Аэромобильный комплекс автоматизированных средств контроля

 

Заявляемая полезная модель относится к автоматизированным системам оперативного контроля технического состояния и поиска неисправностей бортового оборудования летательного аппарата, а конкретно - к малогабаритным автоматизированным средствам наземного контроля и диагностики бортового оборудования летательного аппарата. Задача полезной модели - создать универсальный аэромобильный комплекс средств контроля, позволяющий осуществлять контроль технического состояния бортового оборудования летательного аппарата на необорудованных аэродромах и в местах аварийной посадки с выдачей рекомендаций по парированию возникающих отказов или нештатных ситуаций. Технический результат достигается за счет того, что в автоматизированный комплекс средств контроля, включающий в себя измерительно-вычислительный комплекс, содержащий портативную персональную ЭВМ, дисплей и клавиатуру, панель связи, блок управления электрооборудованием и комплект кабельных адаптеров, введены стойка с размещенными в ней блоком сопряжения с радиооборудованием, блоком сопряжения с системами двигателя и электрооборудованием, блоком сопряжения с навигационным оборудованием, блоки сопряжения с авиационным вооружением, второй комплект кабельных адаптеров, модуль интерфейсов, выносной пульт оператора, блок телеметрической связи с региональными центрами технического обслуживания авиационной техники и автономный источник электропитания, взаимосвязанные друг с другом и с объектом контроля, при этом все перечисленные функциональные блоки размещены в подвесном контейнере, снабженном креплениями для размещения под фюзеляжем или на одном из балочных держателей.

Заявляемая полезная модель относится к автоматизированным комплексам (системам) контроля (АСК) текущего технического состояния (ТС) и поиска неисправностей бортового оборудования (БО) летательного аппарата (ЛА), а конкретно - к малогабаритным автоматизированным средствам наземного оперативного контроля и поиска неисправностей бортового оборудования ЛА без его демонтажа.

Известны наземные [патент RU 29014 от 14.11.2002] и бортовые [патент RU 2474867 от 21.06.2011] автоматизированные средства контроля технического состояния БО ЛА, позволяющие осуществлять контроль его работоспособности в процессе эксплуатационного технического обслуживания или при контроле технического состояния ЛА в полете и после полета.

Наиболее близкой к заявляемой полезной модели по технической сущности является наземная АСК по патенту RU 29014 от 14.11.2002, включающая в себя функционально и конструктивно связанные стойки (шкафы) с размещенными в них приборами и электрооборудованием, панель управления, блок управления электрооборудованием и блок измерительно-вычислительного комплекса (ИВК) с дисплеем и клавиатурой, выносные модули коммутации, комплект кабельных адаптеров, при этом перечисленные функциональные блоки, стойки для размещения электрооборудования, приборов, имущества и рабочее место оператора смонтированы в салоне автомобиля. Указанная АСК позволяет осуществлять регламентную проверку работоспособности бортовых систем ЛА и поиск неисправностей на аэродромах и в аэропортах (в их технико-эксплуатационных частях - ТЭЧ), на предприятиях авиационной промышленности и на авиаремонтных заводах.

Основными недостатками прототипа являются: 1) невозможность транспортировки любым типом авиационной техники (в частности, самолетами фронтовой и вертолетами армейской авиации); 2) невозможность применения на полевых и запасных необорудованных аэродромах для осуществления оперативного контроля при проведении предполетной подготовки и подготовки ЛА к повторному полету из-за отсутствия собственных автономных источников электропитания.

Задача полезной модели - создать унифицированный аэромобильный комплекс автоматизированных средств, позволяющий осуществлять контроль текущего ТС бортового оборудования ЛА на необорудованных (запасных, полевых и т.п.) аэродромах и в местах аварийной посадки с выдачей рекомендаций техническому расчету по парированию возникших отказов или нештатных ситуаций при подготовке к выполнению оперативно-тактического задания в особый период или консультативную радиосвязь с центрами технического обслуживания Военно-Воздушных Сил.

Технический результат достигается за счет того, что в автоматизированный комплекс средств контроля, включающий в себя измерительно-вычислительный комплекс (ИВК), содержащий портативную персональную электронно-вычислительную машину (ППЭВМ), дисплей и клавиатуру, панель связи, блок управления электрооборудованием и комплект кабельных адаптеров, введены стойка с размещенными в ней блоком сопряжения с радиооборудованием ОК, блоком сопряжения с системами двигателя и электрооборудованием ОК, блоком сопряжения с навигационным оборудованием ОК, блоки сопряжения с авиационным вооружением ОК, второй комплект кабельных адаптеров, модуль специальных интерфейсов, выносной пульт оператора, блок телеметрической связи (модем) с региональными центрами технического обслуживания (ТО) авиационной техники и автономный источник электропитания, взаимосвязанные друг с другом и с объектом контроля, при этом все перечисленные функциональные блоки размещены в контейнере, подвешиваемом под летательный аппарат (в подвесном контейнере), подвесной контейнер снабжен креплениями для размещения под фюзеляжем или на одном из балочных держателей, расположенных под левой или под правой консолью крыла ЛА, а автономный источник электропитания размещен в одном из отсеков подвесного контейнера.

Благодаря применению такого аэромобильного комплекса автоматизированных средств контроля (АКСК) появляется возможность подготовки ЛА к полетам в любых условиях и в любом месте временного базирования или перебазирования авиационной техники, в том числе и на необорудованных аэродромах.

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами: фиг. 1 - функциональная схема аэромобильного комплекса автоматизированных средств контроля;

- фиг. 2 - схема размещения основных функциональных блоков аэромобильного комплекса в подвесном контейнере.

Заявляемая полезная модель включает в себя следующие функциональные блоки: 1 - стойка с размещенным в ней блоком сопряжения с бортовым радиооборудованием 1.1, блоком сопряжения с системами двигателя и электрооборудованием 1.2; блоком сопряжения с навигационным оборудованием 1.3; 2 - панель связи; 3 - блок управления электрооборудованием; 4 - автономный источник электропитания; 5 - блок измерительно-вычислительного комплекса, включающий в себя ГТПЭВМ 6; 7 - блок телеметрической связи (модем); 8 - блоки сопряжения с цепями авиационного вооружения: 8.1 - блок сопряжения с подвесками левой консоли крыла, 8.2 - блок сопряжения с подвесками правой консоли крыла; 9 - модуль специальных интерфейсов; 10 - комплект кабельных адаптеров; 11 - выносной пульт оператора, при этом напряжение от автономного источника электропитания 4 подается на блок управления электрооборудованием 3 и далее, через панель связи 2, - на блоки сопряжения 1.1, 1.2 и 1.3, размещенные в стойке 1, блок ИВК 5, блоки сопряжения 8.1 и 8.2, модуль специальных интерфейсов 9 и выносной пульт оператора 11. Блоки сопряжения 1.1, 1.2 и 1.3 стойки 1 через кабельные адаптеры 10 взаимодействуют с ОК при проверке работоспособности радиооборудования, автоматики двигателя, электрооборудования, приборного и навигационного оборудования. Результаты контроля передают в ИВК 5 для программной обработки, анализа, принятия решения о техническом состоянии бортового оборудования и архивируют. Блоки сопряжения 8.1 и 8.2 через второй комплект кабельных адаптеров 10 взаимодействуют с системами управления авиационными средствами поражения (АСП) и бортовыми системами регистрации полетной информации, при этом в контур проверки цепей управления АСП включен оператор, выполняющий текстовые указания на выносном пульте оператора 11. После предварительной обработки блоками 8.1, 8.2 полученную информацию передают в ИВК 5, выполняющего функцию пульта управления процессом контроля. При необходимости к ППЭВМ 6 подключают модем 7 для телеметрической связи с региональными или глобальными центрами ТО авиационной техники.

Заявляемый аэромобильный комплекс автоматизированных средств контроля смонтирован в авиационном подвесном контейнере и программно обеспечивает оперативное выполнение следующих видов работ:

- контроль технического состояния авиационных двигателей;

- контроль технического состояния цепей управления и пуска авиационных средств поражения;

- контроль технического состояния радиооборудования;

- контроль технического состояния электрооборудования, приборного и навигационного оборудования;

- запись информации с бортового регистратора полетной информации.

Функциональное программное обеспечение (ПО) обеспечивает тестовую проверку всего комплекса бортового оборудования, а именно: подачу стимулирующих сигналов и прием контролируемых сигналов, текущую обработку информации, визуальное представление процесса и текущих результатов контроля, формирование и хранение отчетов установленной формы.

Заявляемая полезная модель работает следующим образом. При подаче электропитания на пульт управления (ИВК) 5 оператор выбирает из выпадающего меню необходимый вид контроля, а именно: контроль автоматики авиадвигателей; контроль цепей АСП; контроль приборного и навигационного оборудования; контроль радиооборудования; обращение к бортовому регистратору полетной информации, - при этом в комплекс средств контроля вводится функциональное ПО, соответствующее выбранному виду контроля. При контроле конкретного вида бортового оборудования к технологическим соединителям ЛА посредством комплектов кабельных адаптеров 10 подключают блок сопряжения с ним (например, 1.1, 1.2 или 1.3), размещенный в соответствующей стойке (например, 1). Кабельные адаптеры 2 предназначены для физического (электрического) сопряжения БО ОК 1 с селекторами-мультиплексорами 3. С помощью модуля специальных интерфейсов 9 осуществляют обмен сигналами последовательных кодов с заданными параметрами между аэромобильным комплексом средств контроля и объектом контроля. Выносной пульт оператора 11 предназначен для выдачи оператору, находящемуся в кабине ЛА (оператор 1), оператором аэромобильного комплекса средств контроля (оператор 2) в автоматизированном режиме указаний на выполнение ручных операций. Посредством функционального ПО на блоки проверяемого бортового оборудования последовательно подают стимулирующие сигналы и получают ответные контролируемые сигналы, которые поступают для обработки (сравнения с эталонными сигналами и т.п.) в ГШЭВМ 6. После обработки контролируемых сигналов оператору визуально представляют результаты контроля в таблицах и в виде вывода ГОДЕН/НЕГОДЕН для принятия решения о техническом состоянии данного вида бортового оборудования и о его дальнейшем использовании по назначению.

Заявляемая полезная модель позволяет осуществлять автоматизированный контроль технического состояния всех функциональных систем бортового оборудования ЛА и поиск неисправностей до конструктивно-съемной единицы, а также обмен информацией с бортовыми регистраторами полетной информации.

Технический результат заключается в том, что заявляемая полезная модель обеспечивает оперативный контроль технического состояния всего комплекса необходимого БО ЛА при выполнении оперативно-тактических задач, удобство эксплуатации и возможность технического обслуживания авиационной техники на необорудованных аэродромах, в полевых условиях.

1. Аэромобильный комплекс автоматизированных средств контроля, включающий в себя функционально и конструктивно связанные измерительно-вычислительный комплекс, содержащий портативную персональную электронно-вычислительную машину, дисплей и клавиатуру, панель связи, блок управления электрооборудованием и комплект кабельных адаптеров, введены стойка с размещенными в ней блоком сопряжения с радиооборудованием объекта контроля, блоком сопряжения с системами двигателя и электрооборудованием объекта контроля, блоком сопряжения с навигационным оборудованием объекта контроля, блоки сопряжения с авиационным вооружением объекта контроля, второй комплект кабельных адаптеров, модуль интерфейсов, выносной пульт оператора, блок телеметрической связи и автономный источник электропитания, при этом выход автономного источника электропитания связан с входом блока управления электрооборудованием и далее, через панель связи, - с входами блоков сопряжения, размещенных в стойке, с входами блоков сопряжения с авиационным вооружением, измерительно-вычислительного комплекса, модуля интерфейсов и выносного пульта оператора, при этом блоки сопряжения через кабельные адаптеры взаимодействуют с объектом контроля при проверке работоспособности радиооборудования, автоматики двигателя, электрооборудования, приборного, навигационного оборудования и авиационного вооружения, а все функциональные блоки аэромобильного комплекса размещены в авиационном цельнометаллическом подвесном контейнере.

2. Аэромобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что подвесной контейнер снабжен креплениями для размещения под фюзеляжем летательного аппарата.

3. Аэромобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что подвесной контейнер снабжен креплениями для размещения на одном из балочных держателей, расположенных под левой или под правой консолью крыла летательного аппарата.

4. Аэромобильный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что автономный источник электропитания размещен в отсеке подвесного контейнера.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности, к наземным средствам защиты авиационных газотурбинных двигателей от попадания посторонних предметов (камни, лед, грязь и т.д.)
Наверх