Полезная модель относится к области физиологии и психологии и может быть использована в клинической психологии и возрастной физиологии. Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи. Это связанно с педагогической запущенностью ребенка, пребыванием ребенка в специализированных домах ребенка, с излишней занятостью родителей. Так как задержка в развитии способности понимания речи оказывает влияние и на развитие когнитивной сферы, то можно предположить, что у детей она будет негативно влиять на реализации функции мышления, памяти, произвольного внимания и, как следствие, на формирование разнообразных умений и навыков, а также на дальнейшую школьную успеваемость. В связи с вышесказанным, особую значимость приобретает вопрос своевременной диагностики уровня развития речи у детей возрастом до трех с половиной лет. Известен способ определения уровня развития речи у детей возрастом до 3.5 лет при помощи психологического тестирования (Bayley Scales of Infant and Toddler Development), однако этот способ имеет существенные недостатки, а именно длительное время проведения и сложные условия диагностики, большая зависимость результатов от текущего настроения и уровня ситуативной тревожности ребенка. Испытуемые могут неправильно интерпретировать вопрос или не следовать инструкции, что существенно снижает достоверность получаемых результатов. Также недостатком данной методики является условие в инструкции теста о недостоверности результатов при повторном проведении тестирования ранее, чем через полгода после предыдущего. В качестве прототипа выбран «Cnoci6 визначення шдивщуальних особливостей уваги у дгтей 10-12 роюв» на основе измерения компонентов ЭЭГ [Патент Украины на изобретение 74078, МПК А61В 6/02, опубл.17.10.2005, Бюл.10]. Способ включает автоматизированную подачу пар звукових сигналов (предупредительного и императивного), нажатия на кнопку в ответ на императивный сигнал с одновременным отведением биоэлектрической активности в точках СЗ и С4, измерения амплитуды компонентов вызванных ЭЭГ потенциалов. Выявляют детей с недостаточной вираженностью компонентов PI, Nl, P2, N1-P2, что свидетельствует о несформированности у них произвольного внимания. Однако описанный способ используется для изучения характеристик внимания у старших детей, и не применяется для изучения процессов развития речи у детей младшего возраста. В соответствии с этим, в основу полезной модели была поставлена задача создания объективного способа определения уровня развития речи у детей возрастом до трех с половиной лет, в котором уровень развития речи оценивался бы по характеристикам текущей электроэнцефалограммы (ЭЭГ), что существенно повысит достоверность получаемых результатов. Сущность полезной модели заключается в том, что способ определения уровня развития речи у детей возрастом до 3,5 лет включает регистрацию текущей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в двух этапах: в покое при открытых глазах (1 этап), и при открытых глазах и речевом воздействии - прослушивании ребенком речи с понятным ему семантическим содержанием (2 этап), в точках F3, F4, F7, F8, СЗ, С4, ТЗ, Т4, Т5, Т6, РЗ, Р4, 01 и 02. Вычислялись изменения спектральной плотности мощности (СПМ) альфа-ритма, гамма- ритма, бета1- и бета2- ритмов ЭЭГ в данных отведениях, и выявлялись отведения, в которых наблюдалось изменения СПМ, а также количественно определялся уровень десинхронизации в выявленных отведениях. Определялись дети с оптимальными для данного возраста изменениями СПМ ритмов, как обладающих нормальным уровнем развития речи, а также дети с десинхронизацией СПМ ритмов в большем количестве отведений, но со сниженными ее уровнями, что характеризует задержку речевого развития. Практически способ осуществляется следующим образом. Во время опыта испытуемый находится в удобном кресле (часто на руках у матери). В эксперименте участвовали две группы детей - с высоким и с низким уровнем речевого развития, что было определено предварительно путем психологического тестирования. Измерение СПМ тета-, альфа-, бета1-, бета2- и гамма- ритмов ЭЭГ в точках F3, F4, F7, F8, СЗ, С4, ТЗ, Т4, Т5, Т6, РЗ, Р4, 01 и 02 позволило выявить отведения, в которых наблюдался высокий уровень десинхронизации, что дало возможность определить детей с оптимальными для данного возраста числовыми показателями изменения СПМ ритмов, обладающими высоким уровнем развития речи, а также числовые показатели изменения СПМ ритмов индивидов с задержкой речевого развития, которые характеризовались увеличенным количеством отведений, в которых были зарегистрированы изменения СПМ ритмов, однако сами изменения были невелики. Способ прошел апробацию при определении уровня речевого развития на 105 детях от полутора до трех с половиной лет. Отведение и анализ ЭЭГ осуществляется по общепринятой методике с помощью автоматизированного комплекса, состоящего из электроэнцефалографа Expert Tredex ("Tredex TM", Украина), программы для регистрации ЭЭГ «EEG Mapping» и компьютера IBM PC. ЭЭГ отводят биполярно, в точках F3, F4, F7, F8, СЗ, С4, ТЗ, Т4, Т5, Т6, РЗ, Р4, 01 и 02 по системе "10-20"; Для крепления электродов используют 16-канальную детскую электроэнцефалографическую шапочку «Полина» ("Tredex TM", Украина) со встроенными хлорсеребряными электродами. Конструкция шапочки максимально соответствует форме головы ребёнка, не сдавливает её при длительном мониторинге и не сползает при работе, тем самым не допуская смещения электродов. Система крепежа помогает амортизировать движения пациента. Ремни крепятся крестообразно на груди, минимизируя количество артефактов, связанных с глотательными рефлексами. ЭЭГ регистрируют в покое при открытых глазах на протяжении 60 секунд. Далее регистрируется ЭЭГ параллельно с воздействием речевого стимула семантического содержания, понятного для ребенка. В эксперименте для анализа паттерна ЭЭГ были выбраны следующие ритмы: тета-ритм, альфа-ритм, бетаЬритм, бета2-ритм, гамма-ритм. При восприятии речи у ребенка наблюдались изменения в паттерне текущей ЭЭГ. Изменялся СПМ ритмов в центральных, лобных и височных отведениях обоих полушарий, однако, максимальный уровень изменения на 30-40% наблюдался в лобных отведениях левого полушария (F3, F7), и центральных отведениях (СЗ, С4) для СПМ альфа- и гамма- ритмов. В случае, если у ребенка процесс восприятия речи не был адекватным для его возраста, то изменения наблюдались в большом количестве отведений, но со сниженными значениями изменений. При использовании заявляемого способа обеспечивается объективное определение функционального состояния головного мозга у детей. Преимуществами данного способа являются: объективность определения уровня речевого развития детей возрастом до трех с половиной лет (независимость спектральных характеристик текущей ЭЭГ от индивидуальных различий и временных психофизиологических характеристик испытуемого). За счет этого можно выявить детей с низким уровнем речевого развития, что позволит целенаправленно, с помощью известных коррекционных методик, повысить уровень овладения ребенком речью.
Способ определения уровня развития речи у детей возрастом до 3,5 лет, включающий регистрацию и измерение компонентов текущей электроэнцефалограммы (ЭЭГ), отличающийся тем, что процесс осуществляют в два этапа: в покое при открытых глазах и при открытых глазах и речевом воздействии - прослушивании ребенком речи с понятным ему семантическим содержанием в точках F3, F4, F7, F8, С3, С4, Т3, Т4, Т5, Т6, Р3, Р4, O1 и O2, вычисляют изменения спектральной плотности мощности (СПМ) альфа-ритма, гамма-ритма, бета1- и бета2-ритмов ЭЭГ в данных отведениях и выявляют отведения, в которых наблюдалось изменение СПМ, количественно определяют уровень десинхронизации в выявленных отведениях и определяют детей с оптимальными для данного возраста изменениями СПМ ритмов как обладающих нормальным уровнем развития речи, а также детей с десинхронизацией в большем количестве отведений, но со сниженными ее уровнями, что характеризует задержку речевого развития.
|