Многофункциональная раздаточная коробка

 

Многофункциональная раздаточная коробка содержит картер (1), крышку (2) картера, первичный вал (3), установленный в картере (1) и крышке (2) картера на подшипниковых опорах (4), промежуточный вал (5), установленный в картере (1) и крышке (2) картера на подшипниковых опорах (6), дифференциал (7), установленный в картере (1) и крышке (2) картера на подшипниковых опорах (8) и (9). На первичном валу (3) подвижно установлена ведущая шестерня (10) низшей передачи, неподвижно закреплена ведущая шестерня (11) высшей передачи, на шлицах первичного вала (3) подвижно установлена каретка (12) включения низшей передачи. На промежуточном валу (5) подвижно установлена ведомая шестерня (13) высшей передачи, неподвижно закреплена ведомая шестерня (14) низшей передачи, на шлицах промежуточного вала (5) подвижно установлена каретка (15) включения высшей передачи. Раздаточная коробка выполнена в виде базового модуля с местами отбора мощности сверху от первичного вала (3) через шестерню (11), а также с торцевой части - от первичного и промежуточного валов, соответственно (3) и (5). Была решена задача расширить функциональные возможности устройства за счет обеспечения отбора мощности с обоих валов. 3 з.п.ф., 2 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к агрегатам трансмиссии.

Известна раздаточная коробка с коробкой отбора мощности, содержащая корпус раздаточной коробки, соединенный с корпусом коробки отбора мощности, приводной вал, промежуточный вал и вал отбора мощности, установленные в упомянутых корпусах на подшипниках, ведущую шестерню, расположенную на приводном валу и находящуюся в зацеплении с промежуточной шестерней, связанной с дифференциалом переднего и заднего мостов шасси, зубчатые полумуфты сцепления. Кроме того, раздаточная коробка снабжена делителем, соединенным с ним насосом смазки и шестерней, расположенной на валу отбора мощности и находящейся в зацеплении с шестерней, установленной на валу насоса смазки, при этом насос смазки расположен в коробке отбора мощности (патент РФ 2235026, МПК 7 B60K 17/28, F16H 57/04, опубл. 27.08.2004).

Недостатком известного технического решения является то, что данная конструкция имеет большие осевые габариты по фланцам и низкие функциональные возможности.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по назначению, совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является двухступенчатая раздаточная коробка, содержащая приводной вал с двумя ведущими шестернями, одна из которых установлена на валу на подшипниках и соединена с ним посредством зубчатой муфты, промежуточный вал, имеющий кинематически связанные с шестернями ведущего вала две шестерни, одна из которых установлена на валу неподвижно и зацеплена с ведущей шестерней, установленной на приводном валу на подшипниках, при этом другая ведущая шестерня установлена на приводном валу неподвижно и зацеплена с шестерней коробки отбора мощности и с шестерней промежуточного вала, установленной на валу на подшипниках с возможностью соединения с ним посредством зубчатой муфты, дифференциальный механизм, масляный насос (патент РФ 48884, МПК 7 B60K 17/28, опубл. 10.11.2005).

Недостатками известного технического решения являются низкие функциональные возможности, связанные с тем, что устройство не имеет возможности отбора мощности от первичного вала с торца раздаточной коробки, а также от промежуточного вала с торца раздаточной коробки, что существенно ограничивает область применения раздаточной коробки.

Была поставлена задача расширить функциональные возможности устройства за счет обеспечения отбора мощности с обоих валов.

Поставленная задача решается за счет того, что многофункциональная раздаточная коробка, содержащая первичный вал с двумя ведущими шестернями, одна из которых установлена на валу на подшипниках, а другая - неподвижно, промежуточный вал, имеющий кинематически связанные с шестернями ведущего вала две ведомые шестерни, одна из которых также установлена на валу неподвижно и зацеплена с ведущей шестерней, установленной на первичном валу на подшипниках, а другая шестерня промежуточного вала, установленная на подшипниках, зацеплена с ведущей шестерней первичного вала, установленной на нем неподвижно, устройства включения высшей и низшей передачи, установленные подвижно на шлицах валов с возможностью взаимодействия со шлицами шестерен, дифференциальный механизм, масляный насос, выполнена в виде базового модуля с местами отбора мощности сверху от первичного вала, а также с торцевой части - от первичного и промежуточного валов, при этом места отбора мощности закрыты съемными крышками. В частном случае исполнения ведущая шестерня первичного вала может быть выполнена раздельно от первичного вала и закреплена на нем неподвижно, устройства включения передач выполнены в виде кареток, кроме того, в месте отбора мощности сверху от первичного вала выполнен люк, в месте отбора с торцевой части от первичного вала установлен масляный насос, а в месте отбора от промежуточного вала установлен стакан.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что раздаточная коробка выполнена в виде базового модуля с местами отбора мощности сверху от первичного вала, а также с торцевой части - от первичного и промежуточного валов, при этом места отбора мощности закрыты съемными крышками, позволили расширить функциональные возможности устройства за счет обеспечения отбора мощности с обоих валов, создать единую многофункциональную конструкцию, которая не требует доработок для комплектования дополнительными агрегатами.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется схематичными изображениями:

фиг. 1 - многофункциональная раздаточная коробка;

фиг. 2 - то же, с установленными агрегатами.

Многофункциональная раздаточная коробка содержит картер 1, крышку 2 картера, первичный вал 3, установленный в картере 1 и крышке 2 картера на подшипниковых опорах 4, промежуточный вал 5, установленный в картере 1 и крышке 2 картера на подшипниковых опорах 6, дифференциал 7, установленный в картере 1 и крышке 2 картера на подшипниковых опорах 8 и 9.

На первичном валу 3 подвижно установлена ведущая шестерня 10 низшей передачи, неподвижно закреплена ведущая шестерня 11 высшей передачи, на шлицах первичного вала 3 подвижно установлена каретка 12 включения низшей передачи.

На промежуточном валу 5 подвижно установлена ведомая шестерня 13 высшей передачи, неподвижно закреплена ведомая шестерня 14 низшей передачи, на шлицах промежуточного вала 5 подвижно установлена каретка 15 включения высшей передачи.

Шестерня 16 дифференциала зацеплена с ведомой шестерней 14 низшей передачи, зацепленной в свою очередь с ведущей шестерней низшей передачи. Ведущая шестерня 11 высшей передачи зацеплена с ведомой шестерней 13 высшей передачи.

Картер 17 привода переднего моста выполнен заодно с крышкой 2 картера раздаточной коробки.

На первичном валу 3 закреплен фланец 18 первичного вала. На валу 19 привода переднего моста закреплен фланец 20 привода переднего моста, вращающийся на подшипниковой опоре 21 и соединяемый с шестерней 16 дифференциала механизмом 22 блокировки дифференциала. На валу 23 привода заднего моста закреплен фланец 24 привода заднего моста, вращающийся на подшипниковой опоре 25.

В картере 1 сверху выполнен люк, закрытый крышкой люка 26. На торце картера 1 с правой стороны первичного вала установлен масляный насос 27 системы смазки раздаточной коробки, закрытый крышкой 28. На торце картера 1 с правой стороны промежуточного вала 5 установлен стакан 29, закрытый крышкой 30.

Раздаточная коробка выполнена в виде базового модуля с местами отбора мощности сверху от первичного вала 3 через шестерню 11, а также с торцевой части - от первичного и промежуточного валов, соответственно 3 и 5.

Многофункциональная раздаточная коробка работает следующим образом.

В исходном положении (см. фиг. 1) в раздаточной коробке включена нейтральная передача, то есть каретки 12 и 15 включения передач не зацеплены с шестерней 10 и с шестерней 13 соответственно. Крутящий момент от первичного вала 3 передается на шестерню 11 и шестерню 13. Шестерни 10, 14, 16, а также промежуточный вал 5 не вращаются.

При включении низшей передачи в раздаточной коробке каретка 12 перемещается влево, соединяя тем самым первичный вал 3 и шестерню 10. Далее крутящий момент передается через шестерню 14 на шестерню 16 дифференциала, и дифференциалом 7 распределяется на валы 19 и 23.

При включении высшей передачи в раздаточной коробке каретка 15 перемещается вправо, соединяя тем самым промежуточный вал 5 и шестерню 13. Далее крутящий момент передается через шестерню 14 на шестерню 16 дифференциала, и дифференциалом 7 распределяется на валы 19 и 23.

В базовом варианте места отбора мощности сверху от первичного вала, а также с торцевой части - от первичного и промежуточного валов закрыты съемными крышками 26, 28, 30. В случае, когда есть потребность в отборе мощности от раздаточной коробки, поступают следующим образом. Для установки коробки отбора мощности сверху раздаточной коробки снимают крышку 26, и устанавливают агрегат 31, выходная шестерня которого 32 зацепляется с шестерней 11. Для установки коробки отбора мощности с торца раздаточной коробки снимают крышку 28, и устанавливают агрегат 33, связанный с первичным валом 3. Для установки агрегата отбора мощности (например, гидравлического насоса) с торца раздаточной коробки снимают крышку 30, и устанавливают агрегат 34, связанный с промежуточным валом 5.

Заявляемое техническое решение позволяет получить раздаточную коробку в виде базового модуля, позволяющего осуществлять различные варианты отбора мощности, что обеспечивает расширение функциональных возможностей раздаточной коробки при минимальных затратах на сборочно-монтажные работы.

Упрощение конфигурации первичного вала путем разделения на вал и шестерню, а также выполнение за одно целое картера привода переднего моста и крышки картера раздаточной коробки позволяет сделать конструкцию более технологичной и, следовательно, более дешевой.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Многофункциональная раздаточная коробка, содержащая первичный вал с двумя ведущими шестернями, одна из которых установлена на валу на подшипниках, а другая - неподвижно, промежуточный вал, имеющий кинематически связанные с шестернями ведущего вала две ведомые шестерни, одна из которых также установлена на валу неподвижно и зацеплена с ведущей шестерней, установленной на первичном валу на подшипниках, а другая шестерня промежуточного вала, установленная на подшипниках, зацеплена с ведущей шестерней первичного вала, установленной на нем неподвижно, устройства включения высшей и низшей передачи, установленные подвижно на шлицах валов с возможностью взаимодействия со шлицами шестерен, дифференциальный механизм, масляный насос, отличающаяся тем, что раздаточная коробка выполнена в виде базового модуля с местами отбора мощности сверху от первичного вала, а также с торцевой части - от первичного и промежуточного валов, при этом места отбора мощности закрыты съемными крышками.

2. Многофункциональная раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что ведущая шестерня первичного вала выполнена раздельно от первичного вала и закреплена на нем неподвижно.

3. Многофункциональная раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что устройства включения передач выполнены в виде кареток.

4. Многофункциональная раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что в месте отбора мощности сверху от первичного вала выполнен люк, в месте отбора с торцевой части от первичного вала установлен масляный насос, а в месте отбора от промежуточного вала установлен стакан.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».
Наверх