Устройство отбора мощности

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована, в частности, для отключаемых приводов переднего вала отбора мощности от двигателя тракторов и аналогичных машин. Предлагается устройство отбора мощности, содержащее шкив, прикрепленный ступицей к коленчатому валу двигателя, проставку, коаксиально размещенную внутри обода шкива, входной вал редуктора отбора мощности и карданный вал, соединенный хвостовиками карданных вилок с проставкой и упомянутым входным валом. При этом шкив снабжен шлицевым венцом, выполненным на внутренней поверхности обода, подшипником и подпружиненным фиксирующим элементом, установленными в ступице шкива. Проставка соединена с хвостовиком карданной вилки, размещена на подшипнике шкива с возможностью осевого перемещения и снабжена внешним шлицевым венцом, выполненным с возможностью взаимодействия с шлицевым венцом шкива, и двумя кольцевыми канавками. Кольцевые канавки выполнены с возможностью попеременного взаимодействия с фиксирующим элементом шкива. При этом фиксирующий элемент шкива может быть выполнен в виде шарика. Проставка может быть соединена с хвостовиком карданной вилки посредством шлицевого соединения. Входной вал редуктора отбора мощности может быть снабжен подпружиненным фиксирующим элементом и выполнен полым, а хвостовик карданной вилки установлен в упомянутом входном валу и зафиксирован от осевых перемещений посредством фиксирующего элемента. А фиксирующий элемент полого вала редуктора отбора мощности может быть выполнен в виде шарика.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована, в частности, для отключаемых приводов переднего вала отбора мощности (далее ВОМ) от двигателя тракторов и аналогичных машин.

Известно устройство отбора мощности, содержащее шкив, прикрепленный ступицей к коленчатому валу двигателя, входной вал агрегата, расположенный соосно с коленчатым валом двигателя, и механизм для передачи крутящего момента от двигателя, выполненный в виде установленной внутри обода шкива муфты, соединяющей коленчатый вал двигателя с входным валом агрегата и содержащей элементы, компенсирующие несоосность (патент Российской Федерации на изобретение №2180292, кл. В 60 К 17/28, опубл. 10.03.2002, Бюл. №7). Элементы муфты, компенсирующие несоосность, выполнены в виде кулачков на одной полумуфте и приемных пазов на другой, закрытых эластичной оболочкой.

Недостатком известного устройства является то, что отсутствует отключение привода, что увеличивает затраты мощности двигателя на привод. Выполнение элементов муфты, компенсирующих несоосность, в виде кулачков на одной полумуфте и приемных пазов на другой не обеспечивает компенсацию при значительных отклонениях от соосности входного вала агрегата и коленчатого вала двигателя, что снижает надежность устройства отбора мощности.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой полезной модели является устройство отбора мощности от двигателя на привод переднего ВОМ трактора Беларус-1522 и его модификаций («Тракторы

Беларус 1522/1522В/1523/1523В. Руководство по эксплуатации /В.Г.Левков, И.Ф.Бруенков, Э.А.Бомберов/, г. Минск, ПО «Минский тракторный завод», 2001 г., с.89). Известное устройство отбора мощности содержит шкив, прикрепленный ступицей к коленчатому валу двигателя, проставку, коаксиально размещенную внутри обода шкива, входной вал редуктора отбора мощности и карданный вал, соединенный хвостовиками карданных вилок с проставкой и входным валом редуктора отбора мощности. При этом карданный вал компенсирует любые отклонения от соосности входного вала редуктора и коленчатого вала двигателя.

Недостатком известного устройства является то, что проставка жестко соединена с хвостовиком карданной вилки и жестко установлена на шкиве, тем самым приводя к принудительному постоянному вращению входного вала редуктора ВОМ при работающем двигателе и отключенном переднем ВОМ. Таким образом, отсутствие отключаемого привода в известном устройстве увеличивает затраты мощности двигателя на привод переднего ВОМ.

Задача настоящей полезной модели состоит в создании устройства отбора мощности, оснащенного надежным отключаемым приводом, снижающим затраты мощности двигателя на привод вспомогательных агрегатов.

Указанная задача решена тем, что устройство отбора мощности, содержит шкив, прикрепленный ступицей к коленчатому валу двигателя, проставку, коаксиально размещенную внутри обода шкива, входной вал редуктора отбора мощности и карданный вал, соединенный хвостовиками карданных вилок с проставкой и упомянутым входным валом. При этом шкив снабжен шлицевым венцом, выполненным на внутренней поверхности обода, подшипником и подпружиненным фиксирующим элементом, установленными в ступице шкива. Проставка соединена с

хвостовиком карданной вилки, размещена на подшипнике шкива с возможностью осевого перемещения и снабжена внешним шлицевым венцом, выполненным с возможностью взаимодействия с шлицевым венцом шкива, и двумя кольцевыми канавками. Кольцевые канавки выполнены с возможностью попеременного взаимодействия с фиксирующим элементом шкива.

При этом фиксирующий элемент шкива может быть выполнен в виде шарика. Проставка может быть соединена с хвостовиком карданной вилки посредством шлицевого соединения. Входной вал редуктора отбора мощности может быть снабжен подпружиненным фиксирующим элементом и выполнен полым, а хвостовик карданной вилки установлен в упомянутом входном валу и зафиксирован от осевых перемещений посредством фиксирующего элемента. А фиксирующий элемент полого вала редуктора отбора мощности может быть выполнен в виде шарика.

Новым в данной конструкции является то, что шкив снабжен шлицевым венцом, выполненным на внутренней поверхности обода, подшипником и подпружиненным фиксирующим элементом, установленными в ступице шкива. Проставка соединена с хвостовиком карданной вилки, размещена на подшипнике шкива с возможностью осевого перемещения и снабжена внешним шлицевым венцом, выполненным с возможностью взаимодействия с шлицевым венцом шкива, и двумя кольцевыми канавками. Кольцевые канавки выполнены с возможностью попеременного взаимодействия с фиксирующим элементом шкива.

При этом фиксирующий элемент шкива может быть выполнен в виде шарика. Проставка может быть соединена с хвостовиком карданной вилки посредством шлицевого соединения. Входной вал редуктора отбора мощности может быть снабжен подпружиненным фиксирующим

элементом и выполнен полым, а хвостовик карданной вилки установлен в упомянутом входном валу и зафиксирован от осевых перемещений посредством фиксирующего элемента. А фиксирующий элемент полого вала редуктора отбора мощности может быть выполнен в виде шарика.

Сущность настоящей полезной модели поясняется представленными чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид устройства отбора мощности.

На фиг.2 изображен общий вид устройства отбора мощности в выключенном положении проставки.

Устройство отбора мощности содержит шкив 1, проставку 2, входной вал 3 редуктора 4 переднего ВОМ и карданный вал.5, соединенный хвостовиками 6 карданной вилки 7 с проставкой 2 и хвостовиком 8 карданной вилки 9 с входным валом 3 (фиг.1, 2). Шкив 1 прикреплен плоскостью ступицы 10 при помощи, например, болтового соединения к коленчатому валу 11 двигателя и снабжен шлицевым венцом 12, выполненным на внутренней поверхности обода 13, подшипником 14 и фиксирующим элементом, например, шариком 15, подпружиненным пружиной 16, установленными в ступице 10 шкива 1. Проставка 2 коаксиально размещена внутри обода 13 шкива 1 на подшипнике 14 по скользящей посадке и соединена с хвостовиком 6 карданной вилки 7 посредством, например, шлицевого соединения. Проставка 2 имеет внешний шлицевой венец 17 для взаимодействия со шлицевым венцом 12 шкива 1 и две кольцевые канавки А и Б для взаимодействия с шариком 15. Входной вал 3 редуктора 4 выполнен полым и снабжен фиксирующим элементом, например, шариком 18, подпружиненным пружиной 19. Хвостовик 8 карданной вилки 9 вставлен в входной вал 3 и соединен с ним при помощи, например, шлицевого соединения. Для надежной фиксации хвостовика 8 от осевого перемещения служит выполненная на нем кольцевая канавка 20, в

которой установлен шарик 18.

Устройство отбора мощности работает следующим образом. При отборе мощности от коленчатого вала 11 двигателя крутящий момент передается со шкива 1 на проставку 2 через их зацепленные шлицевые венцы 12 и 17 (фиг.1). При этом проставка 2 удерживается в зацепленном положении благодаря нахождению шарика 15 в канавке Б. Далее крутящий момент передается через карданный вал 5 на входной вал 3 редуктора 4, обеспечивая привод переднего ВОМ. При этом карданный вал 5 обеспечивает передачу крутящего момента при любых повышенных (регламентированных) отклонениях от соосности, а проставка 2 и хвостовик 8 карданной вилки 9 надежно зафиксированы от осевого перемещения шариками соответственно 15 и 18.

При необходимости отключения привода проставку 2 передвигают вправо (фиг.2), выводя из зацепления шлицевые венцы 12 и 17. При этом шарик 15, сжимая пружину, перекатывается из канавки Б в канавку А, фиксируя проставку 2 в выключенном положении. Передача крутящего момента от коленчатого вала 11 двигателя на входной вал 3 редуктора 4 прерывается. При этом шкив 1 вращается на подшипнике 14.

1. Устройство отбора мощности, содержащее шкив, прикрепленный ступицей к коленчатому валу двигателя, проставку, коаксиально размещенную внутри обода шкива, входной вал редуктора отбора мощности и карданный вал, соединенный хвостовиками карданных вилок с проставкой и упомянутым входным валом, отличающееся тем, что шкив снабжен шлицевым венцом, выполненным на внутренней поверхности обода, подшипником и подпружиненным фиксирующим элементом, установленными в ступице шкива, при этом проставка соединена с хвостовиком карданной вилки, размещена на подшипнике шкива с возможностью осевого перемещения и снабжена внешним шлицевым венцом, выполненным с возможностью взаимодействия с шлицевым венцом шкива, и двумя кольцевыми канавками, выполненными с возможностью попеременного взаимодействия с фиксирующим элементом шкива.

2. Устройство отбора мощности по п.1, отличающееся тем, что фиксирующий элемент шкива выполнен в виде шарика.

3. Устройство отбора мощности по п.1, отличающееся тем, что проставка соединена с хвостовиком карданной вилки посредством шлицевого соединения.

4. Устройство отбора мощности по п.1, отличающееся тем, что входной вал редуктора отбора мощности снабжен подпружиненным фиксирующим элементом и выполнен полым, а хвостовик карданной вилки установлен в упомянутом входном валу и зафиксирован от осевых перемещений посредством фиксирующего элемента.

5. Устройство отбора мощности по п.4, отличающееся тем, что фиксирующий элемент полого вала редуктора отбора мощности выполнен в виде шарика.



 

Похожие патенты:

Устройство коробки для отбора мощности относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода технологического оборудования, устанавливаемого на автомобилях-вездеходах «ТРЭКОЛ».

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам отбора мощности для привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания
Наверх