Рулевая колонка транспортного средства


B62D1/18 - Самоходные транспортные средства; прицепы (управление или направление вдоль желаемой колеи сельскохозяйственных машин и орудий A01B 69/00; колеса, ролики, оси, способы и средства для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги B60B; шины, накачивание, смена или ремонт шин B60C; сцепные устройства B60D; транспортные средства, приспособленные для передвижения по рельсам и дорогам, амфибии, преобразуемые транспортные средства B60F; подвески B60G; отопительные, холодильные, вентиляционные и прочие устройства для обработки воздуха в транспортных средствах B60H; двери, окна, ветровые стекла, раздвижные крыши и подобные устройства, защитные покрытия для временно неиспользуемых транспортных средств B60J; силовые установки, вспомогательные приводы, трансмиссии,

 

Рулевая колонка транспортного средства содержит кожух (1) с выступом (3), имеющим незамкнутую внутреннюю цилиндрическую поверхность (4), и стопорное устройство, выполненное в виде вала (5) с рукояткой (6). Кожух (1) шарнирно установлен на кронштейне (2), соединенном с рамой транспортного средства. Вал (5) установлен с возможностью взаимодействия с незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью (4) выступа (3). Рулевая колонка снабжена упором (9) для регулирования зазора между валом (5) и незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью (4) выступа (3). Упор(9) расположен в кронштейне (2) и выполнен в виде винта с контргайкой (11). На выступе (3) со стороны кронштейна (2) выполнена опорная площадка (8) для упора (9). Техническим результатом при использовании полезной модели является повышение надежности и долговечности эксплуатации рулевой колонки. 1 илл.

Полезная модель относится к области транспорта, в частности, к рулевым колонкам транспортных средств, имеющим изменяемые положения для обеспечения возможности посадки - высадки экипажа в ограниченных объемах транспортных средств.

Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус, зубчатые сектора, установленные на оси, закрепленной в корпусе, и подпружиненный фиксатор, установленный на кронштейне корпуса рулевой колонки (см. а.с.№818941, МПКЗ B62D 1/18, 07.04.1981 г.).

Данное устройство обладает ограниченным диапазоном регулирования положения рулевой колонки вследствие своих конструктивных особенностей.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по совокупности существенных признаков является рулевая колонка транспортного средства, содержащая кожух с выступом, имеющим незамкнутую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и стопорное устройство, выполненное в виде вала с рукояткой, установленного с возможностью взаимодействия с незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью выступа, при этом кожух шарнирно установлен на кронштейне для соединения с рамой транспортного средства (см. а.с. СССР №506535, МПК2 B62D 1/18, 15.03.1976 г.).

Известное устройство не обеспечивает возможности устранения зазора в соединении выступа с валом стопорного устройства из-за износа в процессе эксплуатации, что приводит к возникновению вибрации и люфта на рукоятках штурвала.

Техническим результатом при использовании предлагаемой полезной модели является повышение надежности и долговечности эксплуатации рулевой колонки.

Указанный технический результат достигается тем, что рулевая колонка транспортного средства, содержащая кожух с выступом, имеющим незамкнутую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и стопорное устройство, выполненное в виде вала с рукояткой, установленного с возможностью взаимодействия с незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью выступа, при этом кожух шарнирно установлен на кронштейне для соединения с рамой транспортного средства, снабжена упором для регулирования зазора между валом стопорного устройства и незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью выступа, причем упор расположен в кронштейне и выполнен в виде винта с контргайкой, а на выступе со стороны кронштейна выполнена опорная площадка для упора.

На чертеже изображена рулевая колонка транспортного средства, общий вид;

Рулевая колонка транспортного средства содержит кожух 1, который шарнирно установлен на кронштейне 2. Кронштейн 2 соединен с рамой транспортного средства. К кожуху 1 прикреплен выступ 3 с внутренней незамкнутой цилиндрической поверхностью 4. В верхней части кронштейна 2 размещено стопорное устройство, состоящее из вала 5 с рукояткой 6. Вал 5 шарнирно закреплен на кронштейне 2 и имеет в средней части участок 7 полуцилиндрической в сечении формы. Внутренняя незамкнутая

цилиндрическая поверхность 4 выступа 3 и участок 7 вала 5 при фиксации положения рулевой колонки транспортного средства находятся в контакте друг с другом. На внешней стороне выступа 3 со стороны кронштейна 2 образована опорная площадка 8. Перпендикулярно опорной площадке 8 в кронштейне 2 выполнено резьбовое отверстие 9, в котором размещен упор 10 для регулирования зазора между валом 5 стопорного устройства и внутренней незамкнутой цилиндрической поверхностью 4 выступа 3. Упор 10 выполнен в виде винта. Торцевая поверхность упора 10 находится в контакте с опорной площадкой 8 выступа 3. Для предотвращения отворачивания упор 10 снабжен контргайкой 11.

Рулевая колонка транспортного средства работает следующим образом.

При заводской сборке рулевую колонку транспортного средства устанавливают в рабочее положение, при котором выступ 3 кожуха 1 рулевой колонки находится на минимальном расстоянии от кронштейна 2. Посредством поворота рукоятки 6 вверх на себя вал 5 стопорного устройства приводят в положение «закрыто», при котором участок 7 средней части вала 5 вступает в контакт с внутренней незамкнутой цилиндрической поверхностью 4 выступа 3. Происходит заклинивание указанных поверхностей и при небольшом усилии на рукоятке 6 в контакте поверхности 4 и участка 7 создают усилие, надежно фиксирующее рулевую колонку в рабочем положении. Упор 10 вворачивают в резьбовое отверстие 9 кронштейна 2 до соприкосновения его торцевой поверхности с опорной площадкой 8 выступа 3. Положение регулируемого упора 10 фиксируют контргайкой 11.

В процессе эксплуатации транспортного средства в результате многократных переводов рулевой колонки из фиксированного положения в исходное (нерабочее), происходит износ

контактирующих при фиксации поверхности 4 выступа 3 и участка 7 вала 5 стопорного устройства рулевой колонки, вследствие чего возникает зазор, приводящий к появлению вибрации и люфта на рукоятках штурвала. Компенсацию износа и восстановление беззазорного соединения выступа 3 с валом 5 производят путем вворачивания на величину износа упора 10 и фиксации его положения контргайкой 11.

Рулевая колонка транспортного средства, содержащая кожух с выступом, имеющим незамкнутую внутреннюю цилиндрическую поверхность, и стопорное устройство, выполненное в виде вала с рукояткой, установленного с возможностью взаимодействия с незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью выступа, при этом кожух шарнирно установлен на кронштейне для соединения с рамой транспортного средства, отличающаяся тем, что она снабжена упором для регулирования зазора между валом стопорного устройства и незамкнутой внутренней цилиндрической поверхностью выступа, причем упор расположен в кронштейне и выполнен в виде винта с контргайкой, а на выступе со стороны кронштейна выполнена опорная площадка для упора.



 

Наверх