Раздаточная коробка для транспортного средства


7 B60K17/346 -

 

Использование: Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к раздаточным коробкам для транспортных средств повышенной проходимости.

Сущность полезной модели: Раздаточная коробка содержит установленные в корпусе 1 ведущий вал 2, жестко связанный с водилом 3 межосевого дифференциала, центральная шестерня 4 которого жестко связана с одним концом вала 5 привода заднего ведущего моста, установленного в промежуточном полом валу 6, один конец которого жестко связан с шестерней 7 дифференциала, а на противоположных концах валов 5 и 6 соответственно жестко закреплена шестерня 8 и свободно установлена шестерня 9, над которыми размещена муфта 10 блокировка дифференциала, шестерню 11 понижающей передачи и зубчатый элемент 12, соответственно свободно установленную и жестко закрепленный на валу 6, скользящую муфту 13, жестко связанную с муфтой 10 и установленную над шестерней 11 и зубчатым элементом 12, вал 14 привода переднего ведущего моста с жестко закрепленной на нем шестерней 15, промежуточный вал 16 с жестко закрепленными на нем шестерней 17 и дополнительной шестерней 18, постоянно зацепленными соответственно с шестернями 9 и 15 валов 6 и 14 и шестерней 11 понижающей передачи, при этом на шестерне 9 выполнен дополнительный зубчатый венец 19, предназначенный для взаимодействия с муфтой 13, а в качестве шестерни ведущего вала 2 служат сателлиты 20 дифференциала, установленные на концах водила 3, блок муфт 10 и 13 перемещается одним рычагом управления с обеспечением режима демультипликации при движении транспортного средства.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к раздаточным коробкам для транспортных средств повышенной проходимости.

Известна раздаточная коробка для транспортного средства, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с жестко закрепленными на нем шестернями, промежуточный вал со свободно установленными на нем зубчатыми колесами, входящими в зацепление с шестернями ведущего вала и снабженными зубчатыми венцами, шестерни привода ведущих мостов и скользящую муфту, установленную на промежуточном валу с возможностью взаимодействия с зубчатыми венцами зубчатых колес. Возможность последовательного включения одного из ведущих мостов, обоих мостов и демультипликатора транспортного средства при предварительном включении обоих мостов одним рычагом управления обеспечена в коробке тем, что одно из зубчатых колес установлено на промежуточном валу через ступицу шестерни привода одного из ведущих мостов, а на промежуточном валу жестко закреплен зубчатый элемент, при этом указанный элемент и зубчатый венец ступицы шестерни расположены между венцами зубчатых колес (1).

Наличие одного рычага управления повышает эксплуатационные качества коробки, вместе с тем отсутствие в ее составе межосевого дифференциала значительно ухудшает управляемость транспортным средством на дорогах со скользким покрытием, и кроме того, большие габариты и вес коробки усложняют условия проведения профилактического обслуживания и ремонта.

Известна раздаточная коробка для транспортного средства, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с жестко закрепленной на нем шестерней, вал привода переднего ведущего моста с жестко закрепленной на нем шестерней, промежуточный вал с жестко закрепленной на нем шестерней, межосевой дифференциал с промежуточным полым валом, размещенный в полости промежуточного вала вал привода заднего ведущего моста с жестко закрепленной на одном его конце шестерней дифференциала и муфту блокировки дифференциала. Минимальные габариты, вес и объем используемого для смазки подвижных частей и механизмов масла достигнуты в коробке тем, что ведущий вал жестко связан с корпусом конического дифференциала, пара установленных на общем пальце шестерен которого служит в качестве шестерни ведущего вала, палец снабжен отверстием для установки указанного конца вала привода заднего ведущего моста со стороны ведущего вала, один конец промежуточного полого вала жестко связан с шестерней дифференциала, противолежащей, шестерне вала привода заднего ведущего моста, а на противоположных концах последних указанных валов жестко закреплены шестерни, предназначенные для взаимодействия с размещенной над ними муфтой блокировки дифференциала, при этом шестерня промежуточного полого вала постоянно зацеплена с шестерней вала привода переднего ведущего моста и указанной шестерней промежуточного полого вала (2). Коробка по совокупности существенных признаков наиболее близка к заявляемой полезной модели и принята в качестве прототипа.

Коробка обладает высокой надежностью, долговечностью и простотой в профилактическом обслуживании, вместе с тем, отсутствие режима демультипликации при движении транспортного средства в тяжелых дорожных условиях снижает ее эксплутационные качества.

Задача полезной модели состоит в создании малогабаритной, надежной и долговечной раздаточной коробки с межосевым дифференциалом, снабженной техническими средствами обеспечения указанного режима движения транспортного средства, включающими один рычаг управления коробкой.

Задача решается тем, что в раздаточной коробке, содержащей установленные в корпусе ведущий вал с жестко закрепленной на нем шестерней, вал привода переднего ведущего моста с жестко закрепленной на нем шестерней, промежуточный вал с жестко закрепленной на нем шестерней, постоянно зацепленной с шестерней вала привода переднего ведущего моста, межосевой дифференциал с промежуточным полым валом, один конец которого жестко связан с шестерней дифференциала, а на другом конце установлена шестерня, постоянно зацепленная с шестерней промежуточного вала, размещенный в полости промежуточного вала вал привода заднего ведущего моста с жестко закрепленной на одном его конце шестерней дифференциала, муфту блокировки дифференциала, установленную над шестерней промежуточного полого вала и шестерней, жестко закрепленной на другом конце вала привода заднего ведущего моста, согласно полезной модели, коробка снабжена скользящей муфтой, жестко связанной с муфтой блокировки дифференциала, на промежуточном валу жестко закреплена дополнительная шестерня, постоянно зацепленная со свободно установленной на промежуточном полом валу шестерней понижающей передачи, вал привода заднего ведущего моста жестко связан с центральной шестерней дифференциала, сателлиты которого установлены на концах жестко связанного с ведущим валом водила и служат в качестве шестерни ведущего вала, а постоянно зацепленная с шестерней промежуточного вала шестерня промежуточного полого вала установлена на последнем свободно и снабжена

дополнительным зубчатым венцом, обращенным к шестерне понижающей передачи, при этом между свободно установленными шестернями на промежуточном полом валу жестко закреплен зубчатый элемент, предназначенный для взаимодействия со скользящей муфтой коробки.

При использовании полезной модели может быть получен технический результат, выражающийся в повышении проходимости транспортного средства, что обусловлено введением в раздаточную коробку узла демультипликатора со скользящей муфтой и одновременном упрощении управления раздаточной коробкой, что обусловлено наличием постоянной жесткой связи между скользящей муфтой и муфтой блокировки дифференциала и перемещением блока муфт между крайними положениями с помощью одного рычага управления.

Другие преимущества заявляемой полезной модели будут видны из описания и чертежа общего вида раздаточной коробки.

В корпусе 1 расположен приводимый от двигателя (не показан) через коробку передач (не показана) ведущий вал 2, торец которого жестко связан с водилом 3 межосевого дифференциала, центральная шестерня 4 которого жестко связана с одним концом вала 5 привода заднего ведущего моста, установленного в промежуточном полом валу 6, один конец которого жестко связан с шестерней 7 дифференциала, а на противоположных концах валов 5 и 6 соответственно жестко закреплена шестерня 8 и свободно установлена шестерня 9, над которыми установлена муфта 10 блокировки дифференциала. В средней по длине части вала 6 свободно установлена шестерня 11 понижающей передачи и жестко закреплен зубчатый элемент 12, над которыми установлена скользящая муфта 13, жестко связанная с муфтой 10 с помощью штока (не показан), при этом обе муфты включаются одним рычагом управления (не показан),

связанным со штоком. На валу 14 привода переднего ведущего моста, который установлен соосно валу 5, жестко закреплена шестерня 15, а на промежуточном валу 16 жестко закреплены шестерня 17, постоянно зацепленная с шестернями 9 и 15 соответственно валов 6 и 14, и дополнительная шестерня 18, постоянно зацепленная с шестерней 11 понижающей передачи. На шестерне 9 выполнен дополнительный зубчатый венец 19, предназначенный для взаимодействия с муфтой 13, а в качестве шестерни ведущего вала 2 служат сателлиты 20 дифференциала, установленные на концах водила 3.

Раздаточная коробка работает следующим образом. При движении транспортного средства вращающий момент двигателя передвигается через ведущий вал 2, водило 3, сателлиты 20 на шестерни 4 и 7, от которых соответственно на вал 5 привода заднего ведущего моста и через промежуточный полый вал 6, зубчатый элемент 12, муфту 13, зубчатый венец 19 шестерни 9, шестерни 17 и 15 на вал 14 привода переднего ведущего моста. Для включения демультипликатора валы 5 и 14 блокируют перемещением муфты 10 влево (по чертежу), зацепляя шестерни 8 и 9 между собой, одновременно скользящая муфта 13, (разрывая связь с венцом 19), зацепляет между собой зубчатый элемент 12 и шестерню 11, от которой вращающий момент двигателя передается через шестерню 18, вал 16, шестерни 17 и 15 на вал 14 привода переднего ведущего моста, а от шестерни 4 на вал 5 привода заднего ведущего моста.

Малогабаритная раздаточная коробка с легким жестким корпусом и надежной смазкой всех вращающихся частей и механизмов, включая демультипликатор, успешно выдержала всесторонние испытания в зимне-весенний период 2003-2004 г.г., которые подтвердили ее высокую надежность, долговечность, простоту управления и обслуживания.

Раздаточная коробка для транспортного средства, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с жестко закрепленной на нем шестерней, вал привода переднего ведущего моста с жестко закрепленной на нем шестерней, промежуточный вал с жестко закрепленной на нем шестерней, постоянно зацепленной с шестерней вала привода переднего ведущего моста, межосевой дифференциал с промежуточным полым валом, один конец которого жестко связан с шестерней дифференциала, а на другом конце установлена шестерня, постоянно зацепленная с шестерней промежуточного вала, размещенный в полости промежуточного вала вал привода заднего ведущего моста с жестко закрепленной на одном его конце шестерней дифференциала, муфту блокировки дифференциала, установленную над шестерней промежуточного полого вала и шестерней, жестко закрепленной на другом конце вала привода заднего ведущего моста, отличающаяся тем, что коробка снабжена скользящей муфтой, жестко связанной с муфтой блокировки дифференциала, на промежуточном валу жестко закреплена дополнительная шестерня, постоянно зацепленная со свободно установленной на промежуточном полом валу шестерней понижающей передачи, вал привода заднего ведущего моста жестко связан с центральной шестерней дифференциала, сателлиты которого установлены на концах жестко связанного с ведущим валом водила и служат в качестве шестерни ведущего вала, а постоянно зацепленная с шестерней промежуточного вала шестерня промежуточного полого вала установлена на последнем свободно и снабжена дополнительным зубчатым венцом, обращенным к шестерне понижающей передачи, при этом между свободно установленными шестернями на промежуточном полом валу жестко закреплен зубчатый элемент, предназначенный для взаимодействия со скользящей муфтой коробки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в дифференциальных приводах транспортных средств, выполненных с возможностью автоматической блокировки колес
Наверх