Устройство для стопорения двери в полностью открытом положении

 

Полезная модель относится преимущественно к авиастроению, но может быть также применена при создании транспортных средств и в строительстве и используется для двери содержащей дверное полотно (1) и рычаги (3) шарнирно соединяющие его с дверным проемом (3), открываемой и закрываемой поворотом дверного полотна (1) относительно осей шарнирных соединений рычагов (3) с дверным полотном и проемом. Устройство содержит стопорный палец (4) и замок (5) выполненные с возможностью жесткой установки на одном из рычагов (3) и около дверного проема (2) соответственно. Замок содержит корпус (6), ось (16) вилки (17) жестко установленную в корпусе (6), шарнирно установленную на оси (16) вилку (17) с выступом (19), возвратную пружину (20), ограничитель поворота вилки (21), вал (8) шарнирно установленный в корпусе, жестко установленные на валу (8): защелку (9) для фиксации выступа (19) вилки, по меньшей мере два упорных рычага (10) и рычажок (11), ограничитель поворота (15) вала (8), качающиеся опоры (14, 23) шарнирно соединенные с упорными рычагами (10) и корпусом (6), пружину сжатия (13). Ограничитель поворота вилки (21) и ограничитель поворота вала (15) жестко установлены в корпусе. Возвратная пружина (20) создает крутящий момент, направленный на прижатие вилки (17) к ограничителю поворота (21) вилки (17). Пружина сжатия (13) установлена на качающихся опорах (14, 23) с возможностью создания ею крутящих моментов противоположно направленных на прижатие защелки (9) или упорных рычагов (10) к ограничителю поворота (15) вала (8), соответственно. Технический результат заключается в обеспечении простоты и надежности конструкции. 1 н.з.п. ф-лы, 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Полезная модель относится преимущественно к авиационной технике, но может быть также применена при создании других транспортных средств и стационарных конструкциях.

Уровень техники

Одним из основных видов дверей, применяемых на самолетах и других транспортных средствах, а также в стационарных конструкциях являются двери, содержащие дверное полотно шарнирно соединенное рычагами с дверным проемом и открывающиеся и закрывающиеся поворотом дверного полотна относительно осей шарнирных соединений рычагов с дверным полотном и проемом.

При использовании таких дверей возникает необходимость их стопорения в полностью открытом положении для обеспечения безопасной посадки - высадки пассажиров и экипажа.

Из патентного документа US 4726146 (А), МПК В64С 1/14, E05D 11/10, опубл. 23.02.1988 известно устройство для стопорения в полностью открытом положении двери самолета, содержащей дверное полотно, рычаги и управляющую тягу, шарнирно соединенные с дверным полотном и проемом, открывающейся и закрывающейся поворотом дверного полотна относительно осей шарнирных соединений рычагов с дверным полотном и проемом.

Стопорное устройство содержит стопорный палец и замок и встроено в механизм навески, содержащий вышеуказанные рычаги, управляющую тягу и дугообразную направляющую. Стопорный палец установлен на управляющей тяге с возможностью осевого перемещения усилием упругого элемента. В дугообразной направляющей выполнено отверстие, ось которого совпадает с осью стопорного пальца при полностью открытой двери, в этом положении палец входит в отверстие направляющей и обеспечивает неподвижность элементов навески и дверного полотна относительно фюзеляжа. Устройство также содержит систему рычажков, кулачков, упругих элементов, установленных на управляющей тяге и обеспечивающую ручную расфиксацию открытой двери нажатием одного из рычажков без задержки его в нажатом положении до начала закрытия двери и автоматическое приведение устройства после начала движения на закрытие в состояние готовности к следующему открытию двери с фиксацией ее в открытом положении..

Указанное устройство выбрано в качестве прототипа.

Недостатком приведенной конструкции является ее сложность, вызванная большим количеством составляющих элементов, что снижает степень безотказности и ремонтопригодности.

Раскрытие полезной модели

Технической задачей, поставленной при создании заявленной конструкции являлось создание не сложного устройства для стопорения двери в полностью открытом положении, содержащей дверное полотно и рычаги, шарнирно соединяющие его с дверным проемом, открываемой и закрываемой поворотом дверного полотна относительно осей шарнирных соединений рычагов с дверным полотном и проемом.

Техническим решением поставленной задачи является использование устройства для стопорения, содержащего стопорный палец для жесткой установки на одном из рычагов двери и замок, для жесткой установки около дверного проема, замок содержит корпус с прорезью для входа или выхода стопорного пальца при открытии или закрытии двери соответственно, ось вилки, жестко установленную в корпусе, шарнирно установленную на ней вилку с прорезью для размещения стопорного пальца при стопорении, содержащую выступ, возвратную пружину, соединенную с вилкой и корпусом, ограничитель поворота вилки, жестко установленный в корпусе, при этом возвратная пружина создает крутящий момент направленный на прижатие вилки к ограничителю поворота вилки, вал, шарнирно установленный в корпусе параллельно оси вилки, жестко установленные на валу: защелку для фиксации выступа вилки, по меньшей мере, два упорных рычага и рычажок, ограничитель поворота вала, жестко установленный в корпусе, качающиеся опоры, шарнирно соединенные с рычагами и корпусом соответственно, с расположением осей шарниров параллельно оси вала, пружину сжатия установленную на качающихся опорах с возможностью создания ею крутящих моментов противоположно направленных на прижатие защелки или упорных рычагов к ограничителю поворота вала, соответственно.

Для автоматического возврата элементов устройства в исходное положение после начала закрытия двери, рычажок может содержать выступ для поворота рычажка при контакте выступа со стопорным пальцем при его выходе из корпуса замка.

Техническим результатом реализации предлагаемой конструкции является ее простота и надежность, при этом замок, выполненный независимо от механизма навески и устанавливаемый около проема двери может быть легко заменен без демонтажа механизма навески, что обеспечивает более высокую ремонтопригодность.

Краткое описание чертежей

Заявленное устройство поясняется следующими графическими материалами:

Фиг. 1 Дверь в открытом положении, застопоренная предложенным устройством;

Фиг. 2 Исходное положение элементов устройства для стопорения с фрагментами двери (дверь закрыта), -A фиг. 1;

Фиг. 3 Положение элементов устройства для стопорения при зафиксированной двери, А-А фиг. 1

Фиг. 4 Положение элементов устройства для стопорения в начале закрытия двери, -A фиг. 1

Фиг. 5 Устройство для стопорения двери в полностью открытом положении, вид В фиг. 2

Фиг. 6 Установка пружины сжатия на качающихся опорах, Б-Б фиг. 2

Осуществление полезной модели

Устройство для стопорения двери в полностью открытом положении (далее - «Устройство» (см. фиг. 1-6) может использоваться для двери самолета, или другого транспортного средства, а также стационарной конструкции, которая содержит дверное полотно (1) и рычаги (3) шарнирно соединяющие его с дверным проемом и открывается и закрывается поворотом дверного полотна относительно осей шарнирных соединений рычагов с дверным полотном и проемом. Устройство содержит стопорный палец (4) и замок для их жесткой установки на одном из рычагов (3) двери и около дверного проема (2) соответственно (фиг. 1).

Стопорение двери в полностью открытом положении осуществляется посредством фиксирования элементами замка (5) стопорного пальца (4), при этом стопорный палец и замок выполнены с возможностью их жесткой установки на одном из рычагов двери и около дверного проема соответственно. Выбор технологического решения такой возможности осуществляется при разработке самой конструкции, в которую необходимо установить дверь, использующую заявленное Устройство, из решений, известных из уровня техники.

Стопорный палец (4) может быть выполнен в виде стержня любого сечения, например круглого.

Замок (5)содержит корпус (6) с прорезью (7) для входа стопорного пальца (4) при открытии двери, ось (16) вилки (17), жестко установленную в корпусе (6), шарнирно установленную на оси (16) вилку (17) с прорезью (18) для размещения стопорного пальца при стопорении и содержащую выступ (19), возвратную пружину (20), соединенную с вилкой и корпусом и образующую между ними упругую связь, ограничитель поворота вилки (21) жестко установленный в корпусе, вал (8) шарнирно установленный в корпусе параллельно оси (16) вилки (17), жестко установленные на валу: защелку (9) для фиксации выступа (19) вилки, упорные рычаги (10) и рычажок (11), расположенный вне корпуса, ограничитель поворота (15) вала (8) жестко установленный в корпусе (16), качающиеся опоры (14, 23) шарнирно соединенные с упорными рычагами (10) и корпусом (6) соответственно, с расположением осей шарниров параллельно оси вала,

Возвратная пружина (20), например пружина кручения, установлена для создания крутящего момента направленного на прижатие вилки (17) к ограничителю поворота вилки (21).

Пружина сжатия (13) соединена с рычагами (10) и корпусом (6) посредством качающихся опор (14) с возможностью создания крутящего момента относительно оси вращения валя (8) в противоположных положениях в зависимости от углового положения вала (8) для фиксации защелки (9) в крайних положениях упором в ограничитель (15) поворота вала защелки (9) или упорных рычагов (10) соответственно (см. фиг. 2, 4).

Защелка (9) и упорные рычаги (10) могут быть выполнены в виде единой детали или образовывать неразъемное соединение.

Устройство работает следующим образом.

Исходным положением устройства является положение при котором стопорный палец (4) находится вне прорези (7) корпуса (6) замка (5), вилка (17) усилием пружины (20) прижата к ограничителю поворота (21) вилки, упорные рычаги (10) усилием пружины сжатия (13) прижаты к ограничителю поворота (15) вала (8) (см. фиг. 2). В конце поворота дверного полотна (1) при открытии двери стопорный палец (4) входит в прорезь (7) корпуса (6) замка (5), входит в паз (18) вилки (17) и поворачивает ее, преодолевая усилие возвратной пружины (20). Выступ (19) вилки (17) отжимает защелку (9) преодолевая усилие пружины сжатия (13) до положения при котором защелка (9) под действием силы пружины сжатия (13) своим выступом (22) входит в контакт с выступом вилки (19) и блокирует вилку (9) фиксируя стопорный палец (4) в прорези (7) корпуса (6) и, соответственно, дверь в полностью открытом положении (см. фиг. 3).

Перед закрытием двери разблокировка стопорного пальца (4) осуществляется ручным нажатием до упора на рычажок (12), который поворачивает вал (8) вместе с защелкой (9) и упорными рычагами (10) преодолевая усилие пружины сжатия (13) затем усилием этой же пружины фиксируется в крайнем положении упором защелки (9) в ограничитель (15) поворота вала (8) (см. фиг. 4). После освобождения выступом (22) защелки (9) выступа (19) вилки (9), стопорный палец (4) может беспрепятственно перемещаться в прорези (7) корпуса (6) замка (5), а вилка (17) под действием стопорного пальца (4) и усилия возвратной пружины (20) поворачивается и упирается в ограничитель (21), заняв свое исходное положение (см. фиг. 4).

Для перемещения защелки (9) и упорных рычагов (10) в исходное положение, рычажок (11) может содержать выступ (12) для поворота рычажка при закрытии двери стопорным пальцем (4), который при выходе из паза (18) вилки (9) и, двигаясь в прорези (7) корпуса (6) на своем пути нажимает на выступ (12) рычажка (11), поворачивая рычажок (11) вместе с валом (8). После прохождения валом (8) нейтрального положения, при котором оси вала (8) и качающихся опор (14, 23) расположены в одной плоскости(при этом положении пружина сжатия (20) не создает крутящего момента), крутящий момент создаваемый пружиной (20) меняет направление на противоположное и поворачивая вал (8) возвращает защелку (9) и упорные рычаги (1) в исходное положение, что обеспечивает готовность замка к следующему стопорению.

Перемещение защелки (9) и упорных рычагов (10) в исходное положение так же может быть осуществлено ручным перемещением рычажка (11).

Очевидно, что приведенная конструкция более проста, чем конструкция прототипа и благодаря этому обладает более высокой надежностью и ремонтопригодностью.

Изменения и модификации раскрытого варианта осуществления могут быть очевидными для специалистов в данной области техники и находятся в пределах объема заявленной полезной модели.

1. Устройство для стопорения двери в полностью открытом положении, содержащее стопорный палец и замок, используемые для двери, содержащей дверное полотно и рычаги, шарнирно соединяющие его с дверным проемом, открываемой и закрываемой поворотом дверного полотна относительно осей шарнирных соединений рычагов с дверным полотном и проемом, отличающееся тем, что стопорный палец и замок выполнены с возможностью их жесткой установки на одном из рычагов двери и около дверного проема соответственно, при этом замок содержит корпус с прорезью для входа или выхода стопорного пальца при открытии или закрытии двери соответственно, ось вилки, жестко установленную в корпусе, шарнирно установленную на оси вилку с прорезью для размещения стопорного пальца при стопорении и содержащую выступ, возвратную пружину, соединенную с вилкой и корпусом, ограничитель поворота вилки, жестко установленный в корпусе, при этом возвратная пружина создает крутящий момент, направленный на прижатие вилки к ограничителю поворота вилки, вал, шарнирно установленный в корпусе параллельно оси вилки, жестко установленные на валу: защелку для фиксации выступа вилки, по меньшей мере, два упорных рычага и рычажок, ограничитель поворота вала, жестко установленный в корпусе, качающиеся опоры, шарнирно соединенные с рычагами и корпусом соответственно, с расположением осей шарниров параллельно оси вала, пружину сжатия, установленную на качающихся опорах с возможностью создания ею крутящих моментов противоположно направленных на прижатие защелки или упорных рычагов к ограничителю поворота вала соответственно.

2. Устройство по п. 1, в котором рычажок содержит выступ для поворота рычажка при контакте выступа со стопорным пальцем при его выходе из корпуса замка при закрытии двери.



 

Похожие патенты:

Устройство для фиксации промышленных, уличных и гаражных распашных металлических (железных) ворот относится к строительству зданий, сооружений, складских помещений, гаражных боксов, автомоек, где есть распашные ворота.

Устройство для фиксации промышленных, уличных и гаражных распашных металлических (железных) ворот относится к строительству зданий, сооружений, складских помещений, гаражных боксов, автомоек, где есть распашные ворота.

Изобретение относится к устройствам для фиксации створок и может быть использовано для фиксации окон и форточек (фрамуг) в приоткрытом состоянии

Калитка // 92079
Наверх