Рычаг переключения передач привода управления коробкой (варианты)

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к дистанционным приводам управления коробок передач транспортных средств. Рычаг переключения передач привода управления коробкой содержит первый 3 и второй 4 элементы, упругий элемент 5, выполненный трубчатым и установленный на верхнем концевом участке 4a второго элемента 4, при этом охваченный трубчатой частью 3a первого элемента 3. Новым является то, что верхний концевой участок 4a второго элемента 4 снабжен, по меньшей мере двумя выступами 6, выполненными в зоне Z установки упругого элемента 5 и с возможностью упора через упругий элемент 5, по меньшей мере в один стопорный участок 7 трубчатой части 3a, препятствующий по крайней мере выходу второго элемента 4 из трубчатой части 3a первого элемента 3 рычага 1. Согласно второму варианту верхний концевой участок 4a второго элемента в зоне установки упругого элемента 5 содержит по меньшей мере два углубления, напротив каждого из которых расположен стопорный участок 17 трубчатой части 3a, поджимающий упругий элемент 5 к поверхности углубления верхнего концевого участка 4a второго элемента. Технический результат, получаемый при реализации разработанного рычага переключения передач привода управления коробкой заключается в повышении надежности рычага, выраженной в исключении взаимного проворота и рассоединения в продольном направлении элементов рычага, в устранении дребезжания, в технологичности сборки узла. 2 н.п. и 10 з.п. формулы, 12 ил.

Область техники

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильной промышленности, к устройствам для управления силовыми агрегатами, например коробкой передач транспортных средств.

Предшествующий уровень техники

Из уровня техники известен рычаг переключения передач привода управления коробкой (см. аналог - «Каталог запасных частей автомобилей «НИВА» ВА3-2123, Москва, изд. «РусьАвтокнига», 2004 г., стр.49 (В250), поз 12, номер детали 2123-1703080), содержащий вытянуто-изогнутый цельный элемент, на верхний участок которого может быть установлена рукоятка для захвата рукой водителя, управляющим транспортным средством, а нижняя часть содержит соединительный фланец и, по меньшей мере, палец, предназначенный для взаимодействия посредством сферы с шаровой опорой привода управления коробкой передач. В процессе движения автомобиля при повышенных оборотах двигателя (более 3500 об/мин) привод механизма переключения передач начинает вибрировать, издавая дребезжащий звук, что ухудшает потребительские качества автомобиля.

Из уровня техники известен рычаг переключения передач привода управления коробкой (см. JP 2002166741А, публ. 2002.06.11), содержащий первый (поз.10) и второй (поз.7) элементы, упругий трубчатый элемент (поз.11), установленный на упомянутом втором элементе (поз.7) и плотно охваченный упомянутым первым элементом (поз.10). Вышеописанная конструкция предотвращает вибрации рычага переключения передач, но при этом является недостаточно надежной, поскольку имеется возможность сползания упругого трубчатого элемента (поз.11) вдоль продольной оси рычага наружу вниз.

Раскрытие изобретения

Задача полезной модели направлена на повышение надежности и снижение вибраций рычага переключения передач привода управления коробкой.

Технический результат, получаемый при реализации разработанного рычага переключения передач заключается в повышении надежности рычага, выраженной в исключении взаимного проворота и рассоединения в продольном направлении элементов рычага, в устранении дребезжания, в технологичности сборки узла.

Технический результат, согласно первому варианту исполнения, достигается тем, что рычаг переключения передач привода управления коробкой содержит первый и второй элементы, упругий элемент, выполненный трубчатым и установленный на верхнем концевом участке второго элемента, при этом охваченный трубчатой частью первого элемента, верхний концевой участок второго элемента снабжен, по меньшей мере двумя выступами, выполненными в зоне Z установки упругого элемента и с возможностью упора через упругий элемент, по меньшей мере в один стопорный участок трубчатой части, препятствующий выходу по крайней мере второго элемента из трубчатой части первого элемента рычага.

Верхний концевой участок второго элемента может содержать два по существу диаметрально расположенных выступа.

Верхний концевой участок второго элемента может быть снабжен двумя парами выступов, выполненных с возможностью упора через упругий элемент в стопорные участки трубчатой части первого элемента, препятствующие выходу по крайней мере второго элемента из трубчатой части первого элемента рычага, при этом один из стопорных участков трубчатой части сформирован в зоне W между близь расположенными вдоль продольной оси L рычага выступами упомянутой трубчатой части.

По крайней мере один из стопорных участков трубчатой части может быть выполнен кольцевым, при этом образован выпуклой частью с внутренней стороны упомянутой трубчатой части и вогнутой частью с наружной стороны упомянутой трубчатой части.

По крайней мере один из стопорных участков трубчатой части может быть выполнен в виде расположенных по окружности и на расстоянии друг от друга участков, каждый из которых образован выпуклой частью с внутренней стороны упомянутой трубчатой части и вогнутой частью с наружной стороны упомянутой трубчатой части.

Выступы верхнего концевого участка второго элемента могут быть образованы концевыми участками штифта, выступающими за пределы отверстия, в котором установлен упомянутый штифт.

Упругий элемент может быть снабжен торцевой стенкой.

Технический результат, согласно второму варианту исполнения, достигается тем, что рычаг переключения передач привода управления коробкой содержит первый и второй элементы, упругий элемент, выполненный трубчатым и установленный на верхнем концевом участке второго элемента, при этом охваченный трубчатой частью первого элемента, верхний концевой участок второго элемента в зоне Z установки упругого элемента содержит по меньшей мере два углубления, напротив каждого из которых расположен стопорный участок трубчатой части, поджимающий упругий элемент к поверхности углубления верхнего концевого участка второго элемента.

Верхний концевой участок второго элемента может содержать два по существу диаметрально расположенных углубления.

Верхний концевой участок второго элемента может быть снабжен двумя парами углублений, напротив которых расположены стопорные участки трубчатой части, поджимающие упругий элемент к поверхностям упомянутых углублений.

Стопорный участок трубчатой части может быть образован выпуклой частью с внутренней стороны упомянутой трубчатой части и вогнутой частью с наружной стороны упомянутой трубчатой части.

Упругий элемент может быть снабжен торцевой стенкой.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 - схематично изображен рычаг переключения передач привода управления коробкой согласно первому варианту исполнения.

Фиг.2 - изображен первый вариант рычага переключения передач с локальным продольным сечением.

Фиг.3 - увеличенный фрагмент А трубчатой части первого элемента рычага фигуры 2.

Фиг.4 - изображено сечение Б-Б фигуры 2 согласно первому частному случаю.

Фиг.5 - изображено сечение Б-Б фигуры 2 согласно второму частному случаю.

Фиг.6, фиг.7, фиг.8 - изображены частные случаи выполнения рычагов переключения передач с локальным продольным сечением.

Фиг.9 - схематично изображен рычаг переключения передач привода управления коробкой согласно второму варианту исполнения.

Фиг.10 - изображен второй вариант рычага переключения передач с локальным продольным сечением.

Фиг.11 - увеличенный фрагмент В трубчатой части первого элемента и верхнего концевого участка второго элемента рычага фигуры 10.

Фиг.12 - изображено сечение Г-Г фигуры 10.

На вышеуказанных фигурах изображены:

1 - рычаг переключения передач;

2 - привод управления коробкой;

3 - первый элемент рычага;

3a - трубчатая часть первого элемента;

3b - резьбовой участок первого элемента;

4 - второй элемент рычага;

4a - верхний концевой участок второго элемента;

4b - нижний концевой участок второго элемента;

5 - упругий элемент;

5a - торцевая стенка упругого элемента;

6 - выступы верхнего концевого участка второго элемента;

7 - стопорный участок первого элемента;

7a - выпуклая часть стопорного участка;

7b - вогнутая часть стопорного участка;

7c - участки стопорного участка;

8 - рукоятка;

9 - внутренняя сторона трубчатой части первого элемента;

10 - наружная сторона трубчатой части первого элемента;

11 - штифт;

11a - концевой участок штифта;

12 - отверстие верхнего концевого участка второго элемента;

13 - выступы верхнего концевого участка второго элемента;

14 - стопорный участок первого элемента;

14a - выпуклая часть стопорного участка;

15 - второй штифт;

15a - концевой участок второго штифта;

16 - углубление;

16a - поверхность углубления;

17 - стопорный участок первого элемента;

17a - выпуклая часть стопорного участка;

17b - вогнутая часть стопорного участка;

18 - углубление;

18a - поверхность углубления;

19 - стопорный участок первого элемента;

19a - выпуклая часть стопорного участка;

19b - вогнутая часть стопорного участка;

Специалисты в данной области техники смогут предложить другие варианты осуществления настоящей полезной модели из нижеследующего подробного описания, в котором различные варианты осуществления полезной модели показаны и описаны в порядке иллюстрации. Следует понимать, что можно предложить другие варианты осуществления полезной модели и что некоторые ее детали можно изменять в различных других аспектах, не выходя за рамки сущности и объема настоящей полезной модели. Соответственно, чертежи и подробное описание носят иллюстративный, но не ограничительный характер.

Рычаг 1 переключения передач привода 2 управления коробкой транспортного средства содержит первый элемент 3 с трубчатой частью 3a, являющейся нижним концевым участком упомянутого первого элемента 3; второй элемент 4 с верхним концевым участком 4a; упругий элемент 5, выполненный трубчатым и установленный на упомянутом верхнем концевом участке 4а второго элемента 4, при этом охваченный упомянутой трубчатой частью 3a первого элемента 3 (см. фигуры 1, 2).

Верхний концевой участок 4а второго элемента 4 снабжен, по меньшей мере двумя выступами 6, выполненными в зоне Z установки упругого элемента 5 и с возможностью упора через упругий элемент 5 в стопорный участок 7 трубчатой части 3a, что препятствует взаимному провороту и продольному разъединению первого 3 и второго 4 элементов рычага 1.

Согласно одному из возможных частных случаев выступы 6 верхнего концевого участка 4a второго элемента 4 рычага 1 могут быть смещены относительно друг друга вдоль продольной оси L рычага 1. Согласно второму из возможных вариантов частного случая верхний концевой участок 4a снабжен двумя по существу диаметрально расположенными выступами 6 (см. фигуры 2, 6). Упругий элемент 5 охватывает верхний концевой участок 4а с выступами 6 и плотно прилегает к ответным ему поверхностям упомянутых верхнего концевого участка 4а и выступов 6. В конкретном примере исполнения упругий элемент 5 снабжен торцевой стенкой 5a ив продольном сечении приближен к П-образной форме, что упрощает сборку рычага 1 и обеспечивает его технологичность. Упругий элемент 5 может быть выполнен из резины или полиуретана или силикона или другого аналогичного по свойствам виброгасящего материала.

Первый элемент 3 рычага 1 содержит резьбовой участок 3b, предназначенный для установки рукоятки 8 (см. фигуру 1) и являющийся верхним концевым участком первого элемента 3. Стопорный участок 7 первого элемента 3 образован с внутренней стороны 9 трубчатой части 3a выпуклой частью 7а, а с наружной стороны 10 трубчатой части 3a - вогнутой частью 7b (см. фигуру 3). Согласно одному из возможных частных случаев стопорный участок 7 может быть выполнен кольцевым в виде сплошного кольца, образующего с внутренней стороны 9 трубчатой части 3a кольцевой выступ, а с наружной стороны 10 трубчатой части 3a кольцевую канавку (см. фигуры 3, 4). Такой стопорный участок 7 может быть получен способом деформации с наружной стороны 10 первого элемента 3, а именно методом обкатки трубчатой части 3a.

Согласно второму из возможных частных случаев стопорный участок 7 выполнен в виде расположенных по окружности и на расстоянии друг от друга участков 7 с, каждый из которых образован с внутренней стороны 9 трубчатой части 3a выпуклой частью 7а, т.е. представляет собой локальный выступ, а с наружной стороны 10 трубчатой части 3a образован вогнутой частью 7b, т.е. представляет собой локальную впадину (см. фигуры 1, 5). Такой стопорный участок 7 может быть получен способом обжатия с наружной стороны 10 трубчатой части 3a первого элемента 3.

Согласно одному из возможных частных случаев выступы 6 второго элемента 4 рычага 1 могут быть образованы за одно целое с телом верхнего концевого участка 4а методом выштамповки (см. фигуры 2, 7). Согласно второму из возможных частных случает выступы 6 могут быть образованы концевыми участками 11а штифта 11, установленного в сквозном отверстии 12 верхнего концевого участка 4a второго элемента 4, при этом упомянутые концевые участки 11а выступают за пределы упомянутого отверстия 12 (см. фигуру 6).

Рычаг 1 переключения передач может содержать две пары выступов 6 и 13, охваченных упругим элементом 5 и выполненных с возможностью упора через упругий элемент 5 в стопорные участки 7 и 14, соответственно, трубчатой части 3a первого элемента 3, при этом один из ограничительных участков 7 сформирован в зоне W между близь расположенными вдоль продольной оси L рычага 1 выступами 6 и 13 (см. фигуру 7). Таким образом, при осевом смещении (вдоль продольной оси L) первого 3 или второго 4 элементов рычага 1, первая пара выступов 6 упирается через упругий элемент 5 в верхний стопорный участок 7, в частности в выпуклую часть 7а, при этом вторая пара выступов 13 упирается через упругий элемент 5 во второй стопорный участок 14, в частности в выпуклую часть 14a. Вторая пара выступов 13 может быть выполнена аналогично ранее описанным выступам 6, а второй стопорный участок 14 может быть выполнен аналогично ранее описанному стопорному участку 7. Выступы 13 второй пары (см. фигуру 8) могут быть образованы концевыми участками 15a второго штифта 15, установленного аналогично штифту 11 во втором отверстии верхнего концевого участка 4a второго элемента 4 рычага 1.

Рычаг 1 переключения передач по второму варианту исполнения (см. фигуру 9) отличается от вышеописанного первого варианта отсутствием выступов 6 и наличием на верхнем концевом участке 4а второго элемента 4 по меньшей мере двух углублений 16, охваченных упругим элементом 5 (см. фигуру 10). Напротив каждого из углублений 16 расположен стопорный участок 17 трубчатой части 3a первого элемента 3 (см. фигуру 11). Стопорный участок 17 образован с внутренней стороны 9 трубчатой части 3a выпуклой частью 17a, а с наружной стороны 10 трубчатой части 3a - вогнутой частью 17b, при этом упомянутая выпуклая часть 17a поджимает упругий элемент 5 к поверхности 16a углубления 16, что препятствует взаимному провороту и продольному разъединению (вдоль продольной оси L) первого 3 и второго 4 элементов рычага 1 (см. фигуру 12).

Согласно одному из возможных частных случаев, углубления 16 могут быть смещены относительно друг друга вдоль продольной оси L рычага 1. Согласно второму из возможных частных случаев, верхний концевой участок 4a снабжен двумя по существу диаметрально расположенными углублениями 16 (см. фигуру 10).

Согласно третьему из возможных частных случаев, верхний концевой участок 4a снабжен двумя парами углублений 16 и 18, при этом углубления 18 второй пары могут быть выполнены аналогично углублениям 16 первой пары, а трубчатая часть 3a первого элемента 3 снабжена вторым стопорным участком 19, который может быть выполнен аналогично стопорному участку 17 с выпуклой частью 19a и вогнутой частью 19b. Стопорный участок 19 сформирован напротив углубления 18 и поджимает своей выпуклой частью 19a упругий элемент 5 к поверхности 18а упомянутого углубления 18.

Рычаг 1 устанавливается нижним концевым участком 4b второго элемента 4 в привод 2 управления коробкой передач (см. фигуры 1, 9). В процессе движения транспортного средства водитель через рукоятку 8 воздействует на рычаг 1, воспринимающий нагрузки в продольном (вдоль продольной оси L) и поперечном направлениях.

Вышеописанные рычаги 1 переключения передач привода 2 управления коробкой отличаются от ближайшего аналога: повышенной надежностью, выраженной в исключении возможности взаимного проворота и продольного разъединения (вдоль продольной оси L) первого 3 и второго 4 элементов рычага 1; улучшенными потребительскими качествами, выраженными в исключении дребезжания упомянутых первого 3 и второго 4 элементов рычага 1; технологичностью сборки.

1. Рычаг переключения передач привода управления коробкой, содержащий первый и второй элементы, упругий элемент, выполненный трубчатым и установленный на верхнем концевом участке второго элемента, при этом охваченный трубчатой частью первого элемента, отличающийся тем, что верхний концевой участок второго элемента снабжен по меньшей мере двумя выступами, выполненными в зоне Z установки упругого элемента и с возможностью упора через упругий элемент по меньшей мере в один стопорный участок трубчатой части, препятствующий выходу по крайней мере второго элемента из трубчатой части первого элемента рычага.

2. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что верхний концевой участок второго элемента содержит два, по существу, диаметрально расположенных выступа.

3. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что верхний концевой участок второго элемента снабжен двумя парами выступов, выполненных с возможностью упора через упругий элемент в стопорные участки трубчатой части первого элемента, препятствующие выходу по крайней мере второго элемента из трубчатой части первого элемента рычага, при этом один из стопорных участков трубчатой части сформирован в зоне W между близ расположенными вдоль продольной оси L рычага выступами упомянутой трубчатой части.

4. Рычаг переключения передач по п.1 или 3, отличающийся тем, что по крайней мере один из стопорных участков трубчатой части выполнен кольцевым, при этом образован выпуклой частью с внутренней стороны упомянутой трубчатой части и вогнутой частью с наружной стороны упомянутой трубчатой части.

5. Рычаг переключения передач по п.1 или 3, отличающийся тем, что по крайней мере один из стопорных участков трубчатой части представляет собой расположенные по окружности и на расстоянии друг от друга участки, каждый из которых образован выпуклой частью с внутренней стороны упомянутой трубчатой части и вогнутой частью с наружной стороны упомянутой трубчатой части.

6. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что выступы верхнего концевого участка второго элемента образованы концевыми участками штифта, выступающими за пределы отверстия, в котором установлен упомянутый штифт.

7. Рычаг переключения передач по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент снабжен торцевой стенкой.

8. Рычаг переключения передач привода управления коробкой, содержащий первый и второй элементы, упругий элемент, выполненный трубчатым и установленный на верхнем концевом участке второго элемента, при этом охваченный трубчатой частью первого элемента, отличающийся тем, что верхний концевой участок второго элемента в зоне Z установки упругого элемента содержит по меньшей мере два углубления, напротив каждого из которых расположен стопорный участок трубчатой части, поджимающий упругий элемент к поверхности углубления верхнего концевого участка второго элемента.

9. Рычаг переключения передач по п.8, отличающийся тем, что верхний концевой участок второго элемента содержит два, по существу, диаметрально расположенных углубления.

10. Рычаг переключения передач по п.8, отличающийся тем, что верхний концевой участок второго элемента снабжен двумя парами углублений, напротив которых расположены стопорные участки трубчатой части, поджимающие упругий элемент к поверхностям упомянутых углублений.

11. Рычаг переключения передач по п.8, отличающийся тем, что стопорный участок трубчатой части образован выпуклой частью с внутренней стороны трубчатой части и вогнутой частью с наружной стороны упомянутой трубчатой части.

12. Рычаг переключения передач по п.8, отличающийся тем, что упругий элемент снабжен торцевой стенкой.



 

Похожие патенты:

Устройство управления переключением передач относится к области транспортного машиностроения и используется в транспортных средствах, трансмиссии которых оснащены планетарными трехстепенными автоматическими коробками управления переключения передач (мерседес, опель, хендай солярис, бмв) с низкой стоимостью диагностики и ремонта.

Полезная модель относится к области систем выхлопа поршневых двигателей внутреннего сгорания
Наверх