Рыболовный траулер ледового плавания

 

Заявляемая полезная модель относится к области судостроения, в частности к судам рыбопромыслового флота, эксплуатируемым в районах Мирового океана, периодически закрываемых разреженным льдом, а в перспективе, и в районах, постоянно покрытых сплошным льдом. Задачей настоящей полезной модели является создание конструкции траулера, позволяющего вести траловый лов в районах Мирового океана, периодически закрываемых разреженным льдом, а также покрытых сплошным льдом толщиной до 1 м за счет конструктивной защиты трала, траловых досок и ваеров. Техническим результатом является расширение промысловых возможностей рыбопромыслового судна. Указанный технический результат достигается при использовании заявленного рыболовного траулера ледового плавания, который содержит корпус с машинным отделением, трюм для рыбопродукции, электроэнергетическую движительно-двигательную установку и кормовой слип. При этом кормовой слип выполнен смещенным от кормы в нос на расстояние, составляющее 10-15% от длины судна между перпендикулярами, а корпус судна имеет ледовые усиления и ледовые обводы, обеспечивающие эксплуатацию траулера во льдах толщиной до 1 м.

ss

шит

2014132125

МКП B63B35/20

РЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ

Заявляемая полезная модель относится к области судостроения, в частности к судам рыбопромыслового флота, эксплуатируемым в районах Мирового океана, периодически закрываемых разреженным льдом, а в перспективе, и в районах, постоянно покрытых сплошным льдом.

Известно, что оптимальным видом лова в ледовых условиях является траловый (кормового траления), т.к. практика работы судов в ледовых условиях показывает, что создание специальных тралов для этих условий не требуется, однако требуется защита тралов и ваеров от воздействия льда. Поэтому каждое рыбопромысловое предприятие использует те тралы, которые используются и при обычных условиях, и изменение оснастки для использования этих орудий лова в ледовых условиях не производится.

Известен супертраулер «Антарктида» проекта 16080, построенный в 1985 г. на николаевском заводе «Океан» (Справочник «Флот рыбной промышленности», изд. «Транспорт», 1990 г., стр.18), и супертраулер «Моонзунд» проекта Атлантик - 488, построенный в 1986 г. на заводе «Фольксверфт», г. Штральзунд, ГДР (Справочник «Флот рыбной промышленности», изд. «Транспорт», 1990 г., стр.22). Эти суда для ловли в ледовых условиях имеют категорию ледовых усилений по классу Регистра Arc 4, но при ведении лова кормовым тралением испытывают ряд трудностей при спуске и подъеме тралов в пространство за кормой судна, забитое льдом. При этом возникают такие аварийные ситуации как:

льдины, плывущие вдоль корпуса траулера, попадают под ваеры и повреждают их вследствие большого отстояния точек входа ваеров в воду от окончания слипа и диаметральной плоскости судна, что обусловлено сходом ваеров с ваерных блоков, установленных высоко над промысловой палубой траулера по сторонам от слипа;

траловые доски при спуске и подъеме повреждаются льдинами;

возможно попадание льдин в трал и его повреждение при подъеме;

возможно подплывание льдин к транцу судна на малых скоростях хода траулера в процессе выборки трала на палубу слипа.

Необходимо отметить, что большая часть льда, вызывающая повреждения орудий лова, является колотым и плавучим льдом, проходящим за корму траулера на близком расстоянии от кормового среза. Кроме того, часть льда проходит под днищем траулера и, всплывая за кормой судна, также вызывает повреждения орудий лова. Для избегания подобных ситуаций необходимо внести конструктивные изменения корпуса

судна, направленные на создание за кормой траулера зоны воды, чистой ото льда -«майны», например, за счет придания траулеру специальных корпусных образований, которые при взаимодействии с винто-рулевым комплексом создадут за кормой судна зону чистой воды достаточной протяженности.

Так, известен траулер, оборудованный так называемыми ледоотводящими балками-дугами, которые отводят ваера трала в центральную часть ледового канала (Заявка на а.с. СССР 2434323/11 от 25.12.76 г.). Но устройства такого типа могут работать только при малых толщинах льда - до 0,4-Ю,5м. Кроме того, вытаскивание трала с ледоотводящими дугами по традиционному слипу классической конструкции не исключает воздействие обломков льда и шуги на сам трал и тросовую систему его буксировки (систему ваеров), т.к. при движении судна канал через некоторое время заполняется битым льдом. Поэтому и при использовании судов с подобными устройствами существует большая вероятность повреждения как самого трала, так и ваеров при работе с тралом в ледовом канале.

Наиболее близким по своему назначению, принятым за ближайший аналог (прототип) заявляемой полезной модели, является рыбопромысловое судно - траулер кормового траления по патенту РФ на полезную модель 4728. Однако этот траулер имеет стандартную кормовую оконечность с классическим расположением слипа, что будет приводить к повреждению трала льдинами при его спуске и подъеме. Кроме того корпус этого судна не имеет категорию ледовых усилений, позволяющих вести промысел во льдах.

Задачей настоящей полезной модели является создание конструкции траулера, позволяющего вести траловый лов в районах Мирового океана, периодически закрываемых разреженным льдом, а также покрытых сплошным льдом толщиной до 1м за счет конструктивной защиты трала, траловых досок и ваеров.

Техническим результатом является расширение промысловых возможностей рыбопромыслового судна.

Указанный технический результат достигается при использовании заявленного рыболовного траулера ледового плавания, который содержит корпус с машинным отделением, трюм для рыбопродукции, электроэнергетическую движительно-двигательную установку и кормовой слип. При этом кормовой слип выполнен смещенным от кормы в нос на расстояние, составляющее 10-15% от длины судна между перпендикулярами, а корпус судна имеет ледовые усиления и ледовые обводы, обеспечивающие эксплуатацию траулера во льдах толщиной до 1 м.

Это можно достичь следующим образом: в кормовой части судна внутри корпуса должен быть оборудован смещенный от кормы в нос слип, идущий от наружного днища до промысловой (траловой) палубы. Это даст возможность создания между водонепроницаемыми вертикальными переборками, являющимися продолжением стенок слипа, выгороженной свободной ото льда зоны («майны»), что в свою очередь создаст благоприятные условия для работы орудий лова.

Ледовые усиления и ледовые обводы, обеспечивающие эксплуатацию траулера во льдах толщиной до 1 м заключаются в том, что по правилам Регистра размеры элементов конструкций ледовых усилений (толщины, материал, размеры связей) определяют исходя из параметров ледовой нагрузки на корпус судна, а форма корпуса выполнена таким образом, что угол наклона форштевня на уровне летней грузовой ватерлинии не превышает 45 град., угол наклона летней грузовой ватерлинии на носовом перпендикуляре - не более 40 град., а угол наклона шпангоута на уровне летней грузовой ватерлинии на расстоянии 0,05 длины судна от носового перпендикуляра - не менее 25 град.

Заявляемая полезная модель может иметь категорию ледовых усилений по классу Регистра вплоть до Arc 5, позволяющую работать в арктических морях с толщиной льда, достигающей 1,0 м., и имеет защищенный ото льда конструкцией кормовой оконечности слип, смещенный от кормы в нос. Это дает возможность избежать повреждений всего тралового комплекса льдинами.

На Фиг. 1 изображена конструкция слипа на классическом рыбопромысловом судне-траулере кормового траления. При этом за кормой водная поверхность покрыта прореженным льдом. Трал, траловые доски и ваер входят в воду в кормовой оконечности судна в зону, покрытую льдом.

На Фиг. 2 показана предлагаемая конструкция слипа для заявляемого рыболовного траулера ледового плавания, эксплуатируемого в ледовых условиях. Трал, траловые доски и ваера при этой конструкции слипа входят в воду в зоне, защищенной ото льда корпусом судна.

Преимущества предлагаемой полезной модели конструкции кормы траулера над классическим траулером кормового траления следующие:

-трал поднимается по слипу в защищенном ото льда кормовыми оконечностями судна пространстве с помощью вытяжных лебедок. Так же можно разгружать трал с помощью рыбонасоса.
-появляется возможность понизить высоту тралмейстерского мостика;

появляется возможность построить полностью закрытую от воздействия внешних условий промысловую палубу;

суда с предлагаемой конструкцией слипа могут вести, например, промысел минтая и сельди под ледовыми полями от 50см до 1,0м, при этом отсутствуют отрицательные последствия зимних штормов.

Предлагаемая конструкция рыболовного траулера (со смещенным в нос слипом) позволит вести промысел в условиях зимних штормов, уйти судну для ведения промысла в ледовое поле, вести промысел в тяжелых ледовых условиях, увеличить общее промысловое время судна, исключить повреждения трала и системы ваеров обломками льда, исключить налипание шуги на ваера и трал с уловом, позволит промысловую палубу сделать закрытой от воздействия внешней среды.

Рыболовный траулер ледового плавания, содержащий корпус с машинным отделением, трюм для рыбопродукции, электроэнергетическую движительно-двигательную установку и кормовой слип, отличающийся тем, что кормовой слип выполнен смещенным от кормы в нос на расстояние, составляющее 10-15% от длины судна между перпендикулярами, а корпус судна имеет ледовые усиления и ледовые обводы, обеспечивающие эксплуатацию траулера во льдах толщиной до 1 м.

РИСУНКИ



 

Наверх