Зубчатая передача м.н.зятькова и н.м.зятькова
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в зубчатой передаче колеса выполнены косозубыми с углом наклона зубьев на делительных цилиндрах, выбранных в пределах 0,1o...3,5o. Использование зубчатой передачи позволяет увеличить долговечность подшипников, снизить габариты и вибрацию в осевом направлении зубчатых колес особенно по сравнению с цилиндрическими прямозубыми передачами. 2 табл.,5 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении.
Известна зубчатая передача, содержащая зацепляющиеся между собой косозубые цилиндрические колеса, у которой рекомендуемый угол наклона зубьев на делительных цилиндрах









qn закон распределения нормальной силы по длине контактной линии;
Fn нормальная сила между контактирующими зубьями;


m нормальный модуль зацепления на начальных цилиндрах;
Z1 число зубьев ведущего зубчатого колеса;
V суммарная линейная скорость относительного скольжения зубьев в точках контакта:

X абсциссы точек линии контакта в выбранной системе координат;
Y ординаты точек линии контакта;



Vz направленный касательно к профилю зуба и Vy - направленный вдоль оси мгновенного вращения-скольжения Y в сечении Б-Б фиг.1, и положение векторов сил трения скольжения, направленных против векторов скоростей скольжения при равнодействующей Fn=1. Тогда силы трения
Fтр.у=Fn


полная сила трения

На фиг. 5 изображен частичный случай нагружения косого зуба при наличии концентрации нагрузки по длине контактной линии. Исходя из подобия треугольников скоростей относительного скольжения и сил трения скольжения (фиг.4), можем записать:

Из последнего выражения следует, что

Косозубая цилиндрическая передача состоит из двух зацепляющихся колес: 1 ведущее зубчатое колесо, 2 ведомое (фиг.1). Если



(при

где d1 диаметр начального цилиндра колеса 1. В то же время точки боковых поверхностей зубьев проскальзывают в поперечном направлении со скоростью (фиг.3)
v = X(



(знак "плюс" для внешнего зацепления, знак "минус" для внутреннего зацепления колес)
(См. кн. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. М. Наука, 1988, с.444),
где X абсцисса точки контакта зубьев относительно начала координат - полюса зацепления. Для зацепления косозубых колес абсцисса каждой точки контактной линии имеет величину
X = Xt+ Y


где

X абсцисса точки контактной линии, расположенной в торцевой плоскости передачи. Тогда vz = (Xt+ Ytg




Суммарная скорость скольжения для каждой точки (фиг.3)

Используя положение, что скорости проскальзывания пропорциональны силам трения, получаем для каждой точки контактной линии косозубых колес

где X'= Xt/m; Y'= Y/m координаты точек контакта в выбранной системе в долях нормального модуля на начальных цилиндрах;




У косозубой цилиндрической передачи каждая точка линии контакта зубьев имеет свои координаты, значит, и свое значение


Тогда максимальная величина полного осевого усилия косозубой передаче с учетом сил трения

Принимая для малых углов sin



f =

Из выражения (3) следует, что возможна косозубая передача, у которой полное осевое усилие будет меньше, чем у прямозубой передачи, т.е.

Второе условие для косозубой цилиндрической передачи




1. В целях упрощения все расчеты ведутся при измерении длины в долях нормального модуля на начальных цилиндрах. Тогда, например, ширина зубчатого венца b 30 мм 6m. 2. В целях упрощения расчетов условно принимается m 1. 3. В целях упрощения расчетов принимается Ft 1, тогда

где lк = b/cos



Значения fy fymax приведены в табл. 1 и взяты из распечаток значений fy в зависимости от угла









1. Так же, как и в примере 1, измерения длины ведется в долях модуля. 2. В целях упрощения расчетов так же, как и в примере 1, условно принимается m 1 мм. 3. В целях упрощения расчетов так же, как в примере 1, условно принимается Ft 1, тогда

4. По формуле (1) имеем:

Значения fy= max приведены в табл.2 и взяты из распечаток значений fy в зависимости от угла




Формула изобретения









где

fy приведенная величина коэффициента трения скольжения вдоль мгновенной оси вращения скольжения зубьев;
f коэффициент трения скольжения зубьев;
Fn нормальная сила между контактирующими зубьями;
qn закон распределения нормальной силы по длине контактной линии;

m нормальный модуль зацепления на начальных цилиндрах;
g - суммарный угол перекоса осей зубчатых колес в плоскости, перпендикулярной межосевому расстоянию;
z1 число зубьев ведущего зубчатого колеса;

x и y абсциссы и ординаты точек контактной линии в выбранной системе координат;


знак (+) для внешнего зацепления, знак (-) для внутреннего зацепления.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Прецессионная передача // 2099614
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубчатым передачам, использующимся в качестве преобразователя крутящего момента в гидромоторах, для передачи вращения через герметичную стенку, а также традиционно для редукции вращения
Планетарная роликовинтовая передача // 2098695
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве передачи для преобразования вращательного движения в поступательное
Электромотор-колесо // 2098694
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам передвижения машин, и может быть использовано для приведения в движение различных транспортных средств
Волновая планетарная передача // 2098693
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к редукторостроению, и может найти применение в редукторах с большим передаточным отношением, в приводах различных машин и механизмах
Червячная передача бернюкова п.е. // 2098692
Изобретение относится к механизмам силовой передачи вращения между пересекающимися валами, в частности к червячным передачам
Волновой привод // 2098691
Коническая передача с внутренним зацеплением // 2095663
Цилиндроконическая передача // 2095662
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано предприятиями при необходимости изменения передаточного момента
Планетарная роликовинтовая передача // 2104425
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное
Волновой привод // 2110711
Червячная передача // 2110712
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков
Планетарный редуктор а.и.суровцева // 2110713
Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения
Дифференциальный механизм // 2111396
Планетарный редуктор // 2112166
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Цилиндрическая зубчатая передача // 2114339
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубообработке