Карданный вал транспортного средства

 

Карданный вал транспортного средства, применяемый преимущественно в трансмиссиях грузовых транспортных средств, содержит две фланец-вилки 1 и 2, два шарнира с крестовинами 3, имеющими шипы 4 увеличенного диаметра, на которых установлены игольчатые подшипники 5. Игольчатый подшипник 5 состоит из тонкостенного штампованного наружного кольца 7, упорной шайбы 8, игольчатых роликов 9, двухкромочного армированного шайбой уплотнения 10 и защитного уплотнения 11. Фланец-вилки 1 и 2 имеют торцовые шлицы 12 между которыми выполнены вырезы 13. Технический результат заключается в увеличении грузоподъемности подшипника крестовины, а также в снижении массы фланец-вилок и карданного вала в целом. 3 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к карданным передачам и может быть использована преимущественно в трансмиссиях грузовых транспортных средств.

Известен карданный вал наземных транспортных средств, содержащий два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение, крепление подшипников шарниров выполнено стопорными кольцами, а радиальное уплотнение подшипников осуществлено двумя уплотнительными кромками и конусным переходом шипов в тело крестовины (см. св-во RU №17894, МПК7 В60К 17/22, опубл. 10.05.2001).

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является карданный вал наземных транспортных средств, содержащий два шарнира с крестовинами и подшипниками, две фланец-вилки и подвижное шлицевое соединение. Крепление карданного вала с агрегатами транспортного средства выполнено во фланец-вилках через торцовые шлицы (см. патент РФ №2212345, МПК 7 В60К 17/22, опубл. 20.09.2003).

Основной недостаток известных технических решений заключается в том, что игольчатые подшипники имеют точеное наружное кольцо, что ограничивает диаметр шипа крестовины и не позволяет увеличить грузоподъемность подшипника, кроме того, фланец-вилки имеют большую массу.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является увеличение грузоподъемности подшипника крестовины, а также снижение массы фланец-вилок.

Для решения поставленной задачи в карданном вале, содержащем два шарнира с крестовинами, на каждом шипе которых установлен игольчатый

подшипник, уплотнения подшипников, две фланец-вилки с торцовыми шлицами, игольчатые подшипники имеют тонкостенные штампованные кольца, а диаметр шипов крестовин выполнен увеличенным, при этом между торцовыми шлицами фланец-вилок выполнены вырезы.

Применение игольчатого подшипника с тонкостенным штампованным кольцом позволило увеличить диаметр шипа крестовины, в результате чего увеличилась грузоподъемность подшипника.

Выполнение между торцовыми шлицами фланец-вилки вырезов не влияет на передачу крутящего момента, но позволяет снизить массу фланец-вилок и карданного вала в целом.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - карданный вал транспортного средства, общий вид;

фиг.2 - игольчатый подшипник карданного вала в разрезе;

фиг.3 - вид Б на фиг.1.

Карданный вал содержит две фланец-вилки 1 и 2, два шарнира с крестовинами 3 на шипах 4 которых установлены игольчатые подшипники 5, стопорные кольца 6 крепления игольчатых подшипников 5. Шипы 4 имеют увеличенный диаметр.

Игольчатый подшипник 5 состоит из тонкостенного штампованного наружного кольца 7, упорной шайбы 8, игольчатых роликов 9, двухкромочного армированного шайбой уплотнения 10 и защитного уплотнения 11. Уплотнение 11 контактирует с коническими поверхностями крестовин 3, выполненными под определенными углами, обеспечивающими плотный контакт с рабочими кромками уплотнения 11.

Фланец-вилки 1 и 2 имеют торцовые шлицы 12, между которыми выполнены вырезы 13. Фланец-вилки 1 и 2 прикреплены к ведущему и ведомому агрегатам соответственно.

Карданный вал работает следующим образом.

Крутящий момент от ведущего агрегата через фланец-вилку 1, крестовину 3 с игольчатым подшипником 5, вторую крестовину 3 с игольчатым подшипником 5, фланец-вилку 2 передается на ведомый вал ведомого агрегата. Игольчатые ролики 9, вращаясь в наружном кольце 7, воспринимают радиальные нагрузки, при этом уплотнение 10 защищает контактирующие поверхности, а уплотнение 11 обеспечивает наружную защиту подшипника 5.

Заявляемое техническое решение позволило увеличить грузоподъемность подшипника крестовины, а также снизить массу фланец-вилок и карданного вала в целом.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Карданный вал транспортного средства, содержащий два шарнира с крестовинами, на каждом шипе которых установлен игольчатый подшипник, уплотнения подшипников, две фланец-вилки с торцовыми шлицами отличающийся тем, что игольчатые подшипники имеют тонкостенные штампованные кольца, а диаметр шипов крестовин выполнен увеличенным, при этом между торцовыми шлицами фланец-вилок выполнены вырезы.



 

Наверх