Многофункциональный руль транспортного средства
Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции рулевого колеса кузова, улучшающей его функциональность и комфортабельность.
Руль содержит соединенные между собой спицами обод и ступицу с крышкой, которая закреплена на ступице шарнирно с возможностью откидывания до упора на обод колеса и образования столика для водителя, при этом внутренняя поверхность крышки выполнена плоской, а внутренний объем ступицы выполнен в виде полости для размещения мелких предметов и/или документов. Размеры обода и форма крышки ступицы выполнены таким образом, что при откидывании последней она опирается своей наружной поверхностью на обод колеса и обеспечивает горизонтальное положение образующегося столика. Для большего удобства во внутренней полости ступицы могут быть выполнены крепления для авторучки, стаканов и/или для пластиковых бутылок.
1 с. и 3 з.п. ф-лы; 3 ил.
Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции рулевого колеса кузова, улучшающей его функциональность и комфортабельность.
Широко распространена конструкция рулевого колеса, состоящего из обода, связанного спицами со ступицей с крышкой-кнопкой звукового сигнала [1]. Такое решение является традиционным и не требует к себе адаптации водителя, а совершенствование его конструкции идет в направлении улучшения эргономики и повышения пассивной безопасности - за счет оптимизации толщины обода, увеличения площади ступицы, применения для ее крышки мягких материалов и т.д.
Известно также техническое решение рулевого колеса, в котором внешняя поверхность ступицы используется для выполнения дополнительных функций [2]. Для этого ступица имеет развитую в ширину форму, а на ее боковых поверхностях размещены клавиши управления (переключением передач, дополнительным оборудованием и т.п.).
Кроме этого известно техническое решение, в котором используется внутренний объем ступицы - конструкция рулевого колеса со встроенной в ступицу подушкой безопасности [3]. Ступица имеет развитую форму для размещения в ней подушки безопасности, а ее крышка - большую поверхность. Таким образом, за счет использования внутреннего пространства ступицы обеспечивается расширение функциональности и повышение пассивной безопасности рулевого колеса. Данное решение является наиболее близким к заявляемому.
Цель технического решения - повышение комфортабельности и расширение функциональности рулевого колеса автомобиля.
Поставленная цель достигается тем, что в известной конструкции рулевого колеса, содержащего соединенные между собой спицами обод и ступицу с крышкой, крышка ступицы закреплена на ней шарнирно с возможностью откидывания до упора на обод колеса и образования столика для водителя, при этом внутренняя поверхность крышки выполнена плоской, а внутренний объем ступицы выполнен в виде полости для размещения мелких предметов и/или документов. Размеры обода и форма крышки ступицы выполнены таким образом, что при откидывании последней она опирается своей наружной поверхностью на обод колеса и обеспечивает горизонтальное положение образующегося столика. Для большего удобства во внутреннем объеме ступицы могут быть выполнены крепления для авторучки, стаканов и/или для пластиковых бутылок.
Предлагаемое техническое решение иллюстрируется следующими графическими материалами: на фиг.1 показан общий вид рулевого колеса; на фиг.2 - сечение А-А Фиг.1, на фиг.3 показано рулевое колесо с откинутой крышкой в аксонометрии.
Рулевое колесо содержит обод 1, соединенный спицами 2 со ступицей 3 с крышкой 4. Крышка 4 ступицы 3 выполнена из энергопоглощающего материала и закреплена на ней посредством шарнира 5 с возможностью откидывания ее до упора на обод 1 колеса (примерно на 180°) и образования столика 6 для водителя. Для этого внутренняя поверхность крышки 4 выполнена плоской. Внутренний объем ступицы 3 выполнен в виде полости 7 для мелких предметов и/или документов, включая крепления или выштамповки8 для стаканов и пластиковых бутылок и крепление 9 для авторучки.
Работает устройство следующим образом. В транспортном положении рулевое колесо 1 выполняет свои штатные функции по управлению автомобилем, передавая усилие с обода 2 через ступицу 3 на рулевой механизм. При этом крышка 4 ступицы выполняет функцию элемента пассивной безопасности и предотвращает от выпадания предметы, размещенные во внутренней полости 7 ступицы 3. На стоянке крышка 4 откидывается на шарнире 5 и, опираясь на обод 2 колеса, образует столик 6.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить эффективность использования ограниченного пространства внутри автомобиля и улучшить его эргономику путем расширения функциональности узлов рулевого управления.
Источники информации:
1. "Авто-ревю", 2006 г., №2, с.29 (см. приложение);
2. "Авто-ревю", 2006 г., №15, с.64-65 (см. приложение);
3. "Авто-ревю", 2005 г., №20, с.108 (см. приложение).
1. Многофункциональный руль транспортного средства, содержащий соединенные между собой спицами обод и ступицу с крышкой, отличающийся тем, что крышка ступицы закреплена на ней шарнирно с возможностью откидывания до упора на обод колеса и образования столика для водителя, при этом внутренний объем ступицы выполнен в виде полости для мелких предметов и/или документов.
2. Руль по п.1, отличающийся тем, что внутренняя поверхность крышки выполнена плоской с обеспечением горизонтального положения при откидывании.
3. Руль по п.1, отличающийся тем, что во внутреннем объеме ступицы выполнено крепление для стаканов и/или для пластиковых бутылок.
4. Руль по п.1, отличающийся тем, что во внутреннем объеме ступицы выполнено крепление для авторучки.