Ходовая часть буксировщика

 

Полезная модель относится к конструкции устройства для передвижения по снегу путем буксирования лыжника, саночника или их сцепки по руслам застывших рек, озер или лесным тропинкам и может быть использована в конструкциях мотобуксировщиков с гусеничным движителем, имеющих передний привод

Технический результат заключается в повышении безопасности эксплуатации, повышении прочности, надежности и срока службы конструкции, обеспечении компактности конструкции и удобства ее эксплуатации

Указанный технический результат достигается использованием ходовой части буксировщика, содержащей платформу с установленными на ней передними и задними стойками, снабженную двумя верхними направляющими и соединенным со стойками платформы гусеничным движителем, содержащим ленточную гусеницу, закрепленные на передних стойках подшипниковые опоры, приводной вал с приводными барабанами и подпружиненные рычаги с осью на которой установлены опорные ролики, а на задних стойках - ось с поддерживающими верхними роликами и подпружиненные рычаги с осью соединенной с нижними опорными роликами, причем между передними и задними нижними опорными роликами закреплены склизы, а цепь ленточной гусеницы взаимодействует с приводными барабанными, нижними опорными роликами и поддерживающими верхними роликами. При этом, направляющие дополнительно снабжены пластмассовыми накладками, приводной барабан и ленточная гусеница снабжены дополнительными зацепами, зазор между ленточной гусеницей и склизами составляет не менее 5 мм, передняя и задняя стойки снабжены средством регулирования угла закручивания пружины подпружиненных рычагов, а задняя стойка выполнена также с возможностью ее перемещения. 13 з.п.ф., 6 илл.

Назначение и область применения

Полезная модель относится к конструкции устройства для передвижения по снегу путем буксирования лыжника, саночника или их сцепки по руслам застывших рек, озер или лесным тропинкам и может быть использована в конструкциях мотобуксировщиков с гусеничным движителем, имеющих передний привод.

Предшествующий уровень техники

Из предшествующего уровня техники известна конструкция буксировщика-снегохода лыжника, саночника по патенту РФ на полезную модель 99761 (В62М 27/02, приоритет от 11.05.2010) предназначенный для перемещения людей и грузов по заснеженным тропинкам в лесу, руслам рек, льду озер. Ходовая часть данного буксировщика выполнена в виде гусеницы, приводящейся в движение приводной звездочкой трансмиссии. Приводная звездочка расположена в передней части гусеницы, над опорной звездочкой. При этом, ходовая часть снабжена подпружиненными склизами, по которым двигается гусеница. Платформа, на которой располагается двигатель, соединяется с ходовой частью при помощи передних и задних стоек. При этом, гусеничный движитель состоит из гусеницы, ведущей звездочки, направляющей звездочки и опорных катков, также выполненных виде звездочек, выступы которых взаимодействуют с цепью гусеницы. Оси ведущей и направляющей звездочек неподвижно соединены с платформой, а опорные катки соединены соответственно с ведущей звездочкой и направляющей звездочкой подпружиненными рычагами. Рычаги выполнены с возможностью поворота относительно оси крепления и обеспечивают мягкость движения по пересеченной местности.

Однако, при движении по тропинкам или льду в отсутствии снега подпружиненные склизы, постоянно прижатые к гусенице, разогреваются, в связи с чем резко возрастает сопротивление движению и падает скорость буксировщика. Таким образом, данная конструкция существенно осложняет ее использование в различных условиях. Кроме того, платформа выполнена рамной конструкции. При неравномерном движении верхняя ветвь гусеницы выгибается, и гусеница скользит по платформе, которая имеет неровности (поперечные связи, выступающие головки болтов и т.п.), что приводит к увеличению сопротивления при движении, а так же повышенному износу гусеницы. При этом, при загрузке грузового отсека платформы, расстояние между верхней и нижней ветвью гусеницы уменьшается, угол взбегания гусеницы на различные препятствия изменяется, что приводит к ухудшению ходовых качеств буксировщика. Оси ведущей и направляющей звездочек неподвижно соединены с платформой, что не позволяет произвести натяжение гусеницы, при ее провисании. А также, так как в конструкции ходовой части направляющие звездочки расположены над склизами, при складывании гусеничного движителя звездочки упираются в склизы. Что не позволяет уменьшить габарит буксировщика по высоте. Такое расположение направляющей звездочки не предусматривает возможность быстрого складывания гусеничного движителя без снятия склизы, что вызывает неудобство при перевозке буксировщика в автомобиле до места эксплуатации, и. кроме того, приходится тратить много времени для разборки-сборки буксировщика.

Сущность полезной модели

Задача, решаемая заявленной полезной модели, состоит в преодолении вышеуказанных недостатков и предложении простой конструкции ходовой части буксировщика приспособленной для ее эксплуатации в сложных погодных условиях.

При этом, технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в повышении безопасности эксплуатации, повышении прочности, надежности и срока службы конструкции, обеспечении компактности конструкции и удобства ее эксплуатации.

Для достижения заявленного технического результата используют ходовую часть буксировщика, содержащую платформу с установленными на ней передними и задними стойками, соединенными с гусеничным движителем, содержащим ленточную гусеницу отличающуюся от прототипа тем, что платформа дополнительно снабжена двумя верхними направляющими для ленточной гусеницы движителя, содержащего, закрепленные на передних стойках подшипниковые опоры, приводной вал с приводными барабанами и подпружиненные рычаги с осью на которой установлены опорные ролики, а на задних стойках - ось с поддерживающими верхними роликами и подпружиненные рычаги с осью соединенной с нижними опорными роликами, причем между передними и задними нижними опорными роликами закреплены склизы, а цепь ленточной гусеницы взаимодействует с приводными барабанными, нижними опорными роликами и поддерживающими верхними роликами.

Предпочтительно, две верхних направляющих дополнительно снабжены накладками, с обеспечением возможности изоляции нижней части платформы от контакта со смежной поверхностью ленточной гусеницы, при этом, накладки могут быть выполнены из пластмассы.

Согласно заявленной полезной модели, склизы предпочтительно установлены с зазором не менее 5 мм и не более 6 мм между гусеницей и склизами.

При этом, в одном из вариантов осуществления, передняя и задняя стойки снабжены средством регулирования угла закручивания пружины подпружиненных рычагов, которое может быть выполнено в виде набора радиально расположенных стопорных отверстий для завода и фиксации положения кончика пружины подпружиненных рычагов, с предустановленным расчетным шагом ограничения угла закручивания пружины и угла взбегания ленточной гусеницы.

В еще одном варианте осуществления полезной модели, поддерживающие верхние ролики расположены сбоку от склиз с обеспечением возможности складывания гусеничного движителя без снятия склиз при выведенных из зацепления пружинах подпружиненных рычагов, развернутых горизонтально.

В одном из предпочтительных вариантов осуществления полезной модели, передние стойки зафиксированы на платформе, а задние стойки выполнены с возможностью перемещения, для регулирования оптимального натяжения ленточной гусеницы.

В другом варианте, приводной барабан дополнительно снабжен боковыми зацепами, с обеспечением возможности уменьшения удельного давления на зуб при передаче крутящего момента, причем, приводной барабан предпочтительно содержит восемь наружных зубьев и шестнадцать боковых зацепов, по восемь с каждой стороны. При этом, гусеничная лента может быть дополнительно снабжена внутренними зацепами, с обеспечением возможности повышения степени зацепления приводных барабанов, где внутренние зацепы выполнены направляющими для опорных нижних роликов и верхних поддерживающих роликов, с обеспечением возможности удержания ленточной гусеницы от боковых смещений. Причем, боковые зацепы приводных барабанов выполнены с обеспечением возможности зацепления с внутренними зацепами гусеничного движителя, а наружные выступы приводных барабанов с обеспечением возможности прохода через окна ленточной гусеницы гусеничного движителя.

Краткое описание чертежей.

Полезная модель поясняется чертежами, где

фиг. 1 - схемное изображение ходовой части буксировщика;

фиг. 2 - общий вид ходовой части буксировщика,

фиг. 3 общий вид гусеничного движителя без гусеничной ленты

фиг. 4 фрагмент схемного изображения варианта осуществления средства регулирования угла закручивания пружины

фиг. 5 схемное изображение гусеничного движителя в сложенном виде

фиг. 6 общий вид варианта осуществления зацепления приводного барабана с гусеничной лентой посредством боковых и внутренних зацепов.

Следует отметить, что прилагаемые чертежи иллюстрируют только один из наиболее предпочтительных вариантов выполнения полезной модели и не могут рассматриваться в качестве ограничений содержания полезной модели, которое может включать и другие варианты осуществления.

Пример осуществления полезной модели.

Как следует из представленных на фиг. 1-2 чертежей, ходовая часть, согласно полезной модели, состоит из платформы 1 с установленными на ней верхними направляющими 2, передними 3 и задними 10 стойками, расположенными попарно на оппозитных сторонах платформы. К передним стойкам 3 крепятся подшипниковые опоры, приводной вал с барабанами 7, рычаги 6, с осью на которой установлены опорные ролики 8. На задних стойках 10 закреплена ось с поддерживающими верхними роликами 9 и рычаги с осью и закрепленными на ней нижними опорными роликами. Между передними и задними нижними опорными роликами закреплены склизы 4. На приводные барабаны 7, нижние опорные ролики 8 и поддерживающие верхние ролики 9 одета ленточная гусеница 11.

При этом, снизу платформы 1 крепятся две верхних направляющих 2 с пластмассовыми накладками, для уменьшения трения гусеницы 11 о платформу, что позволяет предотвратить контакт гусеницы с нижней частью платформы и снизить тем самым сопротивление при движении, а так же возможность преждевременного износа гусеницы.

Между передними и задними опорными роликами 8 установлены склизы 4 таким образом, что между ленточной гусеницей 11 и склизами 4 существует гарантированный зазор 5-6 мм (фиг. 1, размер Б). В этот зазор при движении буксировщика по глубокому снегу набивается снег, и служит смазкой между гусеницей и склизами. При движении по тропинкам и льду буксировщик опирается на опорные ролики 8, при этом гарантированный зазор между гусеницей и склизами остается. Данное решение позволяет уменьшить трение гусеницы о склизы и дает возможность использовать буксировщик как в снегу, так и на льду или тропинках без установки дополнительных поддерживающих роликов

Стойки 3 и 10 снабжены средством регулирования угла закручивания пружины 5 подпружиненных рычагов. При этом, средство регулирования угла закручивания пружины (фиг. 4) может быть выполнено, например, в виде набора радиально расположенных стопорных отверстий для завода и фиксации положения кончика пружины подпружиненных рычагов, с предустановленным расчетным шагом ограничения угла закручивания пружины и угла взбегания гусеницы. Кончик пружины 5 может быть переставлен в одно из пяти отверстий. При минимальной загрузке буксировщика кончик пружины устанавливается в первое или второе отверстие в стойке. Угол А (фиг. 4) предпочтительно должен находиться в диапазоне от 25 до 35 градусов. При большой загрузке платформы буксировщика пружина 5 под действием тяжести закручивается и угол А уменьшается. Чем сильнее загружается буксировщик, тем меньше становится угол взбегания гусеницы, и тем меньше высота препятствия, которую может преодолеть буксировщик. Для восстановления значения угла А взбегания гусеницы до 25-35 градусов необходимо переставить кончик пружины в следующее отверстие в стойке. Данное решение позволяет регулировать величину угла взбегания А гусеницы на различные препятствия в зависимости от загрузки грузового отсека буксировщика, а так же регулировать жесткость подвески в зависимости от условий эксплуатации, что приводит к повышению ходовых качеств буксировщика.

Согласно фиг. 5 поддерживающие верхние ролики 9 расположены сбоку от склиз 4, что позволяет быстро и без снятия склиз складывать гусеничный движитель. При этом, пружины 5 выводятся из зацепления с рычагами 6 (фиг. 5) в свободное состоянии, рычаги 6 разворачиваются горизонтально, а габарит буксировщика по высоте уменьшается. Такое решение, например, позволяет сэкономить пространство в багажнике автомобиля при доставке буксировщика к месту эксплуатации.

Как следует из представленного на фиг. 2 изображения, передние стойки 3 выполнены зафиксированными на платформе, тогда как задние стойки 10 снабжены устройством регулирования их положения, с возможностью перемещения вдоль платформы, для регулирования оптимального натяжения гусеницы.

При этом, ленточная гусеница, согласно заявленной полезной модели, дополнительно содержит внутренние зацепы 14 (фиг. 6), которые позволяют увеличить степень зацепления приводных барабанов 7.

В существующих конструкциях буксировщиков, в том числе и в конструкции прототипа, для привода гусеничного движителя используют серийно выпускаемые звездочки. При этом, при передаче крутящего момента на гусеничный движитель участвуют в зацеплении четыре зуба одновременно.

Согласно заявленному решению полезной модели, в конструкции ходовой части буксировщика используют приводной барабан, вместо вышеуказанной приводной звездочки. Причем, приводной барабан заявленной конструкции предпочтительно снабжен как наружными, так и боковыми зацепами, и, в частности, имеет восемь наружных зубьев 15 (фиг. 6) и шестнадцать боковых зацепов 16, по восемь с каждой стороны. При этом, при передаче крутящего момента одновременно участвуют четыре наружных зуба и восемь боковых зацепов приводного барабана, по четыре с каждой стороны, что позволяет уменьшить удельное давление на зуб при передаче крутящего момента и, соответственно, повышает срок службы приводного барабана по сравнению с приводными звездочками выпускаемых буксировщиков.

Как следует из чертежа, представленного на фиг. 2, внутренние зацепы 14, согласно рассматриваемому варианту осуществления полезной модели, выполнены таким образом, что являются направляющими для опорных нижних роликов 8 и верхних поддерживающих роликов 9 (фиг. 3) и служат для надежного удержания гусеницы от боковых смещений.

Причем, боковые зацепы 16 приводных барабанов 7 (фиг. 6) выполнены с возможностью зацепления с внутренними зацепами 14 ленточной гусеницы гусеничного движителя, при этом наружные выступы 15 проходят через окна гусеничного движителя 13.

Таким образом, заявленное решение полезной модели позволяет повысить безопасности эксплуатации буксировщика, прочность, надежность конструкции ходовой части буксировщика, а также увеличить срок службы конструкции. Кроме того, заявленное решение способствует обеспечению компактности конструкции и удобства и безопасность эксплуатации буксировщика

1. Ходовая часть буксировщика, содержащая платформу с установленными на ней передними и задними стойками, соединенными с гусеничным движителем, содержащим ленточную гусеницу, отличающаяся тем, что платформа дополнительно снабжена двумя верхними направляющими для ленточной гусеницы движителя, содержащего закрепленные на передних стойках подшипниковые опоры, приводной вал с приводными барабанами и подпружиненные рычаги с осью, на которой установлены опорные ролики, а на задних стойках - ось с поддерживающими верхними роликами и подпружиненные рычаги с осью, соединенной с нижними опорными роликами, причем между передними и задними нижними опорными роликами закреплены склизы, а цепь ленточной гусеницы взаимодействует с приводными барабанными, нижними опорными роликами и поддерживающими верхними роликами.

2. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что две верхних направляющих дополнительно снабжены накладками, с обеспечением возможности изоляции нижней части платформы от контакта со смежной поверхностью ленточной гусеницы.

3. Ходовая часть буксировщика по п.2, отличающаяся тем, что накладки выполнены из пластмассы.

4. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что склизы установлены с зазором не менее 5 мм между гусеницей и склизами.

5. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что склизы установлены с зазором не более 6 мм между гусеницей и склизами.

6. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что передняя и задняя стойки снабжены средством регулирования угла закручивания пружины подпружиненных рычагов.

7. Ходовая часть буксировщика по п.6, отличающаяся тем, что средство регулирования угла закручивания пружины выполнено в виде набора радиально расположенных стопорных отверстий для завода и фиксации положения кончика пружины подпружиненных рычагов, с предустановленным расчетным шагом ограничения угла закручивания пружины и угла взбегания ленточной гусеницы.

8. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что поддерживающие верхние ролики расположены сбоку от склиз с обеспечением возможности складывания гусеничного движителя без снятия склиз, при выведенных из зацепления пружин подпружиненных рычагов, развернутых горизонтально.

9. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что передние стойки зафиксированы на платформе, а задние стойки выполнены с возможностью перемещения, для регулирования оптимального натяжения ленточной гусеницы.

10. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что приводной барабан дополнительно снабжен боковыми зацепами, с обеспечением возможности уменьшения удельного давления на зуб при передаче крутящего момента.

11. Ходовая часть буксировщика по п.10, отличающаяся тем, что приводной барабан содержит восемь наружных зубьев и шестнадцать боковых зацепов, по восемь с каждой стороны.

12. Ходовая часть буксировщика по п.1, отличающаяся тем, что ленточная гусеница дополнительно снабжена внутренними зацепами, с обеспечением возможности повышения степени зацепления приводных барабанов.

13. Ходовая часть буксировщика по п.12, отличающаяся тем, что внутренние зацепы выполнены направляющими для опорных нижних роликов и верхних поддерживающих роликов, с обеспечением возможности удержания ленточной гусеницы от боковых смещений.

14. Ходовая часть буксировщика по любому из пп.10-13, отличающаяся тем, что боковые зацепы приводных барабанов выполнены с обеспечением возможности зацепления с внутренними зацепами гусеничного движителя, а наружные выступы приводных барабанов с обеспечением возможности прохода через окна ленточной гусеницы гусеничного движителя.



 

Наверх