Единая система классификации и кодирования органа исполнительной власти

 

Полезная модель относится к специализированным устройствами автоматизации и вычислительной техники и может быть использована для создания Единой системы классификации и кодирования государственной автоматизированной системы (ЕСКК ГАС). Система содержит блок кодирования терминов, блок принятия решения, блок гармонизации, блок кодирования группировок, информационную базу данных систем классификации, информационную базу данных справочников внутриведомственных терминов, информационную базу данных внешних терминов, базу данных документов, эталонную базу данных системы классификации, эталонную базу данных внутриведомственных терминов, эталонную базу данных внешних терминов, блок репликации, блок выделения фасетов и блок декодирования терминов. В системе достигается технический результат, заключающийся в расширении ее функциональных возможностей. 1 п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к специализированным устройствами автоматизации и вычислительной техники и может быть использована для создания Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) в государственных, межведомственных и ведомственных автоматизированных информационных системах (АИС), в которых необходима функциональная реализация процессов создания и ведения нормативно-справочной информации (НСИ) путем распределения объектов классификации (предметов, явлений, процессов, понятий) из заданных множеств объектов учета (предметной области) по заранее выделенным подмножествам (классам, классификационным группировкам, терминам). При этом, каждому классу присваивается публичный и уникальный в пределах АИС код - знак (символ) или совокупность знаков (символов), который в дальнейшем используется для однозначной классификации всех классов, к которым относится любой объект классификации, подлежащий автоматизированному учету.

Известны устройства, в которых производится кодирование информации, в частности, устройство, содержащее модуль хранения консолидированных данных, модуль верификации, по крайней мере одно автоматизированное рабочее место оператора, модуль обработки данных, модуль ввода данных, по крайней мере один модуль сопряжения, по крайней мере одно автоматизированное рабочее место оператора анализа данных, при этом, первая группа входов и выходов автоматизированного рабочего места оператора проверки изделия соединена с первой группой входов и выходов модуля сопряжения, вторая группа входов и выходов модуля сопряжения соединена с первой группой входов и выходов модуля верификации, вторая группа входов и выходов модуля верификации соединена с входами и выходами автоматизированного рабочего места оператора анализа данных, третья группа входов и выходов модуля верификации соединена с первой группой входов и выходов модуля хранения консолидированных данных, четвертая группа входов и выходов модуля верификации соединена со второй группой входов и выходов модуля обработки данных, вторая группа входов и выходов модуля хранения консолидированных данных соединена с первой группой модуля обработки данных, группа выходов модуля ввода данных соединена с пятой группой входов модуля верификации, связи между модулем верификации и модулем сопряжения, а также связи между модулем верификации и автоматизированным рабочим местом оператора анализа данных выполнены в виде локальных вычислительных сетей, причем, система дополнительно содержит два модуля кодирования-декодирования, по крайней мере, одно автоматизированное рабочее место оператора проверки и, по крайней мере, один модуль сопряжения, при этом, первый модуль кодирования-декодирования, автоматизированное рабочее место оператора проверки и модуль сопряжения расположены на значительном расстоянии, а второй модуль кодирования-декодирования расположен рядом с модулем верификации, вторая группа входов и выходов модуля сопряжения соединена с первой группой входов и выходов первого модуля кодирования-декодирования, вторая группа входов и выходов первого модуля кодирования-декодирования соединена со второй группой входов и выходов второго модуля кодирования-декодирования, первая группа входов и выходов второго модуля кодирования-декодирования соединена с третьей группой входов и выходов модуля верификации, а связь между первым модулем кодирования-декодирования и вторым модулем кодирования-декодирования осуществляют по сети Интернет [RU 81351, U1, G06F 7/06, 10.03.2009].

Недостатком устройства является относительно узкие функциональные возможности, поскольку оно позволяет осуществлять кодирование-декодирование только информации об объектах классификации и только при наличии заранее построенной системы классификации.

Наиболее близкой по технической сущности к предложенной является система, содержащая генератор ключа, блок формирования ключевой матрицы, шифрующий блок (блок кодирования), блок управления, блок формирования информационного вектора, блок формирования порождающей матрицы, блок сортировки элементов вектора, блок формирования ключевой матрицы, генератор ключа, блок замены элементов кодового вектора, блок умножения кодового вектора на матрицу Адамара, блок формирования матрицы Адамара, блок принятия решения, блок формирования порождающей матрицы, блок сравнения, блок оптимизации и блок обратного преобразования [RU 238914.1, С2, H04L 9/00, 20.08.2009].

Недостатком наиболее близкого технического решения является относительно узкие функциональные возможности, поскольку оно позволяет осуществлять кодирование только по жесткой схеме преобразования исходных данных в формализованные коды.

Требуемый технический результат заключается в расширении функциональных возможностей.

Требуемый технический результат достигается тем, что, в систему, содержащую блок кодирования терминов и блок принятия решения, введены, блок гармонизации, блок кодирования группировок, информационная база данных систем классификации, вход которой соединен с выходом блока кодирования группировок, информационная база данных справочников внутриведомственных терминов, первый и второй входы которой соединены с выходом блока кодирования терминов и блока гармонизации, соответственно, информационная база данных внешних терминов, первый выход которой соединен с соответствующим входом блока гармонизации, база данных документов, вход которой соединен с первым выходом блока принятия решения, первый, второй и третий входы которого соединены, соответственно, с выходом информационной базы данных системы классификации, с выходом информационной базы данных справочников внутриведомственных терминов и со вторым выходом информационной базы данных внешних терминов, а также эталонная база данных системы классификации, эталонная база данных внутриведомственных терминов и эталонная база данных внешних терминов, входы которых соединены, соответственно, со вторым, третьим и четвертым выходом блока принятия решения, и блок репликации, блок выделения фасетов и блок декодирования терминов, входы которых соединены с выходами эталонной базы данных системы классификации, эталонной базы данных внутриведомственных терминов и эталонной базы данных внешних терминов.

На чертеже представлена функциональная схема Единой системы классификации и кодирования органа исполнительной власти.

Единая система классификации и кодирования органа исполнительной власти содержит блок 1 кодирования терминов и блок 2 принятия решения.

Кроме того, Единая система классификации и кодирования органа исполнительной власти содержит блок 3 гармонизации, блок 4 кодирования группировок, блок 5 информационную базу 5 данных систем классификации, вход которой соединен с выходом блока 4 кодирования группировок, информационную блока 6 данных справочников внутриведомственных терминов, первый и второй входы которой соединены с выходом блока 1 кодирования терминов и выходом блока 3 гармонизации, соответственно, информационную базу 7 данных внешних терминов, первый выход которой соединен с соответствующим входом блока 3 гармонизации, блок 8 данных документов, вход которой соединен с первым выходом блока 2 принятия решения, первый, второй и третий входы которого соединены, соответственно, с выходом информационной блока 5 данных системы классификации, с выходом информационного блока 6 данных справочников внутриведомственных терминов и со вторым выходом информационной блока 7 данных внешних терминов.

Единая система классификации и кодирования органа исполнительной власти содержит также эталонный блок 9 данных системы классификации, эталонную базу 10 данных внутриведомственных терминов и эталонную базу 11 данных внешних терминов, входы которых соединены, соответственно, со вторым, третьим и четвертым выходом блока 2 принятия решения.

Кроме указанных выше единая система классификации и кодирования органа исполнительной власти содержит блок 12 репликации, блок 13 выделения фасетов и блок 14 декодирования терминов, входы которых соединены с выходами эталонной базы 9 данных системы классификации, эталонной базы 10 данных внутриведомственных терминов и эталонную базу 11 данных внешних терминов.

Поскольку система содержит элементы, охарактеризованные на функциональном уровне, и описываемая форма реализации некоторых из них предполагает использование программируемого (настраиваемого) многофункционального средства, то ниже, при описании работы системы, представляются примеры их технической реализации и сведения, подтверждающие возможность выполнения таким средством конкретной предписываемой ему в составе данной системы функции.

Для понимания работы системы предварительно рассмотрим реализованные в ней основные методические принципы построения Единой системы классификации и кодирования органа исполнительной власти (ЕСКК).

Единая система классификации и кодирования представляет собой автоматизированную информационную систему, в которой используется совокупность общероссийских и ведомственных классификаторов и справочников, а также нормативных и методических документов по разработке, ведению и применению в автоматизированных информационных системах внутриведомственных классификаторов и справочников органа исполнительной власти.

Одной из основных целевых задач создания и поддержания в актуальном состоянии Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) органа государственной власти является обеспечение единого информационного пространства за счет ее информационной интеграции Единой моделью данных (ЕМД), основу которой составляет классификатор реквизитного состава автоматизированной информационной системы, представляющий собой описание метамодели данных основных информационных учетов органа исполнительной власти и создающий фундаментальную информационную и методическую основу для решения следующих задач:

- обеспечения систематизации и классификации информационных объектов по единым классификационным правилам;

- обеспечения информационной совместимости на различных уровнях автоматизации органа исполнительной власти (федеральный, региональный, территориальный);

- обеспечения информационной совместимости и организации информационного обмена как между внутренними (локальными) информационными системами, так и с внешними информационными системами.

При создании Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) органа государственной власти предполагается, что применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

- прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

- включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с соответствующим органом исполнительной власти в области статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

В зависимости от специфики представления информации, целей и способов взаимодействия с ней, используются два основных метода классификации объектов: иерархический и фасетный.

В самом широком смысле иерархический метод классификации является частным случаем фасетного метода и отличается от него только возможностью задания строгой зависимости классификационных признаков более низкого уровня от классификационных признаков более высокого уровня.

При проведении классификации иерархическим методом все исходное множество объектов классификации последовательно разбивается на соподчиненные (вложенные друг в друга) подмножества:

- все исходное множество делится на классы в зависимости от выбранного для него классификационного признака;

- полученные классы образуют классификационные группировки первого уровня классификации;

- каждый класс очередного уровня делится на подклассы, которые образуют классификационные группировки следующего уровня классификации.

Разбиение каждого отдельно взятого класса на подклассы выполняется либо в соответствии со своим оригинальным значением классификационного признака более высокого уровня, либо в соответствии со своим оригинальным классификационным признаком, что позволяет использовать независимые классификационные признаки для разных ветвей иерархической структуры.

Фасетный метод классификации применяется для классификации сложно организованных множеств объектов, а также для классификации множеств объектов с неопределенными, не поддающимися формализации или динамичными границами.

Основными целями проведения фасетной классификации являются:

- получение и кодирование заданного набора показателей (преимущественно оценочного типа),

- отнесение каждого объекта классификации к одному из заданного набора показателей.

При проведении фасетной классификации:

- определяются классификационные признаки объектов классификации (фасеты);

- для каждого фасета устанавливается набор конкретных значений показателей (терминов);

- заданное множество объектов классификации рассматривается в произвольном порядке, при этом, для каждого из заданного множества объектов классификации выявляются необходимые классификационные признаки, а затем для каждого заданного объекта принимается решение о его отнесении к определенному значению показателей (термину) фасета либо о его исключении из классификационной группировки. Принятие решения осуществляется следующим образом:

- при наличии у заданного объекта классификации необходимых классификационных признаков и соответствии их значений значениям, определенным для одного из конкретных значений (терминов) фасета - объект относится к указанному термину фасета;

- при отсутствии у заданного объекта классификации необходимых классификационных признаков либо набора их значений, позволяющих однозначно отнести его к какому-либо конкретному значению (термину) фасета - объект исключается из классификационной группировки.

Значения признаков в фасетах могут располагаться в произвольном порядке, поэтому внесение изменений в фасеты не представляет каких-либо трудностей. Главное требование при заполнении фасета - исключение возможности повторения одних и тех же значений классификационных признаков в различных фасетах.

Фасетная система классификации позволяет при группировке объектов выбирать классификационные признаки независимо друг от друга, что придает ей большую гибкость относительно других методов классификации и практически неограниченного добавления числа фасетов, в частности:

- расширения состава значений (терминов) в отдельных фасетах,

- группировки заданного множества по любому сочетанию и числу фасетов.

Систематизация информации с помощью классификаторов не только ведет к однозначному определению ее информационных единиц и их значений, но и дает возможность устанавливать между ними логико-математические отношения, при этом раскрывается механизм реализации их информационных взаимосвязей.

Наличие классификаторов обеспечивает возможность построения эффективных логических систем кодирования технико-экономической и социальной информации.

Справочники могут быть систематизированы по следующим признакам:

- по первоисточнику (ответственному ведомству, организации или подразделению) справочной информации;

- по назначению и области действия справочной информации;

- по структуре построения справочной информации.

С точки зрения первоисточников справочной информации среди справочников могут быть выделены:

- справочники (как правило, отдельные фасеты) из состава общероссийских (региональных) классификаторов;

- справочники (как правило, отдельные фасеты) из состава ведомственных классификаторов;

- локальные (системные) справочники отдельных автоматизированных информационных систем.

По назначению и области действия среди справочников могут быть выделены:

- справочники, которые выбраны в качестве базовых при построении единой системы классификации и кодирования, а также использованы при построении метамодели данных;

- технологические справочники, которые содержат служебную информацию, необходимую для функционирования программного обеспечения отдельных автоматизированных систем;

- пользовательские справочники, которые содержат информацию предметной области, необходимую для работы пользователей и используемую ими при выполнении своих служебных обязанностей.

Внутриведомственные справочники органа исполнительной власти допускается также систематизировать по предметной области для удобства выделения ответственного подразделения по их ведению.

Одним из элементов, играющих важную роль при разработке современных автоматизированных информационных систем (АИС), является организация кодирования информации. Под кодированием понимается присвоение информации условных обозначений, т.е. придание ей условного, формализованного представления, путем отождествления данных с определенными значениями кодовых комбинаций.

Системой кодирования называется строго определенный порядок присвоения условных обозначений единицам информации. Таким образом, все коды строятся по определенным правилам (системам).

Используемые для этих целей системы построения кодов подразделяются на:

- линейные (одномерные);

- шахматные.

В шахматных используются двухпозиционные коды, одновременно отражается характеристика двух информационных единиц (по строке и столбцу).

В линейных кодах условное обозначение соответствует только одной единице информации.

По способу построения линейные системы кодирования различают как:

- порядковые,

- серийные,

- позиционные (разрядные, или десятичные),

- повторения,

- смешанные (комбинированные).

Порядковая система кодирования предполагает последовательное присвоение условных обозначений кодируемым единицам информации.

Последовательность кодов задается, как правило, хронологией возникновения информационных единиц, однако, в ряде случаев объектом кодирования выступает информация, упорядоченная по алфавиту.

Серийная система кодирования ориентирована на разделение номенклатуры по какому-либо признаку на отдельные части (серии). За каждой серией закрепляется своя группа условных обозначений (чисел, называемых номерами).

Серийный код обеспечивает возможность получения промежуточных итогов по сериям, но только в пределах одного классификационного признака, а также сохранение принципов серийности при расширении кодируемой номенклатуры по установленному классификационному признаку, но лишь в пределах выделенных резервных позиций.

Позиционная система кодирования предполагает иерархическую структуру представления информации или разделение ее по нескольким соподчиненным признакам.

Сущность данной системы заключается в том, что каждый уровень (или признак) классификации обеспечивается своей нумерацией в пределах всего уровня или признака (группы информации). При этом устанавливается предел разрядности группы и выбирается ее некоторая кратность.

Позиционные системы подразделяются на поразрядно-последовательные, в которых для каждого уровня иерархии отводится только один разряд, характеризующий этот уровень, и поразрядно-порядковые, в которых некоторым уровням иерархии отводится несколько разрядов, причем многоразрядные обозначения даются последовательно (по порядку). В этом смысле поразрядно-порядковая система может рассматриваться как продолжение поразрядно-последовательной.

На практике системы кодирования могут быть построены на основе как одного общего принципа для всех идентифицируемых характеристик кодируемой номенклатуры, так и сочетания разных принципов (путем добавления к базовому принципу какого-либо другого принципа). Такие системы называются смешанными, или комбинированными, системами кодирования. Чаще всего в них сочетается поразрядная (десятичная) система с серийной, реже с системой повторения.

Указанные выше методические принципы построения Единой системы классификации и кодирования органов исполнительной власти реализованы в предложенной системе следующим образом.

Система позволяет по полученным на входе классификационным признакам объектов учета получать коды всех классов, к которым следует отнести каждый из объектов учета. Уникальные коды присваиваются классам, а именно каждому узлу в «дереве» системы классификации и каждому термину в составе каждого из фасетов. Для этого блок 4 кодирования группировок выполняет функцию присвоения уникальных кодов группировкам, которая реализуется при их первичной регистрации в инструментальной базе данных. При выполнении классификации иерархическим или фасетным методом на вход блока 4 поступает формализованная информация, определяющая границы множества объектов классификации предметной области. На его выходе формируются уникальные коды группировок, регистрируемые в дальнейшем в инструментальной базе данных в формате заявок на создание группировок.

Блок 1 кодирования терминов присваивает уникальные коды терминам. Эта процедура выполняется при их первичной регистрации в инструментальной базе данных. При выполнении классификации фасетным методом на вход блока 1 поступает информация о принадлежности термина к определенному фасету, а также формализованная информация, определяющая границы множества объектов классификации предметной области, относящихся к определенному термину. На его выходе формируются уникальные коды терминов, регистрируемые в дальнейшем в инструментальной базе данных в формате заявок на создание терминов. В блоке 3 гармонизации выполняется процедура соотнесения классов и отдельных терминов системы внутриведомственной классификации с классами и отдельными терминами общероссийской системы классификации и внешних ведомственных систем классификации. При выполнении гармонизации на вход этого блока поступает информация о границах множества объектов классификации, относящихся к отдельному классу или термину, а также о коде, присвоенном классу или термину во внутриведомственной системе классификации. На выходе блока 3 формируются соответствующие коды классов или терминов, присвоенные им в общероссийской и внешних ведомственных системах классификации. В предложенной системе устройства блоки 5, 6, 7, 9, 10, 11 являются базами данных на физических носителях, предназначенных для хранения соответствующих данных. Блок 2 принятия решения предназначен для проведения процедур рассмотрения, согласования и утверждения заявок на изменение нормативно-справочной информации (НСИ), зарегистрированных в инструментальной базе данных. На вход данного блока поступают заявки на изменение. На выходе данного блока формируются нормативно-распорядительные документы, подтверждающие вносимые в эталонные блоки 9, 10, 11 данных изменения, а также пакеты изменений, регистрируемых в этих базах данных. Блок 12 репликации осуществляет передачу изменения в эталонных базах данных во внешние системы. В блоке 13 выделения фасетов формируются коды фасетов по формализованным описаниям классификационных признаков информации из внешних систем, а блок 14 декодирования терминов предназначен для получения значений терминов по их кодам или по значениям формально выделенных классификационных признаков внешними системами.

Таким образом, благодаря усовершенствованию известного устройства, существенно расширяются функциональные возможности предложенной системы, поскольку, в отличие от известного устройства, в котором кодирование осуществляется по жесткой схеме преобразования исходных данных в формализованные коды, в предложенном техническом решении помимо кодирования, дополнительно осуществляется логическая классификация входной информации. Это, одновременно, повышает точность кодирования при перекрывающихся классификационных признаках.

Единая система классификации и кодирования органа исполнительной власти, содержащая блок кодирования терминов и блок принятия решения, отличающаяся тем, что введены блок гармонизации, который выполняет процедуру соотнесения классов и отдельных терминов системы внутриведомственной классификации с классами и отдельными терминами общероссийской системы классификации и внешних ведомственных систем классификации, блок кодирования группировок, информационная база данных систем классификации, вход которой соединен с выходом блока кодирования группировок, информационная база данных справочников внутриведомственных терминов, первый и второй входы которой соединены с выходом блока кодирования терминов и блока гармонизации соответственно, информационная база данных внешних терминов, первый выход которой соединен с соответствующим входом блока гармонизации, база данных документов, вход которой соединен с первым выходом блока принятия решения, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом информационной базы данных системы классификации, с выходом информационной базы данных справочников внутриведомственных терминов и со вторым выходом информационной базы данных внешних терминов, а также эталонная база данных системы классификации, эталонная база данных внутриведомственных терминов и эталонная база данных внешних терминов, входы которых соединены соответственно со вторым, третьим и четвертым выходами блока принятия решения, и блок репликации, который осуществляет изменения в эталонных базах данных в соответствии с информацией от внешних систем, блок выделения фасетов и блок декодирования терминов, входы которых соединены с выходами эталонной базы данных системы классификации, эталонной базы данных внутриведомственных терминов и эталонной базы данных внешних терминов.



 

Похожие патенты:
Наверх