Двухзвенный гусеничный снегоболотоход

 

Решение относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности, к двухзвенным сочлененным гусеничным машинам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности благодаря низкому давлению движителя на грунт, и предназначенным для транспортировки грузов в особо тяжелых условиях. Предложено в трансмиссии снегоболотохода ведомые валы каждой из главных передач снабдить дифференциалами повышенного трения и соединить их карданными валами непосредственно с валами ведущих колес, а тормоз с механическим приводом установить на ведомом валу раздаточной коробки. Машина обладает повышенной надежностью, небольшой массой, имеет меньшие эксплуатационные расходы за счет унификации трансмиссии надежными узлами автомобилей массового производства. 1 с.п. ф-лы, 1 илл.

Решение относится к транспортным средствам высокой проходимости, в частности, к двухзвенным сочлененным гусеничным машинам, обладающим высоким уровнем проходимости и экологичности благодаря низкому давлению движителя на грунт, и предназначенным для транспортировки грузов в особо тяжелых дорожных и климатических условиях.

Известны двухзвенные гусеничные транспортеры ДТ-10П и ДТ-30П Ишимбайского завода транспортного машиностроения, выпускаемые с 1982 года, состоящие из двух активных звеньев, соединенных между собой поворотно-сцепным устройством, обеспечивающим взаимное складывание звеньев в горизонтальной, продольно-вертикальной и поперечной плоскостях. Трансмиссия - гидромеханическая.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату, выбранным в качестве прототипа, является двухзвенное гусеничное транспортное средство высокой проходимости (патент РФ №52592, В22D 55/00, опубл. 10.04.2006 г.), предназначенное для перевозки пассажиров и грузов во всех климатических зонах по любым грунтам, заболоченным участкам, сыпучему песку, снежной целине, тундре. Транспортное средство состоит из двух активных секций: передней и задней, соединенных между собой поворотно-сцепным устройством, содержит трансмиссию, включающую коробку передач, раздаточную коробку, карданные валы, главные передачи, ведущие колеса переднего и заднего звеньев, тормоза. Ведомые валы главных передач, имеющих дифференциалы с механизмами блокировки, соединены с ведущими валами бортовых передач, на ведомых валах которых установлены ведущие колеса. Переднее и заднее звенья имеют объединенную тормозную пневматическую систему, узел управления которой установлен на переднем звене, а у тормозов переднего и заднего звеньев установлены тормозные камеры.

Однако для легких машин, какой и является предлагаемая, нет необходимости в установке дифференциалов с механизмами блокировки. Вполне достаточно дифференциалов повышенного трения (например, кулачковых), которым блокировка не нужна. Объединенная тормозная пневматическая система так же усложняет конструкцию машины, в том числе и поворотно-сцепного устройства.

Эти проблемы устраняются предлагаемым решением.

Решаемая задача-упрощение конструкции легкого двухзвенного гусеничного снегоболотохода небольшой грузоподъемности (порядка 1,5 т), сравнительно небольшой стоимости.

Технический результат-повышение надежности, снижение массы и эксплуатационных расходов за счет унификации трансмиссии легкими надежными узлами автомобилей массового производства.

Этот технический результат достигается тем, что в двухзвенном гусеничном снегоболотоходе, содержащем переднее и заднее звенья, соединенные поворотно-сцепным устройством, трансмиссию, включающую коробку передач, раздаточную коробку, карданные валы, главные передачи с ведомыми валами и дифференциалами, ведущие колеса переднего и заднего звеньев, тормоз, ведомые валы каждой из главных передач, имеющих дифференциалы повышенного трения, соединены непосредственно с валами ведущих колес, а тормоз с механическим приводом установлен на ведомом валу раздаточной коробки.

Упрощение трансмиссии достигается за счет: отсутствия бортовых передач, отсутствия бортовых тормозов на переднем и заднем звеньях с системой их пневмопривода, использования в качестве рабочего стояночного тормоза одного трансмиссионного центрального тормоза с механическим приводом, отсутствия механизмов блокировки дифференциалов в главных передачах.

Отсутствие этих узлов и агрегатов снижает массу и вероятность поломок транспортного средства в целом.

Кинематическая схема предлагаемого гусеничного снегоболотохода приведена на чертеже.

Гусеничный снегоболотоход содержит переднее активное звено 1, заднее звено 2 соединено с передним поворотно-сцепным устройством 3. В средней части переднего звена 1 размещены: силовая установка 4, коробка передач 5, раздаточная коробка 6, центральный трансмиссионный тормоз 7 с механическим приводом, установленный на ведомом валу раздаточной коробки 6. В носовой части переднего звена 1 и заднего звена 2 установлены главные передачи 8 с дифференциалами повышенного трения, ведомые валы которых соединены с карданными валами 9, проходящими через опоры 10 валами 11, установленными в корпусе снегоболотохода, ведущих колес 12. Карданный вал 13 соединяет раздаточную коробку 6 с главной передачей 8. В кормовой части карданная передача

14 через промежуточную опору 15 и карданный вал 16 соединяет переднее звено 1, а карданный вал 17 - заднее звено 2 с поворотно-сцепным устройством 3.

Снегоболотоход работает следующим образом.

При движении снегоболотохода крутящий момент от силовой установки 4 передается на коробку передач 5, раздаточную коробку 6 и через карданный вал 13 к главной передаче 8 с дифференциалом повышенного трения, а от нее на валы 11 ведущих колес 12 левого и правого бортов переднего звена снегоболотохода. От главной передачи 8 через карданные валы 9, на валы 11 и ведущие колеса 12 левого и правого борта переднего звена снегоболотохода.

На заднюю секцию 2 снегоболотохода крутящий момент передается от раздаточной коробки 6 через карданную передачу 14, промежуточную опору 15 переднего звена на карданный вал 16, соединяющий поворотно-сцепное устройство с карданным валом 17 заднего звена 2, и затем на главную передачу 8 с дифференциалами повышенного трения. От главной передачи 8 через карданные валы 9, на валы 11 и ведущие колеса 12 левого и правого борта заднего звена снегоболотохода.

При торможении тормоз 7 останавливает ведомый вал раздаточной коробки 6 и соответственно ведущие колеса 12 переднего и заднего звеньев 1 и 2.

Преимуществом заявляемого двухзвенного транспортного средства являются: максимально упрощенная схема трансмиссии и тормозной системы: замена редукторов бортовых передач на простые по конструкции валы и опоры, отсутствие механизмов блокировки дифференциалов в главных передачах, и замена тормозов с пневмоприводом на каждом из бортов переднего и заднего звеньев на один центральный трансмиссионный тормоз, что позволяет значительно снизить массу, и стоимость снегоболотохода, не ухудшая его ходовых качеств.

Двухзвенный гусеничный снегоболотоход, содержащий переднее и заднее звенья, соединенные поворотно-сцепным устройством, трансмиссию, включающую коробку передач, раздаточную коробку, карданные валы, главные передачи с ведомыми валами и дифференциалами и ведущие колеса переднего и заднего звеньев, тормоз, отличающийся тем, что ведомые валы каждой из главных передач, имеющих дифференциалы повышенного трения, соединены карданными валами непосредственно с валами ведущих колес, а тормоз с механическим приводом установлен на ведомом валу раздаточной коробки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к комплектации семейств бронированных гусеничных машин Сухопутных войск или бронированных гусеничных машин на танковых шасси гражданского назначения, а также их выполнению

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к гибридным энергосиловым установкам автомобилей

Предлагаемая полезная модель относится к машиностроению и может быть использовано при создании силовых установок с воздушным винтом, например, в авиации и воздухоплавании в качестве силовых установок самолетов, вертолетов, дирижаблей, экранопланов и т.п.
Наверх