Подшипник скольжения
428l24
ОП ИСАНЙЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства № 409322 (22) Заявлено 25.10.71 (21) 1708542/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (32) Пр иоритет—
Опубликовано 15.05,74. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 19.02.75 51) М. Кл, Р16с 33/10
Г 16с 33/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
Э. И. Ремизовский и Э. H. Кревсун
Институт ядерной энергетики (7 1) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области общего машиностроения.
По основному авт. св. № 409022 известен подшипник скольжения, содержащий корпус и вкладыш, внутренняя поверхность которого выполнена из аптифрикционного материала.
Во вкладыше выполнены радиальные отверстия, часть которых заполнена капиллярнопористым веществом, пропитанным легкокипящей жидкостью. Центральные отверстия не заполнены этим веществом и служат для отвода газов испаряющейся жидкости. Подшипник снабжен кожухом, образующим замкнутую полость для циркуляции и охлаждения ж и дк о сти.
Теплоотвод в этом подшипнике осуществляется за счет испарения и последующей конденсации легкокнпящей жидкости, причем практически удается поддерживать постоянную температуру в зоне трения при любой скорости изменения температуры. Однако предотвратить схватывание вала и вкладыша при аварийных увеличениях температуры в зоне трения, например, в случае попадания абразивных частиц, прекращения подачи смазки в узлах с принудительной смазкой и т. п., в этом подшипнике невозможно.
Для обеспечения подачи смазки в зону трения при аварийном повышении температуры подшипника, описываемый подшипник снабжен вставками с калиброванными каналами, расположенными в верхней части центральных отверстий, и эластичными карманами, установленными в окнах, выполненных во вкладыше, и заполненными смазкой, посту пающей в зону трения при повышении давления над ними.
На фиг. 1 представлен подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение по А—
А; на фиг. 3 — сечение по Б — Б на фиг. 1.
Вал 1 вращается в подшипнике, который состоит из вкладыша 2 с внутренней поверхностью 8, выполненной из антифрикционного материала, например полимера. Вкладыш
15 жестко закреплен в опоре 4 и имеет нару>кную полость, образованную замкнутым металлическим гофрированным кожухом 5, и внутреннюю полость В, расположенную у зоны трения. Радиальные отверстия б заполнены
20 микрокапиллярным материалом, пропитанным легкокипящей жидкостью. Центральные радиальные отверстия 7 не заполнены упомянутым материалом и соединены в своей нижней части полостью В с отверстиями б.
В верхней части центральных отверстий установлены вставки 8 с калиброванными каналами, которые выполняют роль дросселей, а в нижней их части установлены карманы 9, которые вставляются через сквозные окна, выполненные во вкладыше со стороны зоны
428124 д 7 трения. Карманы заполнены контактной смазкой. Во вкладыше выполнена кольцевая канавка 10, .в которой, в случае необходимости, может быть размещено замкнутое эластичное кольцо, образованное или соединенными между собой, или изолированными карманами.
Подшипник работает следующим образом.
Как только в зоне трения начинается повышенное тепловыделение, увеличивается количество испарившейся жидкости. Газы, скапливаясь в отверстии 7, создают давление, обеспечивающее подачу смазки деформированием эластичных карманов 9. Эластичность мембраны, которой прикрыты карманы со стороны вала, и размеры калиброванных каналов выбираются таким образом, чтобы обеспечить выдавливание смазки в зону трения только в аварийной или близкой к ней ситуации — при сильном тепловыделении. Смазка, попадая в зону трения, препятствует схватыванию трущихся поверхностей и улучшает условия эксплуатации узла.
Необходимая эластичность карманов обусловливается выбором полимерного материала (например, поливинилхлорид, капрон, полиэтилен и др.) и его толщиной. Варьируя эластичность материала карманов и проходное сечение калиброванных каналов во вставках, можно добиться желательной скорости выдавливания нужного количества смазки в зону трения.
Использование подшипника наиболее эффективно при применении аптифрикционных материалов, размягчающихся при незначительных повышениях температуры, и в узлах, эксплуатирующихся в условиях ограниченной смазки или без нее. Подшипник обеспечивает автоматическую подачу смазки в зону трения при увеличении тепловыделения, причем ее количество пропорционально величине тепловыделения.
Предмет изобретения
Подшипник скольжения по авт. св. № 409022, отличающийся тем, что, с целью обеспечения подачи смазки в зону трения при аварийном повышении температуры подшипника, последний снабжен вставками с калиброванными каналами, расположенными в верхней части центральных отверстий, и эластичными карманами, установленными в окнах, выполненных во вкладыше, и заполненными смазкой, поступающей в зону трения при повышении давления над ними.
428124
Редактор К. 111анаурова
Корректор И. Симкина
Заказ 763/30 Изд. № 1611 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делаи изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Составитель И. Антипова
Техред Т. Курилко
10 T p
Фиг. 3


