиком движения 4) может быть выполнено в виде электрического или электронного соединения, в зависимости от того, используется ли в транспортном средстве механический или электронный дроссель. По второму варианту исполнения системы (см. фиг.3) один или несколько фонарей 1 соединяются с датчиком скорости 4, установленном на транспортном средстве. По третьему варианту исполнения системы (не показано) один или несколько фонарей 1 соединяются с датчиком движения, установленном на транспортном средстве.

Система может включать датчик положения педали акселератора 5, который контролирует угловое положение педали акселератора 2 и посылает соответствующую информацию в электронный блок управления, в котором формируются команды исполнительному механизму - электронному дросселю, а точнее, на электромотор дроссельной заслонки или модуль управления акселератором, расположенным на корпусе дроссельной заслонки или внутри его. Электромотор дросселя открывает и закрывает дроссельную заслонку прямо пропорционально углу нажатия педали акселератора. При этом светоизлучающий элемент 1 переходит на импульсный режим свечения (начинает «моргать»). Это позволяет участникам движения оценить, насколько уменьшается скорость движения транспортного средства.

Внешний вид (форма) светоизлучающего элемента может быть различной: круглой, квадратной, треугольной, трапециевидной и др. Фонарь или светоизлучающий элемент 1 может быть расположен, например, у ветрового стекла, на бампере, на крышке радиатора, в штатных местах имеющихся фар или в любом ином месте передней части транспортного средства. Фонарь или светоизлучающий элемент 1 может проецировать зеленый цвет на землю, под передние колеса автомобиля. В качестве светоизлучающего элемента 1 могут использоваться светодиодные лампы, ленты или полоски, галогенные или ксеноновые лампы, или иные виды световых элементов. Система может применяться вместе с системой стоп-сигналов красного цвета, подключаемых к тормозной педали автомобиля (на схемах не показано). Включение в систему стоп-сигналов красного цвета, установленных в передней части, позволяет участникам движения оценить, тормозит ли автомобиль, чтобы пропустить их, или нет.

Использование полезной модели осуществляется следующим образом.

При нажатии водителем на педаль акселератора 2 (или поворотом машинистом рукоятки контроллера локомотива) срабатывает выключатель 3, подающий питание на один или несколько фонарей или светоизлучающих элементов 1, они загораются. При уменьшении нажатия на педаль фонарь 1 постепенно гаснет или переходит на импульсный режим свечения. В случае соединения фонарей или светоизлучающих элементов 1 с датчиками скорости или движения 4 транспортного средства они загораются по мере срабатывания датчиков.

Заявляемая автоматическая система индикации движения транспортного средства обеспечивает повышение информативности автомобильной и железнодорожной информационной системы для всех участников движения и, соответственно, снижение количества ДТП, в том числе на пешеходных переходах, как оборудованных светофорами, так и не оборудованных ими, на перекрестках и при встречных разъездах на узких улицах. Система позволяет определить состояние транспортного средства с включенными фарами в темное время суток (стоит автомобиль или движется), а также может использоваться сотрудниками ГИБДД для объективной и наглядной оценки ДТП при наличии систем видеорегистрации.

1. Автоматическая система индикации движения транспортного средства, содержащая, по меньшей мере, один фонарь или светоизлучающий элемент, установленный в передней части транспортного средства, отличающаяся тем, что фонарь или светоизлучающий элемент выполнен зеленого цвета свечения и соединен с педалью акселератора автомобиля, или с рукояткой контроллера локомотива, или с датчиком скорости движения, или с датчиком движения транспортного средства.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что фонарь или светоизлучающий элемент расположен на бампере, на крышке радиатора, в штатных местах фар передней части транспортного средства.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что в качестве светоизлучающего элемента используются светодиодные, или галогенные, или ксеноновые лампы.

4. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит датчик положения педали акселератора, контролирующий угловое положение педали акселератора.

5. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит стоп-сигналы красного цвета, установленные в передней части транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Световой прожектор с ксеноновой газоразрядной лампой относится к осветительным устройствам и может быть использован в различных областях техники, в том числе в качестве прожектора для подвижного состава железных дорог.

Полезная модель относится к области испытательной техники, в частности к устройствам для тепловакуумных испытаний космических аппаратов (КА) в условиях, приближенных к эксплуатации КА в открытом космическом пространстве
Наверх