Тренажер для занятий по восстановлению движений глаз у больных неврологической клиники, имеющих нарушение процесса зрительного восприятия

 

Полезная модель относится к области медицины, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с различными нарушениями процесса зрительного восприятия. Создан тренажер для занятий по восстановлению движений глаз у больных неврологической клиники, имеющих нарушение процесса зрительного восприятия, который содержит рамку и дополнительно пластмассовое основание толщиной 2-3 мм, нижняя часть которого соединена через шарнирные петли с прямоугольной рамкой. В верхней части основания и прямоугольной рамки установлены три магнитных защелки, фиксирующие в рамке прозрачный файл с заданием. В центральной части левой и правой сторон прямоугольной рамки установлены кронштейны, предназначенные для крепления п-образной опорной штанги, которая фиксируется с помощью винтов и обеспечивает опору на рабочую поверхность. На верхней части п-образной штанги закреплен круглый валик, выполненный из резины для мягкого контакта с опорной поверхностью. Причем на поверхности прозрачного файла размещен подвижный элемент, управляющий взором больного, зафиксированный на поверхности прозрачного файла посредством магнита, размещенного с обратной стороны рамки. Тренажер обеспечивает жесткую фиксацию заданий для занятий по восстановлению движений глаз больного посредством рамки с защелками, а также обеспечивает легкое скольжение по поверхности прозрачного файла с заданием и устойчивое перемещение взора больного посредством рамки, в которой жестко фиксировано задание, и управляющих элементов (круга, кольца, магнита). Кроме того, тренажер обеспечивает также мягкую и устойчивую опору с поверхностью стола или других рабочих поверхностей во время проведения занятий за счет опорной штанги, фиксированной с помощью винтов и круглого валика из резины, что улучшает выполнение заданий по восстановлению движений глаз больного.

Полезная модель относится к области медицины, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при восстановительном обучении больных с различными нарушениями процесса зрительного восприятия.

Восстановление нарушенного зрительного восприятия относится к наименее разработанным вопросам восстановительного обучения, где имеются лишь общие установки в отношении работы с данным видом нарушений.

Процесс зрительного восприятия имеет сложную структуру и может нарушаться вследствие поражения различных его составляющих. Одной из важных составляющих, необходимых для нормальной работы зрительно-предметного восприятия является процесс движений глаз, обводящих контур воспринимаемого объекта, и совершающих ряд других сложных движений в ходе восприятия различных предметов и объектов. (Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе восприятия изображений. М.: Наука, 1965, 110 с.)

Процесс восприятия сложных объектов включает в себя два типа движений глаз: микродвижения, обеспечивающие сохранение устойчивого образа объекта, и крупные движения, позволяющие выделять последовательно наиболее значимые признаки объекта, производить их сличение и синтез в окончательный комплекс для опознания (Лурия А.Р. Лекции по общей психологии, СПб.: Питер, 2006, 320 с.)

Нарушение процесса движений глаз приводит не только к нарушению восприятия предметов и объектов, но и к трудностям восприятия символов и слов, то есть к нарушению процесса чтения. В норме, при чтении глаз перемещается с одной точки текста к другой строго по строке. При поражениях затылочно-теменных отделов коры мозга, синтетическое восприятие целых структур нарушается, и больной начинает видеть только одну точку, оказываясь не в состоянии одновременно воспринимать целые группы действующих на него зрительных сигналов. В результате такого дефекта нарушаются и организованные движения глаз. Глаз человека при чтении не удерживает строку, соскальзывая с одной строчки на другую. (Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., Педагогика, 1972.)

Известна методика М. Г. Храковской, предназначенная для восстановления оптико-моторной активности глаз у больных с различными нарушениями зрительного восприятия. На ранних этапах работы по данной методике используются задания, направленные на восстановление движения глаз по автоматизированным при чтении алгоритмам: слева направо и сверху вниз, строка за строкой. Постепенно, в ходе занятий объем зрительной информации и сложность заданий увеличиваются. Этот тип заданий позволяет повышать готовность к восприятию благодаря регуляции движения и фиксации взора. Далее используются задания, направленные на выявление и классификацию по заданным визуальным признакам деталей предметов и т.д. (Храковская М.Г. Оптимизация нейропсихологических реабилитационных стратегий на примере восстановления зрительного гнозиса. // Нейрореабилитация-2009: материалы I Международного конгресса. - М., 2009. - С. 48).

Однако, в данной методике, основанной на использовании автоматизированных алгоритмов движения глаз, не используется какие-либо дополнительные средства, управляющие движением его взора и облегчающие больному реализацию нарушенного у него процесса движений глаз.

Известна методика Л.С. Цветковой, основанная на использовании дополнительных внешних средства, управляющего взором больного и облегчающего нарушенный процесс движения глаз. Данная методика предназначена для восстановления чтения при нарушении движения глаз. Основу данной методики составляет использование специальной, изготовленной из картона рамки, которая накладывается на слово, оставляя видимым все слово или несколько его букв, которые больной должен читать. Таким образом, больной оказывается вынужденным читать то, что дается ему в рамке. Сама рамка, (которой вначале управляет специалист, а затем и больной) постепенно передвигается по строке от слова к слову, ведя за собой взор больного и включая в работу его сохранные кинестетические ощущения. (Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., Педагогика, 1972.)

Однако, данная методика предназначена исключительно для восстановления процесса чтения и не позволяет работать над восстановлением зрительно-предметного восприятия. Кроме этого, вместе с картонной рамкой, в зрительном поле больного присутствует управляющая движением рамки рука, являющаяся элементом, усложняющим процесс восприятия больного, вследствие того, что процесс зрительного восприятия из-за его нарушения становится чувствительным к посторонним стимулам, находящимся в зрительном поле.

С целью преодоления недостатков существующих методик было разработано устройство: «Тренажер для занятий по восстановлению движений глаз, у больных неврологической клиники, имеющих нарушение процесса зрительного восприятия».

Технический результат разработанной полезной модели заключается в следующем: тренажер обеспечивает устойчивое перемещение взора больного неврологической клиники, имеющего нарушение процесса зрительного восприятия, за счет легкого скольжения управляющих элементов (круга, кольца, магнита) по поверхности прозрачного файла с заданием жестко зафиксированного в рамке.

Полезная модель иллюстрируется чертежами. На фигуре 1 показан тренажер (фронтальный и боковой виды). На фигуре 2 показан тренажер вид сбоку с раскрытой рамкой. На фигуре 3 показано задание в виде контурных

изображений предметов. На фигуре 4 и 5 показано задание в виде реальных предметов. На фигуре 6 показано задание в виде сюжетных картинок. На фигуре 7 показано задание в виде лиц людей. На фигуре 8 показано задание в виде лабиринта. На фигуре 9 показано задание в виде текста.

Технический результат достигается тем, что создан тренажер для занятий по восстановлению движений глаз у больных неврологической клиники, имеющих нарушение процесса зрительного восприятия, содержащий рамку, при этом он дополнительно содержит пластмассовое основание толщиной 2-3 мм, нижняя часть которого соединена через шарнирные петли с прямоугольной рамкой, в верхней части основания и прямоугольной рамки установлены три магнитных защелки, фиксирующие в рамке прозрачный файл с заданием, а в центральной части левой и правой сторон прямоугольной рамки установлены кронштейны, предназначенные для крепления п-образной опорной штанги, которая фиксируется с помощью винтов и обеспечивает опору на рабочую поверхность, на верхней части п-образной штанги закреплен круглый валик, выполненный из резины для мягкого контакта с рабочей поверхностью, причем на поверхности прозрачного файла размещен подвижный элемент, управляющий взором больного, зафиксированный посредством магнита.

Заявленный тренажер (см. фиг. 1) состоит из пластмассового основания (1) толщиной 2-3 мм, нижняя часть которого соединена через шарнирные петли (9) с прямоугольная рамкой (2). В верхней части основания (1) и прямоугольной рамки (2) установлены три магнитных защелки (10), фиксирующие в рамке прозрачный файл (12) с заданием (3).

В центральной части левой и правой сторон прямоугольной рамки (2) установлены направляющие (13) и кронштейны (5), предназначенные для крепления п-образной опорной штанги (4), которая фиксируется с помощью винтов (6) и обеспечивает опору на край поверхности стола, или на какую-либо иную опору во время проведения занятий. На верхней части п-образной штанги (4) закреплен круглый валик (11), выполненный из резины,

обеспечивающей мягкий контакт с поверхностью стола или какой-либо иной рабочей поверхностью. При необходимости, п-образная штанга (4) может выниматься из направляющих (13) и устанавливаться в нижней части устройства. На поверхности прозрачного файла (12) размещен подвижный элемент (7), управляющий взором больного, зафиксированный на поверхности прозрачного файла (12) посредством магнита (8), размещенного с обратной стороны прямоугольной рамки (2). На нижнюю часть подвижного элемента (7), управляющего взором больного, наклеена мягкая ткань (типа бархата), позволяющая ему легко скользить по поверхности прозрачного файла (12).

Предлагаемый тренажера для занятий по восстановлению движений глаз у больных неврологической клиники работает следующим образом.

После открытия (см. фиг. 2) магнитных защелок (10) и разведения на небольшой угол основания (1) и прямоугольной рамки (2) между ними вставляют стандартный прозрачный файл (12) с заданием на листе бумаги (3), содержащим определенное изображение или текст. Далее основание (1) и прямоугольную рамку (2) снова соединяют посредством магнитных защелок (10), жестко фиксирующих в устройстве прозрачный файл (12) с заданием (3).

Напечатанные на листе бумаги задания (3) в виде изображений, предназначенные для работы с больными, представляют собой контурные и реальные предметы, сюжетные картинки, лица людей, лабиринты различной сложности, тексты (см. фиг. 3-9). Каждый лист с заданием (3) имеет определенный номер, что позволяет фиксировать в протоколе занятий выполняемые больным задания.

Работа с закрепленным в устройстве изображением осуществляется с помощью изготовленного из магнитного материала подвижного элемента (7), управляющего взором больного, размещенного на поверхности прозрачного файла (12) и магнита (8), располагающегося с обратной стороны (задняя часть) прямоугольной рамки (2). Больной перемещая магнит (8)

вызывает перемещение подвижного элемента (7) по контуру изображений, расположенных на листе задания (3), что обеспечивает управление взором больного.

В зависимости от выполняемого задания, используют различные подвижные элементы (7), управляющие взором больного: а) в виде круга диаметром 0,5-1 см., позволяющим обводить контуры изображений и передвигаться по лабиринтам; б) в виде кольца с внутренним диаметром 2-3 см, позволяющим работать с текстом.

Используемые задания (3) имеют различную степень сложности.

В случае занятий за рабочим столом, мягкий круглый валик (11) п-образной опорной штанги (4) опирается на край поверхности рабочего стола, а больной, придерживая тренажер левой рукой, осуществляет правой рукой посредством магнита (8) перемещение подвижного элемента (7), управляющего движением глаз.

В случае занятий с больным, находящемся в лежачем положении или в положении сидя (без рабочего стола) п-образную штангу (4) устанавливают в нижней части устройства, и мягкий круглый валик (11) п-образной опорной штанги (4) опирается на грудь больного, который, придерживая устройство левой рукой, осуществляет правой рукой посредством магнита (8) перемещение подвижного элемента (7), управляющего движением глаз.

В случае наличия у больного параличей или парезов, занятие по восстановлению движений глаз у больного на тренажере могут осуществлять его родственники.

Благодаря малому весу и компактности тренажера, больной может носить его с собой, используя в различных ситуациях, например, во время прогулки, сидя на лавочке.

Тренажер для восстановления движений глаз, у больных неврологической клиники с нарушениями процесса зрительного восприятия может использоваться при работе с больными, имеющими а) зрительно -

предметную агнозию, б) нарушение процесса чтения, в) другие виды зрительных агнозий.

С самых первых восстановительных занятий, реализация нарушенного у больного процесса движений глаз облегчается благодаря использованию внешнего средства - подвижного элемента (7), управляющего движением глаз, в виде круга или кольца.

Процесс занятий перестает быть рутинным и приобретает привлекательную для больного форму тренинга.

В зрительном поле больного отсутствуют лишние элементы, перегружающие объем зрительного восприятия, и мешающие ему сконцентрироваться на задании, а именно на прозрачном файле (12) с заданием (3) присутствует только задание (3) и подвижный элемент (7), управляющий движением глаз.

Тренажер обеспечивает жесткую фиксацию заданий (3) для занятий по управлению взором больного посредством прямоугольной рамки (2) с магнитными защелками (10), что позволяет больному легко скользить по поверхности прозрачного файла (12) подвижным элементом (7) и устойчиво отслеживать взором движущегося по листу с заданием (3) круга, обводящего контур предмета, объекта или маршрут лабиринта или читать текст в окошке движущегося по тексту круглого кольца.

Кроме того тренажер обеспечивает также мягкую и устойчивую опору на поверхность стола или другие рабочие поверхности во время проведения занятий за счет п-образной опорной штанги (4), фиксированной с помощью винтов (6) и круглого валика (11) из резины, что улучшает выполнение заданий по фиксации движений глаз больного;

Таким образом, универсальность заявленного тренажера заключается в том, что он прост как в исполнении, так и использовании в работе над восстановлением зрительно-предметного восприятия, чтения, и других нарушений зрительного восприятия, связанных с нарушением движения глаз.

Тренажер для занятий по восстановлению движений глаз у больных неврологической клиники, имеющих нарушение процесса зрительного восприятия, содержащий рамку, отличающийся тем, что дополнительно содержит пластмассовое основание толщиной 2-3 мм, нижняя часть которого соединена через шарнирные петли с прямоугольной рамкой, в верхней части основания и прямоугольной рамки установлены три магнитных защелки, фиксирующие в рамке прозрачный файл с заданием, а в центральной части левой и правой сторон прямоугольной рамки установлены кронштейны, предназначенные для крепления п-образной опорной штанги, которая фиксируется с помощью винтов и обеспечивает опору на рабочую поверхность, на верхней части п-образной штанги закреплен круглый валик, выполненный из резины для мягкого контакта с рабочей поверхностью, причем на поверхности прозрачного файла размещен подвижный элемент, управляющий взором больного, зафиксированный посредством магнита, размещенного с обратной стороны рамки.



 

Наверх