Клапан для топливной системы транспортного средства

 

Предлагаемая полезная модель касается устройства клапана для топливной системы транспортного средства, приводимого в действие в результате посторонних воздействий, например, удара, изменения положения, которая может быть использована, например, для предотвращения перелива топлива из бензобака при переворачивании и боковых наклонах транспортного средства более 50° от вертикальной оси, в том числе для предотвращения попадания жидкого топлива в адсорбер при комплектации автомобилей системами улавливания паров топлива. Клапан для топливной системы транспортного средства содержит корпус и запорный орган в виде шарика. Новым является то, что корпус выполнен с отогнутым бортиком, патрубком входа, конусным дном, на котором установлен шарик, дополнительно устройство содержит крышку с патрубком выхода, с отогнутым бортиком, на внутренней поверхности которого выполнен защелкивающийся элемент соединения в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней, с пропускным отверстием, постепенно сужающимся к верхней части, фиксатор, содержащий плоское круглое основание с выступами и стержень, выполненный в центре основания с ребрами в нижней части, шайбы, соединенные с фиксатором, кронштейн, содержащий отогнутую полку с отверстием для установки клапана и элементами фиксации в виде отгибов, охватывающих отогнутый бортик крышки, при этом диаметр верхней части стержня фиксатора выполнен больше диаметра верхней части пропускного отверстия крышки; корпус соединен с крышкой посредством приклеивания внешних поверхностей отогнутого бортика корпуса к внутренним поверхностям отогнутого бортика крышки, при этом защелкивающийся элемент фиксации в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней установлен под отогнутым бортиком корпуса; собранный клапан соединен с корпусом транспортного средства посредством установки в отверстии отогнутой полки кронштейна и зафиксирован с помощью отгибов, охватывающих отогнутый бортик крышки; корпус, крышку изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на прессформах, эксплуатируемых в термопластавтоматах. Технический результат от использования предполагаемой полезной модели заключается в обеспечение возможности упрощения изготовления и эксплуатации устройства; повышение надежности его функционирования; продление срока эксплуатации.

Предлагаемая полезная модель касается устройства клапана для топливной системы транспортного средства, приводимого в действие в результате посторонних воздействий, например, удара, изменения положения, которая может быть использована, например, для предотвращения перелива топлива из бензобака при переворачивании и боковых наклонах транспортного средства более 50° от вертикальной оси, в том числе для предотвращения попадания жидкого топлива в адсорбер при комплектации транспортных средств системами улавливания паров топлива.

Разработка клапанов, в том числе клапанов с запорным органом в виде шарика в последние десятилетия ведется интенсивно. Предложено большое количество различных устройств (см, например, авт.св. 836434, авт.св. 870828, авт.св. 953323, авт.св. 945556, авт.св. 481740, SU A1 1753149, SU A 1 1462927 и др.). Как правило, эти устройства содержат корпус, входное и выходное отверстия, запорный орган в виде шарика, седло, пружину.

Так, например, известен предохранительный клапан, содержащий корпус, запорный орган в виде шарика, поджатого пружиной к седлу, выполненному в упругой мембране с периферийной уплотнительной поверхностью, и регулировочный винт, снабженный хвостовиком, расположенным по оси седла и ограничивающим перемещение шарика совместно с седлом, в котором. С целью повышения надежности в работе, в корпусе в плоскости, параллельной седлу, выполнена опорная поверхность, а мембрана размещена в корпусе с возможностью скольжения своей периферийной поверхностью вдоль опорной поверхности корпуса (SU A1 1753149).

Известен также предохранительный клапан, содержащий корпус с входным и выходным каналами, в осевой расточке которого с зазором относительно стенок размещен контактирующий с седлом сферический затвор, нагруженный через тарель пружиной, который, с целью повышения надежности работы, снабжен дополнительной пружиной, установленной коасиально затвору и контактирующей своими торцами с седлом и тарелью, при этом жесткость дополнительной пружины не превышает жесткости пружины, нагружающей затвор (SU A1 1462927).

Эти устройства достаточно сложны в изготовлении и эксплуатации. Кроме этого, эти устройства предназначены для предохранения гидравлических систем от перегрузки и не предусмотрены для использования в топливных системах транспортных средств.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является комбинированный клапан перелива топливных систем самолета по авторскому свидетельству 193238, выбранный в качестве прототипа. В комбинированном клапане перелива топливных систем, работающим в системе командного топлива и служащим для управления выработкой из емкости топлива, передавливаемого сжатым воздухом (газом), с целью повышения надежности топливной системы, стравливания давления из системы командного топлива при возникновении отрицательной или нулевой перегрузки и исключения возможности попадания воздуха в расходный бак из вырабатываемой емкости, предусмотрена противоперегрузочное устройство, смонтированное в одном агрегате с клапаном перелива, и выполненное в виде груза, профилированной площадки и пружины, воздействующих на шариковый клапан.

Описанное в качестве прототипа устройство является достаточно сложным в изготовлении, не предусматривает наличия специальных элементов фиксации на транспортном средстве, что делает невозможным его использование для предотвращения перелива топлива из бензобака при переворачивании и боковых наклонах транспортного средства более 50° от вертикальной оси.

В задачу предлагаемой полезной модели положено: обеспечение возможности использования в топливной системе автомобиля, упрощения изготовления и эксплуатации устройства; повышение надежности его функционирования; продление срока эксплуатации.

Достижение всех поставленных в задачу эффектов и составляет новый технический результат предлагаемой полезной модели.

Поставленная задача достигается тем, что в клапане для топливной системы транспортного средства, содержащий корпус и запорный орган в виде шарика, корпус выполнен с отогнутым бортиком, патрубком входа, конусным дном, на котором установлен шарик, дополнительно устройство содержит крышку с патрубком выхода, с отогнутым бортиком, на внутренней поверхности которого выполнен защелкивающийся элемент соединения в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней, с пропускным отверстием, постепенно сужающимся к верхней части, фиксатор, содержащий плоское круглое основание с выступами и стержень, выполненный в центре основания с ребрами в нижней части, шайбы, соединенные с фиксатором, кронштейн, содержащий отогнутую полку с отверстием для установки клапана и элементами фиксации в виде отгибов, охватывающих отогнутый бортик крышки, при этом диаметр верхней части стержня фиксатора выполнен больше диаметра верхней части пропускного отверстия крышки; корпус соединен с крышкой посредством приклеивания внешних поверхностей отогнутого бортика корпуса к внутренним поверхностям отогнутого бортика крышки, при этом защелкивающийся элемент фиксации в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней установлен под отогнутым бортиком корпуса; собранный

клапан соединен с корпусом транспортного средства посредством установки в отверстии отогнутой полки кронштейна и зафиксирован с помощью отгибов, охватывающих отогнутый бортик крышки; корпус, крышку изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на прессформах, эксплуатируемых в термопластавтоматах.

На фиг.1 приведен чертеж клапана для топливной системы транспортного средства в разрезе.

На фиг.2 приведен чертеж защелкивающегося элемента соединения на внутренней поверхности отогнутого бортика крышки клапана для топливной системы транспортного средства в разрезе.

На фиг.3 приведен чертеж клапана для топливной системы транспортного средства в сборе с кронштейном.

Конструктивно предлагаемый клапан для топливной системы транспортного средства на фиг.1 содержит корпус 1 с отогнутым бортиком 2, конусным дном 3, патрубком входа 4, крышку 5 с патрубком выхода 6, с отогнутым бортиком 7, с пропускным отверстием 8, постепенно сужающимся к верхней части, шарик 9, фиксатор 10 содержащий плоское круглое основание 11 с выступами 12 и стержень 13, выполненный в центре основания 11 с ребрами 14 в нижней части, шайбы 15.

Клапан для топливной системы транспортного средства на фиг.2 содержит отогнутый бортик 7 крышки 5, на внутренней поверхности которого выполнен защелкивающийся элемент соединения 16 в виде кольцевой канавки с кольцевым радиусным выступом под ней.

Клапан для топливной системы транспортного средства на фиг.3 содержит кронштейн 17 включающий отогнутую полку 18 с отверстием 19 (на фиг.3 не отображено) для установки клапана, с элементами фиксации 20 в виде отгибов и с крепежными отверстиями 21.

Наружный диаметр верхней части стержня 13 фиксатора 10 больше диаметра верхней части пропускного отверстия 8 крышки 5.

Предпочтительным материалом для изготовления корпуса 1, крышки 5 является, например, полиамид марки ПА-6-210/310.

Предпочтительным материалом для изготовления фиксатора 10 является хостаформ марки С 9021.

Шайбы 15 и кронштейн 17 изготавливают, например, штамповкой из стальной ленты.

Сборку предполагаемой полезной модели осуществляют следующим образом.

Из пластмассы методом литья под давлением на прессформах, эксплуатируемых в термопластавтоматах, изготавливают детали клапана для топливной системы транспортного средства: корпус 1, крышку 5, фиксатор 10. Соединяют фиксатор 10 с шайбами 15. Устанавливают на конусное дно 3 корпуса 1 шарик 9, над ним - фиксатор 10 с шайбами 15.

Верхнюю часть стержня 13 фиксатора 10 устанавливают в пропускном отверстии 8 крышки 5. Соединяют корпус 1 с крышкой 5, приклеивая внешние поверхности отогнутого бортика 2 корпуса 1 с внутренними поверхностями отогнутого бортика 7 крышки 5, устанавливая при этом защелкивающийся элемент соединения 16 в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней под отогнутым бортиком 2 корпуса 1. Устанавливают собранный клапан в отверстии 19 отогнутой полки 18 кронштейна 17. Закрепляют клапан в отверстии 19 отогнутой полки 18 с помощью элементов фиксации 20 в виде отгибов, охватывающих отогнутый бортик 7 крышки 5.

Предлагаемая полезная модель работает следующим образом.

При вертикальном положении автомобиля клапан для топливной системы транспортного средства пропускает пары топлива из топливного бака по патрубку входа 4, через пространство между выступами 12 фиксатора 10, через ступенчатое пропускное отверстие 8 крышки 5 и через патрубок выхода 6. При этом шарик 9 находится в центре конусного дна 3 корпуса 1 под фиксатором 10 в сборе с шайбами 15. При переворачивании и боковых наклонах транспортного средства более 50° от вертикальной оси клапан повторяет все отклонения транспортного средства за счет закрепления на корпусе транспортного средства с помощью кронштейна 17, при этом шарик 9 и фиксатор 10 в сборе с шайбами 15 начинают перемещаться, при этом верхняя часть фиксатора 10 перекрывает верхнюю часть ступенчатого пропускного отверстия 8 крышки 5, предотвращая перелив топлива из бензобака и попадание жидкого топлива в адсорбер при комплектации транспортных средств системами улавливания паров топлива.

Предлагаемая конструкция устройства и используемая для ее изготовления технология значительно упрощают производство и при этом повышают надежность функционирования и продлевают срок эксплуатации.

Наличие кронштейна обеспечивает возможность использования устройства для предотвращения перелива топлива из бензобака при переворачивании и боковых наклонах транспортных средств более 50° от вертикальной оси.

Соединение корпуса с крышкой, клапана с кронштейном обеспечивает упрощение процесса сборки клапана для топливной системы транспортного средства.

Достижению герметичности способствует соединение корпуса с крышкой их конструктивное исполнение, что в свою очередь, повышает надежность и долговечность устройства.

Выполнение пропускного отверстия крышки, постепенно сужающегося к верхней части и диаметра верхней части стержня фиксатора, превышающего диаметр верхней части пропускного отверстия крышки, способствует повышению точности срабатывания клапана.

В целом, устройство просто в изготовлении и эксплуатации, надежно и удобно.

1. Клапан для топливной системы транспортного средства, содержащий корпус и запорный орган в виде шарика, отличающийся тем, что корпус выполнен с отогнутым бортиком, патрубком входа, конусным дном, на котором установлен шарик, дополнительно устройство содержит крышку с патрубком выхода с отогнутым бортиком, на внутренней поверхности которого выполнен защелкивающийся элемент соединения в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней, с пропускным отверстием, постепенно сужающимся к верхней части, фиксатор, содержащий плоское круглое основание с выступами, и стержень, выполненный в центре основания с ребрами в нижней части, шайбы, соединенные с фиксатором, кронштейн, содержащий отогнутую полку с отверстием для установки клапана и элементами фиксации в виде отгибов, охватывающих отогнутый бортик крышки, при этом диаметр верхней части стержня фиксатора выполнен больше диаметра верхней части пропускного отверстия крышки.

2. Клапан для топливной системы транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что корпус соединен с крышкой посредством приклеивания внешних поверхностей отогнутого бортика корпуса к внутренним поверхностям отогнутого бортика крышки, при этом защелкивающийся элемент фиксации в виде кольцевой канавки с кольцевым радиальным выступом под ней установлен под отогнутым бортиком корпуса.

3. Клапан для топливной системы транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что собранный клапан соединен с корпусом транспортного средства посредством установки в отверстии отогнутой полки кронштейна и зафиксирован с помощью отгибов, охватывающих отогнутый бортик крышки.

4. Клапан для топливной системы транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что корпус, крышку изготавливают из пластмассы методом литья под давлением на прессформах, эксплуатируемых в термопластавтоматах.



 

Похожие патенты:

Установка дополнительно включает насос, а ввод компонентов абсорбента осуществляется непосредственно в газопровод перед абсорбером, на линии вывода отработанного абсорбента установлен электромагнитный регулирующий клапан.

Адсорбер // 82002

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и касается систем снабжения сухим сжатым воздухом его пневматических устройств
Наверх