Траулер

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов типа «траулер кормового траления» большого водоизмещения, оснащенных оборудованием для производства и трюмами для хранения рыбной муки и жира, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности, в том числе с атомной энергетической установкой. Траулер содержит корпус с грузовым трюмом, главную энергетическую установку, промысловое и технологическое оборудование. Новым является то, что в составе главной энергетической установки использована ядерная паропроизводящая установка, включающая, по крайней мере один, атомный реактор, а технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса для производства кормовой муки и/или сухого белкового гидролизата из гидробионтов, преимущественно криля или мезопелагических рыб, при этом в качестве теплоносителя для работы комплекса использована часть водяного пара, генерируемого в ядерной паропроизводящей установке. Полезная модель позволяют осуществлять устойчивый и высокопроизводительный лов криля, например антарктического, и других гидробионтов с одновременным увеличением времени нахождения судна на промысле и непосредственной переработкой на месте всего улова в кормовую муку и/или сухой белковый гидролизат с высокими потребительскими свойствами.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов типа «траулер кормового траления» большого водоизмещения, оснащенных оборудованием для производства и трюмами для хранения рыбной муки и жира, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности, в том числе с атомной энергетической установкой.

Известны суда флота рыбной промышленности, являющиеся по своему назначению аналогами заявляемого, например: рыбообрабатывающая мучная плавбаза типа «Пятидесятилетие СССР» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, M, «Транспорт», 1990 г., стр.280-283), предназначенная для приема от добывающих судов рыбы-сырца, выработки рыбной муки и жира и оснащенная оборудованием и трюмами для их производства и хранения.

Указанная плавбаза имеет недостаточные автономность (по топливу) и емкость грузового трюма для ее эффективного использования и взаимодействия совместно с другими добывающими судами в условиях автономного или экспедиционного промысла, в том числе в отдаленных районах Мирового океана.

Наиболее близким по своему назначению, конструкции и общей компоновке техническим решением к заявляемому, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является добывающее судно с ферментативным способом переработки гидробионтов (см. патент РФ на полезную модель №49512, кл. В63В 35/24, 38/00, опубл. 2005.11.27), предназначенное для добычи массовых видов мезопелагических рыб или криля с непосредственной переработкой на месте всего улова в сухой

белковый гидролизат, содержащее главную энергетическую установку, преимущественно дизельредукторного или паротурбинного типа, корпус с грузовым трюмом и цистернами для жира и дополнительно оснащенное специальным оборудованием и устройствами для выработки в судовых условиях тепловой энергии, например пара и/или электрической энергии, с высокими значениями параметров в количестве, необходимом для реализации в судовых условиях энергоемкого ферментативного способа переработки гидробионтов в порошок сухого белкового гидролизата, утилизации твердых остатков переработки и производства рыбьего жира, при этом грузовой трюм имеет увеличенную емкость с дополнительно предусмотренными вентилируемыми охлаждаемыми помещениями для более длительного хранения сухого белкового рыбного гидролизата и твердых остатков переработки.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является ограниченная возможность и нецелесообразность использования траулера такого типа для непрерывной массовой добычи специальных видов гидробионтов, преимущественно криля, в отдаленных районах Мирового океана, преимущественно в его Антарктической области, в которых имеется неквотируемый объем сырьевых запасов, с непосредственной переработкой на месте добычи полностью всего улова, например криля, в кормовую крилевую муку или сухой белковый гидролизат, обладающие более высокими потребительскими свойствами, чем традиционная рыбная мука, из-за ограниченных судовых запасов дизельного и/или тяжелого топлива, необходимого для выработки тепловой энергии при непрерывном длительном производстве кормовой муки или сухого белкового гидролизата из гидробионтов и для перехода в отдаленный район промысла и обратно, а также из-за значительной и постоянно возрастающей стоимости всех видов судового органического топлива.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая, в первую очередь, расширение

его производственно-технологических возможностей в отношении добычи самого массового из существующих видов гидробионтов (объектов промысла) - криля, преимущественно антарктического, и его переработки в судовых условиях в высококачественную кормовую крилевую муку или сухой белковый гидролизат с высокими стоимостными показателями.

При этом решена задача создания высокорентабельного добывающего судна типа траулера, особенности конструкции которого в сочетании с заложенными в нем расширенными специфическими промысловыми и производственно-технологическими возможностями, позволяют осуществлять устойчивый и высокопроизводительный лов криля, например антарктического, с одновременным значительным увеличением общего полезного времени нахождения судна на промысле и непосредственной переработкой на месте всего улова гидробионтов в сравнительно новые виды продукции: кормовую муку и/или сухой белковый гидролизат с высокими потребительскими свойствами посредством реализации в судовых условиях в значительной степени энергоемкой технологии их производства.

Это достигается тем, что в предлагаемом траулере, содержащем корпус с грузовым трюмом, главную энергетическую установку, промысловое и технологическое оборудование, в отличие от ближайшего аналога-прототипа, в составе главной энергетической установки использована ядерная паропроизводящая установка, включающая, по крайней мере один, атомный реактор, а технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса для производства кормовой муки и/или сухого белкового гидролизата из гидробионтов, преимущественно криля или мезопелагических рыб, при этом последний (комплекс) соединен, например посредством трубопроводов, с ядерной паропроизводящей установкой, а в качестве теплоносителя для его работы использована часть водяного пара, генерируемого в ядерной паропроизводящей установке, в количестве необходимом для работы вышеупомянутого технологического комплекса.

Для повышения рентабельности судна такого типа с атомной энергетической установкой одним из наиболее оптимальных вариантов выполнения полезной модели является конструкция, при которой технологический комплекс выполнен в составе, по крайней мере одной, установки для производства кормовой муки или сухого белкового гидролизата и взаимосвязанного с ними оборудования для производства сопутствующих продуктов, например технического и/или медицинского жира, а корпус снабжен цистернами для хранения жира, соответственно.

В общем случае технологический комплекс предназначен для переработки улова, например криля или мезопелагических рыб, на кормовую (крилевую) муку или на относительно новый продукт - сухой белковый гидролизат из гидробионтов, обладающих рядом значительных преимуществ по сравнению с традиционной рыбной мукой, а также для производства сопутствующих продуктов: технический и медицинский жир и др., например хитинсодержащие продукты, имеющие повышенную рыночную стоимость, при этом технологии для промышленного производства указанных целевых продуктов являются в значительной степени энергоемкими, а размещение самого технологического комплекса требует выделения дополнительных площадей и объемов. Исходя из указанных предпосылок, корпус траулера может быть выполнен по форме с увеличенной полнотой обводов, например по типу рыбообрабатывающей или консервной плавбазы, например типа «Восток» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.268-271), а реакторный отсек вместе с основным источником энергии - ядерной паропроизводящей установкой может быть размещен практически в любом месте по длине корпуса судна.

В случае необходимости, в другом варианте корпус траулера может быть выполнен с формой обводов ледокольного типа.

В целом габариты судна, а также суммарная мощность судовой атомной энергетической установки в основном определяются составом,

компоновкой и производительностью технологического комплекса, а также - типом и количеством установленных реакторов, парогенераторов и т.д., необходимых для выработки энергии как для обеспечения движения судна, так и для одновременной промышленной эксплуатации судового технологического комплекса для производства кормовой муки и/или сухого белкового гидролизата из гидробионтов.

При необходимости, с точки зрения обеспечения судового технологического комплекса энергией, его промышленная эксплуатация может осуществляться в режиме непрерывной работы, в том числе с нагрузкой на полную мощность по производительности.

Промысловое оборудование траулера такой конструкции и назначения включает в себя, по крайней мере одну, насосную установку для перекачки улова из тралов в предусмотренные в составе технологического комплекса цистерны предварительного хранения улова, при этом последние снабжены устройствами для циркуляции и охлаждения улова забортной водой, а также устройствами для его (улова) подачи, например посредством перекачки, на вход судового технологического комплекса.

Кроме того, для достижения поставленных целей, включая увеличение общего полезного времени нахождения судна на промысле, размещенные в корпусе судна цистерны для хранения жира имеют увеличенную емкость и дополнительно снабжены устройствами и системами для предотвращения окисления жира, например системой хранения в среде инертного газа, а в составе грузового трюма дополнительно предусмотрены помещения для хранения готовой кормовой муки и/или сухого белкового гидролизата, снабженные оборудованием для кондиционирования воздуха.

Каждый из отдельных функциональных участков судового технологического комплекса может быть дополнительно снабжен устройствами расфасовки, упаковки и транспортирования конечной продукции.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции траулера осуществляют с использованием применяемых на сегодняшний день в судостроении известных материалов, оборудования и технологий.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен боковой вид траулера с "функционально" обозначенными его основными элементами.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является предварительная проработка одного из вариантов нового типа океанического траулера с атомной энергетической установкой - большого рыболовного траулера с реакторной установкой по производству аналогов рыбной муки (сухого гидролизата), предназначенного для добычи и переработки в кормовую муку или сухой белковый гидролизат антарктического криля и мезопелагических объектов лова в условиях автономного плавания (например, продолжительностью не менее одного года), выполненная в обоснование разработанных предварительных технических требований к такому судну, в которой (проработке) впервые были сформулированы новые технические решения, являющиеся, в свою очередь, сутью основной научно-технической концепции, положенной в основу создания новых нетрадиционных типов добывающих судов специального назначения и воплощенных в предлагаемой полезной модели.

Траулер содержит корпус 1 с кормовым слипом 2, в средней части которого (корпуса) предусмотрен грузовой трюм 3 охлаждаемого типа для сухой продукции, цистерны для хранения жира (на чертеже не показаны), главную энергетическую установку в составе ядерной паропроизводящей установки 4 с реактором (отдельно не обозначен), размещенные в реакторном отсеке 5; машинное отделение 6 с паротурбинными установками, паровыми котлами и системами распределения пара на движение судна и для производства кормовой муки (на чертеже не показаны); размещенный в нос

от реакторного отсека судовой технологический комплекс 7 в составе установок (на чертеже не показаны) для производства кормовой крилевой муки (или сухого гидролизата) и оборудования для производства технического и/или медицинского жира (на чертеже не показано); цистерны 8 предварительного временного хранения улова, например криля, с устройствами (на чертеже не показаны) для циркуляции и охлаждения находящегося в них улова забортной водой и устройствами (на чертеже не показаны) для подачи улова, например криля, на его переработку в судовой технологический комплекс 7; насосную установку 9 для перекачки улова (криля) из тралов (на чертеже не показаны), находящихся за бортом судна без их выборки.

Предложенную конструкцию атомного траулера при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Для функционирования судового технологического комплекса предусмотрен отбор теплоносителя - водяного пара с высокими параметрами от ядерной паропроизводящей установки 4 и его (пара) подача на вход установки для производства кормовой крилевой муки (сухого белкового гидролизата), а также - другого необходимого оборудования (на чертеже не показано), предусмотренного в составе судового технологического комплекса 7, посредством предусмотренных трубопроводов (на чертеже не показаны).

Промысловое устройство судна состоит из двух размещенных на промысловой палубе тралов с предусмотренными двумя автономными траловыми дорожками, каждая из которых позволяет производить все промысловые операции без ущерба для работ со вторым тралом, при этом в большинстве случаев улов, например криля или других гидробионтов, перекачивают непосредственно из трала с помощью насосных установок (насосов) 9 и транспортируют таким образом в цистерны 8 предварительного временного хранения улова, при этом насосные установки 9 могут быть размещены побортно в районе кормовой оконечности судна.

Работы с тралом по его спуску и подъему производят обычным способом, при этом с помощью насосов 9 могут производить перекачку улова из тралов без их выбора на палубу в предусмотренные цистерны 8 предварительного хранения улова с последующей его перекачкой на переработку в помещения с судовым технологическим комплексом.

Все взаимосвязанные между собой в составе судового технологического комплекса производственно-технологические установки и оборудование снабжены необходимыми транспортными средствами и устройствами расфасовки и упаковки, в том числе готовой продукции (на чертеже не показаны).

1. Траулер, содержащий корпус с грузовым трюмом, главную энергетическую установку, промысловое и технологическое оборудование, отличающийся тем, что в составе главной энергетической установки использована ядерная паропроизводящая установка, включающая, по крайней мере, один атомный реактор, а технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса для производства кормовой муки и/или сухого белкового гидролизата из гидробионтов, преимущественно криля или мезопелагических рыб, при этом последний (комплекс) соединен, например посредством трубопроводов, с ядерной паропроизводящей установкой, а в качестве теплоносителя для его работы использована часть водяного пара, генерируемого в ядерной паропроизводящей установке, в количестве, необходимом для работы вышеупомянутого технологического комплекса.

2. Траулер по п.1, отличающийся тем, что судовой технологический комплекс выполнен в составе, по крайней мере, одной установки для производства кормовой муки или сухого белкового гидролизата и взаимосвязанного с ними оборудования для производства сопутствующих продуктов, например технического и/или медицинского жира, а корпус снабжен цистернами для хранения жира, соответственно.

3. Траулер по п.1 или 2, отличающийся тем, что промысловое оборудование включает в себя, по крайней мере, одну насосную установку для перекачки улова из тралов в предусмотренные в составе технологического комплекса цистерны предварительного хранения улова, при этом последние снабжены устройствами для циркуляции и охлаждения улова забортной водой, а также устройствами для его (улова) подачи, например посредством перекачки, на вход судового технологического комплекса.

4. Траулер по п.3, отличающийся тем, что в составе грузового трюма предусмотрены помещения для хранения готовой кормовой муки и/или сухого белкового гидролизата, снабженные оборудованием для кондиционирования воздуха.

5. Траулер по п.4, отличающийся тем, что корпус выполнен с формой обводов ледокольного типа.

6. Траулер по п.4, отличающийся тем, что корпус выполнен по форме с увеличенной полнотой обводов, например по типу рыбообрабатывающей плавбазы.



 

Похожие патенты:

Траулер // 51961

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к переносным приборам, предназначенным для измерения температуры плавления твердых жиров в диапазоне 25-60°С, и может быть использовано в пищевой промышленности, например, для определения качества шпика, применяемого в производстве колбасных изделий по температуре его плавления.
Наверх