Система приготовления и доставки комплекса готовых блюд для детей в общеобразовательных заведениях

 

Изобретение относится к пищевой промышленности и может быть использовано в сфере общественного питания, например, для обеспечения питанием детей в образовательных заведениях. Задачи, которые решены изобретением, заключаются в создании способа приготовления и доставки комплекса готовых блюд, который позволяет предоставлять детям рационально сбалансированное питание с учетом их морально-этических принципов, возрастных, физиологических особенностей. Технический результат, получаемый в результате реализации изобретения, состоит в улучшении морально-физического состояния здоровья организма ребенка за счет сбалансированности рациона блюд по основным веществам (белкам, жирам, углеводам), градации рационов по возрастным группам, разработки блюд для детей с учетом их морально-этических принципов и физиологических особенностей организма. Кроме того, изобретение позволяет увеличить пропускную способность помещения, предназначенного для приема пищи, сформировать детское питание в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами гигиены. Способ приготовление и доставки комплекса готовых блюд для детей в общеобразовательных заведениях включает приготовление и доставку горячих блюд дозированных объемов в необходимое место назначения и отличается тем, что кампания, оказывающая услуги по приготовлению и доставке питания предварительно проводит исследования спроса с учетом возрастных, морально-этических, физиологических особенностей детей, обучающихся в заведениях. После поступления заказов от заведений, составляют сбалансированные рационы питания для групп детей по возрастным категориям, при необходимости, для групп детей с учетом их морально-этических принципов и физиологических особенностей организма. В рационы включают продукцию имиджевого характера, рекламирующую компанию. Комплект питания содержит холодные и/или горячие блюда, рацион которых сбалансирован по основным пищевым показателям, витаминизирован и обогащен витаминно-минеральными смесями. Приготовленные порции горячих и холодных блюд, упаковывают в порционные контейнеры, которые маркируют с указанием групп детей, при необходимости, маркировка может быть адресная с указанием фамилии, имени ребенка, после чего порционные контейнеры помещают в изотермические контейнеры, в которых поддерживают уровень температуры, необходимый для сохранения всех качественных характеристик пищи. Упомянутые контейнеры транспортируют в заведение и оператор перемещает порционные контейнеры из изотермического контейнера в контейнер для разогрева, после чего комплектует, например, завтрак или обед горячими, холодными блюдами, десертом и выдает ребенку, а после приема пищи использованную одноразовую посуду утилизируют, многоразовую посуду отправляют на санитарную обработку.

Изобретение относится к пищевой промышленности и может быть использовано в сфере общественного питания, например, для обеспечения питанием детей в образовательных заведениях.

Известны способы быстрого приготовления и доставки готовых завтраков, обедов и ужинов населению. Они позволяют обеспечить организацию приема пищи в рабочих, домашних условиях, при проведении увеселительных мероприятий и пр.

Известен способ быстрого приготовления комплекса блюд (RU 2159730, В 65D 81/34, 1999.04.27). Способ заключается в том, что в герметичный блок, состоящий из нескольких отделенных друг от друга секций, помещены подготовленные сухие концентрированные пищевые продукты быстрого приготовления, из которых можно изготовить первые, вторые и третьи блюда. Горячую жидкость заливают в секции со вторыми и третьими блюдами. Так как секции для первого и второго блюд соединены между собой и выполнены как сообщающиеся сосуды, то после обводнения и насыщения влагой второго блюда вся избыточная жидкость из секции второго блюда перетекает в секцию первого блюда. Для приема пищи предварительно вскрывают крышки над секциями каждого из блюд, начиная с секции первого блюда. Блок с подготовленными блюдами транспортируется в любое необходимое место назначения.

Известен способ доставки горячих блюд (RU 94025429, A 47 J 41/00, 1994.04.06). Способ заключается в доставке горячих блюд дозированных объемов в необходимое место назначения. Горячие блюда размещают в кожухе с теплоизолирующим слоем. Внутри кожуха размещены емкости для пищи, а для увеличения продолжительности сохранения температуры пищи предусмотрено использование размещенного между термоизолирующим слоем и емкостью дополнительного вкладыша с двойными стенками, причем емкости для пищи выполнены из керамического материала и в них непосредственно производят приготовление горячих блюд путем термической обработки емкостей.

Выше упомянутые способы позволяют существенно сэкономить время, необходимое для закупки продуктов и приготовления пищи, однако, обладают рядом недостатков: ограниченный перечень продуктов питания, невысокая

сбалансированность рациона по основным пищевым показателям, кроме того, порции блюд (количество предлагаемого продукта) рассчитаны на некоторого среднего человека, что не может удовлетворить каждого конкретного человека.

Наличие таких недостатков не позволяет использовать известные способы для обеспечения рационально сбалансированным питанием детей в общеобразовательных заведениях, где они проводят довольно много времени. Формирование правильного рационального питания в заведениях с детьми разных возрастных групп и физического состояния здоровья занимает много времени, требует больших средств, отдельных помещений и привлечения специалистов. Содержание подобной службы является дорогостоящим для заведения.

Задачи, которые решены изобретением заключаются в создании способа приготовления и доставки комплекса готовых блюд, который свободен от выше перечисленных недостатков и позволяет предоставлять детям рационально сбалансированное питание с учетом их морально-этических принципов, возрастных, физиологических особенностей.

Кроме того, изобретение позволяет совместить в одном комплекте холодные и горячие блюда (что отсутствует в известных способах) и увеличить длительность хранения приготовленных блюд.

Технический результат, получаемый в результате реализации изобретения, состоит в улучшении морально-физического состояния здоровья организма ребенка за счет сбалансированности рациона блюд по основным веществам (например, белкам, жирам, углеводам), градации рационов по возрастным группам (отдельно для младшего, среднего и старшего возраста), разработки блюд для детей с учетом их морально-этических принципов и физиологических особенностей организма.

Кроме того, изобретение позволяет увеличить пропускную способность помещения, предназначенного для приема пищи, сформировать детское питание в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами гигиены.

Поставленные задачи решены следующим образом. Способ приготовление и доставки комплекса готовых блюд для детей в общеобразовательных заведениях включает риготовление и доставку горячих блюд дозированных объемов в необходимое место назначения и отличается тем, что кампания, оказывающая услуги по приготовлению и доставке питания предварительно

проводит исследования спроса с учетом возрастных, морально-этических, физиологических особенностей детей, обучающихся в заведениях. После поступления заказов от заведений, составляют сбалансированные рационы питания для групп детей по возрастным категориям, при необходимости, для групп детей с учетом их морально-этических принципов и физиологических особенностей организма. В рационы включают продукцию имиджевого характера, рекламирующую компанию.

Комплект питания содержит холодные и/или горячие блюда, рацион которых сбалансирован по основным пищевым показателям, витаминизирован и обогащен витаминно-минеральными смесями. Приготовленные порции горячих и холодных блюд, упаковывают в порционные контейнеры, которые маркируют с указанием групп детей, при необходимости, маркировка может быть индивидуализирована с указанием фамилии, имени ребенка, после чего порционные контейнеры помещают в изотермические контейнеры, в которых поддерживают уровень температуры, необходимый для сохранения всех качественных характеристик пищи. Упомянутые контейнеры транспортируют в заведение и оператор перемещает порционные контейнеры из изотермического контейнера в контейнер для разогрева, после чего комплектует, например, завтрак или обед горячими, холодными блюдами, десертом и выдает ребенку, а после приема пищи использованную посуду утилизируют.

Компания, занимающаяся сервисным обслуживанием питания детей в общеобразовательных заведениях, предварительно проводит исследования для определения спроса и составляет прайс-листы с перечнем необходимых потребительских продуктов питания с учетом особенностей потребителей (времени года, национальной, региональной специфики потребителей и пр.). Продукты могут включать фирменную продукцию имиджевого характера, рекламирующую компанию и изготовленную по ее заказу.

По результатам собранной информации в информационно-аналитический центр компании поступают заказы от потребителей - детских заведений (школы, колледжи, интернаты и пр.).

В заказе указано общее количество детей, в том числе, количество детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, количество детей, которым по медицинским показаниям требуются особые рационы питания (например, дети с заболеваниями ЖКТ, аллергическими заболеваниями, с предрасположенностью к сахарному диабету и пр.).

Специалисты-диетологи разрабатывают сбалансированный рацион завтраков, обедов для каждой группы детей.

Подготовленные расчеты поступают в отдел закупок торговой продукции и продуктов питания и, затем на производство, где происходит приготовление завтраков и обедов с учетом требований заказа.

В рационы завтрака и обеда включены горячие и/или холодные блюда. Порции горячих и холодных блюд упаковывают в порционные контейнеры. Порционные контейнеры, предназначенные для отдельных категорий детей, имеющих медицинские показания, обязательно имеет адресную маркировку. По желанию потребителя возможна индивидуальная маркировка и остальных порционных контейнеров.

Затем порционные контейнеры помещают в изотермические контейнеры, например, горячие блюда для завтрака в первый контейнер, первые горячие блюда для обеда во второй контейнер, вторые горячие блюда для обеда в третий контейнер, холодные блюда и дополнительные продукты в четвертый контейнер и т.д.

Изотермические контейнеры поддерживают уровень температуры, необходимый для сохранения всех качественных характеристик питания. Контейнеры транспортируют потребителю и выгружают в специальное отведенное место. Оператор, осуществляющий организацию питания в заведении, перемещает порционные контейнеры из изотермического контейнера в контейнер для разогрева. Затем скомплектованный завтрак или обед выдается ребенку.

После приема пищи оператор комплектует подносы для транспортировки в цех на санитарную обработку, использованную одноразовую посуду - на утилизацию.

ПРИМЕР 1

На рисунке приведена схема приготовления и доставки комплексов питания в общеобразовательную школу.

ПРИМЕР 2

9 сентября из школы XX в информационно-аналитический центр (ИАЦ) комбината питания поступает заказ на 10 сентября на 110 порций завтраков и 110 порций обедов (с первого по десятый класс, в каждом классе по 10 человек). Т.о. четыре класса (с первого по четвертый класс) - 40 человек в возрасте с 7 до 10 лет, три класса (с пятого по седьмой класс) - 30 в возрасте с 11 до 13 лет, четыре

класса (с восьмого по одиннадцатый класс) - 40 человек в возрасте с 14 до 17 лет. В ИАЦ делается расчет на количественный и качественный состав продуктов, необходимый для выполнения заказа. При этом учитывается:

- сбалансированность рациона по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам);

- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии в соответствии с физиологическими потребностями;

- градация рационов по возрастным группам (отдельно для младшего, среднего и старшего школьного возраста);

- регулярная витаминизация и обогащение продуктов витаминно-минеральными смесями (премиксами).

С учетом выше изложенных требований происходит подготовка заказа. Горячие блюда охлаждают и порционируют индивидуально в порционные контейнеры, которые комплектуют в изотермические контейнеры. Порционные контейнеры снабжены маркировкой, на которой указано для какой возрастной группы предназначен комплекс питания. Затем помещают 110 горячих блюд для завтрака в один контейнер, 110 вторых горячих блюд для обеда во второй контейнер, 110 первых горячих блюд (супов) для обеда в третий контейнер, холодные блюда и дополнительные продукты в четвертый контейнер. Изотермические контейнеры транспортируют в школу и выгружают в специально отведенное место, располагающееся в непосредственной близости от места для приема пищи.

Оператор, осуществляющий организацию питания в школе, перемещает порционные контейнеры из изотермического контейнера в контейнер для разогрева, затем комплектует завтрак или обед и выдает его ребенку.

После приема пищи одноразовая посуда утилизируется. Посуда многоразового использования подлежит санитарной обработке. Отпуск питания организуется по классам в соответствии с графиком, утвержденным администрацией школы.

ПРИМЕР 3

9 сентября из школы XX в информационно-аналитический центр (ИАЦ) комбината питания поступает заказ на 10 сентября на 110 порций завтраков и 110 порций обедов для детей с первого по десятый класс, в каждом классе по 10 человек: четыре класса с первого по четвертый - 40 детей в возрасте от 7 до 10

лет), три класса с пятого по седьмой - 30 детей в возрасте от 11 до 13 лет, четыре класса с восьмого по одиннадцатый - 40 детей в возрасте от 14 до 17 лет. Из общего количества детей выделены группы:

- 3 ребенка с предрасположенностью к диабету (в 1,5 и 7 классах)

- 8 детей с аллегрическими заболеваниями (2 в 1 классе, 3 во 2 классе, 2 в 9 классе)

- 7 детей с избыточной массой тела (2 в 4 классе, 2 в 7 классе, 3 в десятом классе).

В ИАЦ производит расчет на количественный, качественный состав продуктов, необходимый для выполнения заказа на производстве. При этом учитывается:

- сбалансированность рациона по основным веществам (белкам, жирам, углеводам,

- градация рационов по возрастным группам (отдельно для детей младшего, среднего и старшего возраста), и для детей с заболеваниями,

- регулярная витаминизация и обогащение продуктов витаминно-минеральными смесями.

С учетом выше изложенных требований происходит подготовка заказа. Горячие блюда охлаждают и порционируют, подготавливают холодные блюда, десерты. Блюда упаковывают в порционные контейнеры, которые маркируют по возрастным группам и группам детей с заболеваниями, и комплектуют в изотермические контейнеры, например, 110 горячих блюд для завтрака в один контейнер, 110 вторых горячих блюд для обеда во второй контейнер, 110 первых горячих блюд для обеда в третий контейнер, холодные блюда и дополнительные продукты в четвертый контейнер. Подносы и столовые приборы комплектуют отдельно. Контейнеры транспортируют в школу и выгружают в специальное отведенное место. Оператор, осуществляющий организацию питания в школе, перемещает порционные контейнеры из изотермического контейнера в контейнер для разогрева.

Затем скомплектованный завтрак или обед адресно выдается ребенку. После приема пищи посуда утилизируется.

Отпуск питания организуется по классам в соответствии с графиком, утвержденным администрацией школы.

Предлагаемое изобретение найдет применение при снабжении рационально сбалансированным питанием детей в общеобразовательных заведениях.

Система приготовления и доставки комплекса готовых блюд для детей в общеобразовательных заведениях, включающая блок приготовления и блок доставки горячих блюд дозированных объемов в упомянутые заведения, отличающаяся тем, что блок приготовления блюд содержит информационно-аналитический центр, который своим входом связан с узлами информации администрации школы, врачей-диетологов и родителей и узлом заказа потребителей, а выходом с блоком закупки продуктов, сырья, посуды, причем последний в свою очередь связан с блоками приготовления комплексных блюд, комплектования их в порционные контейнеры, маркировки и упаковки в изотермические контейнеры, а блок доставки содержит устройства доставки и выгрузки контейнеров в школы с последующим приготовлением комплексов, комплектованием в порционные контейнеры и блок изотермических контейнеров.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к столовым приборам, преимущественно к одноразовой посуде в виде блюдцев и тарелок, которая может быть использована человеком при приеме пищи в условиях туристического похода, на садовом участке, пассажирском транспорте и т

Изобретение относится к таре для хранения и транспортирования бисквитов и других кондитерских изделий, особо чувствительных к повреждению от толчков или сжатия
Наверх