Устройство обеспечения безопасности водителя

Авторы патента:

7 B60N2/427 -

 

Полезная модель относится к кузовному оборудованию транспортных средств, в частности к конструкции сиденья водителя, и может быть использована обеспечения безопасности водителя в случае аварии, сопровождающейся столкновением транспортного средства с препятствием или другим транспортным средством. Технический результат, который может быть получен при осуществлении заявляемой модели, состоит в обеспечении безопасности водителя при аварии путем обеспечения возможности перемещения кресла водителя. Работа устройства перемещения кресла водителя происходит следующим образом. При получении сигнала от датчика столкновения, блок управления подает управляющий сигнал на стопорный механизм, снабженный, например, защелкой или храповиком, ограничивающий передвижение кресла вдоль салазок назад. При этом, стопорный механизм препятствует движению кресла вперед в сторону руля. При столкновении, сопровождающемся перемещением в сторону водителя рулевого колеса и рулевой колонки, надавливание их на грудную клетку водителя вызывает увеличение давления на спинку кресла, передающееся на корпус последнего. Поскольку стопорный механизм больше не закрепляет сиденье в салазках, кресло вместе с водителем перемещается назад и освобождает дополнительное пространство (в среднем, 20-30 см) для рулевой колонки и рулевого колеса, сместившихся от столкновения. Достигаемый положительный эффект состоит в том, что снижается вероятность травматизма водителя при аварии.

Полезная модель относится к кузовному оборудованию транспортных средств, в частности к конструкции сиденья водителя, и может быть использована для обеспечения безопасности водителя в случае аварии, сопровождающейся столкновением транспортного средства с препятствием или другим транспортным средством.

При аварии, сопровождающейся столкновением транспортного средства с препятствием, частой причиной травматизма или даже смерти водителя является смещение двигателя и рулевого механизма в сторону водителя за счет кинетической энергии удара. При этом рулевая колонка и/или рулевое колесо, зажимая грудную клетку водителя и, прижимая ее к спинке кресла, может привести к раздавливанию грудной клетки, перелому ребер, повреждению внутренних органов, а также и к смерти водителя.

Настоящая полезная модель предназначена для обеспечения безопасности водителя в данной ситуации.

Известно сиденье автомобиля (В.К.Вахламов, Автомобили: основы конструкции, учебник для студентов ВУЗов, М., Издательский центр «Академия», 2004 г., стр.252-254.).

Оно состоит из основания, каркаса спинки, каркаса подголовника, механизма передвижения кресла вдоль салазок, механизма регулирования наклона спинки, а также подушки и спинки сиденья водителя [1].

Данная конструкция не обеспечивает безопасности водителя в случае аварии, сопровождающейся смещением рулевого колеса или рулевой колонки.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является устройство обеспечения безопасности водителя (Патент РФ №2050294, кл. B 60 R 21/16, с приоритетом от 13.04.1993 г., опубл. 20.12.95 г., БИ №35. Оно состоит из следующих узлов: датчика столкновения/удара, схемы управления, подушки безопасности с механизмом подачи воздуха в нее, источника питания, подушки безопасности [2].

При столкновении с препятствием автомобиля, датчик, расположенный под капотом автомобиля подает сигнал на устройство управления, которое подает сигнал на механизм подачи воздуха, срабатывают подушки безопасности. При этом удар корпуса водителя о рулевое колесо смягчается и не приводит к тяжелым травмам. Данное устройство смягчает энергию соударения водителя и рулевого колеса при столкновениях передней части транспортного средства с препятствием.

Однако, при сильных столкновениях, сопровождающихся смещением рулевого колеса или рулевой колонки, подушка безопасности не защищает от раздавливания грудной клетки водителя, т.к. спинка сиденья остается неподвижной.

Задачей данной полезной модели является создание устройства безопасности, обеспечивающего устранение указанного недостатка.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении заявляемой модели, состоит в обеспечении безопасности водителя при аварии путем обеспечения возможности перемещения кресла водителя назад.

Поставленная задача решается таким образом, что, устройство обеспечения безопасности водителя автомобиля дополнительно включает стопорный механизм, который по сигналу аварийного столкновения обеспечивает возможность одностороннего перемещения кресла водителя назад по салазкам в пределах свободного хода салазок.

Сущность изобретения поясняется прилагаемым чертежом (рис.1), где:

1 - Датчик столкновения

2 - Блок управления

3 - Стопорный механизм

4 - Каркас кресла

5 - Салазки

6 - Рулевое колесо

7 - Рулевая колонка

8 - Спинка кресла

9 - Каркас спинки кресла

10 - Аккумулятор

11 - Стопор ручной установки

12 - Сиденье кресла

Работа устройства обеспечения безопасности водителя происходит следующим образом. При получении сигнала от датчика столкновения (1), блок управления (2) подает управляющий сигнал на стопорный механизм (3), снабженный защелкой или храповиком, ограничивающий передвижение кресла (4) вдоль салазок (5) назад. При этом, защелка также препятствует движению кресла и вперед, в сторону руля.

При столкновении, сопровождающемся перемещением в сторону водителя рулевого колеса (6) и рулевой колонки (7), надавливание их на грудную клетку вызывает увеличение давления на спинку (8) кресла, передающееся на корпус (4, 9) последнего. Поскольку защелка больше не закрепляет сиденье в салазках, кресло вместе с водителем перемещается назад и освобождает дополнительное пространство (в среднем, 20-30 см) для рулевой колонки и рулевого колеса, сместившихся от столкновения.

Достигаемый положительный эффект состоит в том, что снижается вероятность травматизма водителя при аварии.

Устройство обеспечения безопасности водителя автомобиля, включающее датчик столкновения, блок управления, источник электропитания, соединительные провода, каркас кресла, салазки, отличающееся тем, что оно дополнительно включает стопорный механизм, который по сигналу аварийного столкновения обеспечивает возможность перемещения кресла водителя назад по салазкам в пределах свободного хода салазок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к системам, обеспечивающим пассивную безопасность пешехода или участника дорожного движения, передвигающегося на двухколесном транспортном средстве, при их столкновении с передней частью легкового автомобиля

Полезная модель относится к автомобильной технике, в частности к системам защиты пешехода при наезде на него автомобиля, называемым также подушками безопасности пешехода.

Техническим результатом заявленной полезной модели является упрощение конструкции, расширение области применения и улучшение эксплуатационных качеств изделия
Наверх