Рыбообрабатывающее судно - производственный рефрижератор

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыбообрабатывающих судов типа «производственный рефрижератор» (морозильник), преимущественно среднего и малого водоизмещения, предназначенных для работы в условиях прибрежного промысла и оснащенных трюмами для хранения рыбы, и может быть использована при проектировании и строительстве обрабатывающих судов флота рыбной промышленности. Судно содержит корпус с машинным отделением и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, грузовое устройство и технологический комплекс. Новым является то, что грузовой трюм по всей своей длине и объему выполнен в виде рефрижераторного помещения, а технологический комплекс снабжен охлаждаемым бункером-аккумулятором, выполненным с возможностью приема и охлаждения рыбы-сырца в объеме - не менее половины суточной производительности морозильных аппаратов. Полезная модель позволяет создать высокорентабельное морозильное судно с упрощенной технологией обработки рыбного сырья для обслуживания прибрежного рыболовства и способного осуществлять прием рыбу-сырец, переработку принятых уловов с выпуском мороженой продукции (разделанной и неразделанной), ее хранение и транспортировку в порт базирования при минимально возможных главных размерениях для судна такого класса и назначения.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыбообрабатывающих судов типа «производственный рефрижератор» (морозильник), преимущественно среднего и малого водоизмещения, предназначенных для работы в условиях прибрежного промысла и оснащенных трюмами для хранения рыбы, и может быть использована при проектировании и строительстве обрабатывающих судов флота рыбной промышленности.

Известны рыбообрабатывающие (обрабатывающие) суда типа «производственный рефрижератор», являющиеся по своим размерениям, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого, например: производственный рефрижератор «типа «Дельта», пр.12913 Т (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., «Дополнение №1», СПб, 1997 г., стр.57-59), предназначенный для приемки рабы от добывающих судов, выработки мороженой рыбопродукции, хранения и транспортировки ее в порт назначения.

Указанный аналог имеет относительно невысокую производительность по переработке рыбы-сырца из-за нерационального использования внутренних полезных объемов корпуса и несбалансированности по их общей компоновке в соотношении с главными размерениями судна.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, по своему назначению, размерениям, конструкции и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является производственный рефрижератор типа «Таврия», пр.582, предназначенный для приема рыбы-сырца от добывающих судов, замораживания улова, выработки пресервов, обеспечения добывающих судов промснаряжением и продовольствием (см.

«Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.309-311).

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным требованиям в отношении использования судна такого класса и назначения для работы в условиях морского промысла в составе экспедиций с малыми рыболовными судами (типа PC-300, MCT и т.п.), а также на приеме лососевых из ставных неводов, с обеспечением всех основных производственных видов деятельности в соответствии с его назначением из-за недостаточной производительности по готовой продукции в сопоставлении с главными размерениями судна и невозможности в полной мере эффективного использования всего объема грузового трюма, в том числе по причине того, что часть внутреннего полезного объема корпуса занята под пресервное производство.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая повышение производительности судна по выработке готовой продукции и одновременным более рациональным использованием внутренних объемов корпуса (вместимости трюмов) для хранения мороженной рыбной продукции.

При этом решена задача создания достаточно мощного по производительности морозильного судна с упрощенной технологией обработки рыбного сырья для обслуживания прибрежного рыболовства и способного осуществлять прием рыбу-сырец, переработку принятых уловов с выпуском мороженой продукции (разделанной и неразделанной), хранение мороженой продукции и транспортировку в порт базирования при минимально возможных главных размерениях для судна такого класса и назначения с обеспечением поточности технологических процессов и минимальной протяженностью грузопотоков готовой продукции.

Это достигается тем, что в предлагаемом рыбообрабатывающем судне-производственном рефрижераторе, содержащем корпус с машинным отделением и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, грузовое

устройство и технологический комплекс, включающий морозильные аппараты, в отличии от ближайшего аналога - прототипа, грузовой трюм по всей своей длине и объему выполнен в виде рефрижераторного помещения для хранения мороженной рыбной продукции и простирается по всей длине корпуса судна, преимущественно от форпиковой переборки до носовой переборки машинного отделения, а технологический комплекс снабжен, по меньшей мере, одним охлаждаемым бункером-аккумулятором, при этом последний выполнен с возможностью приема и охлаждения рыбы-сырца в объеме - не менее половины суточной производительности морозильных аппаратов и снабжен устройствами охлаждения и циркуляции охлаждающей воды.

Бункер-аккумулятор имеет, преимущественно секционную конструкцию, и размещен в районе установки морозильных аппаратов, в непосредственной близости от последних.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции рыбообрабатывающего судна-производственного рефрижератора осуществляют с использованием применяемых в судостроении материалов, оборудования и технологий.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез рыбообрабатывающего судна-производственного рефрижератора с «функционально» обозначенными основными элементами его конструкции.

Примером конкретного выполнения одного из оптимальных вариантов заявляемой полезной модели является проектное предложение (проектная проработка с техническими требованиями к судну), варианта рыбообрабатывающего судна типа «производственный рефрижератор» (морозильник), выполненного на основании технического задания (пояснительная записка №1800/63-00-93(8)-02), разработанного ФГУП «Гипрорыбфлот», в котором (техническом задании) впервые была сформулирована техническая сущность основной научно-технической

концепции, положенной в основу создания рыболовных судов такого класса и воплощенных в предлагаемой полезной модели.

Рыбообрабатывающее судно-производственный рефрижератор содержит корпус 1 с машинным отделением 2, движительно-рулевой комплекс 3, грузовое устройство - палубный кран 4, грузовой трюм, выполненный по всей своей длине и объему в виде рефрижераторного помещения 5 для хранения мороженной рыбной продукции, простирающийся по всей длине корпуса судна от второй носовой водонепроницаемой переборки 6 (или от форпиковой переборки 7) до носовой переборки 8 машинного отделения, технологический комплекс с бункером-аккумулятором 9, выполненным и с возможностью приема и охлаждения рыбы-сырца в объеме - не менее половины суточной производительности морозильных аппаратов (на чертеже не показаны), снабженным устройствами охлаждения и циркуляции охлаждающей воды (на чертеже не показаны) и размещенным непосредственно вблизи морозильных аппаратов (на чертеже не показано).

Такое расположение позволяет использовать наиболее удобные районы судна для размещения участка приема сырья, рыбных бункеров, сортировочного участка, морозильного отделения с обеспечением поточности технологических процессов и минимальной протяженности грузопотоков готовой продукции, при этом достигается рациональное размещение жилых, служебных, производственных и прочих помещений.

Участок приема сырья расположен на верхней палубе 10 перед жилой надстройкой 11, откуда рыба-сырец через лючки (на чертеже не показаны) поступает в охлаждаемые бункеры-аккумуляторы 9 в рыбцехе (на чертеже не показан), который находится на главной палубе 11 в нос от жилой надстройки. В состав рыбцеха входят оборудование и механизмы сортировочного участка и морозильно-упаковочного отделения (на чертеже не показаны). Готовая мороженая продукция из рыбцеха подается для

хранения в рефрижераторный трюм 5, расположенный под главной палубой 12 в нос от машинного отделения 2.

В качестве грузового устройства 4 устанавливают электрический кран, обеспечивающий загрузку-разгрузку грузового трюма 5, загрузку сырьем бункеров-аккумуляторов 9, а также выполнение всех вспомогательных операций.

Предложенную конструкцию рыбообрабатывающего судна-производственного рефрижератора при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Рыба-сырец подается в подпалубный бункер-аккумулятор 9, где происходит охлаждение улова, далее транспортером рыба направляется на сортировочный конвейер, на котором производится рассортировка по видовому составу и качеству. По мере накопления рыба подается на замораживание в неразделанном виде или к измельчителю (на чертеже не показаны).

Основная часть рыбы конвейером подается на сортировочную машину, где происходит разделение на три размерные фракции, рассортированная рыба конвейерами направляется на замораживание.

На промысле лосося до направления рыбы на замораживание на конвейере производится потрошение рыбы со сбором икры. По мере накопления икра собирается в емкости и подается для взвешивания и укладки в противни.

Неразделанная или разделанная рыба направляется на замораживание в морозильные аппараты, замороженные блоки подаются в трюм 5 на хранение.

Технологический комплекс судна обеспечивает переработку до 50 т/сут принятой на борт судна рыбы и обеспечивает выпуск продукции следующего ассортимента:

- на промысле минтая, трески, окуня, камбалы, наваги, бычков, сайры, сельди - мороженой неразделанной;

- на промысле лосося - мороженой: неразделанной, потрошеной с головой, ястыков икры.

Предусмотрена возможность направления сырья на обработку минуя бункер-аккумулятор 9.

При работе на промысле производственный рефрижератор обеспечивает:

а) прием рыбы-сырца стампами: на промысле сельдевых, сайры,

донной разнорыбицы (трески, камбалы, наваги), а также минтая и лосося;

б) кратковременное хранение рыбы-сырца в охлаждаемых бункерах;

в) сортировку принятого сырья;

г) ручную разделку лосося;

д) выработку мороженой продукции, готовой к реализации (неразделанной, потрошеного и обезглавленного лосося, ястычной икры);

е) хранение готовой продукции в трюме и транспортировку ее в порт назначения;

ж) перегрузку готовой продукции в открытом море на транспортные суда и прием от них топлива, смазочных материалов, тары, продовольствия, промснаряжения, вспомогательных материалов и других видов снабжения.

Расчет показывает, что производственные возможности рыбообрабатывающего судна-производственного рефрижератора предложенной конструкции - меньших размерений с упрощенной технологией обработки рыбы (только заморозка без разделки, за исключением лососевых) с переработкой практически всего улова в мороженую продукцию превосходят уровень его аналогов, в том числе в отношении известных производственных рефрижераторов прежней постройки.

1. Рыбообрабатывающее судно - производственный рефрижератор, содержащее корпус с машинным отделением и грузовым трюмом, движительно-рулевой комплекс, грузовое устройство и технологический комплекс, включающий морозильные аппараты, отличающееся тем, что грузовой трюм по всей своей длине и объему выполнен в виде рефрижераторного помещения для хранения мороженной рыбной продукции и простирается по всей длине корпуса судна, преимущественно от форпиковой переборки до носовой переборки машинного отделения, а технологический комплекс снабжен, по меньшей мере, одним охлаждаемым бункером-аккумулятором, при этом последний выполнен с возможностью приема и охлаждения рыбы-сырца в объеме - не менее половины суточной производительности морозильных аппаратов и снабжен устройствами охлаждения и циркуляции охлаждающей воды.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что бункер-аккумулятор имеет, преимущественно секционную конструкцию, и размещен в районе установки морозильных аппаратов.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова и представляет собой рыбопромысловый комплекс, состоящий из рыбопромыслового судна класса «супертраулер - большой морозильный рыболовный траулер-завод» и размещенного на его борту технологического рыбоперерабатывающего комплекса, сформированного на основе функциональных технологических модулей.

Траулер // 51961
Наверх