Тренажер для обучения вождению автомобиля в экстремальных условиях

 

Полезная модель относится к тренажерной технике, в частности к автотренажерам, и может быть использована преимущественно для отработки навыков вождения автотранспортом в критических ситуациях.

Задачей заявленной полезной модели является модернизация тренажера с целью возможности отрабатывать стандартные операции управления автомобилем раздельно и в комплексе, и возможности повышения уровня мастерства или профессиональной пригодности водителя при вождении в критических ситуациях, повышение «чувства автомобиля».

Поставленная цель достигается за счет использования тренажера для обучения вождению автомобиля в экстремальных условиях, включающего рабочий стол, кресло водителя, основные органы управления, состоящие из рулевого колеса с механизмом его крепления, механизма переключения передач, имитирующего действия механической коробки передач, механизма стоянового тормоза, педальной группы, содержащей педаль сцепления, педаль тормоза, акселератор. Механизм крепления рулевого колеса обеспечивает вращение руля без ограничения в обе стороны и меняет наклон руля от вертикального до горизонтального положения, а механизма переключения передач имеет прорези, позволяющие выполнять шесть положений рычага, и четыре пружины, которые фиксируют рычаг в рабочем положении, что позволяют дополнительно имитировать действия автоматической коробки передач. Кроме того, педаль тормоза соединена с указателем усилия на педаль тормоза.

Полезная модель относится к тренажерной технике, в частности к автотренажерам, и может быть использована преимущественно для отработки навыков вождения автотранспортом в критических ситуациях.

Известны различные автоматизированные системы обучения вождению транспорта и контроля знаний обучающихся, которые обычно содержат блок программного управления, аудиовизуальный блок и устройство ввода ответов обучаемого и их анализа (пат.США №3516175, ав.св. СССР № №492213, 635508).

Известные системы предназначены для отработки и контроля теоретических знаний правил вождения путем визуального моделирования различных транспортных ситуаций и автоматического контроля их решений.

Известные решения не пригодны для отработки навыков вождения путем имитации в динамике реальной транспортной обстановки и реальных условий управления, а также оперативного контроля правильности выполняемых обучаемым действий.

Известно устройство для обучения водителей транспортных средств, включающее в себя рабочее место обучаемого с органами управления и блоком датчиков их положения, блок моделирования динамики движения, задатчик программы обучения и последовательности действий, блок логического контроля последовательности действий и блок оценки (ав.св.СССР №1531126). Известное устройство позволяет обучающемуся с помощью рычагов управления моделировать операции вождения в заданных программой дорожно-транспортных ситуациях и оценивать правильность действий обучаемого.

Недостатком этого устройства является отсутствие визуальной имитации реальной дорожной обстановки и имитации состояния движения автомобиля при действиях обучаемого с органами управления. Тренажер не обеспечивает подготовки водителей при вождении автотранспортным средством в критических и экстремальных ситуациях

Известен наиболее близкий тренажер к заявляемому техническому решению по характеризующим его существенным признакам, включающий рабочий стол, кресло водителя, основные органы управления, состоящие из рулевого колеса с механизмом его крепления, механизма переключения передач, имитирующего действия механической коробки передач, механизма стоянового тормоза, педальной группы, содержащей педаль сцепления, педаль тормоза, акселератор (пат. РФ №2131146). Недостатками известного тренажера являются:

тренажер не обеспечивает выявления реальных ошибок в спектре возможных ошибок для их устранения в момент их совершения и не обеспечивает возможности отработки действий обучающегося в конкретных дорожно-транспортных ситуациях;

тренажер не обеспечивает подготовки водителей при вождении автотранспортным средством в критических и экстремальных ситуациях. Задачей заявленной полезной модели является модернизация тренажера с целью возможности отрабатывать стандартные операции управления автомобилем раздельно и в комплексе, и возможности повышения уровня мастерства или профессиональной пригодности водителя при вождении в критических ситуациях, повышение «чувства автомобиля».

Поставленная цель достигается за счет использования тренажера для обучения вождению автомобиля в экстремальных условиях, включающего рабочий стол, кресло водителя, основные органы управления, состоящие из рулевого колеса с механизмом его крепления, механизма переключения передач, имитирующего действия механической коробки передач, механизма стоянового тормоза, педальной группы, содержащей педаль сцепления, педаль тормоза, акселератор. Механизм крепления рулевого колеса обеспечивает вращение руля без ограничения в обе стороны и меняет наклон руля от вертикального до горизонтального положения, а механизма переключения передач имеет прорези, позволяющие выполнять шесть положений рычага, и четыре пружины, которые фиксируют рычаг в рабочем положении, что позволяют дополнительно имитировать действия автоматической коробки передач. Кроме того, педаль тормоза соединена с указателем усилия на педаль тормоза.

Работает тренажер следующим образом.

Перед началом занятий преподаватель разрабатывает план занятий. На занятиях преподаватель дает объяснение, как проводить подготовку автомобиля к выезду, как проводить контрольный осмотр автомобиля. После этого преподаватель на этом тренажере тренирует обучающихся приемам управления автомобилем в критической и экстремальной ситуациях (скоростному рулению одной и двумя руками в различных ситуациях на дороге, обучению приемам экстренного и аварийного торможения). Заявляемый тренажер позволяет отрабатывать двигательную структуру управляющих действий обучающегося. Тренажер позволяет формировать двигательные качества водителя: ловкость, быстроту, силу, выносливость, сложные по координации приемы управления. На рис. 1 дан общий вид тренажера 1 - стол, 2 - кресло водителя, 3 - руль, 4 - механизм крепления руля, 5 - рычаг переключения передач, 6 - педальная группа, 7 - механизм переключения передач, 8 - указатель усилия на педаль тормоза. На рис.2 изображена педальная группа 1 - педаль сцепления, 2- педаль тормоза, 3 - акселератор, 4 - ось, 5 - пружина, 6 - накладка. Педаль тормоза соединена с указателем усилия на педаль тормоза.

На рис. 3 изображен механизм переключения передач. 1 - пружина, 2 - рукоятка, 3 - стакан, 4 - прорези. На рис.4 дан общий вид размещения механизма переключения передач и механизма стоянового тормоза.

1 - рукоятка механизма переключения передач, 2 - рукоятка стоянового тормоза, 3 - панель, 4 - стопорное устройство. Стол 1 предназначен для крепления основных частей тренажера - рулевого колеса 3 с механизмом его крепления - 4, указателя усилия на педаль тормоза 8. Механизм 4 крепления рулевого колеса 3 обеспечивает вращение руля без ограничения в обе стороны и позволяет менять наклон руля от вертикального до горизонтального положения. Механизм переключения передач 5 позволяет выполнять управляющие действия, аналогичные механической и автоматической коробки передач с помощью рычага 7 переключения передач. Кресло 2 предназначено для обучающегося и соответствует своим габаритам креслу водителя в автомобиле (см.рис. 1).

Рычаг 2 (см. рис. 3) удерживается в рабочем положении с помощью четырех пружин 1 и имеет шесть положений за счет прорезей 4.

Педальная группа полностью имитирует расположение и ход педалей 1 - педаль сцепления, 2 - педаль тормоза, 3 - акселератор, установленных на оси 4. Пружина 5 фиксирует педали в нужном положении. Педали снабжены накладка 6 легкового автомобиля (см. рис. 2).

С правой стороны от обучающего размещены на панели 3 механизм переключения передач 1 и механизм стоянового тормоза, состоящего из рукоятки 2 и стопорного устройства 4. Пружины 5 фиксируют положение рукоятки 1 механизма переключения передачи (см. рис.4).

Заявленное техническое решение полностью решает задачу, поставленную перед изобретением.

Заявленное техническое решение с характеризующими его отличительными признаками на настоящее время в Российской Федерации и за границей не известно и отвечает требованиям критерия «Новизна».

Заявляемое техническое решение является оригинальным, за счет удачного схемного решения обеспечивает повышение водительского мастерства в критической и экстремальной ситуациях.

Заявляемое техническое решение может быть изготовлено промышленным способом с использованием известных технических средств, технологий, материалов и комплектующих и отвечает требованиям критерия «промышленная применимость».

Обучение на заявляемом тренажере позволит освоить исходную координацию движений и действий водителя, ряда рациональных базовых приемов и компонентов «чувства автомобиля», связанных с его устойчивостью, габаритностью, интерваликой движения и др. Тренажер позволяет осуществлять групповое обучение до 25 человек.

Расположение рулевого колеса на тренажере, конструкция механизма переключения передач в соответствии с заявляемым техническим решением позволит выработать и усовершенствовать контраварийные навыки руления, прохождения поворотов, экстренного разгона и торможения, скоростного маневрирования, навыков действий в критических ситуациях.

1. Тренажер для обучения вождению автомобиля в экстремальных условиях, включающий рабочий стол, кресло водителя, основные органы управления, состоящие из рулевого колеса с механизмом его крепления, механизма переключения передач, имитирующего действия механической коробки передач, механизма стоянового тормоза, педальной группы, содержащей педаль сцепления, педаль тормоза, акселератор, отличающийся тем, что механизм крепления рулевого колеса обеспечивает вращение руля без ограничения в обе стороны и меняет наклон руля от вертикального до горизонтального положения, а механизм переключения передач имеет прорези, позволяющие выполнять шесть положений рычага, и четыре пружины, которые фиксируют рычаг в рабочем положении.

2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что педаль тормоза соединена с указателем усилия на педаль тормоза.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области эксплуатации автотранспортной техники, в частности предполагает использование в целях предотвращения несанкционированного использования автомобилей
Наверх