Патент ссср 310459
О П И С А Н И Е 3I0459
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сом 6оветских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 29.1.1968 (№ 1213360/25-28) МПК F 16h 1/04 с присоединением заявки №
Приоритет 30.1.1967, _#_ 93023, Франция
Опубликовано 26.VI I.1971. Бюллетень х" 23
Дата опубликования описания 11.Х.1971
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.833.16(088.8) Автор изобретения и заявитель
Иностранец
Франсуа Дюран (Франция) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Известны зубчатые передачи, содержащие два зацепляющихся колеса, одно из которых установлено в подвижной опоре, и устройство для ориентации подвижной опоры и тем самым компенсации неточностей зацепления колес, включающее два рычага, шарнирно связывающие подвижную опору с неподвижным корпусом передачи.
Однако в известных зубчатых передачах невозможно использовать устройство для ориентации подвижной опоры при внутреннем зацеплении зубчатых колес.
Целью предлагаемого изобретения является создание зубчатой передачи, обеспечивающей использование устройства для ориентации подвижной опоры при внутреннем зацеплении зубчатых колес.
Для этого рычаги, связывающие подвижную опору с неподвижным корпусом передачи, размещены соответственно по обе стороны от линии, соединяющей центры зацепляющихся колес таким образом, что оси этих рычагов пересекаются в центре колеса или между центром и линией зацепления ведущего колеса, установленного в подвижной опоре, н образуют с линией, соединяющей центры колес, одинаковые углы, каждый из которых равен углу давления и зацеплении. Оси этих рычагов пересекаются в центре колеса, когда оно непосредственно приводится в движение системой карданной передачи. И наоборот, оси пересекаются между центром ведущего колеса и линией зацепления, когда первый редуктор с полым валом смонтирован непосред5 ственно на валу колеса.
Шарнирное соединение одного из рычагов с подвижной опорой выполнено в виде двух связанных с опорой проушин и размещенной в них оси, связанной с рычагом и располо10 женной под углом к оси этого рычага.
Один из рычагов может быть выполнен в виде пластины, связанной двумя шаровыми шарнирами с подвижной опорой и одним шаровым шарниром с неподвижным корпусом.
15 С целью регулирования зацепления или выведения из зацепления зубчатых колес, шарнир одного нз рычагов размещен в эксцентрике, поворотно у; таповленном в неподвижном корпусе передачи.
20 Кроме того, один из рычагов может быть связан с неподвижным корпусом с помощью гидроцилипдра.
На фиг. 1 схематически изображена зубчатая передача с регулировкой зацепления при
25 помощи эксцентрика; на фнг. 2 — разрез по
А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — зубчатая передача с регулировкой зацеплеш|я при помощи гидроцплиндра.
Зубчатая передача содержит два зацепля30 ющпхся колеса 1 и 2 с внутренним зацепленп310459
10 ем. Колесо 1 установлено на оси 3, а колесо 2 в подвижной опоре 4, снабженной устройством для ее ориентации и тем самым компенсации неточностей зацепления колес 1 и 2.
Устройство для ориентации подвижной опоры 4 включает рычаги 5 и б, шарнирно связывающие подвижную спору 4 с неподвижным корпусом 7 передачи.
Рычаги 5 и б раз.крещены соответственно по обе стороны от линии, соединяющей центры, зацепляющихся колес 1 и 2 таким образом, что оси этих рычагов пересекаются в центре колеса 2 и образуют с линией, соединяюще;й центры колес, одинаковые углы сс, каждый йз которых равен углу давления в зацеплении.
Шарнирное соединение рычага 5 с подвижной опорой 4 выполнено в виде связанных с, опорой проушин 8 и размещенной в них оси
9, связанной с рычагом 5. Ось 9 может быть расположена к оси 5 под углом к оси рычага
6. Другим концом рычаг 5 шарнирно крепится к корпусу 7.
Рычаг б одним концом при помощи шарового шарнира 10 укреплен к подвижной опоре
4, а другим концом при помощи шарнира 11, установленного в эксцентрике 12, соединен с корпусом 7.
В другом варианте (см. фиг. 3) устройство для ориентации подвижной опоры включает два рычага, один из которых выполнен в виде пластины 18, связанной двумя шаровыми шарнирами 14 и 15 с подвижной опорой и одним шаровым шарниром 1б с неподвижным корпусом передачи. Другой рычаг выполнен в виде тяги 17, укрепленной шарнирно на подвижной опоре и соединенной с корпусом 7 с помощью гидроцилиндра 18. Соединение колеса
2 с приводом осуществляется при помощи карданной передачи 19.
Зубчатая передача работает следующим образом, При нагружении колеса 2 крутящим моментом это колесо, находясь в зацеплении с колесом 1, вращает последнее вокруг оси 8.
При этом из-за деформаций или дефектов зубьев колес 1 и 2 возникают реакции, которые передаются на подвижную опору 4. Опора, благодаря шарнирной установке, разворачивается (ориентируется) под действием этих реакций до положения, в котором зубья колеса 2 будут соприкасаться по всей рабочей поверхности с зубьями колеса 1.
З5
Для вывода колеса 2 из зацепления с колесом 1 необходимо повернуть на некоторый угол эксцентрик 12, который при помощи шарнира 11 и рычага б сместит подвижную опору 4 с колесом 2 к центру колеса 1, тем самым выведя из зацепления колеса 1 и 2.
Вывод колес из зацепления можно осуществить при помощи гидроцилипдра 18. Действие его на подвижную опору 4 аналогично действию эксцентрика 12.
Предмет изобретения
1. Зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся колеса, одно из которы. установлено в подвижной опоре, и устройство для ориентации подвижной опоры и тем самым компенсации неточностей зацепления колес, включающее два рычага, шарнирно связывающие подвижную опору с неподвижным корпусом передачи, отличающаяся тем, что, с целью использования устройства для ориентации подвижной опоры при внутреннем зацеплении зубчатых колес, рычаги, связывающие подвижную опору с неподвижным корпусом передачи, размещены соответственно по обе стороны от линии, соединяющей центры зацепляющихся колес таким образом, что оси этих рычагов пересекаются в центре колеса, установленного в подвижной опоре, и образуют с линией, соединяющей центры колес, одинаковые углы, каждый из которых равен углу давления в зацеплении.
2. Передача по и. 1, отличающаяся тем, что шарнирное соединение одного из рычагов с подвижной опорой выполнено в виде двух связанных с опорой проушин и размещенной в них оси, связанной с рычагом и расположенной под углом к оси этого рычага.
3. Передача го пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что один из рычагов выполнен в виде пластины, связанной двумя шаровыми шарнирами с подвижной опорой и одним шаровым шарниром с неподвижным корпусом.
4. Передача по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью регулирования зацепления или выведения из зацепления зу бчатых колес, шарнир одного из рычагов размещен в эксцентрике, поворотно установленном в неподвижном корпусе передачи.
5. Передача по пп. 1 — 3, отличающаяся тек, что один из рычагов связан с неподвижным корпусом с помощью гидроцилиндра.
310459
Фиг. /
1g
Составитель E. Андреенкова
Редактор Л. Г. Герасимова Техред Л. Л. Евдонов Корректор А. П. Васильева
Заказ 2682/12 Изд. № 1129 Тираж 4i8 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и откргязпй прп Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раугпская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


