Подшипник скольжения
ОП И САН-И:., „
ИЗОБРЕТЕН И
499D2I
Союз (:оветских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
М. Кл. F 16c 33, 04
Заявлено 16.EX.1971 (№ 1697535/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
Совета й1инистров СССР на делам изоеретений и открытий
Приоритет
Опубликовано 30,Х1.1973, Бюллетеп= ¹ 48
Дата опубликования описания 18.IV.1974
УДК 621.822.5 (088.8) Авторы изооветeния
Э. И. Ремизовский и Э. П. Кревсун
Институт ядерной энергетики АН Белорусской ССР
Заявитель
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области общего машиностроения.
Известен подшипник скольжения, содержащий корпус и вкладыш, внутренняя поверхность которого выполнена из антифрикционного материала.
Однако такие конструкции подшипников не обеспечивают качественного теплоотвода из зоны трения при работе в условиях ограниченной смазки или без нее, при нестационарных режимах и т. д., особенно при применении в качестве антифрикционных материалов полимеров, что приводит к схватыванию трущихся материалов, интенсивному износу и выходу узла из строя.
Для улучшения теплоотвода из зоны трения в предлагаемом подшипнике вкладыш выполнен с радиальными отверстиями, заполненными капиллярно-пористым веществом, пропитанным легкокипящей жидкостью, и снабжен металлическим кожухом, образующим замкнутую наружную полость для циркуляции и охлаждения жидкости.
На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.
Подшипник состоит из вкладыша 1, внутренняя поверхность 2 которого выполнена из антифрикционного материала, например полимера. Вкладыш жестко закреплен в опоре 3 и имеет наружную полость, образованную замкнутым металлическим кожухом 4, и внутреннюю полость 5, расположенную у зоны трения. Радиальные отверстия 6 заполнены микрокапиллярным материалом, например пористой керамикой, ультратонким стекловолокном и т. д., пропитанным легкокипящей жидкостью, например четырехокнсью азота, метанолом, углеводородным соединением и т. д. В центре выполнены отверстия 7, соединенные внизу полостью 5 с отверстиями 6.
Теплоотвод в подшипнике осуществляется следующим образом.
Легкокипящая жидкость по отверстиям 6 поступает в полость 5, расположенную у зоны трения, и под действием тепла, выделяю20 щегося в процессе эксплуатации, испаряется, отбирая тепло. Газ через отверстия 7 поступает в полость, образованную кожухом 4, где конденсируется, отдавая тепло. Затем жидкость засасывается в полость 5 через капил25 лярную набивку, и цикл повторяется. Для улучшения конденсации пара кожух 4 обдувается охлаждающей средой.
Такая конструкция подшипника обеспечивает теплоотвод при любой скорости тепло30 образования в зоне трения.
409021
Предмет изобретения б, 7
А Б
9 иг 1
А-Д
Фиг. 5
Фиг. 2
Составитель В. Холодкова
Техред E. Борисова
Редактор Н. Суханова
Корректор А. Дзесова
Заказ 1005 10 Изд. х."з 1103 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Подшип»ик скольжения, содержащий кор»ус и вкладыш, внутренняя поверхность ко1орого выполнена из а»тифрикционного материала, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью улучшешгя теплоотвода из зоны трения, вкладыш выполнен с радиальными отверстиями, заполненными капиллярно-пористым веществом, пропитанным легкокипящей жидкостью, и снабжен металлическим кожухом, образующим замкнутую полость для циркуляции и охлаждения жидкости.

