Подшипник скольжения
ОП АНИЕ
ИЗОЬГЕтЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
C i ц 422877
Союз Советских
Социалистических,Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.05.71 (21) 1661258/25-27 (51) М. Кл. F 16с 33/10 с присоединением заявки ¹
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий (32) Приоритет
Опубликовано 05.04.74. Бюллетень ¹ 13
Дата опубликов" íèÿ описания 05.09.74 (53) УДК 621.822.5:
:621-729 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. Х. Литманов и Б. П. Бондарев
Ухтинский индустриальный институт (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в таких механизмах, где невозможна или нежелательна смазка подшипника жидкими или консистентными смазками: машины для перекачки сжиженных газов; механизмы, работающие в вакууме и т. д.
Известны подшипники скольжения сухого трения, в которых происходит непрерывное нанесение пленки твердой смазки на трущуюся поверхность с помощью смазывающего элемента, прижимаемого к поверхности с некоторым усилием.
При этом в процессе работы подшипника одновременно происходит истирание имеющегося на поверхности трения слоя твердой смазки и возобновление этого слоя за счет смазывающего элемента.
Для поджатия его к трущейся поверхности используют либо центробежную силу, либо силу пружин.
Недостатком этих подшипников является то, что в них процесс возобновления слоя твердой смазки не регулируется в зависимости от истирания уже нанесенного слоя. В результате, если возобновление смазки происходит недостаточно интенсивно, твердосм азочное покрытие истощается, и происходит схватывание вала и втулки. Если же возобновл"ние смазки преобладает над износом. то рабочий зазор подшипника забивается твердой смазкой, и подшшгник заклпнивает.
Цель предлагаемого изобретения — регулп5 рование силы поджатия элемента твердой смазки.
На фиг. 1 изображен предлагаемьш подшипник, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А;
10 на фиг. 3 — разрез по Б — Б.
Вал 1 вращается в плавающей втулке 2, которая поворачивается в корпусе 3. Смазывающий элемент 4 связан шарнирно с рычагом
5, который вращается вокруг оси 6, запрессо15 ванной в корпусе 3, и одним плечом упирается в скошенную поверхность, профрезерованную во втулке 2. Втулка 2 и корпус 3 связаны возвратной пружиной растяжения 7.
2о Подшипник скольжения работает следующим образом.
При вращении вала 1 в плавающей втулке
2 возникает момент сил трения, зависящий от состояния твердой смазочной пленки на валу
25 1. По мере износа пленки момент сил трения в подшипнике возрастает, и под действием этого момента втулка 2 поворачивается в корпусе 3 в направлении вращения вала 1. При этом втулка 2 скошенной поверхностью повер30 нет рычаг 5 вокруг оси 6, прижимая смазываП р cдм ст изоорстсния Pzz2 1
Уиг Г
Pzzz 5
Составитель И. Малюга
Техред Л. Богданова
Редактор Л. Бурова
Корректоры: Л. Корогод и О. Данишева
Заказ 2302!7 Изд. J¹ 692 Тираж 875 Поди псно
UHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушскаи паб., д. 4/5
Типографии, пр. Сапунова, 2
1ощий элемент 4 к валу 1. Чем больше момент сил трения в подшипнике, тем сильнее поджимается смазывающий элемент 4 к валу 1. После нанесения необходимого слоя твердой смазки момент сил трения в подшипнике уменьшится, и под действием пружины 7 втулка 2 вернется в исходное положение.
Предлагаемый подшипник выгодно отличается от известных тем, что поджатие смазывающего элемента сделано регулируемым в зависимости от состояния смазочной пленки.
Это повышает ресурс подшипника скольж(ния благодаря рациональному расходовангно запаса твердой смазки.
Подшишшк скольжения, содержащий корпус, плавающую втулку и элемент твердой
5 смазки, со средством поджатия его к трущейся поверхности., отличающийся тем, что, с целью регулирования силы поджатия элемента твердой смазки, средство поджатия выполнено в виде шарнирно закрепленного на
10 корпусе двуплечего рычага, одним плечом соединенного с элементом твердой смазки, а вторым — взаимодействующего с поверхностью скоса, выполненного во втулке, причем последняя снабжена пружиной, упруго связыва15 ющей ее с корпусом.

