Коробка раздаточная транспортного средства

 

Коробка раздаточная транспортного средства для передачи потока мощности к ведущим мостам и дополнительным потребителям содержит корпус, установленный на конических подшипниках 6 ведущий вал 3 с ведущей шестерней 4, промежуточный вал 7, имеющий шестерню 9 высшей передачи и шестерню 11 низшей передачи. Для исключения процесса регулировки осевого зазора в подшипнике промежуточный вал 7 установлен на цилиндрических подшипниках 8, а угол наклона зубьев шестерен 9 и 11 определен из условия равенства осевых сил, действующих на шестерни 9 и 11 при передаче крутящего момента и направленных в противоположные стороны. 1 ил.

Полезная модель относится к узлам трансмиссии полноприводных автомобилей для передачи потока мощности к ведущим мостам и дополнительным потребителям.

Известна коробка раздаточная двухступенчатая, содержащая разъемный корпус, ведущий вал с шестернями, промежуточный вал с шестернями, установленный на конических подшипниках, вал переднего привода, вал заднего привода, несимметричный дифференциал и механизм включения передач (см. св-во РФ №25717, М кл. 7 В 60 К 17/34, опубл. 20.10.2002).

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является коробка раздаточная транспортного средства, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, вал ведущий и вал промежуточный, установленные на конические подшипники, шестерни высшей и низшей передачи, установленные на промежуточном валу, несимметричный дифференциал распределения потока мощности (см. патент РФ №33740, М кл.7 В 60 К 17/34, опубл. 10.11.2003).

Недостатком известных технических решений является регулирование осевого зазора конических подшипников, требующее дополнительного технологического оборудования.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является исключение процесса регулировки осевого зазора подшипников.

Для решения поставленной задачи в коробке раздаточной транспортного средства, содержащей корпус, установленные на подшипниках вал ведущий и вал промежуточный, имеющий шестерни высшей и низшей передачи, вал промежуточный установлен на цилиндрических подшипниках, а углы наклона зубьев шестерен низшей и высшей передачи определены из условия

равенства осевых сил, действующих на шестерни при передаче крутящего момента и направленных в противоположные стороны.

Установка промежуточного вала на цилиндрические подшипники позволила исключить регулировку осевого зазора, а возникшие при этом осевые силы уравновешены за счет подбора угла наклона зубьев шестерен низшей и высшей передачи, который определяется из условия равенства осевых сил, действующих на шестерни при передаче крутящего момента и направленных в противоположные стороны.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, где изображена коробка раздаточная транспортного средства, в разрезе.

Коробка раздаточная транспортного средства содержит корпус, состоящий из картера 1 и крышки 2, ведущий вал 3 с установленной на нем на шлицах ведущей шестерней 4, соединенной с шестерней 5 дополнительного отбора мощности. Ведущий вал 3 установлен на конических подшипниках 6.

На промежуточном валу 7, установленном на цилиндрических подшипниках 8, напрессована шестерня 9 высшей передачи, которая посредством муфты 10 соединяется с шестерней 11 низшей передачи, установленной на промежуточном валу 7 на двух роликовых подшипниках 12.

Шестерня 11 зацеплена с шестерней 13 привода дифференциала, а шестерня 9 зацеплена с шестерней 14 повышающей передачи, установленной на обойму дифференциала.

Угол наклона зубьев шестерен 9 и 11 определен из условия равенства осевых сил, действующих на шестерни 9 и 11 при передаче крутящего момента и направленных в противоположные стороны.

Работа раздаточной коробки осуществляется следующим образом.

Крутящий момент передается через фланец на ведущий вал 3, далее через шлицевое соединение на ведущую шестерню 4 и зацепленную с ней шестерню 9 высшей передачи промежуточного вала 7. В зоне зацепления шестерен 4 и 9 возникают силы, которые можно разложить на окружные, передающие крутящий момент, радиальные, нагружающие подшипники в радиальном направлении и осевые, нагружающие подшипники в осевом направлении. При этом величина осевой силы зависит от диаметра шестерен и угла наклона зубьев шестерен. Шестерня 9 может передавать крутящий момент в зависимости от включенной передачи или на шестерню 14 или на шестерню 11 и далее на шестерню 13 привода дифференциала. Если включена высшая передача, то взаимодействуют шестерни 4, 9, 14, при этом осевые силы на промежуточном валу 7 уравновешены и теоретически равны нулю, а подшипники от осевых сил разгружены. При включении низшей передачи перемещением зубчатой муфты 10, поток мощности передается через шестерни 4, 9, 11 и 13. При этом в зоне зацепления шестерен 11 и 13 также возникают осевые усилия, передающиеся на промежуточный вал 7. Таким образом, на промежуточном валу 7 суммируются осевые силы от зон зацепления шестерен 4 и 9 и шестерен 11 и 13. Вследствие того, что углы наклона зубьев шестерен 9 и 11 определены из условия равновесия действующих осевых сил, векторы которых направлены в противоположные стороны, указанные силы на промежуточном валу 7 уравновешиваются. Следовательно, подшипники разгружены от осевых сил и обеспечена возможность применения цилиндрических подшипников, не требующих их регулировки.

Заявляемое техническое решение позволило исключить процесс регулировки осевого зазора подшипников.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Коробка раздаточная транспортного средства, содержащая корпус, установленные на подшипниках вал ведущий и вал промежуточный, имеющий шестерни высшей и низшей передачи, отличающаяся тем, что вал промежуточный установлен на цилиндрических подшипниках, а углы наклона зубьев шестерен низшей и высшей передачи определены из условия равенства осевых сил, действующих на шестерни при передаче крутящего момента и направленных в противоположные стороны.



 

Похожие патенты:
Наверх