Передвижной газозаправщик

 

Полезная модель относится к области транспортных средств и предназначена для использования при заправке транспорта сжатым природным газом в качестве моторного топлива, а также для снабжения газом других потребителей. Для этого сосуды газозаправщика, выполненные из композиционных материалов, размещаются на шасси грузового автомобиля или полуприцепа и могут быть соединены через запорно-регулирующую арматуру, как с центральной газонаполнительной станцией для сосудов самого газозаправщика, так и для их опорожнения при заправке внешних потребителей на месте их дислокации. Газозаправщик включает в себя шасси грузового автомобиля или полуприцеп, один или несколько сгруппированных и имеющих газовую связь блоков. Узлы крепления сосудов в блоке содержат шарнирные элементы, имеющие сферические и цилиндрические поверхности, и обеспечивают минимизацию осевых и скручивающих нагрузок на стенки горизонтально расположенных баллонов, а конструкция блока предусматривает две закрепленные с рамой шасси или полуприцепа вертикальные стенки с посадочными местами для узлов крепления баллонов и две штанги, расположенные в осевой серединной плоскости вертикальных стенок. В узлах крепления баллонов высокого давления установлены ограничители перемещения подвижных элементов конструкции блоков, выполненных в виде ограничительных буртов и закрепленных в корпусах узлов крепления стопоров.

Полезная модель относится к области транспортных средств и предназначена для использования при заправке транспорта сжатым природным газом в качестве моторного топлива, а также для снабжения газом других потребителей.

Известно устройство для заправки транспорта сжатым природным газом в качестве моторного топлива, а именно, передвижной газозаправщик, содержащий газобаллонную установку из нескольких секций двухгорловых баллонов, к одной стороне которых присоединены трубопроводы с запорно-регулирующей арматурой для заправки самих баллонов, а также опорожнения их во внешние потребители (см., например, Боксерман Ю.И., Мкртычан Я.С., Чириков К.Ю. «Перевод транспорта на газовое топливо», стр.145-155, М. Недра, 1988 Г.). Данное устройство ограничено применением двухгорловых баллонов.

Известно устройство для эксплуатации передвижного газозалравщика (см. патент RU 2147531 С1 04.20.2000), включающее двухгорловые баллоны, при этом, к одной стороне баллонов присоединены трубопроводы с запорно-регулирующей арматурой для заправки самих баллонов и опорожнения их для внешних потребителей, отличающееся тем, что с противоположной стороны баллоны соединены трубопроводами через запорно-регулирующую арматуру с всасывающей и нагнетательной магистралями, при этом все секции баллонов снабжены коллекторными трубопроводами с вентилями, соединенными с всасывающей и нагнетательной магистралями компрессора через отдельный вентиль, причем секция с малым объемом через вентиль соединена с коллекторным трубопроводом секции промежуточного по значению объема.

Это устройство, также как и выше упомянутое, ограничено применением двухгорловых баллонов. Кроме того, применение компрессора усложняет его эксплуатацию, увеличивает время заправки потребителя, понижает надежность и значительно увеличивает стоимость газозаправщика.

Известно устройство раздачи сжатого газа по патенту US 4542774А, 24.09.1985 (прототип), которое использует транспортную платформу, имеющую продольную серединную перегородку, определяющую места рядов контейнеров по обе стороны от себя. Каждый контейнер размещается на своем месте и имеет набор баллонов с необходимой защитой, а сверху имеет патрубок выдачи газа, соединенный с баллонами. Контейнеры удерживаются на платформе выступами на серединной перегородке и замками вдоль краев платформы. Система трубопроводов тянется вдоль серединной перегородки к щиту управления. Сборный трубопровод соединяет патрубки всех контейнеров. Каждое соединение устроено так, что, когда его связь с патрубками контейнера размыкается, сборный трубопровод автоматически переходит в отключенное состояние, тем самым открывая возможность погрузки-выгрузки контейнера.

Недостатком этого устройства является то, что применение множества контейнеров, оборудованных для перевозки и подачи сжатого газа, запасенного в вертикально установленных стандартных баллонах, не обеспечивает оптимизации конструкции по массе и габаритам, а неизбежное наличие большого количества стыков газопроводов и патрубков понижает надежность работы устройства из-за возможных недопустимых утечек газа.

Целью предлагаемого технического решения является повышение эффективности газозаправщика и увеличение его надежности.

Указанная цель достигается тем, что в газозаправщике применяются баллоны высокого давления большого объема. Для получения оптимальных габаритов и веса конструкции баллоны для сжатого газа выполняются из композиционного материала. Газозаправщик включает в себя шасси

грузового автомобиля или полуприцеп, один или несколько сгруппированных и имеющих газовую связь блоков. Узлы крепления баллонов в блоке выполнены из шарнирных элементов, имеющих сферические и цилиндрические поверхности, и обеспечивают минимизацию осевых и скручивающих нагрузок на стенки горизонтально расположенных баллонов. Конструкция блока предусматривает две закрепленные с рамой шасси или полуприцепа вертикальные стенки с посадочными местами для узлов крепления баллонов и две штанги, расположенные в осевой серединной плоскости вертикальных стенок, одна из которых соединяет стенки сверху, а вторая - верх и низ противоположных стенок. В узлах крепления баллонов высокого давления установлены ограничители перемещения подвижных элементов конструкции блоков, выполненных в виде ограничительных буртов и закрепленных в корпусах узлов крепления стопоров.

На фиг.1 изображена конструктивная схема газозаправщика. На шасси автомобиля или полуприцепа 1 установлены блоки композитных баллонов высокого давления 2. Блоки обвязаны запорно-регулирующей арматурой 3. Заправка баллонов и раздача газа потребителю производится через заправочное приспособление 4 и раздаточное приспособление 5. На конструкцию газозаправщика действуют различные нагрузки, которые особенно проявляются при транспортировке. Передняя 6 и задняя 7 стенки блока баллонов крепятся непосредственно к раме полуприцепа 1 или к шасси автомобиля кронштейнами 8 с шарнирными подшипниками по два кронштейна на каждой стенке. Передняя стенка б удерживается в вертикальном положении наклонной штангой 9, а задняя стенка 7 - горизонтальная штангой 10. Штанги 9 и 10 расположены в осевой серединной плоскости стенок 6 и 7 и рамы полуприцепа 1. Такое крепление стенок блока позволяет им свободно перемещаться относительно друг друга в поперечном направлении при деформации (кручении) рамы полуприцепа или шасси автомобиля, возникающей при эксплуатационных нагрузках. При этом задняя стенка 7 имеет возможность наклона вперед, поворачиваясь

в подшипниках кронштейна 8 при неизменной длине горизонтальной штанги 10. На фиг.2 показано крепление баллонов в стенках блока. На передней стенке 6 баллон 11 закреплен при помощи шарнирного узла, состоящего из сферического кольца 12, неподвижно установленного на втулке баллона 13 и фланца 14, закрепленного на стенке 6. В отверстие на сферическом кольце вставлен штифт 15, являющийся стопором, который выступающими концами входит в пазы на втулке 13 и фланце 14. Штифт предотвращает вращение баллона относительно собственной оси. Задний шарнирный узел состоит из фланца 16, закрепленного на стенке 7, сферического кольца 17, свободно перемещающегося по втулке баллона 18 и ограничителя перемещения 19, выполненный в виде бурта. При перемещении стенок блока баллонов шарнирные узлы позволяют баллонам поворачиваться, а задней стенке 7 перемещаться по втулке 18. Такая конструкция блока баллонов позволяет исключить воздействие изгибающих моментов на баллоны из композиционного материала, возникающих при деформации (кручении) рамы полуприцепа или шасси автомобиля при эксплуатационных нагрузках, уменьшить вес конструкции блоков баллонов за счет отсутствия основания (нижней рамы), жестких связей вертикальных стенок с основанием и узлов развязки основания блока с рамой полуприцепа или шасси автомобиля, компенсирующих его деформацию и не передающих изгибающих сил на блок баллонов.

Передвижной газозаправщик для заправки потребителей сжатым газом, размещенный на шасси грузового автомобиля или на полуприцепе, оснащенный баллонами высокого давления, выполненными из композиционного материала, составляющими один или несколько блоков, запорно-регулирующей арматурой, заправочным и раздаточным приспособлениями, отличающийся тем, что узлы крепления в блоке включают шарнирные элементы, имеющие сферические и цилиндрические поверхности, при этом блок включает две закрепленные с рамой шасси автомобиля или полуприцепа вертикальные стенки с посадочными местами для узлов крепления баллонов, установленные перпендикулярно оси шасси, и две шарнирно закрепленные штанги, расположенные в серединной осевой плоскости стенок, одна из которых соединяет стенки сверху, а вторая - верх и низ противоположных стенок; в узлах крепления сосудов высокого давления установлены ограничители перемещения подвижных элементов конструкции блоков, выполненные в виде ограничительных буртов и закрепленные в корпусах узлов крепления стопоров.



 

Похожие патенты:
Наверх