Устройство реализации целостного обучения

Авторы патента:


 

Изобретение относится к области обучения, педагогики и психологии, в частности средств развивающего обучения. Решаемые задачи: - начальная ориентация или переориентация обучаемых субъектов (учащихся, учеников) на гармоничное творческое развитие личности в дальнейшей жизни, учебе и/или работе за счет усвоения эталонных образов фундаментальных начальных основополагающих и развивающих жизненных ценностей; - снижение трудозатрат на подготовку и проведение как индивидуального, так и группового обучения. Дополнительно в педагогике - это адаптация детей к школе, их мягкое вхождение в учебный процесс с одновременным снятием травмирующих факторов и оптимизацией учебного процесса. Эффект достигается тем, что способ характеризуется воздействием на обучаемого или обучаемых субъектов посредством формирования вербальной темы эталонного образа начальной основополагающей и развивающей жизненной ценности, использования пиктографических резонаторов в виде символов новых рун в соответствии с эталонным образом, предварительной экспертной подготовки художественных средств обучения по теме эталонного образа, реализации в целостном триединстве слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа, воздействующих на системы внутренней деятельности обучаемых субъектов по целостному восприятию и усвоению эталонного образа с одновременной внешней деятельностью репрезентативных систем обучаемых субъектов. При этом используют приемы оперативного контроля и коррекции реакций обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа и приемы тактической диагностики процесса начальной ориентации или переориентации обучаемых субъектов на гармоничное творческое развитие личности под воздействием данного и других воспринятых и усвоенных эталонных совершенных образов. Способу соответствует оригинальная блок-схема его реализации.

Область применения изобретения

Изобретение относится к области обучения, педагогики и психологии, в частности средств развивающего обучения.

Уровень техники

Известен ряд способов обучения, в том числе развивающего (креативного, творческого), например, способ креативного обучения или самообучения.

/патент РФ №2215333, 2003.10.27, МПК G 09 B 19/00, С 09 В 1/22/.

Наиболее близким аналогом является способ обучения с вариантами.

/Патент РФ №2178204, 2002.01.10, МПК G 09 B 5/00, G 09 B 19/00/.

Указанный способ решает задачу, направленную на оптимизацию функционального состояния механизмов восприятия, памяти, мышления в процессе овладения знаниями. Обеспечение умения видеть, осознавать усваиваемый предмет с разных точек зрения за счет формирования навыков целостного восприятия предмета, явления, мира обеспечивает творческую образную деятельность обучающего. Уменьшение перегрузки левого полушария и эмоциональная активация работы правого полушария способствует предупреждению неврозов у обучаемых, состояния хронического стресса или их ослабления, коррекции биоэнергетики обучаемых. Многосенсорная подача изучаемой информации с активацией всех репрезентативных систем, проведение контроля усвоения знаний в игровой увлекательной форме вызывает экономию внимания, созерцания с затратой меньшего количества энергии и напряжения обучаемого, а также формирует в центральной нервной системе обучаемого эмоциональный образ, соответствующий значительно большему числу активирующих раздражителей, чем это выражается рациональным выражением речи и улучшает интегративную функцию мозга, гармонизацию структур мозга обучаемого, повышению интеллектуальных и творческих способностей за счет развития билатерального взаимодействия полушарий и эффективного использования всех возможностей левого и правого полушария мозга.

В качестве раздражителей оптимального функционального состояния восприятия и запоминания (усвоения) образа используют слуховые, или визуальные, или кинестетические, или вкусовые, или обонятельные, или резонансно-энергетические раздражители репрезентативных систем, в качестве слуховых раздражителей используют звуки, речевую изучаемую информацию, музыкальное сопровождение; в качестве визуальных раздражителей используют визуальную изучаемую информацию или цвет, свет, цветосветовые соотношения и формы, цветовую гамму предметов окружения; в качестве кинестетических раздражителей используют пение песни, или слушание

музыкального произведения, или движения обучаемого.

Основой способа является опора на развитие комплексного восприятия и усвоения изучаемой информации из различных источников знаний. При этом центральное место в данном способе занимает восприятие информации в виде стихотворной формы синтеза поэзии с музыкой, а остальные приемы обучения посредством таких видов деятельности, как: визуализация изучаемой информации, словесных знаков, выполнение движений и дыхательных упражнений, использование вкусовых, обонятельных, резонансно-энергетических воздействий на биологически активные точки являются вспомогательными и направлены на активацию различных полушарий головного мозга для достижения оптимального функционального состояния обучаемого или обучаемых субъектов.

При этом способ достаточно трудоемок в применении, так как требует задействования высококвалифицированных профессиональных специалистов для диагностики, поиска и преобразования в поэтический текст информации, музыканта, владеющего вокальными знаниями, специалиста по техникам дыхания и движения, мастера по работе с резонансно-энергетическими раздражителями, психолога, специалиста-компьютерщика. Способ требует серьезного технического оснащения, что предполагает вкладывание больших средств. Подготовка информации и комплекса средств обучения - очень длительный и трудоемкий процесс, требующий работы многих специалистов, включает сложные диагностические методы индивидуальной работы с каждым обучаемым субъектом для достижения его оптимального функционального состояния.

В качестве энергоинформационных раздражителей используют биолокационные приемы, минералы и цветовые мандалы. Как известно, цветовые мандалы - это цветные изображения, служащие для побочного набора энергии, успокоения и концентрации внимания в ходе медитационных сеансов, для лечения людей, для изменения их настроения и т.п. Эффект воздействия впрямую связан со степенью фиксации внимания, концентрации на мандале. Ритмические перенасыщенные цветные рисунки мандал могут вызывать зрительные иллюзии и утомление нервной системы.

В ближайшем аналоге также представлены блок-схемы реализации способа, содержащие основные блоки приемов и признаков способа и взаимосвязи между ними. Недостатком блок-схем является их запутанность, повторяемость и нечеткость содержимого блоков и логики связей между ними.

Ограничениями прототипного способа являются: его ориентация на процесс обучения знаниям конкретных прикладных дисциплин с вспомогательным использованием образных художественных видов деятельности; также чрезмерные трудозатраты на скрупулезную подготовку индивидуального и/или группового обучения, хотя при этом средства обучения и представляют в формах, достаточно легко воспринимаемых обучаемыми. Главное, что

изобретение не включает в себя усвоение эталонных образов фундаментальных начальных основополагающих жизненных ценностей для гармоничного творческого развития личности обучаемого.

Раскрытие изобретения

Решаемые в предлагаемом изобретении задачи:

- начальная ориентация или переориентация обучаемых субъектов (учащихся, учеников) на гармоничное творческое развитие личности в дальнейшей жизни, учебе и/или работе за счет усвоения эталонных образов фундаментальных начальных основополагающих и развивающих жизненных ценностей;

- снижение трудозатрат на подготовку и проведение как индивидуального, так и группового обучения.

Суть способа в формировании (ориентации) у ребенка или восстановлении (переориентации) у взрослого системы эталонных (совершенных) образов фундаментальных начальных основополагающих жизненных ценностей, как ориентиров в жизни, идеалов, позволяющих гармонизировать человека, создать восприятие полноты жизни, раскрыть и активизировать творческий потенциал. Дополнительно в педагогике -это адаптация детей к школе, их мягкое вхождение в учебный процесс с одновременным снятием травмирующих факторов и оптимизацией учебного процесса. В целях полноты восприятия и устойчивого сохранения полученных знаний, любой учебный процесс можно строить с применением предлагаемого способа. Развивающее обучение в названии изобретения следует понимать в смысле развивающего и актуализирующего творческий потенциал учащихся.

Эффект достигается тем, что способ целостного развивающего обучения характеризуется воздействием на обучаемого или обучаемых субъектов посредством формирования вербальной темы эталонного образа начальной основополагающей и развивающей жизненной ценности, использования пиктографических резонаторов в виде символов новых рун в соответствии с эталонным образом, предварительной экспертной подготовки художественных средств обучения по теме эталонного образа, реализации в целостном триединстве слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа, воздействующих на системы внутренней деятельности обучаемых субъектов по целостному восприятию и усвоению эталонного образа с одновременной ответной внешней деятельностью репрезентативных систем обучаемых субъектов. При этом используют приемы оперативного контроля и коррекции реакций обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа и приемы тактической диагностики процесса начальной ориентации или переориентации обучаемых субъектов на

гармоничное творческое развитие личности под воздействием данного и других воспринятых и усвоенных эталонных совершенных образов.

Соответствующая оригинальная логически ясная и непротиворечивая блок-схема реализации способа целостного развивающего обучения характеризуется наличием блока формирователя вербальной темы эталонного образа начальной основополагающей и развивающей жизненной ценности, блока системы отображения пиктографических резонаторов в виде символов новых рун в соответствии с эталонным образом, блока системы экспертной подготовки художественных средств обучения по теме эталонного образа, блока системы реализации в целостном триединстве слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа. Также блока обучаемого или обучаемых субъектов, содержащего внутри себя блок систем внутренней деятельности обучаемых субъектов по целостному восприятию и усвоению эталонного образа и блок репрезентативных систем внешней деятельности обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа. Кроме того, блок системы оперативного контроля и коррекции реакций обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа и блок системы тактической диагностики процесса начальной ориентации или переориентации обучаемых субъектов на гармоничное творческое развитие под воздействием данного и других воспринятых и усвоенных эталонных образов. Блоки схемы соединены связями, описание которых представлено после нумерации блоков на фигуре блок-схемы.

Краткое описание изображения блок-схемы

На рисунке изображена блок-схема целостного развивающего обучения.

Позициями на блок-схеме обозначены следующие блоки:

1 - формирователь вербальной (словесной) темы эталонного образа начальной основополагающей и развивающей жизненной ценности,

2 - система отображения в пиктографических резонаторах в виде символов новых рун в соответствии с эталонным образом,

3 - система экспертной подготовки художественных средств обучения по теме эталонного образа,

4 - системы реализации в целостном триединстве слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа,

5 - обучаемый или обучаемые субъекты (учащиеся, ученики),

6 - системы внутренней деятельности обучаемых субъектов по целостному восприятию и усвоению эталонного образа,

7 - репрезентативные системы внешней деятельности обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа,

8 - системы оперативного контроля и коррекции реакций обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа,

9 - системы тактической диагностики процесса начальной ориентации или переориентации обучаемых субъектов на гармоничное творческое развитие под воздействием данного и других воспринятых и усвоенных эталонных образов.

По причинно-следственным связям и логике выходы блока 1 соединены со входами блоков 2, 3 и 4, выходы блока 2 со входами блоков 4 и 5, выход блока 3 со входом блока 4, выходы блока 4 со входами блоков 6 и 7, блок 6 и блок 7 связаны двусторонней связью, выходы блока 5 со входами блоков 8 и 9, выход блока 8 со входом обратной связи блока 4, выход блока 9 со входом обратной связи блока 3.

Осуществление изобретения

Основой предлагаемого способа является опора на развитие образного, творческого (креативного) сознания, опора на творческий поиск нового за счет усвоенной информации в образной форме духовно-нравственных основ, начал - эталонных образов начальных основополагающих и развивающих жизненных ценностей.

По определению словаря Ожегова образ - результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека, живое наглядное представление о чем-либо, обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Восприятие - форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ.

Настройка человека на эталонные совершенные образы (по учению всемирно известного психолога К.Юнга архетипы-первообразы, но в предлагаемом изобретении не все архетипы, а только позитивные), является важным фактором саморегуляции развития личности. Эти образы могут быть частично или полностью искажены, а у маленьких детей до поры-до времени и не сформированы. Тогда человек теряет истинные ориентиры жизни, движется исходя из своих или привнесенных ложных представлений, критериев. Поэтому важным фактором коррекции и гармонизации развития личности является настройка человека на эти эталонные совершенные образы. Они имеют устойчивое резонансное состояние, не создают негативных причинно-следственных связей. В процессе исследований научной школы В.П.Гоча причинно-следственных связей была отобрана система эталонных совершенных образов, которые объединяют основные жизненные, ценностные категории, начала детей и взрослых, направляют по пути оптимального, гармоничного развития.

На сегодняшний день рассматривают 7-15 эталонных образов (оптимальный состав и количество зависят от возраста обучаемых субъектов), необходимых для гармоничного

развития и жизнеобеспечения человека, которые усваиваются («записываются») сознанием и подсознанием с помощью общего для всех обучаемых комплекса мероприятий, задействующего все органы восприятия для их целостного функционирования. Основные темы эталонных образов для работы:

1. Мир как Творение. Мир добра и красоты. Гармония. Волшебство звуком. Осознание себя.

2. Сознание. Жизнь. Перемены. Новизна.

3. Причинность. Стихия Земля. Кормилица. Мать. Правильное отношение к ней. Возделывание, любовь. Уборка мусора. Защита от загрязнения. Правильное отношение к собственному здоровью, к богатству. Богатство души.

4. Зеркала. Отражение, отображение. Большое в малом, малое в большом. Часть - целое. Отражение мира, всего сущего, предметов, настроения, мыслей. Ситуация. Безмолвие. Тишина. Покой.

5. Время. Восприятие времени. Принцип Развития.

6. Путь.

7. Исток, источник - движение Истины. Начала. Вода. Движение воды.

8. Любовь и Воля. Семья.

9. Устойчивость. Опора в жизни. Чувства, желания. Мера, гармония.

10.. Гармония. Мысли. Умение управлять своими мыслями.

11. Труд. Дело. Творчество. Счастье.

Настройка на эталонный образ, посредством которого подготавливаются ситуации, обстоятельства жизни и развития, позволяет гармонизировать внутреннее состояние человека. Ребенок или взрослый приобретает способность выходить из области искажения к реальному видению и организации жизни. Совершенный образ, усваиваемый человеком, формирует, задает направление гармоничного развития как духовного, так и физического, координирует сложный совокупный механизм человеческого «я». На основе данного метода полезно строить образование, так как он придает процессу обучения оптимальный характер. Создается эталонная система, с которой человек соотносит и оценивает все осмысливаемое и происходящее. Появляются ориентиры, вдохновляющие и направляющие творческий поиск, происходит преображение человека. В процессе настройки - обучения по предлагаемому способу человек получает знание, происходит постепенное приближение, соответствие образа его жизни и мышления образу совершенному, эталонному.

Важным моментом является включение в совокупность сопутствующих координирующих средств обучения более эффективных по сравнению с энергоинформационными раздражителями оптимального функционального состояния

средств в виде пиктографических резонаторов - гармонизаторов пространства-времени и биообъектов вблизи них. Оптимальное функциональное состояние обучаемых субъектов возникает за счет использования пиктографических резонаторов и восстановления эталонной информации каждого человека, представленной эталонными образами. Данный образный ряд у каждого человека должен быть одинаков (допускаются небольшие варианты в пределах образа, например, образ семьи олицетворяется с образом гнезда с птенцами и заботящимися родителями).

Эти резонаторы представлены в виде символов новых рун международно зарегистрированного Рунного алфавита Гоча. Руны - системы знаков-символов, на которых построены Алфавиты, весь современный информационный мир. Алфавит Новых Рун основан на Со-Творчестве. Новые руны - простые геометрические формы - упорядочивают окружающее хаотическое излучение, снимая эту работу и нагрузку с человека. Обладают силой воздействия на человеческий организм, работая как своеобразные антенны по типу микрополосковых линий. Обнаружено их позитивное воздействие на биологические объекты и пространство-время. Вся работа ведется при влиянии конкретно подобранных пиктографических резонаторов, имеющих подобный топологический образ с совершенным образом и позволяющих сонастроить (настроить на гармонию) внутренний мир (внутреннюю деятельность) человека в резонанс со своими действиями (внешней деятельностью). Практически минимальное количество пиктографических резонаторов - 2 знака. Для каждого эталонного образа практически подобраны определенные резонаторы, которые способствуют правильному усвоению обучаемым субъектом соответствующего эталонного образа.

Для формирования и активации целостного восприятия и сознания обучаемого субъекта важен весь комплекс мероприятий, гармонизация совокупности приемов обучения с отказом от явного приоритета восприятия информации посредством речевых стихотворных форм с музыкой в пользу творческого восприятия целостной совокупности обучающих приемов. Нельзя выделить приоритетный вид деятельности, но выделена последовательность работы: 1) первоначально идет работа словом - литературным, поэтическим произведением, сказкой, притчей; 2). изображение образа звуком -слушанием музыкального произведения, где информация эталонного образа задается исполнителем или ведущим занятие, исполнением песни, пластикой движения под данную музыку, и 3) самостоятельное манипулирование с образом - обыгрывание, изображение образа с помощью участия в музыкальном исполнении услышанного произведения на изготовленных самостоятельно инструментах; изготовление аппликаций, различных поделок, выложенных геометрических фигур, отображающих данный услышанный, и исполненный образ; 4) игры на закрепление различных свойств, тонкостей и особенностей

данного образа; 5) работа с цветом - рисование, закрепление данного образа на бумаге. (при слушании музыкального произведения, изображающего образ, также выясняется цветовая гамма, представленная звуками - формируется сочетание восприятия звука и цвета, как единое проявление вибрации Слова).

О целостном триединстве Слова, Звука и Цвета: Слово раскрасить, видеть его цветным, услышать его звук, песню. Звук воспринимать цветным, красочным, увидеть образ, создаваемый музыкой. Цвет применить к определенному образу, предмету, а также цветом наполнить звук, создать характер звучания.

С позиции триединства Слова, Звука и Цвета занятия должны содержать в себе синтез литературы (чтения), изображений (рисования) и музыки. Любая тема, предмет, о котором пойдет речь на уроке должен быть: описан словами, стихами, а лучше подобрать или сочинить мудрую сказку; изображен рисунком художника, фотоснимком, но лучше нарисован самим ребенком. Выражен в звуках одним инструментом, либо целым оркестром.

1. Слово. Каждое занятие посвящено определенной теме - одному из эталонных образов. Небольшая беседа по данной теме, чтение поэтического или литературного произведения, иллюстрирующего этот образ, создают его представление в сознании человека.

2. 3вук. Музыкальное произведение, песня и собственно движение (танец) под исполняемую музыку позволяют передать совершенный образ новыми изобразительными средствами, задействуют многие виды деятельности. Человек самостоятельно проявляет себя в создании эталона.

3. Цвет. Следующим этапом работы является манипулирование с эталонным образом. Дети или взрослые отображают его на бумаге, рисуют, создают аппликацию, лепят или конструируют из бумаги (в зависимости от возраста обучающихся). Перед этим еще раз уточняются необходимые элементы, сопутствующие эталону, и в полноте полученных целостных представлений производится рисунок. Рисование оказывает свое специфическое влияние на общее развитие ребенка. В рисунках выражена пространственная и временная характеристики его самореализации, а также показатель движения, ориентация на фундаментальные (абсолютные) ценности.

На протяжении всей работы с обучаемыми субъектами постоянно ведется развитие их творческих навыков, поиск творческих решений выполнения порученных заданий.

Направленность комплексного использования приемов обучения - в содействии развитию целостного восприятия человека, формировании навыка видения и познания окружающей среды, мира, воспринимаемой информации в полноте, умение видеть явление с разных точек зрения, что способствует умению многовариантного поиска решений поставленных задач, что развивает креативные, творческие способности человека.

Включение в работу всех участков мозга за счет потребности полноты восприятия, происходящего в игровой форме, доступной и приемлемой в первую очередь для детского возраста. Развивающие мероприятия сочетаются в равновесии с обучающими элементами, где процесс обучения в школе не травмирует ребенка, повышает и создает потребность в познании как естественную потребность, формирует творческие навыки - алгоритм, проявляемый затем в любой дальнейшей деятельности человека, способствует формированию видения неочевидного в очевидном, глубины и целостности восприятия.

Из психологии о детях известны виды деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей. Развитие творческих способностей необходимо для адаптации ребенка к школе и готовности воспринимать информацию, даваемую с перегибом на умственную деятельность, главенствующую в традиционном учебном процессе. Этот перегиб как правило тормозит и даже губит развитие ребенка. В массовом образовании, к сожалению, до сих пор на развитие творческих способностей у детей не обращают должного внимания, хотя образование есть ваяние образа. Вопрос воспитания здорового ребенка с высоко нравственными качествами не являются приоритетным. Желание быстрее развить интеллект, нагрузить знаниями ребенка делает его больше исполнителем, машиной, нежели думающей личностью, творцом.

Применение одного из различных видов творческой деятельности уже способствует развитию естественной потребности познания окружающего мира и осознания и самовыражения себя в нем. Но важен комплексный подход, когда в синтезе синергетически соединены различные виды творчества.

Каждая деятельность направлена на решение своих специфических задач. Лепка представляет один из способов рисования, воплощения образа. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. Налаживаются пространственно-временные процессы, метр, ритм, ощущение такта времени, приводящее к тактичности в жизни. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций.

Развивающееся воображение ребенка в период дошкольного и младшего школьного возраста способствует тому, что ребенок может принять любую роль в игре, выразить

(движением, рисунком, словом) свое отношение к другим персонажам, может планировать сюжет сказки-игры, придумывать различные варианты завершения сказки. В то же время развитие речи ребенка способствует тому, что он начинает экспериментировать со словами, звуками, ритмами, сочиняя коротенькие стишки.

В этом плане предлагаемое изобретение достаточно легко в применении, достаточно одного подготовленного специалиста, не требует специальных и дорогостоящих технических средств, кроме фортепиано или любого проигрывателя, не требует серьезных финансовых вложений. На занятиях по развитию творческих способностей приветствуется использование любых материалов, доступных в повседневном обиходе. Все делается своими руками. Предпочтение отдается «живой музыке», которая творится сейчас, рисует образ. Участие в создании образа через слушание и созерцание, а затем и активно включаясь в работу позволяет сформировать, впитать навыки творческого действа обучающимся.

Лаконичные формы литературных, музыкальных форм и объемов, доступных восприятию ребенком, т.к. пороговая величина восприятия информации составляет 10-15 минут (в зависимости от возраста). Быстрая, динамичная смена различных видов деятельности в течение 45 минут, окрашенная игрой, позволяет дать в короткие сроки полноту информации, раскрывающейся квинтэссенцией урока - эталонным образом. Выделение главного элемента, которому подчинены все действия, помогают в дальнейшем научиться видеть существенное, главное, приоритетное.

В предложенном способе задействованы в равной мере, в целостности все процессы, используемые и включаемые в деятельность человека и необходимые для гармоничного развития личности и ее познавательной, творческой активности. Репрезентативные системы восприятия (для наработки видения и запоминания целостного образа) - внутренняя часть постижения образа: Аудиальная (слух); Визуальная (зрение); Кинестетическая (ощущения); Олфакторная (запах); Густаторная (вкус). Физическое проявление - активное обратное действие - внешняя деятельность обучаемых субъектов: Слушание - созерцание (себя, других, всех вместе (в коллективе); Исполнение(пение, игра на инструментах); Движение, действие, физические упражнения; Игра, познание образа образом через игру, наработка опыта и практического применения полученного знания; Активное участие в обсуждении литературного произведения, извлечение нравственного урока; Манипулирование образом (психологические и практические задания, поделки, новые решения); Поиск решений, творческое применение; Изображение, рисование.

Оперативный контроль и коррекция реакций обучаемых субъектов в предлагаемом изобретении заключается в координировании обучающим субъектом (педагогом, преподавателем, учителем) в течение занятия осуществления правильного усвоения

(«записи») эталонного образа обучаемыми субъектами и при необходимости корректирующей обратной связи на средства реализации в целостном триединстве слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа

Оперативный контроль осуществляют в следующих формах:

1) Оценка психо-эмоционального состояния обучаемого в начале и в конце занятия. Обычно, первые занятия сопровождаются повышенным уровнем тревожности, настороженности. Игровая и доступная форма занятий (знакомая, нетрудная) вовлекает детей в привычный ритм игры, и обучающиеся начинают доверять «незнакомому» педагогу. Он становится их другом. Ученики приходят на урок в приподнятом настроении. Учитель справляется со своей задачей, если психо-эмоциональное состояние ребенка не ухудшилось. Желание ребенка прийти сюда снова - хороший критерий для преподавателя оценки проведенного занятия.

2) Любое задание, упражнение во время занятия являются своеобразным диагностическим и тестирующим материалом, т.к. поставленная перед ребенком задача требует своего решения, осуществления. Рисунки, которые ребенок рисует, позволяют диагностировать малыша по символике рисунка, нарисованным на заданную ключевую тему, которая содержит совершенный эталонный образ. Такой вид работы помогает выявить и устранить искаженные факторы у ребенка. Тема образа рисунка может даваться и как домашнее задание, тогда на следующем занятии преподаватель имеет возможность соотнести эталон с рисунком и через индивидуальную ненавязчивую беседу сформировать новые понятия у ребенка как самостоятельно приобретенные малышом в процессе разговора. Затем рисунок, обогащенный новыми критериями, перерисовывается. Зная символику эталонных образов и соответствующих им причин, отраженную в книге научной школы В.П.Гоча «Теория Причинности» (Гоч В.П., Белов С.В. Теория причинности. - К.: Ника-Центр, 1999), педагог лучше понимает причины возникающих трудностей и искажений у обучаемых и в состоянии скорректировать их через беседу-общение с привлечением гибкого, но целостного триединства слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа.

Тактическая диагностика (долгосрочный контроль) осуществляется в виде комплексного тестирования обучаемых по разным показателям до начала обучения и после проведенного обучающего цикла, уровня их активности мышления, быстроты реакции, внимания, памяти, состояния мелкой моторики, координации движений, характера речи, воображения, слуха, усидчивости, креативности и т.д. Психологическое тестирование обучаемых рекомендуется проводить не чаще 1 раза в полугодие, лучше всего до начала обучения и после проведенного обучающего цикла. Например, тестирование посредством

проективного рисунка. Предлагают нарисовать цветок, дерево, дом, неизвестное животное. В рисунке оценивается: четкость, выразительность образа, вид изображения: схематическое, реалистическое, эстетическое, метафорическое, статично или в действии, на фоне пейзажа, штриховка и детали. Анализируются: характер линий (слабые, паутинные, жирные, с нажимом), использование пространства, аккуратность, динамичность, смысл рисунка, общая энергетика, наличие острых углов в рисунке, акцент на сексуальные признаки, агрессию, вмонтирование механических частей в живую часть. Рассматриваются: содержательное состояние, расположение на листе, величина изображения, степень проявления положительных или негативных эмоций, аккуратность исполнения. Пропорции отражают психологическую значимость, важность, ценность вещей или отношений. Анализируется общая перспектива, динамика, энергетика рисунка, положение на листе бумаги. Один из предлагаемых тестов - рисунок семьи. По рисунку оценивается степень близости членов семьи, дружественные связи между ними. Тест "семья зверей" используется для качественного анализа ряда значимых психологических состояний таких, как незащищенность, недоверие к себе, тревожность, чувство неполноценности, враждебность, конфликт, фрустрация (стресс), трудность в общении, депрессивность.

Тактическая диагностика процесса начальной ориентации или переориентации обучаемых субъектов на гармоничное творческое развитие под воздействием данного и других воспринятых и усвоенных эталонных образов и соответствующий корректирующий выбор художественных средств реализации темы эталонного образа основана прежде на том, что педагог знает норму эталонного образа и его символику. В этой связи могут браться любые литературные или музыкальные произведения, которые соответствуют этому образу, раскрывают его символические аспекты. Если такие произведения педагогом не найдены, возможно проявление творчества и создание новых художественных произведений, отвечающих требованиям образа.

В целом разновариантность присутствует в творческом выборе учебного и развивающего материала и способах его подачи. Но указанный комплекс приемов и средств обучения и их последовательность являются оптимальными для достижения намеченного результата. Предлагаемый комплекс приемов и средств обучения позволяет в результате:

1. создать многогранный, целостный образ;

2. задействовать многие виды деятельности человека, необходимые для познавательной активности, развития личности;

3. сформировать механизм грамотного восприятия окружающего мира и себя в нем;

4. облегчить жизненный путь;

5. создать у ребенка положительный отклик на обучение, а у взрослого сформировать радостное восприятие жизни;

6. пробудить потребность в творческой самореализации;

7. достичь устойчивого сохранения заданной информации.

Изобретение осуществляют следующим образом:

1. Обучающий субъект (учитель, педагог) через общение с учеником задает ключевую тему, которая отражает смысловое значение необходимого эталонного образа.

2. В соответствии с темой занятия наносятся Новые руны мелом, карандашом или лазерной указкой на предметы, несущие информацию - школьную доску, тетрадь, альбом, лист бумаги, учебник

3. Воссоздается в воображении ученика выбранный для работы совершенный образ с помощью слова - литературного произведения (сказки, стихотворения).

4. Ученику предлагается послушать музыкальное произведение, отражающее суть выбранного образа. Ученик с помощью звуков строит в воображении мысленную картину символа, входит в био-резонанс с музыкой.

5. После прослушивания музыкального произведения ученику предлагается нарисовать увиденный и услышанный эталонный образ. Еще раз уточняются тонкости, специфика символа. Рисунок должен быть выполнен в цвете (красками, карандашами, восковыми мелками и т.д.).

6. Оперативный контроль заключается: в координировании педагогом в течение занятия осуществления правильного усвоения эталонного образа и отслеживания реакций обучаемых и уровня их готовности к выполнению данной работы; анализ символики рисунка человека на заданную тему эталонного образа (без предварительной работы по ней).

7. Долгосрочный контроль осуществляется в виде комплексного тестирования обучаемых по разным показателям до начала обучения и после проведенного обучающего цикла, уровня их активности мышления, быстроты реакции, внимания, памяти, состояния мелкой моторики, координации движений, характера речи, воображения, слуха, усидчивости, креативности и т.д.

Осуществление предлагаемого способа реализуется в соответствии со строением разработанной блок-схемы реализации способа. Блок-схема реализации способа наглядно показывает конструкцию-строение (состав и взаимное расположение, структуру) его базовых элементов и их причинно-следственные взаимосвязи (прямые и обратные).

Отдельные средства способа целостного развивающего обучения и соответствующий ряд элементов его блок-схемы могут быть при желании и соответствующих возможностях реализованы с помощью новейших технических средств, в том числе с применением

мультимедийного аппаратного и программного обеспечения современной компьютерной техники.

Пример осуществления изобретения

В рамках реализации предлагаемого изобретения предусмотрены индивидуальные и групповые занятия, разработаны и готовы к работе программы для различных возрастных групп от 3 лет.

На настройку, восстановление Начал человека, способствующих созданию благоприятных условий жизни и устойчивого здоровья, творческую активизацию направлена разработанная на основе предлагаемого способа и схемы его реализации программа «Целостное развивающее обучение» (ЦРО) для дошкольников и младших школьников - детей 3-4, 5-7 лет, по которой проводится последовательная работа по формированию всего комплекса необходимых основополагающих эталонных совершенных образов - тем занятий. Каждой теме посвящено одно занятие продолжительностью 45-60 мин. в зависимости от возраста. Минимальное количество занятий - 9 (каждый день, через день), максимальное - 33 (в программе ЦРО для работы с детьми в течение учебного года, 1 раз в неделю).

Программа разработана для детей двух возрастных групп: 3-4 лет - (общее развивающее обучение) и 5-7лет (подготовительная группа), где занятия по программе адаптированы для работы в музыкальной школе и содержат подготовительный этап музыкального образования с начальными элементами сольфеджио, слушания музыки, пения, и рассчитан на 31-33 урока по 1 академическому часу в неделю.

Каждое занятие посвящено определенной теме урока - одному из эталонных образов. Небольшая беседа по данной теме, чтение поэтического или литературного произведения, иллюстрирующего этот образ, создают его представление в сознании детей. Музыкальное произведение, песня и собственно движение под исполняемую музыку позволяют передать совершенный образ новыми изобразительными средствами, задействуют многие виды деятельности ребенка. Для получения целостного образа в работу включены все органы чувств. Ребенок самостоятельно проявляет себя в создании эталона. Заключительным этапом работы является манипулирование с эталонным образом. Дети отображают его на бумаге, рисуют, создают аппликацию или конструируют из бумаги (в зависимости от возраста обучающихся). Перед этим еще раз уточняются необходимые элементы, сопутствующие эталону, после чего детьми производится рисунок. Работа ведется при влиянии конкретно подобранных пиктографических резонаторов, имеющих подобный топологический образ с эталонным образом и позволяющих сонастроить внутренний мир обучаемого в резонанс со своими действиями и силами.

Целесообразно использовать самое благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного - активного включения в предстоящую познавательную деятельность всех обучающихся.

Учитывая возрастные особенности ребенка, в ходе занятий происходит: 1) формирование духовно-нравственных норм поведения, музыкально-художественного восприятия, чувства прекрасного, ощущения гармонии в себе и природе, навыков активной творческой деятельности, самостоятельности, создания у малыша положительного отклика на обучение; 2) познание себя и окружающего мира посредством искусства (музыка, литература, рисование); 3) психологическое развитие - включение различных видов деятельности, необходимых для познавательной активности, развития личности: развитие образного, творческого мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, подготовка к учебной деятельности.

Данная программа может успешно применяться в детских садах, студиях эстетического воспитания, художественных школах, школах искусств, организациями, развивающими и обучающими молодое поколение. Но не только их. Так как у большинства взрослых людей совершенные образы отсутствуют, искажены в силу потери тождественности отображения реальности, испорченности механизма восприятия и низкого уровня сознания, предлагаемое изобретение целостного развивающего обучения, по которому осуществляется данная программа, благоприятно для работы и со взрослыми людьми, естественно, с учетом их возрастных особенностей.

Программа предполагает наличие у преподавателя определенной мировоззренческой и профессиональной подготовки, знания основ Теории Причинности научной школы В.П.Гоча.

Обязательное содержание занятия

1) Образ в Слове. Разговор с детьми в виде вопросов, побуждающий малышей к мышлению. Сказка. Рассказ. Поэтическое произведение. - Работа с главной темой урока. - 5-10 мин. Нарабатывается видение взаимосвязи явлений, их причинно-следственный характер.

2) Образ в Звуке. «Музыкальная загадка». Слушание музыкального произведения. Отображение звуков в цветовой гамме. Рисунок. Для детей 3-4 лет музыкальная запись образа осуществляется разучиваемой песней, на основе которой даются первые навыки ритмических упражнений. - 10 мин.

3) Образ в Цвете. Работа с образами посредством Цвета, (рисование). Целенаправленная работа по записи эталонного образа ребенком на бумаге - 7-10 мин.

4) Музыкально-ритмические упражнения, (танец) для развития координации движений, интеллектуальных способностей, гимнастика для формирования пианистического аппарата

- (дается на начальном этапе обучения для детей подготовительной группы, в дальнейшем переходит в разряд необязательных или домашних упражнений в зависимости от наличия «проблемных» детей в группе). - 3-5 мин.

5) Упражнения для развития психических особенностей. Задания на развитие внимания, быстроты реакции, сообразительности, наблюдательности, памяти, творческого мышления на основе темы урока. - 5 мин.

6) Ритмическая зарядка. Оркестр. Одно из важных мероприятий урока. Начинается с первой встречи с ощущения пульсации, дыхания музыки, музыкальных «шагов». После восприятия ритма жизни переходим к длинным и быстрым шагам (четвертям и восьмым) в различных вариантах. Половинные и целые ноты вводятся постепенно, ближе к теме «Длительности». После ознакомления с инструментами, дети создают свои шумовые инструменты и используют их при игре в оркестре. - 10 мин.

Результаты применения изобретения

Работа по программе «Целостное развивающее обучение» велась в музыкальной школе №67 г.Москвы на подготовительном отделении. (За 2000-2003 - 4 группы - было адаптировано 28 человек).

Из 28 человек поступили в музыкальную школу и продолжили занятия музыкой 26 человек. Занятия по методу велись с детьми по одному учебному году (сентябрь-май). 23 ребенка обучаются по школьной программе, где дети с посредственными знаниями отсутствуют, а успеваемость по результатам двух четвертей 2003-2004 учебного года выглядит следующим образом:

Таблица
КлассВремя занятий по данному методу2002-Количество учеников(всего) Успеваемость на 4(кол-во человек)Успеваемость на 5(кол-во человек)Обучение на 2 инструментахУчастие в концертной деятельности или проявление других способностей
1  72 522
 2003      
22001- 844 -2
 2002      
3 2000-84 425
 2001      
Всего  231013 49
% от 100% 43,5%56,5%17,4%39,1%
общего   из нихиз них  
числа   4- - 8,7%5- - 39,1%   
   4 - 4,3%5 - 17,4%  
    4+ - 30,5%   

Результаты по конкретным детям (возраст дан на период занятий по программе ЦРО).

1. Кривогуб Аня - 2,11 года - обучалась в 2002-2003 году - в данное время успешно обучается игре на фортепиано. Обучение строится на основе данного способа.

2. Юдакова Света - 3 года - обучалась в 2002-2003 году - продолжила свое обучение в студии «Гармония» на базе школы.

3. Самоделкин Ваня - 3,10 года - обучался в 2002-2003 году - (переехал в другой район, сведения о нем отсутствуют)

4. Щурова Арина - 3 года - обучалась в 2002-2003 году - продолжила свое обучение в студии «Гармония» на базе школы.

5. Аникина Аня - 5,5 лет - обучалась в 2002-2003 году - поступила в 1 класс по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4+.

6. Белых Полина - 6 лет - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4+.

7. Винокурова Даша - 6 лет - обучалась в 2000-2001 - учится в 3 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 5. Дипломант окружного конкурса «Наша надежды» 2004 г.

8. Голова Маша - 6,5 лет - обучалась в 2000-2001 - учится в 3 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 5-.

9. Елисеева Настя - 6 лет - обучалась в 2002-2003 - учится в 1 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 5-. Очень любит слушать музыку, ходить на концерты.

10. Зайцев Алеша - 5,5 лет - обучался в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4+.

11. Зубанова Настя - 6,5 лет - обучалась в 2000-2001 - учится в 3 классе на двух инструментах: по классу фортепиано и классу окарины - средний бал успеваемости - 5. Участница концертов школы (выступает как исполнитель на двух инструментах).

12. Карлова Оля - 5,1 лет - обучалась в 2002-2003 году - поступила в 1 класс по классу фортепиано (с 6 лет) - средний бал успеваемости - 5-. Очень любит слушать музыку, ходить на концерты.

13. Кулакова Ира - 5,5 лет - обучалась в 2002-2003 году - поступила и учится в 1 классе на двух отделениях: хоровое и класс фортепиано - средний бал успеваемости - 5-.

14. Кулькова Полина -7 лет - обучалась в 2000-2001 - учится в 3 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости -5-.

15. Никитский Ваня - 6 лет - обучался в 2002-2003 году - поступила в 1 класс по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4+.

16. Овчинникова Настя - 5,8 лет - обучалась в 2002-2003 году - поступила в 1 класс по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 5-.

17. Осинкина Катя - 6 лет - - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 5-.

18. Самарский Марат - 6 лет - обучался в 2000-2001 - учится в 3 классе на двух инструментах: по классу фортепиано и классу тенора (подготовка к тромбону) - средний бал успеваемости - 4+. Лауреат окружного фестиваля ЮЗАО «Русская музыка» в номинации «Семейное музицирование», постоянный участник концертов в ЦСО управы «Теплый Стан», библиотеке №12.

19. Сокуренко Соня - 6 лет - обучалась в 2000-2001 - учится в 3 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4+. Выступала в декабре 2003 на концерте отдела.

20. Спицына Маша - 6 лет - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4+. Выступала в декабре 2003 на концерте отдела.

21. Сыроваткина Люба - 6 лет - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 5-.

22. Трофимова Настя - 7 лет - обучалась в 2000-2001 - учится в 3 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4.

23. Трынкина Даша - 5,5 лет - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости -5-.

24. Фрейлих Аня - 5,5 лет - обучалась в 2002-2003 году - поступила и учится в 1 классе на двух отделениях: хоровое и класс фортепиано - средний бал успеваемости - 5-.

25. Цай Денис - 6 лет - обучался в 2000-2001 - по семейным обстоятельствам музыкой занимается частно (сведения отсутствуют).

26. Шураев Вова - 6 лет - обучался в 2000-2001 - учится в 3 классе по классу фортепиано -средний бал успеваемости - 4-. Выступает в роли организатора и затейника праздничных мероприятий общеобразовательной школы.

27. Шураева Настя - 6 лет - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу фортепиано - средний бал успеваемости - 4-. Пишет стихи. Участвовала в олимпиаде по математике (2004 г).

28. Белова Лера - 6 лет - обучалась в 2001-2002 - учится во 2 классе по классу скрипки -средний бал успеваемости - 5.

Таким образом, представленный пример многочисленной и многолетней систематической реализации подтверждают достоинства и практическую применимость предлагаемого изобретения.

Устройство реализации целостного развивающего обучения, характеризующаяся наличием блока 1 мультимедийного формирователя вербальной темы эталонного образа начальной основополагающей и развивающей жизненной ценности, блока 2 системы визуального отображения пиктографических энергоинформационных резонаторов в виде новых рун в соответствии с эталонным образом, блока 3 мультимедийной системы экспертной подготовки художественных средств обучения по теме эталонного образа, блока 4 мультимедийной системы реализации в целостном триединстве слова, звука и цвета подготовленных художественных средств обучения по теме эталонного образа, мультимедийного блока 5 обучаемого или обучаемых субъектов, содержащего блок 6 систем внутренней деятельности обучаемых субъектов по целостному усвоению эталонного образа и блок 7 репрезентативных систем ответной внешней деятельности обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа, блок 8 мультимедийной системы оперативного контроля и коррекции реакций обучаемых субъектов при усвоении эталонного образа и блок 9 мультимедийной системы тактической диагностики процесса начальной ориентации или переориентации обучаемых субъектов на гармоничное творческое развитие под мультимедийным воздействием данного и других усвоенных эталонных образов, выходы блока 1 соединены со входами блоков 2, 3 и 4, выходы блока 2 - со входами блоков 4 и 5, выход блока 3 - со входом блока 4, выход блока 4 - со входами блоков 6 и 7, блоки 6 и 7 связаны двусторонней связью, выход блока 5 соединен со входом блока 8, выход блока 8 - со входом обратной связи блока 4, выход блока 5 - со входом блока 9, выход блока 9 - со входом обратной связи блока 3.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к медицине, в частности, к медицинской технике для хирургии, и может найти применение при неинвазивной хирургии в случае онкологических заболеваний органов, включая ответственные воздействия требующие высокой точности и ответственной навигации воздействия

Варган // 120504

Полезная модель относится к устройствам контроля качества бинаурального слухопротезирования в различных акустических ситуациях и настройки слуховых аппаратов с адаптивными функциями выделения и улучшения речи и адаптивного шумоподавления

Система дистанционного непрерывного мониторинга физиологических параметров человека относится к медицинской технике, а именно к устройствам длительного мониторинга физиологических параметров, прежде всего ЭКГ
Наверх