Шаблон для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка автосцепки

 

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка.

Согласно полезной модели шаблон для проверки положения автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде неправильного в виде неправильного пяти угольника, на вершине которого закреплены по одной оси выступ, измерительный сектор с рукояткой, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор, а на других противолежащих сторонах закреплены соответственно угольник и ограничитель, выполненные с рабочими поверхностями, при этом последние выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных и контактирующих поверхностей. 1 нз.п. ф-лы, 6 илл.

Полезная модель относится к измерительной технике и предназначена для диагностики автосцепки ж/д транспорта, а именно для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка.

Из уровня техники известны устройства для замера геометрических параметров зева автосцепки (RU, 40464, U1 13.04.2004), согласно которому за счет применения сменных пластин обеспечивают высокую точность измерений и увеличивают срок эксплуатации, при этом отпадает необходимость в проектировании контршаблонов. Применение сменных пластин, обеспечивающих точность измерений, в тоже время приводит к усложнению процесса проведения измерений ввиду возможной потери тех или иных пластин в процессе работы.

Известен также шаблон для контроля профиля изделий (а.с. СССР, 196358, 17.03.1967), содержащий измерительную каретку, линейку, по которой перемещается каретка с контактным штифтом, отсчет положения которого производится по нониусу каретки, при этом для увеличений производительности на шаблоне установлены дополнительно ряд контактных штифтов и все шрифты фрикционно закреплены на линейке независимо от каретки. Конструкция шаблона сложна в эксплуатации, требует постоянной настройки и корректировки.

Известен также шаблон для измерения железнодорожных колес подвижного состава (RU, 2206867, С2, 17.08.2001), который содержит основание, на котором с возможностью перемещения установлен в направляющих движок, предназначенный для измерения толщины гребня, выполнены в виде рамки, в которую вставлен второй движок с нанесенной на него шкалой. Шкала проградуирована так, что отсчет по риске, нанесенной на движке, соответствует значению угла, определяемому из соотношения. Таким образом, для того, чтобы шкала обеспечивала измерение заданного угла, необходимо соответствующим образом расположить движки относительно друг друга и проградуировать шкалу в соответствии с требуемым соотношением.

К недостаткам известных измерительных устройств дополнительно к уже сказанному относится относительная сложность их конструктивного выполнения, а, следовательно, сложность их эксплуатации и повышенная себестоимость. Кроме этого, известные шаблоны не могут быть применены для проверки параметров вновь изготовленного или восстановленного замка автосцепки, поскольку известные решения разработаны применительно к конкретным деталям, не имеющим отношение к автосцепке.

Ближайший аналог заявленного технического решения не выявлен.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение точности измерений и качества диагностики проверяемых деталей автосцепки, типа СА-3 ж/д транспорта, за счет повышения качества измерительных поверхностей и параметров автосцепки в сборе, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерений, обусловленной степенью ее шероховатости (высокой чистотой поверхности), а также степенью изнашиваемости измерительных поверхностей, кроме этого конструкция шаблона лишена напряженных зон - концентраторов напряжений, углов между измерительными поверхностями, что исключает возможность появления поверхностных напряжений и, как следствие, нарушения плоскостности, линейности.

Для достижения технического результата шаблон для проверки положения автосцепки выполненный металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали в виде неправильного пяти угольника, на вершине которого закреплены по одной оси выступ, измерительный сектор с рукояткой, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор, а на других противолежащих сторонах закреплены соответственно угольник и ограничитель, выполненные с рабочими поверхностями, при этом последние выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Целесообразно, чтобы в качестве материала применена сталь углеродистая качественная конструкционная марки Ст.45 или Ст.45ХН.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1, изображен общий вид шаблона - вид сверху.

фиг.2 - вид А по фиг.2.

фиг.3, 4 - положение шаблона в процессе проверки в режиме «замок годен».

фиг.5, 6 - положение шаблона в процессе проверки в режиме «замок не годен».

Согласно полезной модели шаблон 1 для проверки положения автосцепки выполнен металлическим из углеродистой качественной конструкционной стали в виде плоской детали 2 в виде неправильного пяти угольника, соединяющего в себе форму треугольника одна вершина по большей стороне выполнена в виде прямоугольного угла.

На вершине 3 острого угла пяти угольника закреплены по одной оси выступ 4, измерительный сектор 5 с рукояткой 6, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор 7 с двумя рабочими поверхностями 8.

Н других противолежащих сторонах 9 и 10 закреплены соответственно ограничитель 11 и угольник 12, выполненные с рабочими поверхностями.

Все рабочие поверхности шаблона выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнута цементации или обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.

Устройство применительно к шаблону 839А предназначен для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка функционирует следующим образом.

Как показано на фиг.3, 4, 5 и 6 для проверки замка шаблоном 1 необходимо измерительный сектор 5 шаблона 1 повернуть рукояткой 6 вверх, затем шаблон 1 наложить на замок, лежащий на плите, так, чтобы упор 7 двумя опорными площадками 8 был прижат к торцевой поверхности замка, угольник 12 - к горизонтальной опорной поверхности замка, основание шаблона по всей длине прилегало к боковой поверхности замка, а мерительный сектор вошел в овальное отверстие замка. Удерживая шаблон 1 в таком положении, следует за рукоятку 6 поворачивать измерительный сектор 5 по часовой стрелке и наблюдать за движением сначала проходной, а затем непроходной частей измерительного сектора.

Замок признается годным, если проходная часть измерительного сектора 5 свободно проходит мимо кромки овального отверстия без отжима упора 7 и угольника 12 шаблона от базовых мест замка, а непроходная часть упирается в кромку отверстия раньше, чем рукоятка 6 мерительного сектора 5 будет направлена вертикально вниз.

Замок не годен, если проходная часть измерительного сектора 5 не поворачивается в овальном отверстии, упираясь в его кромку, а так же если непроходная часть сектора 5 свободно поворачивается в овальном отверстии корпуса замка.

Применение полезной модели позволяет повысить точность измерений и качество диагностики проверяемых деталей автосцепки СА-3 железнодорожного транспорта за счет повышения качества обработки измерительных поверхностей, что в результате оказывает существенное значение на повышение безопасности эксплуатации ж/д транспорта.

Шаблон для проверки положения задней кромки овального отверстия относительно торцевой части замка автосцепки, выполненный металлическим из углеродистой конструкционной стали в виде плоской детали близкой к неправильному пятиугольнику, на вершине которого закреплены по одной оси выступ, измерительный сектор с рукояткой, на противоположной стороне этой вершины закреплен упор, а на других противолежащих сторонах закреплены соответственно угольник и ограничитель, выполненные с рабочими поверхностями, отличающийся тем, что он изготовлен преимущественно из стали марки Ст.45 или Ст.45ХН, рабочие поверхности выполнены с шероховатостью не выше 2,5 Ra и подвергнуты обработке токами высокой частоты с получением твердости, определяемой из диапазона 56-64 HRC.



 

Наверх