Механизм блокировки дифференциала транспортного средства

 

Механизм блокировки дифференциала транспортного средства относится к авто- и тракторостроению и может быть использован для блокировки дифференциала в трансмиссиях ведущих мостов и раздаточных коробок. Задачей предлагаемой полезной модели является уменьшение габаритов ведущего моста и увеличение прочности картера дифференциала. Механизм блокировки дифференциала транспортного средства содержит картер дифференциала, в котором на полуоси расположены шестерня дифференциала с зубьями блокировки и муфта, подвижная в осевом направлении при помощи вилки. Один конец вилки соединен с поршнем приводного механизма, корпус которого соединен с картером дифференциала. При этом в картере дифференциала и корпусе приводного механизма выполнено отверстие, в которое входит один из концов вилки (основание вилки), соединенный со штоком поршня приводного механизма. Другой конец вилки имеет щеки, установленные в кольцевой проточке муфты. Новым в устройстве является то, что щеки вилки выполнены Г-образной формы и имеют полукруглую выемку, для установки их в кольцевой проточке муфты, при этом концы вилки расположены в разных параллельных плоскостях, что позволяет уменьшить отверстие в картере дифференциала и тем самым повысить его надежность. Выполнение щек Г-образной формы с полукруглой выемкой дает возможность осевого перемещения вилки относительно полуоси с последующим осевым перемещением механизма блокировки до контакта щек вилки с торцом кольцевой проточки муфты.

Полезная модель относится к авто- и тракторостроению и может быть использована для блокировки дифференциала транспортного средства в трансмиссиях ведущих мостов и раздаточных коробок.

Известен механизм принудительной блокировки межколесного дифференциала транспортного средства, содержащий картер моста и кулачковую муфту, выполненную из двух частей /1/. Одна из них закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи двуплечего рычага. Один конец двуплечего рычага выполнен в виде вилки и установлен на оси так, что одно плечо взаимодействует с поршнем приводного механизма, а другое взаимодействует с подвижной полумуфтой. Механизм снабжен кронштейном, установленным во фланце картера моста, а ось двуплечего рычага закреплена на консоли кронштейна. Недостатком известного механизма является его сложность.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой полезной модели является конструкция механизма блокировки дифференциала транспортного средства, содержащая картер дифференциала, в котором на полуоси расположена шестерня дифференциала с зубьями блокировки /2/. Муфта цилиндрической формы с зубьями блокировки расположена на шлицах полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи вилки. Один конец вилки выполнен со щеками, которые установлены в кольцевую проточку цилиндрической муфты, а другой конец вилки связан со штоком поршня приводного механизма, выполненного в виде пневмоцилиндра. Поршень приводного механизма расположен в корпусе, который присоединен к картеру дифференциала, и имеет общее с картером дифференциала отверстие, в которое входит один из концов вилки, связанный с поршнем.

Недостатком известной конструкции являются большой диаметр отверстия в картере дифференциала для установки конца вилки, связанного с поршнем,

что снижает прочность картера дифференциала. Кроме того, в известном устройстве для монтажа механизма блокировки дифференциала необходимо значительное расстояние от кольцевой проточки муфты до оси приводного устройства, что ведет к увеличению массы и габаритов ведущего моста.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение прочности картера моста путем уменьшения диаметра отверстия в картере моста, а также уменьшение габаритов ведущего моста.

Поставленная задача достигается тем, что в механизме блокировки дифференциала транспортного средства, содержащем картер дифференциала, в котором на полуоси расположены полуосевая шестерня дифференциала с зубьями блокировки и муфта, подвижная в осевом направлении при помощи вилки. При этом, один из концов вилки соединен со штоком приводного механизма, а другой снабжен щеками, установленными в кольцевой проточке муфты, корпус приводного механизма присоединен к картеру дифференциала и имеет отверстие, в которое входит один конец вилки. Щеки вилки выполнены Г-образной формы и снабжены полукруглой выемкой, охватывающей выступ кольцевой проточки муфты, при этом концы вилки расположены в разных параллельных плоскостях.

Расположение двух концов вилки, один из которых соединен с муфтой, а другой - со штоком приводного механизма, в разных параллельных плоскостях, позволяет уменьшить отверстие в картере дифференциала, а выполнение щек вилки Г-образной формы с полукруглой выемкой дает возможность осевого перемещения вилки относительно полуоси дифференциала и муфты. Это позволяет осуществлять последующее осевое перемещение механизма блокировки до контакта щек вилки с торцами кольцевой проточки муфты. При этом уменьшается расстояние от наружной поверхности муфты до внутренней поверхности площадки картера дифференциала.

На фиг.1 изображен общий вид механизма блокировки, установленного на картер дифференциала;

на фиг.2 - вид сверху установки щек вилки в кольцевую проточку муфты.

Механизм блокировки дифференциала транспортного средства содержит дифференциал 1, включающий полуосевую шестерню 4 с зубьями блокировки 5, установленную на полуоси 6 в картере 2 дифференциала, в котором со стороны полуосевой шестерни 4 выполнены шлицы 3. На полуоси 6 на шлицах 7 установлена муфта 8 с зубьями блокировки 9, выполненными со стороны полуосевой шестерни 4. Для соединения муфты 8 с картером 2 на зубьях блокировки 9 выполнены шлицы 10, входящие в зацепление со шлицами 3 картера 2. Муфта 8 имеет цилиндрическую форму и перемещается по полуоси 6 с помощью вилки 13. Один конец вилки 13 содержит щеки 12, входящие в кольцевую проточку 11, выполненную в муфте 8. При этом щеки 12 имеют Г-образную форму и для установки в кольцевую проточку 11 муфты 8 снабжены полукруглой выемкой 14, охватывающей цилиндрический выступ 15 (торец кольцевой проточки) муфты 8. Другой конец 18 вилки 13 (основание вилки) соединен со штоком 17 приводного механизма, при этом шток 17 соединен с возвратной пружиной 19. Приводной механизм выполнен в виде пневмоцилиндра 20 с поршнем 21 и соединен с корпусом приводного механизма 16. Корпус приводного механизма 16 соединен с площадкой 22 картера 2 дифференциала, в которой выполнено отверстие 23, связывающее внутреннюю полость корпуса 16 с полостью 24 для установки вилки 13.

Механизм блокировки дифференциала транспортного средства устанавливается и работает следующим образом.

В корпусе 16 приводного механизма устанавливают шток 17 поршня 21, на штоке 17 закреплен конец 18 вилки 13 и возвратная пружина 19. При этом конец 18 входит в отверстие 23 площадки 22 картера дифференциала. Приводной механизм перемещается в радиальном направлении отверстия 23 до тех пор, пока щеки 12 вилки 13 не разместятся в полости 24. После этого щеки 12 перемещаются в осевом направлении до совпадения торца щеки 12 с торцом кольцевой проточки 11, после чего механизм опять

перемещается в радиальном направлении до контакта присоединительной плоскости корпуса 16 с площадкой 22.

При подаче в полость пневмоцилиндра 20 сжатого воздуха поршень 21 через шток 17 перемещает вилку 13, которая своими щеками 12 воздействует на торец кольцевой проточки 11 и по шлицам 7 полуоси 6 перемещает муфту 8 до соединения ее зубьев блокировки 9 с зубьями блокировки 5 полуосевой шестерни 4 дифференциала. Учитывая, что при этом муфта 8 шлицами 10 соединена со шлицами 3 картера 2 дифференциала, происходит блокировка дифференциала.

При отключении подачи сжатого воздуха в полость пневмоцилиндра 20 вилка 13 под действием возвратной пружины 19 перемещается влево, разъединяя при этом зубья блокировки 5 и 9 соответственно полуосевой шестерни 4 и муфты 8. При этом корпус 2 и полуосевая шестерня 4 получают возможность независимого вращения - дифференциал 1 разблокирован.

Источники информации, принятые во внимание при рассмотрении заявки:

1. Патент РФ №2165043, опубл. 10.04.2001 г., Бюл. №10

2. Высоцкий М.С., Беленький Ю.Ю. и др. Грузовые автомобили: М., Машиностроение, 1979, стр.246, рис.88

Механизм блокировки дифференциала транспортного средства, включающий картер дифференциала, полуосевую шестерню с зубьями блокировки и муфту, расположенные на полуоси, причем муфта подвижна в осевом направлении при помощи вилки, один конец которой выполнен со щеками, установленными в кольцевой проточке муфты, а другой связан со штоком приводного механизма и подпружинен относительно корпуса приводного механизма, который соединен с картером дифференциала и имеет отверстие для вилки, отличающийся тем, что щеки вилки выполнены Г-образной формы и снабжены полукруглой выемкой, охватывающей цилиндрический выступ муфты, при этом концы вилки расположены в разных параллельных плоскостях.



 

Похожие патенты:
Наверх