Электродвигатель асинхронный для механизмов приводов грузоподъемных устройств, в частности, башенных кранов
Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности, к специальным асинхронным крановым электродвигателям с фазным или короткозамкнутым роторами, предназначенным для механизмов приводов башенных, козловых, мостовых, портальных кранов и других грузоподъемных устройств. Технический результат направлен на защиту тормозов от пыли, грязи и влаги, обеспечение высокой равномерности распределения давления по всей поверхности трения и равномерный износ фрикционного материала, уменьшение давления между трущимися поверхностями дисков и повышение их износостойкости, а также в предотвращении образования наледи при переходных и отрицательных температурах при эксплуатации тормозов. Сущность полезной модели заключается в том, что на валу асинхронного электродвигателя смонтированы заключенные в самостоятельный корпус, последовательно установленные и взаимосвязанные между собой дисковый тормоз с механизмом для регулирования тормозного момента и вентилятор, причем корпус электродвигателя и самостоятельный корпус соединены между собой, а между ними установлена теплоизолирующая прокладка для обеспечения надежной работы дискового тормоза. 1 илл.
Полезная модель относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к специальным асинхронным крановым электродвигателям с фазным или короткозамкнутым роторами, предназначенным для механизмов приводов башенных, козловых, мостовых, портальных кранов и других грузоподъемных устройств.
Известен, например, электродвигатель в механизме поворота стрелового крана, расположенный на одной продольной оси с редуктором и колодочным тормозом с электромагнитом, содержащим шкив. (Авторское свидетельство №783205, МПК: В66С 23/84, опубл. 30.11.80 г.).
Известен также электродвигатель в механизме поворота башенного крана, расположенный на одной продольной оси с редуктором, и колодочным тормозом с электромагнитом, содержащим тормозной шкив. При этом тормоз содержит независимые друг от друга устройства регулировки тормозной пружины и хода сердечника электромагнита, причем тормозная пружина закреплена на рычаге электромагнита и размещена в скобе, шарнирно закрепленной на одной из двух рычагов с колодками. (RU 2232127, С1, Опубликовано 10.07.2004).
К недостаткам вышеуказанных технических решений можно отнести сложность конструкций, большие габаритные размеры вследствие применения рычажно-пружинных систем и тормозных шкивов, а также не достаточно высокую эффективность торможения в связи с применением колодочных тормозов вследствие их недостаточной защищенности от воздействия атмосферных условий, особенно в зимнее время (отход колодок в результате примерзания).
В основе создания настоящей полезной модели лежит задача по устранению вышеуказанных недостатков и созданию единой компактной конструкции асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым или фазным ротором совместно с дисковым тормозом нормально-закрытого типа, способствующей обеспечить надежную работу тормозов в механизмах приводов грузоподъемных машин и их безопасную эксплуатацию.
Технический результат заключается в надежной защите тормозов от пыли, грязи и влаги, обеспечении высокой равномерности распределения давления по всей поверхности трения, равномерном износе фрикционного материала, уменьшении давления между трущимися поверхностями дисков, повышении их износостойкости и независимости величины тормозного момента от направления вращения дисков, а также в предотвращении образования наледи при переходных и отрицательных температурах во время эксплуатации тормозов.
Технический результат достигается тем, что на валу асинхронного электродвигателя смонтированы заключенные в самостоятельный корпус, последовательно установленные и взаимосвязанные между собой дисковый тормоз с механизмом для регулирования тормозного момента и вентилятор, причем корпус электродвигателя и самостоятельный корпус соединены между собой, а между ними установлена теплоизолирующая прокладка для обеспечения надежной работы дискового тормоза.
Основным отличительным признаком предложенной конструкции является, прежде всего, новая взаимосвязь асинхронного электродвигателя и дискового тормоза, что обеспечивает возможность регулировки тормозного момента в широком диапазоне, а также необходимую доступность к регулировке и измерению тормозного момента в эксплуатации, что обеспечивает, в конечном итоге, надежную работу тормозов в приводах грузоподъемных машин.
Размещение дискового тормоза с механизмом для регулирования тормозного момента и вентилятора в самостоятельном корпусе обеспечивает надежную защиту тормоза от пыли, грязи, влаги, а также обеспечивает надежное рассеивание тепловой энергии и исключает влияние конденсата, образующегося при изменении температуры.
Взаимосвязь корпуса электродвигателя с самостоятельным корпусом, где размещены дисковый тормоз с механизмом для регулирования тормозного момента и вентилятор, обеспечивает компактность конструкции, уменьшая габариты устройства, а также безопасность эксплуатации грузоподъемных машин.
Установка теплоизолирующей прокладки между корпусом электродвигателя и самостоятельным корпусом препятствует переходу тепла от станины электродвигателя к установочному диску тормоза, что снижает вероятность образования наледи на дисках при переходных и отрицательных температурах эксплуатации.
Вся вышеперечисленная совокупность признаков направлена на решение поставленной задачи по созданию единой компактной конструкции, обеспечению надежной работы тормозов в механизмах приводов грузоподъемных машин и их безопасной эксплуатации.
Заявленный электродвигатель компактен, прост по конструкции, надежен в работе.
Настоящая полезная модель поясняется чертежом, где
на фиг.1 представлен общий вид асинхронного электродвигателя;
Электродвигатель включает в себя смонтированные на валу 1 и заключенные в самостоятельный корпус 2 последовательно установленные и взаимосвязанные между собой дисковый тормоз 3 с механизмом для регулирования тормозного момента 4 и вентилятор 5. Дисковый тормоз 3 включает в себя взаимосвязанные между собой электромагнит 6, диск нажимной 7, диск тормозной 8, диск установочный 9. Корпус 10
нажимной 7, диск тормозной 8, диск установочный 9. Корпус 10 электродвигателя и самостоятельный корпус 2 дискового тормоза 3 соединены между собой с установкой между ними теплоизолирующей прокладки 11.
Устройство работает следующим образом.
При включении электродвигателя привода грузоподъемной машины в работу нажимной диск 7 с помощью электромагнита 6 отходит от тормозного диска 8, освобождая вал 1 электродвигателя. Во время работы электродвигателя нажимной диск 7 удерживается электромагнитом 6 и дисковый тормоз 3 находится в разомкнутом состоянии.
При работе электродвигателя одновременно происходит охлаждение корпуса электродвигателя и самостоятельного корпуса 2 с помощью обдува вентилятором 5.
При выключении электродвигателя привода и питания электромагнита 6 дискового тормоза 3 нажимной диск 7 прижимает с помощью пружин тормозной диск 8 к установочному диску 9, создавая тормозной момент на валу 1 электродвигателя. Происходит остановка вала 1 электродвигателя и остановка всего привода.
Электродвигатели могут дополнительно оснащаться датчиком контроля скорости, а электродвигатели, предназначенные для частотного управления, также вентилятором принудительного охлаждения.
Электродвигатели с дисковыми тормозами могут иметь вертикальное и горизонтальное исполнение по способу монтажа.
Предложенный асинхронный крановый электродвигатель с дисковым тормозом нормально-закрытого типа успешно прошел опытно-промышленные испытания и подтвердил свои высокие эксплуатационные свойства.
Электродвигатель асинхронный для механизмов приводов грузоподъемных устройств, в частности, башенных кранов, характеризующийся тем, что на валу электродвигателя смонтированы заключенные в самостоятельный корпус, последовательно установленные и взаимосвязанные между собой дисковый тормоз с механизмом для регулирования тормозного момента и вентилятор, причем корпус электродвигателя и самостоятельный корпус соединены между собой с установкой между ними теплоизолирующей прокладки для обеспечения надежной работы дискового тормоза.