Велосипедный шатун "юка"

 

Предлагаемая полезная модель относится к конструкциям кривошипно-шатунным механизмам велосипедов с ножным педальным устройством и предназначено для повышения эксплуатационных качеств велосипеда. Предлагаемый велосипедный шатун, выполнен в виде стержня, имеющего на одном конце устройство для крепления его на валу каретки цепного привода велосипеда, а на другом конце устройство для установки педали. Устройство для крепления шатуна на валу каретки цепного привода велосипеда, выполнено в виде шарнирно соединенных между собой головки, жестко закрепленной на упомянутом валу, и стержня, соединенного с головкой с помощью оси, расположенной в продольной вертикальной плоскости, при этом стержень снабжен устройством фиксации его в двух крайних положениях относительно головки. Кроме того, устройство фиксации стержня выполнено в виде шпингалета с пружиной, размещенного в стержне и взаимодействующего с соответствующими гнездами в головке, при этом конец шпингалета, входящий в гнездо головки шатуна, выполнен конусным со сферической вершиной, а рукоятка шпингалета размещена с противоположной стороны установки педали, а головка выполнена с упорами для ограничения угла поворота стержня.

Предлагаемая полезная модель относится к конструкциям кривошипно-шатунным механизмам велосипедов с ножным педальным устройством и предназначено для повышения эксплуатационных качеств велосипеда.

Общеизвестна классическая конструкция велосипеда, содержащего корпус (раму), колеса и педальное устройство, содержащее вал каретки с установленными на нем шатунами с педалями для приведения велосипеда в движение с помощью цепного привода [1]. Шатуны представляют собой стержень, который одним концом (головкой) с посадочным отверстием устанавливается на ось каретки с помощью клинового валика или квадратного или шлицевого соединения, а на другом конце стержня имеется отверстие для установки педали.

Педали установлены на шатунах перпендикулярно общей плоскости велосипеда и являются, как бы, "торчащими" по отношению к этой плоскости, существенно увеличивая габарит велосипеда по ширине.

Недостатком этой конструкции является то, что "торчащие" в стороны педали создают неудобства при ведении велосипеда вручную, когда, идя рядом с ним можно даже получить травму ноги от воздействия педали, а также неудобства при транспортировке и парковке его. Целесообразно иметь возможность убирать "торчащие" педали, хотя бы с одной стороны велосипеда, преимущественно с левой, в вышеуказанные моменты эксплуатации его, при этом делать это быстро, без больших хлопот и без применения инструмента.

Известно техническое решение [2], в котором предусматривается то, что педали снабжены шарнирами для складывания, допускающими их перевод в положение, соответствующее минимальной ширине велосипеда.

Известно также техническое решение [3], в котором правая педаль в сложенном состоянии имеет возможность поворота вокруг продольной оси кривошипа (шатуна) для повышения компактности велосипеда.

Недостатком складных и поворотных педалей является их недостаточная надежность, так как на педали в процессе езды на нем действуют большие динамические нагрузки от массы седока велосипеда и надежная работоспособность подвижного закрепления консольной педали проблематична.

Задачей предлагаемой конструкции является уменьшение поперечного габарита велосипеда путем удаления педали из рабочего пространства во время его транспортировки.

Для решения поставленной задачи предлагается велосипедный шатун, выполненный в виде стержня, имеющего на одном конце устройство для крепления его на валу каретки цепного привода велосипеда, а на другом конце устройство для установки педали. Устройство для крепления шатуна на валу каретки цепного привода велосипеда, выполнено в виде шарнирно соединенных между собой головки, жестко закрепленной на упомянутом валу, и стержня, соединенного с головкой с помощью оси, расположенной в продольной вертикальной плоскости, при этом стержень снабжен устройством фиксации его в двух крайних положениях относительно головки. Кроме того, устройство фиксации стержня выполнено в виде шпингалета с пружиной, размещенного в стержне и взаимодействующего с соответствующими гнездами в головке, при этом конец шпингалета, входящий в гнездо головки шатуна, выполнен конусным со сферической вершиной, а рукоятка шпингалета размещена с противоположной стороны установки педали, а головка выполнена с упорами для ограничения угла поворота стержня.

На фиг.1 и фиг.2 - общий вид конструкции.

Устройство содержит шатун 1, состоящий из стержня 2 и головки 3, соединенных между собой осью 4, выполненной в виде болта с головкой 5, гайкой 6 и шайбой 7. Головка 3 установлена на валу 8 каретки 19 цепного привода велосипеда стандартным способом, например, с помощью клина 9 с гайкой 10. На стержне 2 закреплена педаль 11. Головка 3 имеет упоры 12 и 13 для ограничения поворота на оси 5 в пределах 180 градусов. Внутри стержня 2 установлен шпингалет 14 с рукояткой 15 и пружиной 16, который под действием пружины имеет возможность взаимодействовать с гнездами 17 и 18 на головке 3.

Устройство работает следующим образом. Для иллюстрации на фиг.1 показан левый шатун 1 с педалью 11 в рабочем положении, когда шпингалет 14 взаимодействует с гнездом 17 на головке 3 и удерживается там пружиной 16, фиксируя стержень 2 с педалью 11 в рабочем положении.

Для того, чтобы перевести педаль 11 в убранное положение (показано штрих-пунктирной линией), шпингалет 14 выводят рукояткой 15 из гнезда 17 на головке 3 и поворачивают стержень 2 вместе с педалью 11 на оси 4 до упора 13, при этом шпингалет 14 под действием пружины 16 входит в гнездо 18 на головке 3 и фиксирует стержень 2 в убранном положении педали 11.

Перевод педали 11 в рабочее положение производится в обратном порядке.

Перечень использованных источников информации.

1. Крадинов Е.Б. "Велосипед", Москва, Машиностроение, 1991 г.

2. Заявка РФ 2002110758 А

3. Патент РФ 2164877 (прототип)

1. Велосипедный шатун, выполненный в виде стержня, имеющего на одном конце устройство для крепления его на валу каретки цепного привода велосипеда, а на другом конце устройство для установки педали, отличающийся тем, что устройство для крепления шатуна на валу каретки цепного привода велосипеда выполнено в виде шарнирно соединенных между собой головки, жестко закрепленной на упомянутом валу, и стержня, соединенного с головкой с помощью оси, расположенной в продольной вертикальной плоскости, при этом стержень снабжен устройством фиксации его в двух крайних положениях относительно головки.

2. Велосипедный шатун по п.1, отличающийся тем, что устройство фиксации стержня выполнено в виде шпингалета с пружиной, размещенного в стержне и взаимодействующего с соответствующими гнездами в головке, при этом конец шпингалета, входящий в гнездо головки шатуна, выполнен конусным со сферической вершиной, а рукоятка шпингалета размещена с противоположной стороны установки педали.

3. Велосипедный шатун по пп.1 и 2, отличающийся тем, что головка выполнена с упорами для ограничения угла поворота стержня.



 

Наверх