Интернет-тренажер для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования в режиме обучения

 

Полезная модель относится к вычислительной технике, в частности, к интернет-тренажеру для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования в режиме обучения, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе.

Техническим результатом является повышение быстродействия путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным (базовым) адресам, соответствующим идентификаторам тестируемого пользователя - студента и номерам разделов теста.

Технический результат достигается тем, что интернет-тренажер содержит модуль идентификации базового адреса теста, модуль выдачи сигналов считывания базового адреса теста, модуль идентификации базового адреса раздела теста, модуль формирования сигналов считывания заданий теста, модуль контроля завершения считывания заданий теста, модуль селекции атрибутов раздела теста, модуль контроля границы раздела теста, модуль селекции признака правильного ответа, модуль коррекции ответа студента на задание теста. 10 ил.

Полезная модель относится к вычислительной технике, в частности, к интернет-тренажеру для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования в режиме обучения, реализующего применение новых информационных технологий в процессе обучения

Разработка средств компьютерной поддержки образовательного процесса в виде тест-тренажеров по учебным дисциплинам представляет интерес с той точки зрения, что в тест-тренажере по учебной дисциплине можно представить в сжатой форме некоторый оптимальный теоретический минимум на множестве вариантов решения заданий и достаточно полном практическом материале для самоконтроля, позволяющем закрепить полученные знания.

Такая разработка возможна только в том случае, когда задания к тестам вытекают из содержания учебной дисциплины, а закрепляемые ими знания и умения соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОС) по учебной дисциплине.

Глобальная сеть Интернет, в свою очередь, снимая всякие пространственно-временные ограничения на применение и использование тест-тренажера, переводит его в статус интернет-тренажера.

Для поддержания и сохранения единого образовательного пространства по учебной дисциплине разработка тест-тренажера должна строиться на [3]:

- подготовке тестовых заданий с четким формулированием требований к знаниям и умениям студентов, соответствующих требованиям ГОС по дисциплине;

- разработке измерительных материалов тест-тренажера по дисциплине в строгом соответствии с требованиями к знаниям и умениям, сформулированными при подготовке тестовых заданий;

- внешней экспертной оценке качества измерительных материалов тест-тренажера по дисциплине для выявления заданий, не соответствующих содержанию дисциплины, и заданий, содержание которых не соответствует целям измерений.

Следует отметить то, что только внешняя экспертиза позволяет установить требования определенности (общедоступности) теста, надежности тестирования и репрезентативности выборки тестовых заданий с точки зрения полноты охвата тестами проверяемого учебного материала дисциплины.

Таким образом, тест-тренажер по учебной дисциплине представляет собой оригинальную методику, опирающуюся на разработку заданий, позволяющих не только измерять определенные знания, умения и навыки, но и закреплять их целенаправленной тренировкой в процессе многократного выполнения заданий теста.

Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит вычислительный блок, соединенный с блоками ввода функциональных признаков и логической обработки, выходы которых подключены к блоку памяти, блок отображения, подключенный к вычислительному блоку и к блоку принятия решений [1].

Существенный недостаток данного технического решения состоит в его ограниченных функциональных возможностях, обусловленных тем, что описание входных ситуаций при обучении и контроле качества знаний возможно лишь в пространстве ограниченного числа признаков, что приводит к низкой эффективности его использования.

Известна и другая система, содержащая блоки приема данных обучаемого, выходы которых соединены с блоком памяти и с блоком обработки данных, блок селекции временных интервалов, выходы которого подключены к блоку оценки ответов обучаемых, к блоку памяти и к блоку обработки данных, выходы которого соединены с одними входами блока коммутации каналов выдачи данных, другие входы которого соединены с блоком селекции временных интервалов, а выходы являются выходами системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что при запуске контрольного теста для обучаемого поиск запрашиваемых данных ведется по всему объему базы данных системы, что приводит к необоснованной потере времени и невозможности реализации режима обучения в реальном масштабе времени.

Цель полезной модели - повышение быстродействия путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным (фиксированным) адресам, соответствующим идентификаторам тестируемого пользователя - студента и номера раздела теста.

Поставленная цель достигается тем, что в интернет-тренажер, содержащий модуль селекции атрибутов раздела теста, информационный вход которого является первым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля селекции атрибутов раздела теста является первым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, в модуль селекции атрибутов раздела теста, модуль выдачи сигналов считывания базового адреса теста, информационный выход которого является первым адресным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи базового адреса теста на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста является первым синхронизирующим выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль формирования сигналов считывания заданий теста, информационный выход которого является вторым адресным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания заданий теста является вторым синхронизирующим выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля завершения считывания заданий теста, один выход которого соединен с одним установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с другим установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, модуль коррекции ответа студента на задание теста, информационный вход которого подключен к одному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, информационный выход модуля коррекции ответа студента на задание теста является информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место тестируемого студента кода номера правильного ответа, сигнальный выход модуля коррекции ответа студента на задание теста является сигнальным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место тестируемого студента сигнала коррекции номера ответа на задание теста, отличающийся тем, что он содержит модуль идентификации базового адреса теста, информационный вход которого является вторым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кода идентификатора студента с автоматизированного рабочего места тестируемого студента, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса теста является вторым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кода идентификатора студента в модуль идентификации базового адреса теста, установочный вход модуля идентификации базового адреса теста подключен к другому выходу модулю контроля завершения считывания заданий теста, информационный выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с информационным входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с одним синхронизирующим входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, модуль селекции признака правильного ответа, один информационный вход которого является третьим информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места тестируемого студента кода выбранного номера ответа на задание теста, другой информационный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к одному информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, а синхронизирующий вход модуля селекции признака правильного ответа является третьим синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кода выбранного номера ответа на задание теста в модуль селекции признака правильного ответа, один выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с одним управляющим входом модуля коррекции ответа студента на задание теста, а другой выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с другим управляющим входом модуля коррекции ответа студента на задание теста, модуль идентификации базового адреса раздела теста, один информационный вход которого является четвертым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодограммы студента с автоматизированного рабочего места тестируемого студента, другой информационный вход модуля идентификации базового адреса раздела теста подключен к информационному выходу модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса раздела теста является четвертым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кодограммы студента в модуль идентификации базового адреса раздела теста, один установочный вход модуля идентификации базового адреса раздела теста подключен к одному выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, другой установочный вход модуля идентификации базового адреса раздела теста подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, один информационный выход модуля идентификации базового адреса раздела теста соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, другой информационный выход модуля идентификации базового адреса раздела теста соединен с информационным входом модуля контроля завершения считывания заданий теста, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса раздела теста соединен с одним синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, и модуль контроля границы раздела теста, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, счетный вход модуля контроля границы раздела теста подключен к одному выходу модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля контроля границы раздела теста соединен с счетным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с синхронизирующим входом модуля контроля завершения считывания заданий теста, при этом один выход модуля контроля границы раздела теста соединен с одним установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с одним установочным входом модуля селекции признака правильного ответа, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с другим установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с другим установочным входом модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с другим синхронизирующим входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с установочным входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, а сигнальный выход модуля коррекции ответа студента на задание теста соединен с другим синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема интернет-тренажера, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса теста, на фиг.3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, на фиг.4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса раздела теста, на фиг.5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания заданий теста, на фиг.6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля завершения считывания заданий теста, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции атрибутов раздела теста, на фиг.8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля границы раздела теста, на фиг.9 - модуля селекции признака правильного ответа, на фиг.10 - пример конкретной конструктивной реализации модуля коррекции ответа студента на задание теста.

Интернет-тренажер (фиг.1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса теста, модуль 2 выдачи сигналов считывания базового адреса теста, модуль 3 идентификации базового адреса раздела теста, модуль 4 формирования сигналов считывания заданий теста, модуль 5 контроля завершения считывания заданий теста, модуль 6 селекции атрибутов раздела теста, модуль 7 контроля границы раздела теста, модуль 8 селекции признака правильного ответа, модуль 9 коррекции ответа студента на задание теста.

На фиг.1 показаны информационные 11-14 входы интернет-тренажера, синхронизирующие 15-18 входы интернет-тренажера, а также первый 21 и второй 22 адресные, информационный 23, первый 25 и второй 26 синхронизирующие, и сигнальный 27 выходы интернет-тренажера.

Модуль 1 идентификации базового адреса теста (фиг.2) содержит регистр 30, дешифратор 31, модуль памяти 32, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, элементы 33-35 И, элементы 36-37 задержки. На чертеже также показаны информационный 40, синхронизирующий 41 и установочный 42 входы, информационный 43 и синхронизирующий 44 выходы.

Модуль 2 выдачи сигналов считывания базового адреса теста (фиг.3) содержит регистр 46, элемент 47 ИЛИ, элемент 48 задержки. На чертеже также показаны информационный 50, синхронизирующие 51-52 и установочный 53 входы, информационный 54 и синхронизирующий 55 выходы.

Модуль 3 идентификации базового адреса раздела теста (фиг.4) содержит регистр 56, дешифратор 57, модуль памяти 58, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, сумматор 59, элементы 60-62 И, элемент 63 ИЛИ, элементы 64-66 задержки. На чертеже также показаны информационные 67-68, синхронизирующий 69 и установочные 70-71 входы, информационные 74-75 и синхронизирующий 76 выходы.

Модуль 4 формирования сигналов считывания заданий теста (фиг.5) содержит счетчик 77, элементы 78-79 ИЛИ, элемент 80 задержки. На чертеже также показаны информационный 81, синхронизирующие 82-83, счетный 84 и установочные 85-86 входы, информационный 87 и синхронизирующий 88 выходы.

Модуль 5 контроля завершения считывания заданий теста (фиг.6) содержит счетчик 90, компаратор 91, элемент 92 задержки. На чертеже также показаны информационный 93 и синхронизирующий 94 входы, 97-98 выходы.

Модуль 6 селекции атрибутов раздела теста (фиг.7) содержит регистр 100, элемент 101 ИЛИ. На чертеже также показаны информационный 102, синхронизирующий 103 и установочные 104-105 входы, информационные 108-109 выходы.

Модуль 7 контроля границы раздела теста (фиг.8) содержит счетчик 111, компаратор 112, элемент 114 задержки. На чертеже также показаны информационный 115 и счетный 116 входы, 120-121 выходы.

Модуль 8 селекции признака правильного ответа (фиг.9) содержит регистр 125, компаратор 126, элемент 127 ИЛИ, элемент 128 задержки. На чертеже также показаны информационные 129-130, синхронизирующий 131 и установочные 132-133 входы, 136-137 выходы.

Модуль 9 коррекции ответа студента на задание теста (фиг.10) содержит триггер 140, элементы 141 И группы и элемент 142 задержки. На чертеже также показаны информационный 145 и управляющие 146-147 входы, информационный 148 и сигнальный 149 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) тестируемого студента состоит из терминала, имеющего экран для воспроизведения тестовых заданий, и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением тестовых заданий осуществляется с сервера (на чертеже не показано).

Интернет-тренажер работает следующим образом.

Страничная организация памяти, реализуемая процессором в защищенном режиме функционирования, разбивает память на разделы и страницы строго фиксированного размера. При этом каждый раздел и каждая страница такого разбиения памяти идентифицируются своим базовым (начальным) адресом. Следовательно, размещение тестов учебных дисциплин в отдельных разделах памяти позволяет идентифицировать тесты учебных дисциплин базовым адресом их раздела размещения.

Поскольку каждый раздел страничной организации памяти представляется совокупностью страниц постоянного размера, то отдельной дидактической единице (ДЕ) - разделу теста можно поставить в соответствие отдельную страницу раздела памяти. Базовый адрес дидактической единицы (раздела) теста в этом случае будет определяться базовым адресом страницы ее представления, который смещается относительно базового адреса раздела (таблицы страниц) на величину базового адреса страницы ее размещения.

Таким образом, для идентификации базового адреса любого раздела (ДЕ) теста необходимо сначала определить базовый адрес теста в виде базового адреса раздела (таблицы страниц) памяти, в котором размещается тест по учебной дисциплине, далее по номеру выбранного раздела теста идентифицировать базовый адрес страницы его размещения и затем сложить с базовым адресом того раздела памяти, в котором находится эта страница.

В базе данных сервера интернет-тренажера хранятся тесты по 69 дисциплинам высшего профессионального образования, разбитых на группы-циклы: 10 дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ГСЭ), 9 дисциплин общего математического и естественнонаучного цикла (ЕН) и 50 дисциплин общепрофессионального цикла (ОПД).

После предварительной регистрации для получения доступа к интернет-тренажеру студенту предъявляется окно вида на фиг.11, в котором студент указывает код специальности и выбирает дисциплину тестирования.

Далее тестируемый студент вводит свой идентификатор, который с информационного входа 11 интернет-тренажера подается на информационный вход 40 модуля 1 идентификации базового адреса теста и заносится в регистр 30 синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 41 модуля 1 с синхронизирующего входа 15 интернет-тренажера.

Код идентификатора студента с выхода регистра 30 подается на вход дешифратора 31. Дешифратор 31 расшифровывает код идентификатора студента и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 33-35 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 31 будет открыт элемент 33 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 15 интернет-тренажера, пройдя через вход 41 модуля 1, задерживается элементом 36 задержки на время срабатывания регистра 30 и дешифратора 31 и поступает через открытый по одному входу элемент 33 И на вход фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 32. В фиксированной ячейке ПЗУ 32 хранится код базового адреса теста по выбранной учебной дисциплине.

Считанный из ПЗУ 32 код базового адреса теста по выбранной учебной дисциплине с выхода 43 модуля 1 пересылается на информационный вход 50 модуля 2 выдачи сигналов считывания базового адреса теста и поступает на информационный вход регистра 46 модуля 2.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 36 задержки, задержанный элементом 37 задержки на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 32, проходит на выход 44 модуля 1, пересылается на синхронизирующий вход 52 модуля 2 и подается на синхронизирующий вход регистра 46, занося в него код базового адреса теста.

Этот же синхронизирующий импульс с входа 52 модуля 2 задерживается элементом 48 задержки на время занесения кода базового адреса теста в регистр 46, проходит элемент 47 ИЛИ и далее с выхода 55 модуля 2 выдается на выход 25 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 54 регистра 46, выдаваемого на адресный выход 21 интернет-тренажера, и выдачи содержимого базового адреса по выбранной учебной дисциплине на удаленное АРМ тестируемого студента.

В базовом адресе теста хранится полная структура теста, содержащая число всех дидактических единиц (ДЕ) - разделов теста, порядковый номер и наименование каждой ДЕ, а также для каждой ДЕ порядковый номер задания, его название и число всех заданий в каждой ДЕ (Таблица 1).

Студент анализирует предъявленную ему структуру теста и выбирает для тестирования в режиме обучения число ДЕ (разделов) теста из пяти заданных и номер ДЕ (раздела) теста, с которого он начинает тестирование:

Код Код
Номер ДЕ (раздела) теста Число ДЕ (разделов) теста

Таблица 1
ДЕ 1Программные средства реализации информационных процессов
1Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения. Операционные системы.
2Файловая структура операционной системы. Операции с файлами.
3Технология обработки текстовой информации.
4Электронные таблицы.
5 Системы управления базами данных.
6Основы баз данных и знаний.
ДЕ 2Модели решения функциональных и вычислительных задач
1Моделирование как метод познания.
2Классификация и формы представления моделей.
3Методы и технологии моделирования.
4Информационная модель объекта.
ДЕ 3Алгоритмизация и программирование
1Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма.
2Разветвляющаяся алгоритмическая структура.
3Программы линейной структуры.
4Операторы ветвления и цикла.
ДЕ 4Технологии программирования
1Этапы решения задач на компьютере.
2Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования.
3 Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх
4Объектно-ориентированное программирование.
5Интегрированные среды программирования.
ДЕ 5Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях.
1 Сетевые технологии обработки данных.
2Принципы организации и основные технологии вычислительных сетей.
3Сетевой сервис и сетевые стандарты.

Сформированная кодограмма с удаленного рабочего места тестируемого студента подается на информационный вход 12 интернет-тренажера и с входа 67 модуля 3 идентификации базового адреса раздела теста поступает на информационный вход регистра 56 модуля 3.

Поступление кодограммы с удаленного рабочего места тестируемого студента сопровождается синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 16 интернет-тренажера. Этот импульс с синхронизирующего входа 16 интернет-тренажера проходит на синхронизирующий вход 69 модуля 3 и поступает на синхронизирующий вход регистра 56, занося в него кодограмму, поступившую на вход 12 интернет-тренажера.

Код номера раздела (ДЕ) теста, выбранного студентом для тестирования в режиме самоконтроля, с выхода 72 регистра 56 подается на вход дешифратора 57. Дешифратор 57 расшифровывает код выбранного раздела теста и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 60 - 62 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 57 будет открыт элемент 60 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 16 интернет-тренажера, пройдя через вход 69 модуля 3, задерживается элементом 64 задержки на время срабатывания регистра 56 и дешифратора 57 и поступает через открытый по одному входу элемент 60 И на вход фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 58. В фиксированной ячейке ПЗУ 58 хранится код базового адреса той страницы раздела памяти, в которой размещается раздел теста, выбранный студентом для тестирования в режиме самоконтроля.

Считанный из ПЗУ 58 код базового адреса страницы размещения выбранного раздела теста поступает на один информационный вход сумматора 59, на другой информационный вход которого подается код базового адреса теста с входа 68 модуля 3, куда поступает с выхода 54 модуля 2.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 64 задержки, задержанному элементом 65 задержки на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 58, в сумматоре 59 происходит суммирование кодов, поданных на его входы, с выдачей результата в виде кода базового (начального) адреса выбранного раздела теста на выход 74 модуля 3.

Полученный в сумматоре 59 код начального адреса выбранного раздела теста с выхода 74 модуля 3 пересылается на информационный вход 81 модуля 4 формирования сигналов считывания заданий теста и поступает на информационный вход счетчика 77 модуля 4.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 65 задержки, задержанный элементом 66 задержки на время срабатывания сумматора 59, с выхода 76 модуля 3 пересылается на синхронизирующий вход 83 модуля 4 и поступает на синхронизирующий вход счетчика 77 модуля 4, записывая в него код базового адреса выбранного раздела теста.

Этот же импульс с входа 83 модуля 4 проходит элемент 79 ИЛИ, задерживается элементом 80 задержки на время занесения кода начального адреса выбранного раздела теста в счетчик 77 и далее с выхода 88 модуля 4 выдается на выход 26 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера интернет-тренажера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 87 счетчика 77, выдаваемого на адресный выход 22 интернет-тренажера, и выдачи кода первого задания выбранного раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа заданий в выбранном разделе теста на информационный вход 13 интернет-тренажера.

Структура кодограммы первого задания выбранного раздела теста имеет следующий вид:

1. Ответ
Первое задание2. ОтветНомерЧисло заданий
выбранного раздела теста3. Ответправильного ответав разделе теста
4. Ответна задание теста

Код номера правильного ответа и код числа заданий выбранного раздела теста с информационного входа 13 интернет-тренажера проходят на информационный вход 102 модуля 6 селекции атрибутов раздела теста, затем поступают на информационный вход регистра 100 модуля 6 и заносятся в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 17 интернет-тренажера.

Код номера (признака) правильного ответа снимается на выход 109 модуля 6, а код числа заданий в выбранном разделе теста снимается на выход 108 модуля 6.

Каждое задание теста имеет четыре пронумерованных варианта ответов, один из которых правильный (фиг.12). В левом окне располагается условие задания (задачи). В правом окне располагаются четыре варианта ответа.

Выполнение студентом полученного задания теста сводится к установлению соответствия между заданием и кодом номера возможного ответа на это задание. Студент обдумывает задание теста, выбирает номер ответа и отправляет со своего автоматизированного рабочего места код выбранного номера ответа на информационный вход 14 интернет-тренажера.

Этот код с информационного входа 14 интернет-тренажера проходит на информационный вход 130 модуля 8 селекции признака правильного ответа и поступает на информационный вход регистра 125, куда и заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 18 интернет-тренажера.

Код номера ответа, выбранного тестируемым студентом, с выхода регистра 125 поступает на один информационный вход компаратора 126, на другой информационный вход которого с информационного входа 129 модуля 8 подается код номера правильного ответа на первое задание выбранного раздела теста, поступающего с выхода 109 модуля 6.

Синхронизирующий импульс с входа 18 интернет-тренажера, поступая на синхронизирующий вход 131 модуля 8, задерживается элементом 128 задержки на время занесения кода выбранного студентом номера ответа в регистр 125 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 126.

Компаратор 126 сравнивает код выбранного студентом номера ответа с кодом номера правильного ответа. Если коды номеров ответов совпадают, т.е. тестируемый студент правильно ответил на предъявленное ему задание, то на выходе 134 компаратора 126 формируется импульс, который с выхода 136 модуля 8, во-первых, подается на вход 116 модуля 7 контроля границы раздела теста и поступает на счетный вход счетчика 111, увеличивая его содержимое на единицу. Счетчик 111 подсчитывает нарастающим итогом общее число предъявленных студенту заданий выбранного раздела теста.

Во-вторых, этот же импульс с выхода 136 модуля 8 проходит на вход 147 модуля 9 коррекции номера ответа студента и далее поступает на установочный вход триггера 147, подтверждая или устанавливая его в исходное состояние.

Синхронизирующий импульс с входа 116 модуля 7 задерживается элементом 114 задержки на время срабатывания счетчика 111 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 112 модуля 7. Компаратор 112 модуля 7 сравнивает код числа предъявленных студенту заданий выбранного раздела теста, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 111, с кодом общего числа всех заданий выбранного раздела теста, поступающего на другой его вход с информационного выхода 108 модуля 6.

Если коды чисел на входах компаратора 112 не совпадают, то, следовательно, еще не все задания выбранного раздела теста были предъявлены для выполнения. В этом случае на выходе 118 компаратора 112 вырабатывается сигнал, который с выхода 120 модуля 7 подается на вход 104 модуля 6, проходит элемент 101 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 100, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 120 модуля 7 подается на вход 132 модуля 8, проходит элемент 127 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 125, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 120 модуля 7 подается на вход 84 модуля 4 и поступает на счетный вход счетчика 77, увеличивая на единицу его содержимое и формируя на его выходе адрес следующего задания выбранного раздела теста. Этот адрес с выхода 87 счетчика 77 выдается на адресный выход 22 интернет-тренажера.

Этот же импульс с входа 84 модуля 4 проходит элемент 79 ИЛИ, задерживается элементом 80 задержки на время срабатывания счетчика 77 и с выхода 88 модуля 4 выдается на выход 26 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера интернет-тренажера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 87 счетчика 77, выдаваемого на адресный выход 22 интернет-тренажера, и выдачи кода уже следующего задания выбранного раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента, а кода правильного ответа и кода числа заданий в выбранном разделе теста на информационный вход 13 интернет-тренажера.

Код правильного ответа следующего предъявленного задания и код числа заданий выбранного раздела теста с информационного входа 13 интернет-тренажера проходят на информационный вход 102 модуля 6 селекции атрибутов раздела теста, затем поступают на информационный вход регистра 100 модуля 6 и заносятся в него синхронизирующим импульсом сервера, поступающим через вход 17 интернет-тренажера.

Студент обдумывает полученное новое задание теста, выбирает номер его ответа и отправляет со своего автоматизированного рабочего места код выбранного номера ответа на информационный вход 14 интернет-тренажера.

Этот код с информационного входа 14 интернет-тренажера проходит на информационный вход 130 модуля 8 селекции признака правильного ответа и поступает на информационный вход регистра 125 модуля 8, куда и заносится синхронизирующим импульсом с входа 18 интернет-тренажера.

Код номера ответа, выбранного тестируемым студентом, с выхода регистра 125 модуля 8 поступает на один информационный вход компаратора 126 модуля 8, на другой информационный вход которого с информационного входа 129 модуля 8 подается код номера правильного ответа на полученное новое задание выбранного раздела теста, поступающего с выхода 109 модуля 6.

Синхронизирующий импульс с входа 18 интернет-тренажера, поступая на синхронизирующий вход 131 модуля 8, задерживается элементом 128 задержки на время занесения кода выбранного студентом номера ответа в регистр 125 и затем поступает на синхронизирующий вход компаратора 126 модуля 8.

Компаратор 126 модуля 8 сравнивает код выбранного студентом номера ответа с кодом номера правильного ответа. Если коды номеров ответов не совпадают, т.е. тестируемый студент не правильно ответил на предъявленное ему задание, то на выходе 135 компаратора 126 формируется импульс.

Этот импульс с выхода 137 модуля 8 подается на вход 146 модуля 9 и сразу же поступает на единичный вход триггера 140, устанавливая его в единичное состояние, при котором высоким потенциалом с прямого его выхода элементы 141 И группы открываются и код номера правильного ответа с входа 145 модуля 9 проходит на выход 148 модуля 9, а затем пересылается на информационный выход 23 интернет-тренажера для выдачи на АРМ тестируемого студента.

Выдача на АРМ тестируемого студента кода номера правильного ответа на предъявленное задание раздела теста сопровождается сигналом, который с входа 146 модуля 9 задерживается элементом 142 задержки на время срабатывания триггера 140 и с выхода 149 модуля 9 снимается сигнал «Коррекция номера правильного ответа на задание теста», который с сигнального выхода 27 интернет-тренажера выдается на АРМ тестируемого студента.

Параллельно с этим сигнал с выхода 149 модуля 9 подается на синхронизирующий вход 82 модуля 4, проходит элемент 79 ИЛИ, задерживается элементом 80 задержки и с выхода 88 модуля 4 выдается на выход 26 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера интернет-тренажера.

По этому сигналу сервер интернет-тренажера вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 87 счетчика 77, выдаваемого на адресный выход 22 интернет-тренажера, и выдачи кода задания из ячейки по этому адресу на удаленное АРМ тестируемого студента. Код правильного ответа и код числа заданий в выбранном разделе теста выдаются на информационный вход 13 интернет-тренажера.

Учитывая то обстоятельство, что до выработки сигнала на выходе 26 интернет-тренажера содержимое счетчика 77 не изменялось, следовательно, сервер будет производить повторную выдачу задания выбранного раздела теста на удаленное АРМ тестируемого студента.

Таким образом, студенту предоставляется возможность выполнить повторный анализ предъявленного задания теста и всех вариантов ответов на это задание, сравнить варианты ответов с полученным правильным ответом и отправить код номера правильного ответа со своего автоматизированного рабочего места на информационный вход 14 интернет-тренажера.

Описанный процесс выборки адресов базы данных сервера и предъявления студенту заданий выбранного раздела теста с последующей корректировкой неправильных ответов будет продолжаться до тех пор, пока код числа принятых и обработанных заданий выбранного раздела теста в счетчике 111 модуля 7 не будет равен коду общего числа всех заданий выбранного раздела теста, снимаемому с выхода 108 регистра 100 модуля 6. В этом случае компаратор 112 модуля 7 зафиксирует равенство кодов на его входах, и на его выходе 119 появится сигнал.

Сигнал с выхода 119 компаратора 112 модуля 7, во-первых, идет на установочный вход счетчика 111 модуля 7, возвращая его в исходное состояние и подготавливая его для работы в следующем цикле обработки заданий теста.

Этот же сигнал с выхода 121 модуля 7 подается на вход 105 модуля 6, проходит элемент 101 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 100, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 121 модуля 7 подается на вход 133 модуля 8, проходит элемент 127 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 125, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его, тем самым, к новому циклу работы.

Кроме того, сигнал с выхода 121 модуля 7 пересылается на вход 94 модуля 5 контроля завершения считывания заданий теста и поступает на счетный вход счетчика 90, увеличивая его содержимое на единицу, подсчитывающего нарастающим итогом число принятых и обработанных разделов теста.

Синхронизирующий импульс с входа 94 модуля 5 задерживается элементом 92 задержки на время срабатывания счетчика 90 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 91. Компаратор 91 сравнивает код числа принятых и обработанных разделов теста, подаваемого на один его вход с выхода счетчика 90, с кодом числа разделов, выбранных студентом для тестирования в режиме обучения. Этот код с выхода 73 регистра 56 модуля 3 поступает на выход 75 модуля 3, далее пересылается на вход 93 модуля 5 и подается на другой информационный вход компаратора 91.

Поскольку в счетчик 90 модуля 5 была занесена первая единица, то число принятых и обработанных разделов теста на выходе счетчика 90 будет меньше выбранного для тестирования в режиме обучения числа разделов, поступающего в компаратор с входа 93 модуля 5.

По несовпадению кодов на входах компаратора 91 на его выходе 95 появится сигнал, который с выхода 97 модуля 5 подается на вход 85 модуля 4, проходит элемент 78 ИЛИ и поступает на установочный вход счетчика 77, возвращая его в исходное состояние и подготавливая счетчик к следующему циклу работы.

Этот же импульс с выхода 97 модуля 5 подается на вход 70 модуля 3, проходит элемент 63 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 56, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его к новому циклу работы.

Этот же импульс с выхода 97 модуля 5 подается на синхронизирующий вход 51 модуля 2, проходит элемент 47 ИЛИ и с выхода 55 модуля 2 выдается на выход 25 интернет-тренажера, откуда он поступает на вход первого канала прерывания сервера.

С приходом этого импульса сервер интернет-тренажера вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого ячейки памяти, адрес которой сформирован на выходе 54 регистра 46, выдаваемого на адресный выход 21 интернет-тренажера, и выдачи структуры теста на удаленное АРМ тестируемого студента для выбора следующего раздела теста для тестирования в режиме обучения.

Студент снова анализирует предъявленную ему структуру теста и выбирает для продолжения тестирования в режиме обучения число ДЕ (разделов) теста из пяти заданных и номер следующий ДЕ (раздела) теста:

Код Код
Номер ДЕ (раздела) теста Число ДЕ (разделов) теста

Сформированная кодограмма с удаленного рабочего места тестируемого студента подается на информационный вход 12 интернет-тренажера и с входа 67 модуля 3 идентификации базового адреса раздела теста поступает на информационный вход регистра 56 модуля 3.

Процесс предъявления структуры теста и выбора раздела для продолжения тестирования в режиме обучения будет продолжаться до тех пор, пока компаратор 91 модуля 5 не зафиксирует равенство кода числа принятых и обработанных разделов теста на выходе счетчика 90 с кодом числа разделов, выбранного студентом для тестирования и поступающего в компаратор 91 с выхода 75 модуля 3.

Как только число принятых и обработанных разделов теста в счетчике 90 модуля 5 будет равно выбранному студентом числу разделов теста для тестирования в режиме обучения, на выходе 96 компаратора 91 появится сигнал. Этот сигнал сразу же подается на установочный вход счетчика 90, возвращая его в исходное состояние и подготавливая счетчик к следующему циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 98 модуля 5 идет на вход 86 модуля 4, проходит элемент 78 ИЛИ и поступает на установочный вход счетчика 77, возвращая его в исходное состояние и подготавливая счетчик к следующему циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 98 модуля 5 идет на вход 71 модуля 3, проходит элемент 63 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 56, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 98 модуля 5 идет через вход 53 модуля 2 на установочный вход регистра 46, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 98 модуля 5 идет через вход 42 модуля 1 на установочный вход регистра 30, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его к новому циклу работы.

Таким образом, введение новых узлов и модулей и новых конструктивных связей позволило существенно повысить быстродействие интернет-тренажера путем исключения поиска данных по всей базе данных интернет-тренажера.

Источники информации, принятые во внимание при составлении описания заявки:

1. Патент США 0505651 М. кл. G06F 13/40, 13/38, 1992.

2. Патент США 5129083 М. кл. G06F 12/00, 15/40, 1992 (прототип).

3. Киселева В.П., Хусаинова Н.В. О создании системы тест-тренажеров по дисциплинам Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования./ Современные проблемы фундаментального образования: Материалы международной научно-методической конференции. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. С.100-102.

Интернет-тренажер для тестирования студентов по дисциплинам профессионального образования в режиме обучения, содержащий модуль селекции атрибутов раздела теста, информационный вход которого является первым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля селекции атрибутов раздела теста является первым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кодов атрибутов раздела теста, считанных из базы данных сервера, в модуль селекции атрибутов раздела теста, модуль выдачи сигналов считывания базового адреса теста, информационный выход которого является первым адресным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи базового адреса теста на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста является первым синхронизирующим выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль формирования сигналов считывания заданий теста, информационный выход которого является вторым адресным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания заданий теста является вторым синхронизирующим выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля завершения считывания заданий теста, один выход которого соединен с одним установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с другим установочным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, модуль коррекции ответа студента на задание теста, информационный вход которого подключен к одному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, информационный выход модуля коррекции ответа студента на задание теста является информационным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место тестируемого студента кода номера правильного ответа, сигнальный выход модуля коррекции ответа студента на задание теста является сигнальным выходом интернет-тренажера, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место тестируемого студента сигнала коррекции номера ответа на задание теста, отличающийся тем, что он содержит модуль идентификации базового адреса теста, информационный вход которого является вторым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кода идентификатора студента с автоматизированного рабочего места тестируемого студента, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса теста является вторым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кода идентификатора студента в модуль идентификации базового адреса теста, установочный вход модуля идентификации базового адреса теста подключен к другому выходу модулю контроля завершения считывания заданий теста, информационный выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с информационным входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса теста соединен с одним синхронизирующим входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, модуль селекции признака правильного ответа, один информационный вход которого является третьим информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема с автоматизированного рабочего места тестируемого студента кода выбранного номера ответа на задание теста, другой информационный вход модуля селекции признака правильного ответа подключен к одному информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, а синхронизирующий вход модуля селекции признака правильного ответа является третьим синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кода выбранного номера ответа на задание теста в модуль селекции признака правильного ответа, один выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с одним управляющим входом модуля коррекции ответа студента на задание теста, а другой выход модуля селекции признака правильного ответа соединен с другим управляющим входом модуля коррекции ответа студента на задание теста, модуль идентификации базового адреса раздела теста, один информационный вход которого является четвертым информационным входом интернет-тренажера, предназначенным для приема кодограммы студента с автоматизированного рабочего места тестируемого студента, другой информационный вход модуля идентификации базового адреса раздела теста подключен к информационному выходу модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, а синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса раздела теста является четвертым синхронизирующим входом интернет-тренажера, предназначенным для приема сигналов занесения кодограммы студента в модуль идентификации базового адреса раздела теста, один установочный вход модуля идентификации базового адреса раздела теста подключен к одному выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, другой установочный вход модуля идентификации базового адреса раздела теста подключен к другому выходу модуля контроля завершения считывания заданий теста, один информационный выход модуля идентификации базового адреса раздела теста соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, другой информационный выход модуля идентификации базового адреса раздела теста соединен с информационным входом модуля контроля завершения считывания заданий теста, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса раздела теста соединен с одним синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, и модуль контроля границы раздела теста, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля селекции атрибутов раздела теста, счетный вход модуля контроля границы раздела теста подключен к одному выходу модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля контроля границы раздела теста соединен с счетным входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с синхронизирующим входом модуля контроля завершения считывания заданий теста, при этом один выход модуля контроля границы раздела теста соединен с одним установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с одним установочным входом модуля селекции признака правильного ответа, а другой выход модуля контроля границы раздела теста соединен с другим установочным входом модуля селекции атрибутов раздела теста и с другим установочным входом модуля селекции признака правильного ответа, один выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с другим синхронизирующим входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, другой выход модуля контроля завершения считывания заданий теста соединен с установочным входом модуля выдачи сигналов считывания базового адреса теста, а сигнальный выход модуля коррекции ответа студента на задание теста соединен с другим синхронизирующим входом модуля формирования сигналов считывания заданий теста.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к производству и проектированию сложных электротехнических изделий на основе печатных плат, в частности, на основе маршрута проектирования печатных плат Expedition PCB, вокруг которого формируется единая среда проектирования от моделирования до верификации с учетом результатов трассировки и особенностей производства.
Наверх