Пусковая система карбюратора

 

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности, к автомобильным двигателям внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и к карбюраторам эжекционного типа для них. Задачей полезной модели является устранение вредного воздействия окружающей среды, в частности, пыли и грязи, на работу пусковой системы карбюратора в процессе эксплуатации и расширение возможностей регулирования. Поставленная задача решается тем, что основные элементы пусковой системы расположены внутри воздушного фильтра двигателя, а также тем, что в пусковую систему введен дополнительный регулировочный элемент.

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности, к автомобильным двигателям внутреннего сгорания с внешним смесеобразованием и к карбюраторам эжекционного типа для них.

Современный карбюратор является многофункциональным прибором, обеспечивающим дозирование и смесеобразование на всех режимах работы, включая режимы пуска двигателя при низких температурах и прогрева. Дозирование и смесеобразование на режимах пуска и прогрева обеспечивается с помощью пусковой системы, являющейся обязательной составной частью всех карбюраторов. Из пусковых систем карбюраторов легковых автомобилей, используемых в российской автомобильной промышленности, широкое распространение получила пусковая система карбюраторов Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ), устанавливаемых на автомобили ВАЗ и некоторые другие.

Система пуска и прогрева карбюраторов ДААЗ приведена на фиг.1 [1]. Основными элементами этой системы являются воздушная (1) и дроссельная (2) заслонки, диафрагменный механизм (3), работающий от разрежения в задроссельном пространстве карбюратора, рычаг (4) управления воздушной заслонкой, имеющий наружный профиль (5), специально подобранный

формы, с которым контактирует винт (6) рычага управления (7) дроссельной заслонкой, и внутренние профили (8 и 9) в пазе (10) рычага (4), которые воздействуют на рычаг (11) воздушной заслонки. На рычаге (4) закреплен шарнир для фиксации тросика (12) управления воздушной заслонкой.

При пуске двигателя разрежение из задроссельного пространства карбюратора воздействует на диафрагму (13) диафрагменного механизма (3), нагруженную пружиной (14), и через шток (15) приоткрывает воздушную заслонку (1). Величина приоткрытия воздушной заслонки определяется положением рычага (4), формой паза (10) и регулировкой диафрагменного механизма.

Регулирующих устройств в указанной пусковой системе два: с помощью винта (16) регулируется ход диафрагмы (13), т.е. величина приоткрытия воздушной заслонки после пуска двигателя, а с помощью винта (6) - величина приоткрытия дроссельной заслонки при закрытой воздушной.

Достоинством указанной пусковой системы является относительная простота конструкции; недостатком является то обстоятельство, что основные элементы управления располагаются снаружи карбюратора и подвергаются воздействию пыли и грязи, что оказывает отрицательное воздействие в процессе эксплуатации. Кроме того, наличие двух регулирующих устройств недостаточно для обеспечения точного взаимодействия всех элементов пусковой системы, что особенно сказывается при использовании указанной системы в карбюраторах, устанавливаемых на двигатели значительно

различающиеся по рабочему объему двигателя, конструкции впускного трубопровода и способу его подогрева.

Целью данной полезной модели является устранение указанных недостатков. Указанная цель достигается тем, что основные элементы, обеспечивающие необходимое открытие воздушной заслонки в соответствии с задаваемым положением рычага привода воздушной заслонки, и диафрагменный механизм с регулирующим устройством расположены в крышке карбюратора внутри воздушного фильтра двигателя, а также тем, что в систему взаимосвязи дроссельной и воздушной заслонок вводится дополнительный регулировочный элемент в виде подвижного рычага-накладки с пазом, крепящегося к кулачку профильному с помощью контровочного винта. Кулачок профильный при этом выполнен двухуровневым с плавным переходом от одного уровня к другому и составным, причем его профильная часть выполнена из стеклонаполненной пластмассы.

Предлагаемая полезная модель реализуется в карбюраторах типа К151 производства ООО «Топливные системы» [2], которое и является заявителем данной полезной модели. Прежнее название организации ОАО «Карбюраторный завод» (торговая марка «Пекар»). Указанные изменения в названии организации и ее статусе отражены в Государственном реестре товарных знаков (свидетельства на товарные знаки №№250820, 250821, 267163). Предлагаемая полезная модель отражает все изменения в

конструкции пусковой системы карбюратора, прошедшие в ходе производства.

Схема предлагаемой полезной модели приведена на фиг.2.

Пусковая система карбюратора по предлагаемой полезной модели содержит воздушную (1) и дроссельную (2) заслонки, кулачок профильный (3) с рычагом привода воздушной заслонки (4), диафрагменный механизм (5) с регулирующим устройством, пружину (6), связанную с воздушной заслонкой, систему рычагов и тяг, обеспечивающих взаимодействие воздушной и дроссельной заслонок и их регулирование, и контактный регулировочный винт (7) взаимодействия рычага дроссельной заслонки и кулачка профильного.

Воздушная заслонка (1) установлена эксцентрично во входном патрубке крышки карбюратора. На одном конце оси воздушной заслонки жестко закреплен рычаг, за который зацепляется один конец пружины (6), другой конец которой зацеплен за рычаг (8), крепящийся к крышке карбюратора и имеющий возможность смещаться, а затем фиксироваться винтом (9) после регулировки необходимого натяжения пружины. На другом конце оси воздушной заслонки установлены рычаги (10 и 11). Рычаг (10) жестко закреплен на оси воздушной заслонки и предназначен для управления воздушной заслонкой диафрагменным механизмом (5) через промежуточные рычаги (12 и 13). Рычаг (11), имеющий сектор, в котором располагается выступ рычага (10), посажен на ось воздушной заслонки свободно и соединен

через тягу (14) и рычаг-накладку (15) с кулачком профильным (3) жестко соединенным с рычагом привода воздушной заслонки (4) от ручки управления, расположенной на панели приборов в салоне автомобиля. Диафрагменный механизм располагается на крышке карбюратора и включает в себя крышку, диафрагменную полость, соединенную через жиклер (16) каналом (17) с задроссельным пространством карбюратора, подпружиненную диафрагму (18) и тягу (19), шарнирно соединенную с рычагом (12), имеющим паз. Рычаги (12 и 13) скрепляются между собой с помощью винта (20) и контактируют с выступом рычага (10) через штифт (21) рычага (13). Этим обеспечивается приоткрытие воздушной заслонки посредством диафрагменного механизма при пуске двигателя. Наличие паза на промежуточном рычаге (12) позволяет обеспечить необходимую регулировку приоткрытия воздушной заслонки, после чего рычаги (12 и 13) стягиваются винтом (20). Тяга диафрагменного механизма (9) и рычаги (10, 11, 12, 13) располагаются в крышке карбюратора внутри воздушного фильтра двигателя, чем обеспечивается предотвращение попадания грязи и пыли и стабильность регулировок в процессе эксплуатации.

Тяга (14), соединяющая рычаг (11) с кулачком профильным (3), в месте выхода из крышки карбюратора имеет уплотнение (22) с поджимной пружиной (23), предотвращающее попадание грязи и пыли.

Соединение тяги (14) и кулачка профильного обеспечивается через дополнительный регулировочный элемент в виде подвижного

рычага-накладки (15) с пазом, крепящегося к кулачку профильному с помощью контровочного винта (24). За счет изменения взаимного положения рычага-накладки (15) и кулачка профильного (3) обеспечивается регулирование полного закрытия воздушной заслонки перед пуском и возможность ее приоткрытия в пределах зазора между выступом рычага (10) и секторного паза рычага (11).

Кулачок профильный (фиг.2 и 3) выполнен двухуровневым с плавным переходом от одного уровня к другому. Один уровень («А»), короткий/ обеспечивает приоткрытие дроссельной заслонки в положении пуска/ другой («Б»), более протяженный, - изменение положения дроссельной заслонки при прогреве двигателя. Переход от одного уровня к другому выполнен достаточно крутым, но не препятствующим управлению заслонками при пуске и прогреве. Регулирование положения дроссельной заслонки обеспечивается контактным регулировочным винтом (7), установленным на рычаге дроссельной заслонки и скользящим по наружной поверхности кулачка профильного (уровни «А» и «Б») при пусковом или прогревочном положении рычага привода воздушной заслонки.

Кулачок профильный выполнен составным, причем его профильная часть (25, фиг.3) выполнена из стеклонаполненной пластмассы, что снижает потери на трение в месте контакта кулачка профильного (3) и регулировочного винта (7), а также повышает износостойкость этого узла.

Пусковая система работает следующим образом. Для установки в исходное положение воздушной и дроссельной заслонок перед пуском холодного двигателя необходимо до отказа вытянуть ручку управления воздушной заслонкой, находящуюся в салоне автомобиля. При этом рычаг управления воздушной заслонкой (4) вместе с кулачком профильным (3) повернется против часовой стрелки до упора (в положение, показанное на фиг.2), тяга (14) передвинется вверх, повернет рычаг (11) и через выступ рычага (10) закроет воздушную заслонку, которая в этом положении будет удерживаться пружиной (6). Одновременно кулачок профильный посредством контактного винта (7) приоткроет дроссельную заслонку до пускового положения. При этом контактный винт упирается в часть профиля «А» кулачка профильного (3).

Так как ось воздушной заслонки расположена эксцентрично, то воздушная заслонка после запуска двигателя под действием перепада давлений приоткрывается, растягивая пружину (6), что предотвращает переобогащение смеси. Разрежение из задроссельного пространства через канал (17) воздействует на диафрагму (18), и тяга (19) поворачивает рычаг (12) против часовой стрелки и с помощью рычага (10) дополнительного приоткрывает воздушную заслонку, но не более, чем позволяет положение упора рычага (11), чем поддерживается необходимый состав смеси.

По мере прогрева двигателя, когда обороты двигателя возрастают, ручка управления воздушной заслонкой, находящаяся в салоне автомобиля,

постепенно утапливается, рычаг управления воздушной заслонкой (4) вместе с кулачком профильным (3) поворачивается по часовой стрелке, тяга (14) перемещается вниз и через кулачки (10 и 11) приоткрывает воздушную заслонку (1). При этом контактный винт (7) упирается в часть профиля «Б» кулачка профильного, чем обеспечивается прикрытие дроссельной заслонки (2) и снижение оборотов двигателя. При полностью вдвинутой ручке управления воздушной заслонкой кулачок профильный поворачивается по часовой стрелке до упора, воздушная заслонка открывается полностью и удерживается в этом положении пружиной (6), которая/ перейдя мертвую точку, начинает работать на открытие воздушной заслонки. Контактный винт (7) при этом перестает контактировать с кулачком профильным (3).

Таким образом, происходит необходимое количественное и качественное регулирование на режимах пуска и прогрева холодного двигателя. Имеющиеся элементы регулирования, в том числе и дополнительный, введенный в систему взаимосвязи дроссельной и воздушной заслонок, обеспечивают возможность управления качеством в процессе производства и возможность применения предлагаемой полезной модели на карбюраторах, предназначенных для двигателей, значительно различающихся по рабочему объему, конструкции впускного трубопровода и способу его подогрева.

ЛИТЕРАТУРА

1 В.И.Ерохов «Карбюраторы легковых автомобилей», стр.37-38, Москва «Транспорт» 2000

2 Карбюраторы К151 «Техническое описание и инструкция по эксплуатации», стр.17-19, 38-39 ОАО «ПЕКАР» Санкт-Петербург 1997

1. Пусковая система карбюратора, содержащая воздушную и дроссельную заслонки, кулачок профильный с рычагом привода воздушной заслонки, диафрагменный механизм с регулирующим устройством, пружину, связанную с воздушной заслонкой, систему рычагов и тяг, контактный регулирующий винт взаимодействия рычага дроссельной заслонки и кулачка профильного, отличающаяся тем, что основные элементы, обеспечивающие необходимое открытие воздушной заслонки в соответствии с задаваемым положением рычага привода воздушной заслонки, и диафрагменный механизм с регулирующим устройством расположены в крышке карбюратора внутри воздушного фильтра двигателя.

2. Пусковая система карбюратора по п.1, отличающаяся тем, что в систему взаимосвязи дроссельной и воздушной заслонок вводится дополнительный регулировочный элемент в виде подвижного рычага-накладки с пазом, крепящегося к кулачку профильному с помощью контровочного винта.

3. Пусковая система карбюратора по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что кулачок профильный выполнен двухуровневым с плавным переходом от одного уровня к другому и составным, причем его профильная часть выполнена из стеклонаполненной пластмассы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции систем водоснабжения пассажирских вагонов

Полезная модель относится к области двигателестроения, а именно к устройствам электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания транспортных машин

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к пусковым системам газотурбинных двигателей
Наверх