Подшипник скольжения

 

ОП АНИЕ

ИЗОЬГЕтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

C i ц 422877

Союз Советских

Социалистических,Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.05.71 (21) 1661258/25-27 (51) М. Кл. F 16с 33/10 с присоединением заявки ¹

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий (32) Приоритет

Опубликовано 05.04.74. Бюллетень ¹ 13

Дата опубликов" íèÿ описания 05.09.74 (53) УДК 621.822.5:

:621-729 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. Х. Литманов и Б. П. Бондарев

Ухтинский индустриальный институт (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в таких механизмах, где невозможна или нежелательна смазка подшипника жидкими или консистентными смазками: машины для перекачки сжиженных газов; механизмы, работающие в вакууме и т. д.

Известны подшипники скольжения сухого трения, в которых происходит непрерывное нанесение пленки твердой смазки на трущуюся поверхность с помощью смазывающего элемента, прижимаемого к поверхности с некоторым усилием.

При этом в процессе работы подшипника одновременно происходит истирание имеющегося на поверхности трения слоя твердой смазки и возобновление этого слоя за счет смазывающего элемента.

Для поджатия его к трущейся поверхности используют либо центробежную силу, либо силу пружин.

Недостатком этих подшипников является то, что в них процесс возобновления слоя твердой смазки не регулируется в зависимости от истирания уже нанесенного слоя. В результате, если возобновление смазки происходит недостаточно интенсивно, твердосм азочное покрытие истощается, и происходит схватывание вала и втулки. Если же возобновл"ние смазки преобладает над износом. то рабочий зазор подшипника забивается твердой смазкой, и подшшгник заклпнивает.

Цель предлагаемого изобретения — регулп5 рование силы поджатия элемента твердой смазки.

На фиг. 1 изображен предлагаемьш подшипник, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А;

10 на фиг. 3 — разрез по Б — Б.

Вал 1 вращается в плавающей втулке 2, которая поворачивается в корпусе 3. Смазывающий элемент 4 связан шарнирно с рычагом

5, который вращается вокруг оси 6, запрессо15 ванной в корпусе 3, и одним плечом упирается в скошенную поверхность, профрезерованную во втулке 2. Втулка 2 и корпус 3 связаны возвратной пружиной растяжения 7.

2о Подшипник скольжения работает следующим образом.

При вращении вала 1 в плавающей втулке

2 возникает момент сил трения, зависящий от состояния твердой смазочной пленки на валу

25 1. По мере износа пленки момент сил трения в подшипнике возрастает, и под действием этого момента втулка 2 поворачивается в корпусе 3 в направлении вращения вала 1. При этом втулка 2 скошенной поверхностью повер30 нет рычаг 5 вокруг оси 6, прижимая смазываП р cдм ст изоорстсния Pzz2 1

Уиг Г

Pzzz 5

Составитель И. Малюга

Техред Л. Богданова

Редактор Л. Бурова

Корректоры: Л. Корогод и О. Данишева

Заказ 2302!7 Изд. J¹ 692 Тираж 875 Поди псно

UHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушскаи паб., д. 4/5

Типографии, пр. Сапунова, 2

1ощий элемент 4 к валу 1. Чем больше момент сил трения в подшипнике, тем сильнее поджимается смазывающий элемент 4 к валу 1. После нанесения необходимого слоя твердой смазки момент сил трения в подшипнике уменьшится, и под действием пружины 7 втулка 2 вернется в исходное положение.

Предлагаемый подшипник выгодно отличается от известных тем, что поджатие смазывающего элемента сделано регулируемым в зависимости от состояния смазочной пленки.

Это повышает ресурс подшипника скольж(ния благодаря рациональному расходовангно запаса твердой смазки.

Подшишшк скольжения, содержащий корпус, плавающую втулку и элемент твердой

5 смазки, со средством поджатия его к трущейся поверхности., отличающийся тем, что, с целью регулирования силы поджатия элемента твердой смазки, средство поджатия выполнено в виде шарнирно закрепленного на

10 корпусе двуплечего рычага, одним плечом соединенного с элементом твердой смазки, а вторым — взаимодействующего с поверхностью скоса, выполненного во втулке, причем последняя снабжена пружиной, упруго связыва15 ющей ее с корпусом.

Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх