Система обучения в режиме реального времени

 

Полезная модель относится к системе обучения в режиме реального времени, содержащей рабочие места с компьютерами обучаемых и средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия, компьютеры обучаемых подключены посредством сети Интернет или WI-FI соединения к серверу с программным продуктом для обучения и коммуникации. Сервер связан прямой и обратной связью базой данной пользователей содержащей медиа-контент. При этом компьютеры обучаемых имеют два дисплея, а в систему посредством сети Интернет или WI-FI соединения с сервером включен компьютер учителя. Средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия и подключены к компьютеру учителя, а сервер также посредством сети Интернет или WI-FI соединения связан с компьютером администратора учебного заведения. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

В современном образовательном процессе компьютерные технологии занимают все большее и большее место. Учебный процесс в основной школе обогащается использованием Интернета как мощного источника дополнительного учебного материала самого разного толка, а также использованием материалов, представляющих собой обучающие курсы по разным предметам и программное обеспечение для школ. Получают все большую популярность и специальные учебные порталы, размещенные в Интернете, а также учебные вебсайты, электронные дневники и журналы. Все более типичной становится ситуация работы учителя и учеников, имеющих персональные компьютеры, в рамках школьной локальной сети. Большое распространение получает также дистанционное обучение, когда ученики и учитель находятся в разных местах, но участвует в общем учебном процессе. Вместе с тем совершенно очевидно, что у образования есть потребность в создании новых сетевых образовательных технологий, ориентированных на более полноценное использование цифрового обучающего материала и Интернет-ресурса, использующих более современные и удобные для учащихся устройства и виды связи.

Полезная модель в целом относится к области организации обучения в классе с помощью специально разработанной электронной образовательной системы, позволяющей увеличить эффективность совместного обучения.

Известен способ обучения и усвоения учебного материала, включающий координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, передачу информации учебного материала и обмен сообщениями между членами группы обучаемых и обучающим с использованием локальной сети средств коммуникации носителей информации на рабочих местах обучаемых и обучающего, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучающих и обучаемого с учебным материалом на носителях информации и контроль отображаемого обучаемыми и действий обучаемых с учебным материалом на носителях информации в режиме сравнения и тестирования, причем учебный материал передают обучаемым блоками данных, фиксированными на группе носителей информации, имеющих, по меньшей мере, трехвидовое членение по принципу познания, соответственно индивидуального, группового и эталонного, а также устройство, реализующее этот способ, содержащее средства отображения информации в режиме группового восприятия, рабочие места обучаемых с сетевыми компьютерами обучаемых, имеющими файловую систему с функциями фиксации и отображения информации и поисково-методической базы данных учебного материала с локальных и сетевых носителей информации в режиме индивидуального восприятия, рабочее место обучающего с сервером и сетевым компьютером обучающего, имеющими файловую систему с функциями мониторинга и контроля информации на сетевых компьютерах обучаемых, интерактивного управления ими и средствами отображения информации в режиме индивидуального и группового восприятия, и средства коммуникации рабочих мест обучаемых и обучаемого и средств отображения информации, объединяющие их в локальную сеть, снабженную дополнительными средствами аудиоотображения информации, выполненными в виде многоканальной акустической системы с элементами группового и индивидуального восприятия и с мультисистемной аппаратурой ввода и управления аудиовизуальным отображением, связанной средствами коммуникаций с сервером, при этом локальная сеть выполнена с возможностью подключения к общедоступным аудио- и видеотрансляционным сетям и к глобальной сети, а файловая система рабочего места обучающего выполнена с функцией мультимедийного управления средствами отображения информации и с функцией тестирования данных фиксации и отображения информации действиями на рабочих местах обучаемых в интерактивном режиме Патент РФ 2197748, кл. G09B 5/14, 5/06, 19/00, 2000.

Недостатками известного способа обучения, являются недостаточная эффективность обучения и усвоения учебного материала обучаемыми.

Качество и количество информации, используемой в учебном процессе, ограниченно возможностями учебного заведения, в котором идет процесс обучения.

При дистанционном обучении затруднен контроль за процессом обучения, т.к. нет возможности идентифицировать находящегося за клавиатурой сетевого компьютера обучаемого.

Использование технологий Интернет-сетей для обучения в режиме реального времени в пределах одного класса в уровне техники не обнаружено.

Технической задачей является обеспечение полной индивидуализации процесса восприятия и усвоения учебного материала при сохранении возможностей диалога и межличностного обучения.

Указанный технический результата достигается тем, что система обучения в режиме реального времени содержит рабочие места с компьютерами обучаемых и средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия, компьютеры обучаемых подключены посредством сети Интернет или WI-FI соединения к серверу с программным продуктом для обучения и коммуникации, сервер связан прямой и обратной связью с базой данной пользователей содержащей медиа-контент, при этом компьютеры обучаемых имеют два сенсорных экрана, а в систему посредством сети Интернет или WI-FI соединения с сервером включен компьютер учителя, причем средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия подключены к компьютеру учителя, а сервер также посредством сети Интернет или WI-FI соединения связан с компьютером администратора учебного заведения.

В системе обучения в режиме реального времени сервер посредством сети Интернет соединен с удаленными компьютерами обучаемых.

Средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия выбирают из следующей группы: проектор, электронная доска, принтер, сканер.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено на:

фиг.1 - схема организации процесса обучения в системе обучения в режиме реального времени;

фиг.2 - структура электронного образовательного комплекса;

фиг.3 - структура электронного учебника;

фиг.4 - структура образовательных ресурсов;

фиг.5 - система тестирования;

фиг.6 - базы данных пользователей;

фиг.7 - структура школьного форума;

фиг.8 - содержание интерфейса ученика;

фиг.9 - содержание интерфейса учителя;

фиг.10 - содержание интерфейса администратора;

фиг.11 - содержание интерфейса родителя;

фиг.12 - схема процесса обучения;

фиг.13 - структурные элементы, обеспечивающие процесс обучения;

фиг.14 - отображение процесса обучения в интерфейсе ученика;

фиг.15 - отображение процесса обучения в интерфейсе учителя;

фиг.16 - отображение процесса обучения в интерфейсе родителя и в интерфейсе администратора.

Как показано на фиг.1, организация обучения посредством "электронного образовательного комплекса включает: сервер 110, на котором установлено программное обеспечение «Электронный образовательный комплекс», интегрированный с базой данных 120, хранящей медиа-контент и базу данных пользователей, доступ к которым осуществляется через Интернет 100 (wi-fi соединение) или локальную сеть. Доступ к электронному образовательному комплексу осуществляется посредством устройства персонального доступа ученика (персонального компьютера) 150, персонального компьютера учителя 130, персонального компьютера администратора учебного заведения 140 и удаленного персонального компьютера обучаемого (родителя обучаемого) 160.

Устройство персонального доступа ученика 150 представляет собой компьютер, имеющий два сенсорных экрана. Наличие двух экранов обосновывается его сходством с книгой. Девайс учащегося включает в себя функции не только книги с огромными дополнительными возможностями (выхода за пределы текущего разворота в информационный ресурс), но и функционал тетради, позволяющей осуществлять все возможные виды письменной обратной связи, то есть ответных реакций ученика, фиксирующихся с помощью обращения ученика к виртуальной клавиатуре и (или) вручную. Весь набор письменных ручных действий, сделанных школьником (запись ответа, заметки, наброски, рисунки, графики, заполнение таблиц, диаграмм) может быть перекодирован либо в печатный текст, либо в откорректированные графическим редактором изображения.

Персональный компьютер учителя 130 выполняет функций сбора, начальной обработки и демонстрации отдельных элементов первичных данных, поступающих от устройств персонального доступа учащихся 150. Демонстрационные функции обеспечиваются за счет включения в общую схему характерного набора периферийных устройств: проектора 134, электронной доски 133, принтера 132, сканера 131 (набор периферийных устройств может меняться, подчиняясь специфике обучения различных категорий школьников и особенностям изучения различных образовательных областей).

Структура электронного образовательного комплекса, включает набор из шести кейсов, согласованно обеспечивающих его работу: электронный учебник 210, образовательный ресурс 220, система тестирования 230, базы данных пользователей 240, школьный форум 250 и модуль разделения прав и доступа 260 между различными участниками электронного обучения.

Структура кейса «Электронный учебник» 300 (фиг.3) представлена в виде совокупности трех разделов: урок 310, проект 360 и итоговая аттестация 380. Количество и порядок следования разделов может варьироваться, отражая специфику образовательной области. Каждый раздел имеет стартовую страницу, выполняющую функции распределения по вариантам. Раздел состоит из блоков (А) разных уровней (уровень_1, уровень_2, уровень_3) и ресурсов (В). Набор блоков и ресурсов специфичен для каждого раздела.

(A) Блоки - совокупность ресурсов и блоков разного уровня (находятся в иерархическом подчинении). Разделы электронного учебника включают два типа блоков: с параллельной и последовательной структурой. Блок с параллельной структурой имеет стартовую страницу, выполняющую функции распределения по вариантам. Блок с последовательной структурой не имеет стартовой страницы. Варианты такого блока предъявляются последовательно друг за другом.

Виды блоков

(А1) «Модуль» - блок с последовательной структурой. Используется для определения этапов проведения урока.

(А2) «Маршрут» - блок с параллельной структурой. Используется для определения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на каждом этапе урока.

(A3) «Задание» - блок с последовательной структурой. Используется для определения этапов прохождения индивидуальных образовательных маршрутов или аттестационных работ.

(B) Ресурсы разделов электронного учебника представляют собой страницы нескольких типов, различающихся набором заданных атрибутов (элементов хранения данных). Включение ресурсов в разделы может быть обязательным и не обязательным (не обязательные ресурсы могут отсутствовать при частном наполнении блока).

Виды ресурсов.

(В1) «Описание» - страница, предназначенная для написания обычного текста, снабженного иллюстрациями (рисунки, таблицы, графики).

(В2) «Выводы» - страница, предназначенная для написания текста с различными выделениями (шрифтовыми, маркированными, цветовыми). Этот текст может быть снабжен иллюстрациями. Страница имеет гиперссылку на стартовую страницу раздела «Урок».

(В3) «Инструкция» - страница, предназначенная для написания текста, многоуровневых списков. Страница может иметь гиперссылку на разделы кейса «Образовательные ресурсы»; может сопровождаться иллюстраций.

(В4) «Файл» - прикрепленный файл любого формата (текст, презентация, аудио). Этими файлами могут быть: выборки из различных разделов Портала, создаваемые учащими индивидуально и представляемые в форме презентаций; ссылки на разделы Портала или на веб-страницы Интернета; индивидуальные результаты, полученные из Flash-ресурсов. Прикрепленный файл может быть просмотрен учеником, отправлен учителю с целью проверки, отправлен учителю с целью демонстрации, отправлен в раздел «Портфолио» ученика.

(B5) «Flash»- электронные ресурсы, открытые образовательные модульные мультимедиа системы двух типов: информационные и практические.

(В6) «Тест» - страница, предназначенная для написания обычного текста, снабженного иллюстрациями (рисунки, таблицы, графики) и элементами управления (например, ActiveX).

(B7) «Wi-ki» - страница, в создании которой принимают участие несколько учеников одновременно. Страница может содержать текст, многоуровневые списки, иллюстрации. Страница может иметь гиперссылки на разделы кейса «Образовательные ресурсы» или веб-страницы Интернета.

Раздел «Урок» 310 состоит из последовательного блока «Модуль_1» 330 (возможное количество от 1 до 5 единиц). Блок «Модуль_1» 330 представляет собой совокупность ресурсов («Описание» 320, «Вывод» 340) и параллельного блока «Маршрут_2» 331 (возможное количество от 1 до 5 единиц). Порядок следования компонентов постоянный. Блок «Маршрут_2» 331 включает ресурс «Инструкция» 332 и последовательный блок «Задание_3» 333 (возможное количество от 1 до 5 единиц). Порядок следования компонентов не меняется. Блок «Задание_3» 333 состоит из двух обязательных ресурсов («Описание» 334 и «Тест» 335) и четырех не обязательных ресурсов «Файл», «Ссылка на портал», «Flash» и «Резюме». Порядок и количество ресурсов может варьироваться.

Раздел «Проект» 360 состоит из ресурса «Описание» 365 и последовательного блока «Задание_1» 370 (возможное количество от 1 до 20 единиц). Порядок следования компонентов постоянен. Блок «Задание_1» состоит из трех ресурсов: «Описание» 371, «Wi-ki» 372 и «Файл» 373. Порядок следования компонентов постоянен.

Раздел «Аттестация» представляет собой совокупность ресурса «Инструкция» 385 и параллельного блока «Маршрут_1» 390 (возможное количество от 1 до 10 единиц). Порядок следования компонентов постоянен. Блок «Маршрут_1» 390 состоит из ресурса «Инструкция» 391 и блока «Задание_2» 392 (возможное количество от 1 до 20 единиц). Порядок следования компонентов постоянен. Блок «Задание_2» 392 включает два обязательных ресурса («Описание» 393 и «Тест» 394) и два не обязательных ресурса («Файл» и «Flash»). Порядок и количество ресурсов может варьироваться.

На фиг.4 представлена структура второго кейса «Образовательные ресурсы» 400, обеспечивающего функционирование электронного образовательного комплекса. Структура кейса 400 включает как те виды информации, которые обеспечивают традиционное обучение (на бумажных носителях), так и различные технологий обучения, основанные на привлечении электронных носителей информации. Структуру кейса «Образовательные ресурсы» 400 составляют разделы: «Библиотека» 410, «Видеотека» 420, «Фотобанк» 430, «Галерея» 440, «Интерактивные лаборатории» 450, «Интерактивные практикумы» 460, «Web-экскурсии» 470, «Архив» 480 и «Web-ссылки» на сайты Интернета 490.

Содержание каждого раздела кейса «Образовательные ресурсы» 400 структурировано по алфавитному принципу. Разделы «Интерактивные лаборатории» 450 и «Интерактивные практикумы» 460 имеют двухуровневую структуру: верхний уровень - распределение по образовательным областям, нижний - основан на алфавитном принципе.

Каждый раздел кейса «Образовательные ресурсы» 400 предполагает, что каждый вид работы школьника обеспечивается специальным набором активных функций самого ресурса.

Активные функции разделов «Библиотека» 410 и «Архив» 480 обеспечивают возможности маркирования и копирования фрагментов текста. Активные функции разделов «Видеотека» 420 и «Web-экскурсии» 470 обеспечивают возможность создания «стоп-кадра» (фотографии) при просмотре любого видео-фрагмента. К активным функциям раздела «Фотобанк» 430 и «Галерея» 440 относятся функция отбора любых элементов для создания презентации. Для «Интерактивных лабораторий» 450 созданы заполняемые формы (таблицы и диаграммы). Для «Интерактивных практикумов» 460 созданы заполняемые формы и разработана функция сохранения конечного результата (продукта).

Структура кейса «Система тестирования» 500 (фиг.5) представлена в виде совокупности трех разделов: система заданий 510, система проверки 570 и система хранения результатов 580. Кейс «Система тестирования» 500 обеспечивает работу двух разделов кейса «Электронный учебник» 300: «Урок» 310 и «Итоговая аттестация» 380.

Структура раздела «Система заданий» 510 постоянна. Каждый раздел имеет стартовую страницу, выполняющую функции распределения по вариантам. Раздел состоит из блоков разных уровней (уровень_1, уровень_2), ресурсов и системы автоматизированной проверки. Набор блоков, ресурсов и систем автоматизированной проверки специфичен для каждого раздела.

Раздел «Система заданий» 510 состоит из ресурса «Инструкция» 520 и параллельного блока «Маршрут_1» 530 (возможное количество от 1 до 5 единиц). Блок «Маршрут_1» 530 представляет собой совокупность трех групп:

группа А 540, группа В 550, группа С 560. Выделение трех групп обусловлено наличием трех видов автоматизированной проверки.

Каждая группа включает ресурс «Инструкция» 541, 551, 561 и последовательный блок «Задание» 542, 552, 562. Порядок следования групп и элементов в них постоянный.

Раздел «Система проверки» 570 представляет совокупность трех видов автоматизированной проверки результатов. Автоматизированная проверка результатов типа А основана на выборе одного правильного ответа из многих вариантов; типа В - основана на выборе многих (комбинации) правильных ответов из многих вариантов ответов; типа С - основана на критериальном сравнении на полноту набора элементов. Результаты автоматизированной проверки каждого типа определяются по заданным критериям и оформляются в виде первичных баллов.

Раздел «Система хранения результатов» 580 представляет собой трехэлементную базу данных: «Система хранения времени» 581, «Система хранения первичных баллов»582, «Система хранения отметки» 583.

1) «Система хранения времени» 581 - база, содержащая первичные данные о времени выполнения каждого задания каждой группы 542, 552, 562.

2) «Система хранения первичных баллов» 582 - база, содержащая количество первичных баллов, определенных при автоматизированной проверке каждого задания 542, 552, 562.

3) «Система хранения отметки» 583 - база, содержащая отметки, полученные в результате перевода первичных баллов по установленным шкалам соответствия. Шкалы соответствия отметки и первичных баллов специфичны для каждой образовательной области.

Раздел «Система хранения результатов» 580 кейса «Система тестирования» 500, является структурным элементом одного из разделов кейса «База данных» 600 (фиг.6). Структура кейса «База данных» 600 состоит из разделов «История уроков» 610, «База администраторов» учебного заведения 620, «Портфолио учеников» 630. Раздел «История уроков» 610 является базой данных, содержащей в себе первичные результаты совместной работы учителя и ученика в период электронного обучения. Раздел «Портфолио ученика» 630 содержит информацию о самостоятельной работе ученика, а также результаты совместной деятельности ученика и учителя, обработанные на основе различных критериев. Раздел «База администраторов» 620 является совокупностью общих сведений об учителях, учащихся и родителях.

На фиг.7 представлена структура кейса «Школьный форум» 700. В нее входят три раздела:«Информационный блок» 710, «Форумы» 720 и «Блоги» 730. «Информационный блок» 710 содержит общую информацию об организации электронного обучения как в отдельном в учебном заведении, так и в совокупности учебных заведений общего подчинения (муниципального, регионального или федерального). Разделы «Форумы» 720 и «Блоги» 730 обеспечивают работу социальной сети, организованной как в отдельном учебном заведении, так и в совокупности учебных заведений.

Составление интерфейсов осуществляется на основе работы «Модуля распределения прав и доступа» 260 (фиг.2). Элементы каждого интерфейса являются элементами разделов кейсов Электронного образовательного комплекса 200 (фиг.2): «Электронный учебник» 210, «Система тестирования» 230, «Базы данных пользователей» 240 и «Школьный форум» 250, ^

На фиг.8 представлен интерфейс ученика 800, состоящий из элементов:

1) электронный учебник 810 - кейс «Электронный учебник» 300 (фиг.3);

2) образовательный ресурсы 820 - кейс «Образовательный ресурсы» 400 (фиг.4);

3) дневник 830 - кейс «База данный пользователей» 600 (раздел «Базы i администраторов» 620) (фиг.6);

4) портфолио 840 - кейс «База данный пользователей» 600 (раздел «Портфолио учеников» 630) (фиг.6);

5) личный кабинет 850 - «База данный пользователей» 600 (элемент «Сведения о классах и учениках» 622) (фиг.6);

6) школьный форум 860 - кейс «Школьный форум» 700 (разделы «Информационный блок» 710 и «Блоги» 730, а также элемент «Ученический форум» 721) (фиг.7).

На фиг.9 представлен интерфейс учителя 900, состоящий из элементов:

1) учебный блок 910 - кейсы «Электронный учебник» 300 (фиг.3), «Образовательные ресурсы» 400 (фиг.4), «Система тестирования» 500 (раздел «Система заданий» 510) (фиг.5), «Базы данных» 600 (элемент «Документация школы» 621) (фиг.6);

2) организационный блок 920 - кейс «Базы данных» 600 (элемент «Документация школы» 621) (фиг.6), кейс «Система тестирования» 500 (элементы «Система хранения первичных баллов» 582 и «Система хранения отметок» 583) (фиг.5);

3) личный кабинет 930 - кейс «Базы данных» 600 (элементы «Сведения о классах и учениках» 622 и «Сведения об учителях» 623) (фиг.6);

4) школьный форум 940 - кейс «Школьный форум» 700 (разделы «Информационный блок» 710 и «Блоги» 730, а также элемент «Учительский форум» 722) (фиг.7).

На фиг.10 представлен интерфейс администратора учебного заведения 1000, состоящий из элементов:

1) документация школы 1010 - кейс «Базы данных» 600 (элемент «Документация школы» 621) (фиг.6);

2) сведения об учителях 1020 - кейс «Базы данных» 600 (элемент «Сведения об учителях» 623) (фиг.6);

3) сведения о классах и учителях 1030 - кейс «Базы данных» 600 (элемент «Сведения о классах и учителях» 622) (фиг.6);

4) расписание 1030 - кейс «Базы данных» 600 (элемент «Документация школы» 621) (фиг.6);

5) школьный форум 1050 - кейс «Школьный форум» 700 (разделы «Информационный блок» 710 и «Блоги» 730, а также элемент «Административный форум» 724) (фиг.7).

На фиг.11 представлен интерфейс родителя 1100, состоящий из элементов:

1) дневник 1110 - кейс «База данный пользователей» 600 (раздел «Базы администраторов» 620) (фиг.6);

2) сведения об учителях 1120 - кейс «Базы данных» 600 (элемент «Сведения об учителях» 623) (фиг.6);

3) электронный учебник 1130 - кейс «Электронный учебник» 300 (фиг.3);

4) школьный форум 1140 - кейс «Школьный форум» 700 (разделы «Информационный блок» 710 и «Блоги» 730, а также элемент «Родительский форум» 723) (фиг.7).

На фиг.12 представлена схема процесса обучения, основана на использовании электронного образовательного комплекса. Процесс обучения включает два периода: доурочный (он же послеурочный) и период урока.

В доурочный (послеурочный) период последовательно входят следующие этапы:

1) выбор темы урока (1210);

2) распределение учащихся класса, по крайней мере по двум маршрутам (1220);

3) выполнение и проверка домашнего задания (1270).

В период урока происходит обращение к различным частям электронного учебника и образовательным ресурсам в следующей последовательности:

1) обращение к введению заданной темы электронного учебника (1230);

2) прохождение по крайней мере, одного учебного модуля (1240) по крайней мере по двум маршрутам (1242А, 1242 В);

3) обращение к выводам заданной темы электронного учебника (1250);

4) выполнение итогового теста и получение результатов тестирования (1260).

Прохождение учебного модуля представляет собой последовательность следующих шагов:

1) знакомство с проблемой модуля, поставленной в заданном маршруте (1241);

2) обращение к образовательным ресурсам, определяемым поставленной проблемой (1243А, 1243 В);

3) прохождение маршрутного теста и получение результатов тестирования (1244А, 1244 В);

4) прохождение обсуждения или дискуссии, заданной в учебном модуле (1245). Шаги 2) и 3) этапа учебного модуля составляют образовательный маршрут ученика. Именно шаги 2) и 3) различают варианты урока, заданные разными маршрутами.

На фиг.13 показаны элементы образовательного комплекса (кейсы), обеспечивающие содержание и функционирование процесса обучения.

Функционирование этапов доурочного (послеурочного) периода обеспечиваю:

1) этап «выбор темы» урока 1210 - кейс «База данных пользователей» 240 (элемент «Планирование уроков» 614);

2) этап «распределение по маршрутам» учащихся класса 1220 - кейс «Модуль распределения прав и доступа» 260;

3) этап «выполнение и проверка домашнего задания» 1270 - кейс «База данных пользователей» 240 (элемент «Домашние задания» 615). Функционирование этапов периода урока обеспечиваю:

1) этап «введению в тему» урока 1230 - кейс «Электронный учебник» 210 (элемент «Урок» 310);

2) этап (шаги) прохождения «учебного модуля» 1241:

2.1. «постановка проблемы» - кейс «Электронный учебник» 210 (элемент «Описание» 320);

2.2. обращение в «ресурсам» - кейс «Образовательные ресурсы» 220

2.3. выполнение «маршрутного тестирования» и получение результатов - кейс «Электронный учебник» 210 (элемент «Задание» 332);

2.4. «обсуждение / дискуссия» - кейс «Электронный учебник» 210 (элемент «Вводы» 340);

3) этап обращения к «выводам урока» 1250 - кейс «Электронный учебник» 210 (элемент «Выводы» 316);

4) этап «итогового тестирования и его результаты» и получение результатов тестирования 1260 - кейс «Система тестирования» 230 (элемент «Система заданий» 510);

На фиг.14, 15, 16 показано какие элементы интерфейсов ученика, учителя, родителя и администратора учебного заведения отображают различные этапы процесса обучения. При этом посредством кейса «модуль распределения прав и доступа» 260, для каждого интерфейса есть отображаемые и неотображаемые этапы учебного процесса.

В интерфейсе ученика (фиг.14) отображаются:

1) этапы «Выбор темы», «Введение в тему», «Учебный модуль» (за исключением этапа обращения к ресурсам), «Выводы урока» - в кейсе «Электронный учебник» 810 (элемент «Урок» 812);

2) этап «Ресурс» маршрута учебного модуля - в элементе «Образовательные ресурсы» 820;

3) этап «Итоговое тестирование и его результаты» - в кейсах «Дневник» 830 (элемент «Табель» 835) и «Портфолио» 840 (элемент «Табель» 840);

4) этап «Выполнение и проверка домашнего задания» - в кейсе «Дневник» 830 (элемент «Домашнее задание» 834).

Этап «Распределение по маршрутам» в интерфейсе ученика не отображается.

В интерфейсе учителя (фиг.15) отображаются:

1) этап «Выбор темы» - в элементе «Базисный учебный план» 911;

2) этап «Распределение по маршрутам» - в элементе «Классный журнал» 924;

3) этапы «Введение в тему», «Учебный модуль» (за исключением этапа «Маршрутное тестирование»), «Выводы урока» - в элементе «Экран динамики продвижения» 922;

4) этапы «Маршрутное тестирование» и «Итоговое тестирование» - в элементе «Экран дифференцированного контроля» 923;

5) «Итоговое тестирование и его результаты» и «Выполнение и проверка домашнего задания» - в элементе «Классный журнал» 924. В интерфейсе родителя (фиг.16) отображаются:

1) этап «Выбор темы» - в кейсе «Дневник» 1100 (элемент «Базисный учебный план» 1116);

2) этап «Итоговое тестирование и его результаты» - в кейсе «Дневник» 1100 (элемент «Табель. Текущие отметки» 1115);

3) этап «Выполнение и проверка домашнего задания» - в кейсе «Дневник» 1100 (элемент «Домашнее задание» 1114).

Этап «Распределение по маршрутам» «Введение в тему», «Учебный модуль», «Маршрутное тестирование», «Выводы урока» в интерфейсе родителя не отображается.

В интерфейсе администратора учебного заведения (фиг.16) отображаются:

1) этап «Выбор темы» - в кейсе «Документация школы» 1010 (элемент «Базисный учебный план» 1011);

2) этапы «Итоговое тестирование и его результаты» и «Выполнение и проверка домашнего задания» - в кейсе «Документация школы» 1010 (элемент «Классные журналы» 1014).

Этап «Распределение по маршрутам» «Введение в тему», «Учебный модуль», «Маршрутное тестирование», «Выводы урока» в интерфейсе администратора учебного заведения не отображается.

Образовательный процесс включает два периода:

I. ДОУРОЧНЫЙ (он же ПОСЛЕУРОЧНЫЙ) период и

II. Период УРОКА.

I. ДОУРОЧНЫЙ период включает следующие этапы:

1. Выбор темы. На этом этапе учитель выбирает очередную тему из календарно-тематического планирования, чтобы назначить урок.

2. Распределение по маршрутам. Учитель заранее, до урока распределяет учащихся по маршрутам с учетом их образовательных возможностей: 1-й маршрут предполагает базовый уровень знаний, 2-й маршрут (и если есть необходимость 3-й маршрут) - повышенный уровень знаний. Учитель проставляет цифры 1 и 2 напротив фамилий учащихся. Проставленная цифра "привязывает" учащегося к определенному маршруту на уроке: учащийся не сможет сам поменять маршрут, поскольку при переходе в учебный портал (к ресурсам) он будет вынужден работать с теми ресурсами, которые ему предписаны маршрутом (другие ресурсы будут для него закрыты).

3. Выполнение и проверка домашнего задания. На этом этапе ученики выполняют письменные домашние задания, работая в базе "Домашние задания" и сохраняют результаты их выполнения (психологически это равнозначно процедуре пересылки этих результатов учителю), а учитель проверяет домашнюю работу учащихся, то есть входит в эту же базу "Домашние задания", находит там выполненные или не выполненные задания у каждого ученика, проверяет и комментирует их, выставляет отметки, а затем сохраняет результаты своей деятельности, покидая базу (психологически это равнозначно проверке и проставлению отметок в дневники учащихся, поскольку потом учащиеся обнаружат результаты этой проверки у себя в дневниках, когда сделают запрос на "Дневник"). Таким образом, одни и те же сохраненные данные будут представлены ПО-РАЗНОМУ в зависимости от запроса учителя, учеников, родителей, администрации.

II. Период УРОКА включает следующие этапы:

1. Введение в тему. На этом этапе учитель обобщает результаты предыдущего урока на основании материалов итогового тестирования и проверки домашнего задания, комментирует эти результаты (учащиеся видят их в своих дневниках); затем объясняет, чему посвящена очередная тема и как она связана с предыдущей.

2. Учебный модуль. Это повторяющийся этап каждого урока, одинаково организованный внутри себя, и обязательно завершающийся или обсуждением или дискуссией. Таких модулей на каждом уроке может быть несколько.

3. Выводы урока. На этом этапе подводятся итоги всем обсуждениям/дискуссиям, которые имели место (их количество зависит от количества модулей урока). Смысл этого этапа не только в том, чтобы обобщить весь изученный на уроке материал, но и в том, чтобы подготовить учащихся к итоговому тестированию, которое является завершающим этапом любого урока.

4. Итоговое тестирование. Это завершающий этап урока, который носит контролирующий характер. Итоговое тестирование включает в себя пять вопросов уровня А, два вопроса уровня В и два вопроса уровня С.(Таким образом, свободное овладение формой этого тестирования позволит учащимся чувствовать себя уверенно во время итоговых испытаний в рамках ЕГЭ.) Отвечая на вопросы, учащиеся заполняют разные бланки (бланк А, бланк В и бланк С). После заполнения всех бланков учащийся "отсылает" результаты учителю. (На самом деле учащийся сохраняет результаты в базе данных, куда учитель может попасть в целях проверки этой работы.) Ответы на вопросы уровней А и В проверяются автоматически, и результаты проверки этих уровней "привязаны" к каждому ученику. Учитель может их видеть в процессе урока в баллах, а ученик - после того, как "отправил" полностью выполненную работу учителю. Тест уровня С выполняется учащимися в свободной форме (ученик может писать ответы вручную, а может набрать их, используя клавиатуру) и сохраняется в базе данных. Учитель проверяет тесты уровня С и выставляет за каждый вопрос заслуженное количество баллов (от 0 до 3), при этом не зная, кто именно из учащихся отвечает на эти вопросы. Учитель проверяет тесты уровня С в свободное время, но всегда до наступления следующего урока, выставляет за них определенные баллы, оставляет свои комментарии (если они требуются) и сохраняет результаты своей проверки. Психологически это воспринимается учителем как пересылка результатов "обратно" анонимному ученику (так как учитель не знает фамилии ученика, отвечающего на вопросы уровня С). Проставленные учителем баллы, полученные учеником за тест С (и лежащие в особом кейсе базы данных), суммируются с баллами, полученными за тесты А и В, и преобразуются (автоматически) в отметку по пятибалльной шкале. Эту отметку ученик обнаружит у себя в дневнике, а учитель в классном журнале напротив фамилии ученика.

Каждый учебный модуль обязательно включает в себя:

2.1. ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ.

2.2. ВЫХОДЫ НА МАРШРУТЫ (маршрутов не менее двух), внутри маршрутов:

а) РАБОТУ с РЕСУРСАМИ (разными источниками информации -текстовыми, аудио, фото, видео);

б) МАРШРУТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.

2.3. ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ДИСКУССИЮ

2.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Приступая к новой теме, учитель ставит проблему. Эта проблема является ОБЩЕЙ для всех учащихся. Для ее решения потребуется разойтись разными маршрутами и поработать с разными источниками информации.

2.2. ВЫХОДЫ НА МАРШРУТЫ. Учитель объявляет учащимся, по какому маршруту каждый из них пойдет, чтобы решить заявленную проблему. Зная, что 1-й маршрут соответствует базовому уровню знаний, а 2-й маршрут - повышенному уровню, учитель, тем не менее, не объясняет учащимся, что за номером маршрута скрывается разный уровень сложности. Сами учащиеся не смогут это определить, поскольку номера маршрутов НЕ закрепляются за ними постоянно. Имея возможность постфактум анализировать, как учащиеся справились с заданиями разного уровня сложности, учитель постоянно корректирует свои представления об образовательных возможностях учащихся: назначает 1-й маршрут тем, кто не справился на предыдущем уроке с заданиями 2-го маршрута и наоборот: назначает 2-й маршрут тем, кто, работая с заданиями 1-го маршрута, в течение нескольких уроков подтвердил свою способность работать на более высоком уровне сложности.

2.2.а) В рамках своего маршрута учащиеся начинают работать с разными ресурсами, то есть с разными источниками информации -текстовыми, аудио, фото, видео. В период урока учащиеся могут работать только с той частью ресурсов, которая предназначена для решения конкретной проблемы. Во внеурочное время учащиеся смогут зайти в полную базу образовательных ресурсов и познакомиться с каждым из источников в полном объеме.

2.2.6) МАРШРУТНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. Успешность работы с ресурсами, которая подчинена поиску решения проблемы, проверяется обязательным маршрутным тестированием: это несколько вопросов, соответствующих в ЕГЭ вопросам уровня В.

Отвечая на эти вопросы, учащиеся накапливают аргументы, необходимые для решения заявленной проблемы.

Но смысл маршрутных тестов не только в том, чтобы продвинуть учащихся в решении проблемы, но и в том, чтобы формировать у них метапредметные умения и навыки: умение работать с разными источниками информации (то есть умение "читать" тексты, "слушать" аудио материалы, "смотреть" репродукции, фото и видеоматериалы), а также технические умения цитировать нужные места и сохранять эти цитаты. Так, при работе с текстами метапредметная задача вопросов маршрутного тестирования: учить работать с заголовками, ключевыми словами и выводами текстов, выделять нужные фрагменты и сохранять их; при работе с репродукциями и фотоматериалами: учить работать с названиями картин и подписями под фотографиями, учить выделять значимые фрагменты и детали и сохранять их; при работе с аудио и видеоматериалами: учить пересматривать видеофрагменты и слушать аудиофрагменты по нескольку раз, делать стоп-кадры для выделения значимой видео- и аудиоинформации и сохранять ее.

Результаты маршрутного тестирования проверяются автоматически. Их может видеть сразу и учащийся на экране своего устройства, и учитель на экране своего компьютера. Учащийся видит не итоговый балл тестирования, но то, как был оценен ответ на каждый вопрос. Более того, он может видеть и правильный ответ. Маршрутное тестирование носит обучающий характер: его результаты не влияют на итоговую отметку за урок.

2.3. ОБСУЖДЕНИЕ ИЛИ ДИСКУССИЯ. Это завершающий момент каждого учебного модуля. После выполнения маршрутного теста и его самопроверки представителям разных маршрутов предстоит обменяться информацией (мнениями, способами решения общей проблемы). В процессе ОБСУЖДЕНИЯ учащиеся дополняют друг друга, поскольку работали с разными источниками информации, подтверждающими общее направление решения проблемы. В процессе ДИСКУССИИ представители разных маршрутов предъявляют аргументы, вступающие в противоречие друг с другом, поскольку разные источники информации привели их к противоположным выводам. В любом случае ОБСУЖДЕНИЕ (или ДИСКУССИЯ) позволяет представителям разных маршрутов свести воедино результаты работы с разными ресурсами, создать целостную картину, которая поможет в решении общей проблемы.

Используемое в учебном процессе устройство индивидуального доступа предполагает встроенную web-камеру и микрофон для обеспечения работы в Skype в качестве обязательного элемента.

Skype используется в учебном процессе в учебное и внеучебное время:

1) с целью участия всех обладателей девайсов в общем значительном мероприятии в рамках данной предметной области (например, когда выступает уникальный специалист, приглашенный в одну из школ, и он может отвечать на детские вопросы в режиме он-лайн; или когда выполняется лабораторная работа на дорогостоящем оборудовании в одной из школ, и дети могут участвовать в ее ходе; или когда одна из школ проводит занятие на выезде: в мастерской представителя одного из художественных промыслов; на каком-нибудь производстве и т.д.);

2) для выполнения парных и групповых домашних заданий (например, для разучивания диалогов при изучении иностранных языков или сбора материалов для общего сообщения);

3) при выполнении проектов во внеурочное время (например, для обмена собранным материалом или для создания общей информационной базы);

4) для участия заболевшего ребенка в общем учебном процессе: сидя дома, такой ребенок может "присутствовать" на уроке со своими одноклассниками.

Несмотря на то, что для решения проблемы на каждом уроке учащиеся делятся на разные группы (маршруты) и представители этих разных групп (маршрутов) работают самостоятельно и используют не дублирующие друг друга источники информации, каждый урок сохраняет концептуальное единство и содержательную целостность. Сохраняется также преемственность содержания всего предметного курса.

Это становится возможным за счет обязательности таких этапов урока, как "Введение в тему", "Постановка проблемы", "Обсуждение" (или "Дискуссия"), "Выводы урока", "Итоговое тестирование".

1. Система обучения в режиме реального времени, содержащая рабочие места с компьютерами обучаемых и средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия, компьютеры обучаемых подключены посредством сети Интернет или WI-FI соединения к серверу с программным продуктом для обучения и коммуникации, сервер связан прямой и обратной связью с базой данной пользователей содержащей медиа-контент, при этом компьютеры обучаемых имеют два сенсорных экрана, а в систему посредством сети Интернет или WI-FI соединения с сервером включен компьютер учителя, причем средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия подключены к компьютеру учителя, а сервер также посредством сети Интернет или WI-FI соединения связан с компьютером администратора учебного заведения.

2. Система обучения в режиме реального времени по п.1, отличающаяся тем, что сервер посредством сети Интернет соединен с удаленными компьютерами обучаемых.

3. Система обучения в режиме реального времени по п.1, отличающаяся тем, что средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия выбирают из следующей группы: проектор, электронная доска, принтер, сканер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к осветительным устройствам и может использоваться в разных областях, в том числе в качестве прожектора для железнодорожных локомотивов

Световой прожектор с ксеноновой газоразрядной лампой относится к осветительным устройствам и может быть использован в различных областях техники, в том числе в качестве прожектора для подвижного состава железных дорог.

Модульный светодиодный светильник-прожектор относится к осветительным устройствам и может использоваться в разных областях, в том числе в качестве прожектора для железнодорожных локомотивов

Полезная модель относится к радиотехнике и технике СВЧ и может быть использована в радиоэлектронной аппаратуре
Наверх