Снегоход малогабаритный

 

Полезная модель относится к области самоходных быстроразборных транспортных средств на гусеничном ходу, предназначенных для движения по неглубокому или уплотненному снегу.

Снегоход состоит из пространственной рамы с лонжеронами, соединенными стрингерами, передней и задней дуг, установленных на лонжеронах с возможностью поворота вокруг оси в местах соединения дуги с лонжероном, дуги рулевого узла, также установленной с возможностью поворота вокруг оси в местах крепления на передней дуге, ходовой тележки с моторной рамой, двигателем и движителем в виде гусеницы, узла рулевого со стойками, опирающимися на лыжи и руля, причем лонжероны соединены в задней части с рамой ходовой тележки, а впереди с рулевым узлом с помощью быстроразъемных соединений. Предлагается быстроразъемные соединения выполнить бесшарнирными со штифтами на концах лонжеронов, входящими в соответствующие посадочные отверстия на раме ходовой тележки и узла рулевого. Фиксация штифтов в посадочных отверстиях осуществляется зацепами, установленными на задней и передней дугах вблизи мест их крепления к лонжеронам при переводе дуг в рабочее положение.

Штифты на лонжеронах в задней части пространственной рамы предпочтительно крепить во втулке резинометаллической муфты, установленной на раме ходовой тележки.

Соединение стойки узла рулевого с лыжами предлагается осуществлять при помощи пластины с отверстием и пазом, закрепленной на стойке рулевой, и двух штифтов с проточками, закрепленных на лыже, и фиксатора, удерживающего штифт в отверстии. 1 с. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится к области самоходных быстроразборных транспортных средств на гусеничном ходу, предназначенных для движения по неглубокому или уплотненному снегу.

Известен снегоход малогабаритный быстроразборный (см. патент РФ 69237 на промышленный образец, опубл. 16.02.2009) состоящий из ходовой тележки с рамой ходовой тележки и моторной рамой, двигателем и движителем в виде гусеницы, хребтовой трубчатой рамы на вертикальных стойках с лонжеронами, вилки рулевой с опорами и лыжами, трубы передней с телескопическим быстроразъемным соединением, соединяемой с хребтовой рамой с помощью этого соединения, а рама ходовой тележки соединена с рамой помощью резинометаллических втулок и цилиндрических пальцев.

Недостатками известного устройства являются неудобство в сборке, невысокая надежность быстроразъемных соединений, отсутствие ограничения поворота рамы ходовой тележки относительно лонжеронов хребтовой рамы, что в аварийных ситуациях может стать причиной травмы водителя.

Известен снегоход (см. патент РФ 73358 на промышленный образец, опубл. 16.12.2009), состоящий из пространственной рамы с лонжеронами, соединенными стрингерами, передней и задней дуг, установленных на лонжеронах с возможностью поворота вокруг оси в местах соединения дуги с лонжероном, стойки рулевого узла, установленной также на лонжеронах с возможностью поворота вокруг оси в местах соединения стойки рулевого узла с лонжероном, ходовой тележки с моторной рамой, двигателем и движителем в виде гусеницы, узла рулевого со стойками, прикрепленными к лыжам с помощью быстроразъемного соединения и руля, причем лонжероны соединены в задней части с рамой ходовой тележки, а впереди с рулевым узлом с помощью быстроразъемных соединений. Лыжа со стойкой рулевого узла соединяется с помощью цилиндрического пальца, а рама ходовой тележки с пространственной рамой - при помощи оси.

Данному решению присущи те же недостатки, что и аналогу: неудобство в сборке, невысокая надежность быстроразъемных соединений в эксплуатации, отсутствие надежного ограничения поворота рамы ходовой тележки относительно лонжеронов пространственной рамы

Задачей, решаемой предлагаемым техническим решением, является создание удобного надежного снегохода, быстроразъемные соединения которого используют свойства рамы с поворотными дугами для ускорения сборки и разборки.

Решение заключается в том, что в снегоходе, состоящем из пространственной рамы с лонжеронами, соединенными стрингерами, передней и задней дуг, установленных на лонжеронах с возможностью поворота вокруг оси в местах соединения дуги с лонжероном, дуги рулевого узла, также установленной с возможностью поворота вокруг оси в местах крепления на передней дуге, ходовой тележки с моторной рамой, двигателем и движителем в виде гусеницы, узла рулевого со стойками, опирающимися на лыжи и руля, с лонжеронами, соединенными в задней части с рамой ходовой тележки, а впереди с рулевым узлом с помощью быстроразъемных соединений, в отличие от прототипа для повышения надежности и скорости сборки и разборки снегохода, быстроразъемные соединения выполнены бесшарнирными со штифтами на концах лонжеронов, входящими в соответствующие посадочные отверстия на раме ходовой тележки и узла рулевого, и фиксируемые в них с помощью зацепов, установленных на задней и передней дугах вблизи мест их крепления к лонжеронам.

В предпочтительном варианте для демпфирования ударов и расширения угла поворота рамы ходовой тележки относительно лонжеронов пространственной рамы штифты на лонжеронах в задней части пространственной рамы входят в посадочные отверстия втулки резинометаллической муфты, установленной на раме ходовой тележки.

Кроме того, стойки узла рулевого могут быть соединены с лыжами при помощи пластины с отверстием и пазом, закрепленной на стойке рулевой, и двух штифтов с проточками, закрепленных на лыже, и фиксатора, удерживающего штифт в отверстии пластины.

Предлагаемый снегоход изображен на фиг.1. На фиг.2 показан узел соединения рамы ходовой тележки с рамой снегохода. На фиг.3 приведена конструкция соединения узла рулевого с рамой снегохода. Соединение лыжи с рулевой стойкой приведено на фиг.4, 5 и 6. На фиг.4 приведен вид сбоку; на фиг.5 - разрез по оси сайлентблока; на фиг.6 - вид сверху.

Снегоход состоит из пространственной рамы 1 с лонжеронами 2 и установленных на них передней 3 и задней 4 дуг, размещенных на соответствующих концах лонжеронов с возможностью поворота вокруг осей 5 и 6 соответственно. На передней дуге 3 установлена на осях 7 дуга рулевой колонки 8 с накидной втулкой 9 (фиг.3). Дуга сидения 10 установлена на осях 11 на задней дуге 4. На раме ходовой тележки 12 смонтирована моторама 13 с подмоторной рамой 14 и двигателем 15. На раме ходовой тележки установлены ведущее 16 и ведомое 17 колеса, которые катятся по гусенице 18. Дополнительно между ведомым и ведущим катками могут устанавливаться поддерживающие опоры или катки. Выходной вал 19 двигателя 15 передает вращение ведущему колесу 16 с помощью цепи 20.

Узел рулевой 21 состоит из рулевой колонки 22, закрепленной на поперечной трубчатой балке 23 с установленными на ее концах стойками 24. Дуга защитная 25 связывает стойки 24 и концы балки 23 и защищает рулевые тяги и рычаги (не показаны) от повреждений во время движения снегохода. Лыжа 26 крепится к кронштейну 27 стойки 24 через сайлентблок 28, к внешней обойме которого прикреплена пластина 29, предназначенная для крепления лыжи, а внутренняя обойма крепится к кронштейну 27 с помощью резьбового соединения 30 (фиг.5) винт-гайка. Пластина 29 (фиг.4, 6) крепится к лыже 26 на штифтах 31 и 32, имеющих проточки. Штифт 31 устанавливается в отверстие 33 в пластине 29, а штифт 32 кольцевой проточкой в паз 34. Штифт 31 фиксируется в отверстии 33 стопорным механизмом 35.

Рама ходовой тележки 12 бесшарнирно соединена с лонжеронами 2 пространственной рамы 1 штифтами 36 (фиг.2), установленными на концах лонжеронов 2 и входящих в посадочные отверстия на раме ходовой тележки, выполненные в виде резиновой втулки 37 резинометаллической муфты 38 с внешней обоймой 39, закрепленной на раме ходовой тележки 12. Штифт 36 во втулке 37 удерживается зацепом 40, установленным на конце задней дуги 4 вблизи оси 6 поворота дуги 4 относительно лонжерона 2.

Узел рулевой 21 соединен с пространственной рамой 1 в трех точках (фиг.3). Накидная втулка 9 фиксируется в верхней части рулевой колонки 22 рулем 41. В трубчатой балке 23 имеются посадочные отверстия 42 для штифтов 43, закрепленных на передних концах лонжеронов 2. Зацепы 44, закрепленные на концах передней дуги 3 при повороте ее вокруг оси 5 фиксируют штифты в посадочных отверстиях 42.

При приведении снегохода из транспортировочного состояния в рабочее, нужно соединить раму ходовой тележки 12 и лонжероны 2 пространственной рамы 1 между собой. Для этого штифты 36 вводят до упора в резиновые втулки 37 резинометаллической муфты 38, расположенные симметрично по обе стороны ходовой тележки. Внешние обоймы 39 резинометаллической муфты закреплены на раме ходовой тележки 12. Фиксацию штифтового соединения производят путем поворота задней дуги 4 вокруг оси 6, при этом зацепы 40, установленные на концах этой дуги, захватывают резинометаллические муфты 38 у конца штифтов 36 и не позволяют им продольно перемещаться. Резиновая же втулка 37 допускает некоторый угол поворота лонжеронов 2 пространственной рамы относительно рамы ходовой тележки 12, что смягчает ход снегохода по неровностям, с одной стороны, и не позволяет ходовой тележке поворачиваться на большой угол относительно пространственной рамы, с другой стороны. Это повышает безопасность водителя в аварийных ситуациях и в некоторых случаях предотвращает такие ситуации, например, при наезде на препятствие в виде ямы.

Соединение узла рулевого 21 с пространственной рамой 1 происходит в трех точках. Одна точка крепления расположена в верхней части рулевой колонки 22. Крепление осуществляется с помощью накидной втулки 9 с отбортовкой и центральным отверстием, в которое вставляют рулевую колонку. Накидная втулка 9 закреплена на дуге рулевой колонки 8, установленной на передней дуге 3 с возможностью поворота относительно нее вокруг осей 7.

Две нижние точки крепления расположены симметрично относительно продольной оси снегохода. В трубчатой балке 23 узла рулевого 21 имеются два посадочных отверстия 42 для штифтов 43, закрепленных на передних концах лонжеронов 2. Зацепы 44, закрепленные на концах передней дуги 3 при повороте ее вокруг осей 5, фиксируют штифты в посадочных отверстиях 42, подкрепленных дополнительными пластинами с отверстиями.

При соединении лыжи 26 со стойкой 24, на которой установлен кронштейн 27 с сайлентблоком 28, паз 34 на пластине 29, закрепленной на внешней обойме сайлентблока, вводят в кольцевую канавку штифта 32, а в отверстие 33 вводят штифт 31 и фиксируют его в отверстии путем ввода в проточку на штифте стопорного механизма 35.

Предлагаемая конструкция удобна в эксплуатации, обеспечивает простоту и высокую скорость сборки-разборки, не требует применения инструментов и характерна высокой степенью безопасности.

1. Снегоход, состоящий из пространственной рамы с лонжеронами, соединенными стрингерами, передней и задней дуг, установленных на лонжеронах с возможностью поворота вокруг оси в местах соединения дуги с лонжероном, дуги рулевого узла, также установленной с возможностью поворота вокруг оси в местах крепления на передней дуге, ходовой тележки с моторной рамой, двигателем и движителем в виде гусеницы, узла рулевого со стойками, фиксируемыми на лыжах быстроразъемным соединением, и руля, причем лонжероны соединены в задней части с рамой ходовой тележки, а впереди с рулевым узлом с помощью быстроразъемных соединений, отличающийся тем, что быстроразъемные соединения выполнены бесшарнирными со штифтами на концах лонжеронов, входящими в соответствующие посадочные отверстия на раме ходовой тележки и узла рулевого, и фиксируемые в них с помощью зацепов, установленных на задней и передней дугах вблизи мест их крепления к лонжеронам.

2. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что штифты на лонжеронах в задней части пространственной рамы входят в посадочные отверстия втулки резинометаллической муфты, установленной на раме ходовой тележки.

3. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что стойки узла рулевого соединены с лыжами быстроразъемным соединением в виде пластины с отверстием и пазом, закрепленной на стойке рулевой, и двух штифтов с проточками, закрепленных на лыже, и фиксатора, удерживающего штифт в отверстии.



 

Наверх