Механическая лопата для ковша экскаватора


7 E02F3/40 -

 

Полезная модель относится к области механизации погрузочно-разгрузочных работ и может быть использовано для окончательной (чистовой) зачистки платформ вагонов-самосвалов (думпкаров) и днищ кузовов автосамосвалов после разгрузки от налипшего или намерзшего сыпучего материала, например горной породы. Задачей полезной модели является разработка конструктивно простой механической лопаты для использования ее в комбинации с ковшом экскаватора. Задача решается тем, что основание механической лопаты выполнено в виде балки коробчатой конструкции, которая шарнирно закреплена между двух пластин (щек), жестко скрепленных между собой шпильками. При этом обе щеки имеют пазы (зевы), контуры которых конгруэнтны поперечному контуру режущей кромки ковша экскаватора, а передняя кромка мехлопаты выполнена в виде скребка, шарнирно прикрепленного к балке с возможностью ограниченного двухстороннего поворота скребка вокруг продольной оси балки.

Полезная модель относиться к области механизации погрузочно-разгрузочных работ и может быть использовано для окончательной (чистовой) зачистки платформ вагонов-самосвалов (думпкаров) и днищ кузовов автосамосвалов после разгрузки от налипшего или намерзшего сыпучего материала, например горной породы.

Известна насадка на ковш экскаватора для зачистки траншей (см. Изобретения и рационализаторские предложения в строительстве. Киев, «Будiвельник», 1974 г, с.19-20), включающая основание с режущей кромкой, выполненного в виде листа, охватывающего режущую кромку ковша, упоров и ребер, к которым прикреплены примыкающие к боковым стенкам ковша открылки. Ребра имеют отверстия, к которым пальцами крепятся винтовые тяги и соединительная планка, позволяющие менять угол резания путем перестановки пальцев винтовых тяг в соответствующие отверстия ребер.

Недостатками насадки является ее значительная конструктивная сложность и высокая трудоемкость монтажно-демонтажных работ при необходимости поочередного последовательного использования ковша и ковша с насадкой в процессе разработки траншей и их окончательной зачистки.

Задачей полезной модели, является разработка насадки для ковша экскаватора в виде механической лопаты для окончательной (чистовой) зачистки платформ-самосвалов (думпкаров) и днищ кузовов автосамосвалов после их разгрузки от остатков налипшей намерзшей горной породы, при одновременном упрощении конструкции лопаты и практически полного исключения трудоемких монтажно-демонтажных работ по ее использованию в комбинации с ковшом экскаватора.

Задача решается тем, что основание механической лопаты (далее мехлопаты) выполнено в виде балки коробчатой конструкции, которая шарнирно закреплена между двух пластин (щек) жестко скрепленных между собой соединительными элементами (шпильками), при этом обе щеки имеют пазы (зевы), контуры которых конгруэнтны поперечному контуру режущей кромки ковша экскаватора, а передняя кромка мехлопаты выполнена в виде скребка, шарнирно прикрепленного к балке с возможностью ограниченного двухстороннего поворота скребка вокруг продольной оси балки.

Действительно, выполнение щековых пазов с контурами конгруэнтными поперечному контуру режущей кромки ковша экскаватора обеспечивает оперативность соединительно- разъемных операций мехлопаты и ковша экскаватора без механических крепежных элементов, а шарнирное закрепление к балке режущей кромки, выполненной в виде скребка, обеспечивает высокую адаптивность режущей кромки скребка к профилю очищаемой поверхности.

В целом конструкция мехлопаты проста и надежна в эксплуатации.

Сравнение предлагаемого технического решения с прототипом, позволяет сделать вывод, что оно существенно отличается от известного введением новых существенных признаков указанных выше, соответствует критерию новизны и промышленно применимо.

Техническое решение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 - представлена схематически механическая лопата, вид сбоку; на фиг.2 -механическая лопата, вид «В» фиг.1; фиг.3 - схема расположения механической лопаты экскаватора и думпкара на разных рабочих горизонтах; фиг.4 - вид «А», фиг.3; фиг.5 - схема расположения мехлопаты экскаватора и думпкара на одном рабочем горизонте; фиг.6 - схема очистки автосамосвала механической лопатой экскаватора.

Механическая лопата ковша экскаватора (фиг.1, 2) состоит из 3-х основных частей: двух щек 1, выполненных из металлических пластин, удаленных друг от друга на расстояние «А» и скрепленных между собой шпильками 4. Размеры «А» определяются в зависимости от размеров режущих кромок ковшей, используемых в конкретных условиях эксплуатации, т.е. в зависимости от моделей экскаваторов, а именно: ЭКГ-5А, ЭКГ-4У, ЭКГ-8И, ЭКГ-6,3 ус, ЭКГ-10, ЭКГ-12,5. Отметим, что обе щеки имеют пазы (зевы) «Б», контуры которых конгруэнтны поперечному контуру режущей кромки ковша конкретного экскаватора, использующего мехлопату для очистки транспортных средств.

Соблюдение этого условия обеспечивает надежность закрепления мехлопаты на режущей кромки ковша за счет фрикционного сцепления без дополнительного крепления в процессе ее надевания перед началом эксплуатации, которое осуществляется рабочими движениями ковша экскаватора в направлении зева мехлопаты.

На оси 5 шарнирно закреплено основание 2 мехлопаты, выполненное в виде балки коробчатой конструкции (как правило в виде сварной конструкции) с возможностью угловых отклонений в вертикальной плоскости в пределах угла «а», обеспечивающих надежное контактирование мехлопаты с обрабатываемой поверхностью транспортного средства. На противоположном от шарнира торце балки (основания) шарнирно установлен скребок 3 с возможностью ограниченного двухстороннего его поворота вокруг оси балки в пределах угла «», обеспечивающего надежное контактирование режущей кромки скребка к обрабатываемой поверхности транспортного средства.

Ограничения качаний балки и скребка в пределах углов «» и «» достигается за счет установки соответствующих упоров (на фиг. Не показаны).

Механическая лопата используется следующим образом.

Непосредственно перед очисткой транспортных средств от налипшего и намерзшего сыпучего материала после его выгрузки из вагонов -самосвалов (думпкаров) или автосамосвалов (фиг.3, 5, 6) рабочими движениями экскаватора надевают механическую лопату на режущую кромку 6 ковша 7 экскаватора путем ввода последней в зев «Б» щек 1 мехлопаты на всю глубину зева. Опыт показывает, что дополнительного крепления не требует.

После этого ковшом 7 экскаватора машинист поднимает мехлопату и медленными напорными движениями (фиг.4) приступает к очистке платформы думпкара или автосамосвала, контролируя, чтобы движения скребка 3 мехлопаты относительно пола платформы или днища кузова автосамосвала были «скользящими», особенно в режиме «прямого» хода мехлопаты, когда осуществляется непосредственно съем слоя материала.

После завершения «прямого» хода мехлопаты осуществляют «обратный» его ход в исходное положение к кромке платформы и передвигают экскаватор вдоль платформы думпкара на величину захвата скребка (полоса очистки, например 850 мм), после чего цикл очистки повторяется.

Отметим, что возможны два варианта работы, при первом варианте -вдоль состава вагонов перемещается экскаватор, во втором варианте-экскаватор перемещается на один-два вагона, при ограниченных размерах его рабочей зоны, в комбинации с периодическим перемещением всего состава вагонов тягой электровоза или тепловоза.

При очистке кузовов автосамосвалов поперечное перемещение мехлопаты осуществляются только ходом экскаватора.

Опыт эксплуатации мехлопаты в условиях Кузбасса характеризуется высокой эффективностью ее использования и надежностью при эксплуатации в самых сложных климатических условиях.

Механическая лопата для ковша экскаватора, включающая основание с передней режущей кромкой, отличающаяся тем, что основание выполнено в виде балки коробчатой конструкции, которая шарнирно закреплена между двух пластин (щек) жестко скрепленных между собой соединительными элементами (шпильками), при этом обе щеки имеют пазы (зевы), контуры которых конгруэнтны поперечному контуру режущей кромки ковша экскаватора, а передняя режущая кромка лопаты выполнена в виде скребка, шарнирно прикрепленного к балке с возможностью ограниченного двухстороннего поворота скребка вокруг продольной оси балки.



 

Похожие патенты:

Устройство относит к группе монтажного и демонтажного оборудования и предназначено для сноса зданий и сооружений. Состоит из шасси на гусеничном ходу, поворотной платформы, установленной на шасси с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, стрелу с расположенным на ней рабочим инструментом и систему гидропривода.

Изобретение относится к горным машинам, используемым при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, а именно к гидравлическим карьерным экскаваторам с рабочим оборудованием типа прямая лопата

Полезная модель относится к области санитарной техники, а именно, к оборудованию, используемому для ремонта канализационных колодцев любых размеров и формы и защиты его внутренней боковой поверхности от контакта с агрессивными средами
Наверх