Ходовая часть гусеничной машины

 

Полезная модель относится к области транспортной техники. Ходовая часть гусеничной машины содержит ведущие колеса, опорные катки, гусеницы, на траках которых установлены подвижные грунтозацепы. Задачей полезной модели является регулирование удельного давления и глубины внедрения в грунт грунтозацепов. Для решения этой задачи на траках с помощью резинометаллических шарниров установлены стопора, снабженные рычагами и имеющие возможность удерживать грунтозацепы от перемещения относительно траков в рабочем и нерабочем положениях, а также размещены пружины. Между ведущими колесами и крайними опорными катками расположены переключатели в виде двух секторов диска, закрепленных на общей оси с возможностью вращения в параллельных плоскостях при помощи привода. При перемещении гусеницы относительно корпуса один из секторов, установленных в определенное положение, взаимодействует с рычагом каждого стопора, а другой сектор, после установки обоих в другое положение, взаимодействует непосредственно с каждым грунтозацепом. В первом случае стопор освобождает грунтозацеп и тот под действием сжатой пружины перемещается вверх из рабочего в нерабочее положение, когда его контакт с грунтом исключается. Во втором случае каждый грунтозацеп перемещается относительно трака вниз, сжимая пружину, и занимает рабочее положение, при котором он внедряется в грунт и удерживается стопором от перемещения вверх. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Полезная модель относится к области транспортной техники и может быть использована на гусеничных машинах повышенной проходимости.

Известна ходовая часть гусеничной машины, в которой траки на металлических гусеницах выполнены с грунтозацепами [1].

Недостатком этой ходовой части является высокое удельное давление, которое создают грунтозацепы при контактировании с дорогой, что при движении, например, по тундре вызывает разрушение почвенного покрова и буксование гусениц.

Известна ходовая часть снегоболотоходого четырехгусеничного транспортера производства Екатеринбургского завода специализированных машин «Континент» [2]. Ходовая часть транспортера включает резиноленточные гусеницы с накладными траками, снабженными грунтозацепами. Резиноленточная гусеница обладает значительной гибкостью и позволяет передвигаться по слабонесущим грунтам в условиях тундры.

Недостатком этой ходовой части является сравнительно низкое удельное давление грунтозацепов на грунт, что, например, при движении по зимней обледенелой дороге с малым коэффициентом сцепления может привести к буксованию гусениц.

Наиболее близкой к заявляемой полезной модели по совокупности существенных признаков является ходовая часть гусеничного транспортного средства [3], в виде ходовых тележек, гусеницы которых включают шарнирно соединенные между собой траки с установленными на них поворотными в горизонтальной плоскости грунтозацепами, взаимодействующими с продольными направляющими. Поворот грунтозацепов в горизонтальной плоскости позволяет повысить устойчивость движения, например, на склоне.

Недостатком этой ходовой части также является высокое удельное давление, которое создают грунтозацепы при контактировании с дорогой, что при движении по слабонесущим грунтам в условиях тундры приводит к буксованию гусениц.

Задача предлагаемой полезной модели - регулирование величины удельного давления и соответствующей глубины внедрения в грунт грунтозацепов, установленных на траках гусениц, в процессе движения гусеничной машины.

Сущность полезной модели заключается в следующем. Ходовая часть гусеничной машины включает гусеницы, траки которых снабжены заостренными грунтозацепами, имеющими возможность поступательного перемещения относительно траков (вверх либо вниз), а также стопорами, установленными с помощью предварительно закрученных резинометаллических шарниров. Каждый стопор выполнен с двумя рабочими выступами, которыми он имеет возможность удерживать грунтозацеп от перемещения вверх относительно трака, и снабжен жестко закрепленным на нем рычагом. Между каждым грунтозацепом и траком размещена пружина, перемещающая грунтозацеп относительно трака вверх при выключенном стопоре.

Между каждым ведущим колесом и крайним опорным катком ходовой части на корпусе гусеничной машины установлен переключатель, выполненный в виде двух секторов диска, закрепленных на общей оси с возможностью вращения в параллельных плоскостях при помощи привода. При перемещении гусеницы относительно корпуса один из секторов, установленных в определенное положение, взаимодействует с рычагом каждого стопора, а другой сектор, после установки обоих в другое положение, взаимодействует непосредственно с каждым грунтозацепом.

При движении гусеничной машины по зимней обледенелой дороге каждый грунтозацеп установлен в рабочее положение, т.е. его заостренная нижняя часть выдвинута ниже трака в сторону грунта. Пружина между грунтозацепом и траком сжата, а грунтозацеп удерживается от перемещения вверх с помощью первого выступа стопора, который поджимается к грунтозацепу предварительно закрученным резинометаллическим шарниром.

При необходимости исключить контакт грунтозацепов с грунтом, переключатель при помощи привода поворачивается в положение, в котором его первый сектор в процессе перемещения гусеницы нажимает на рычаг каждого стопора. Стопор поворачивается на определенный угол, преодолевая при этом упругий момент резинометаллического шарнира, и освобождает грунтозацеп от удержания своим первым выступом. Под действием сжатой пружины грунтозацеп перемещается вверх до упора во второй выступ стопора, т.е. переводится в нерабочее положение и не контактирует с грунтом. При таком положении стопора его рычаг скользит по рабочей поверхности первого сектора переключателя и не вращается, т.е. угол поворота стопора не изменяется.

Для перевода каждого грунтозацепа в рабочее положение переключатель при помощи привода поворачивается таким образом, что его второй сектор в процессе перемещения гусеницы нажимает непосредственно на каждый грунтозацеп, который перемещается вниз, сжимая пружину, и заостренная нижняя часть грунтозацепа выдвигается ниже трака. В конце этого процесса первый выступ стопора под действием упругого момента резинометаллического шарнира прижимается к грунтозацепу и в дальнейшем удерживает его от перемещения вверх. При таком положении грунтозацеп скользит по рабочей поверхности второго сектора переключателя, т.е. перемещение грунтозацепа вниз также исключено.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет:

- размещения на траках грунтозацепов, имеющих возможность поступательного перемещения относительно траков, а также стопоров, установленных с помощью предварительно закрученных резинометаллических шарниров и выполненных с двумя рабочими выступами на каждом, фиксировать грунтозацепы стопорами от перемещения вверх относительно траков в двух разных положениях: рабочем, когда заостренная часть грунтозацепа расположена ниже трака и контактирует с грунтом, и нерабочем, когда заостренная часть грунтозацепа расположена внутри трака, и ее контакт с грунтом отсутствует;

- размещения пружины между каждым грунтозацепом и траком перемещать грунтозацеп относительно трака вверх при выключенном стопоре и поджимать грунтозацеп к первому либо второму выступу стопора при включении последнего;

- установки на корпусе гусеничной машины между каждым ведущим колесом и крайним опорным катком переключателя, выполненного в виде двух секторов диска, закрепленных на общей оси с возможностью вращения в параллельных плоскостях при помощи привода, а также снабжения каждого стопора жестко закрепленным на нем рычагом, обеспечить при перемещении гусеницы относительно корпуса взаимодействие первого из секторов, установленных приводом в определенное положение, с рычагом каждого стопора, т.е. выключение стопора и последующее перемещение грунтозацепа пружиной в нерабочее положение, а также взаимодействие второго сектора, после установки обоих в другое положение, непосредственно с каждым грунтозацепом, т.е. перемещение последнего в рабочее положение и сжатия при этом пружины.

На фиг. 1 приведен вид сбоку предлагаемой ходовой части гусеничной машины, на фиг. 2 - установка грунтозацепа на гусеничном траке в рабочем положении, на фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2, на фиг. 4 - грунтозацеп на гусеничном траке в нерабочем положении, на фиг. 5 - вид по стрелке А на фиг. 4.

Ходовая часть гусеничной машины (фиг. 1) включает гусеницу 1, опорный каток 2 и ведущее колесо 3, между которыми на корпусе установлен переключатель 4, имеющий возможность вращения при помощи привода (не показан) относительно оси 5 и выполненный в виде двух секторов, которые вращаются в параллельных плоскостях. Стрелкой на фиг. 1 показано направление перемещения гусеницы 1 относительно переключателя 4.

На гусеничном траке 6 (фиг. 2) установлены грунтозацеп 7 с возможностью перемещения перпендикулярно траку 6, а также резинометаллический шарнир 8 и связанный с ним стопор 9, выполненный с двумя выступами: первым 10 и вторым 11. Стопор 9 жестко соединен с рычагом 12, и они вращаются в параллельных плоскостях. Между траком 6 и грунтозацепом 7 установлена пружина 13, сжатая при рабочем положении грунтозацепа 7. Сектор 14 переключателя 4 установлен в положение, при котором он в процессе перемещения гусеницы 1 нажимает на рычаг 12 стопора 9 (фиг. 3 - вид по стрелке А на фиг. 2). Грунтозацеп 7 в рабочем положении удерживается от перемещения вверх с помощью первого выступа 10 стопора 9, последний поджимается к грунтозацепу 7 упругим моментом предварительно закрученного резинометаллического шарнира 8.

В нерабочем положении (фиг. 4) заостренная часть грунтозацепа 7 находится внутри трака 6, что исключает ее контакт с грунтом. От перемещения вверх под действием усилия пружины 13 грунтозацеп 7 удерживается вторым выступом 11 стопора 9. Сектор 15 переключателя 4 установлен в положение, при котором он в процессе перемещения гусеницы 1 нажимает на верхнюю часть грутозацепа 7 (фиг. 5 - вид по стрелке А на фиг. 4).

Перевод грунтозацепа 7 из рабочего в нерабочее положение осуществляется следующим образом. Переключатель 4 при помощи своего привода поворачивается относительно оси 5 (фиг. 1), и его сектор 14 устанавливается в положение, показанное на фиг.2, 3. В процессе перемещения гусеницы 1 сектор 14 нажимает на рычаг 12 и вращает его против часовой стрелки (фиг. 2), при этом стопор 9 также поворачивается на определенный угол, преодолевая при этом упругий момент резинометаллического шарнира 8, и освобождает грунтозацеп 7 от удержания первым выступом 10 стопора 9. Под действием сжатой пружины 13 грунтозацеп 7 перемещается вверх до упора во второй выступ 11 стопора 9, т.е. переводится в нерабочее положение. При таком положении стопора 9 рычаг 12 скользит по рабочей поверхности сектора 14 переключателя 4 без вращения и угол поворота стопора 9 не изменяется.

Для перевода грунтозацепа 7 из нерабочего положения в рабочее переключатель 4 при помощи привода поворачивается относительно оси 5 (фиг. 1) таким образом, что его сектор 15 устанавливается в положение, показанное на фиг. 4, 5. В процессе перемещения гусеницы 1 сектор 15 нажимает непосредственно на верхнюю часть грунтозацепа 7, который перемещается вниз, сжимая пружину 13, и заостренная нижняя часть грунтозацепа 7 выдвигается ниже трака 6. В конце этого процесса первый выступ 10 стопора 9 действующим упругим моментом резинометаллического шарнира 8 поджимается к грунтозацепу 7 и в дальнейшем удерживает его от перемещения вверх. В таком положении грунтозацеп 7 своей верхней частью скользит по рабочей поверхности сектора 15 переключателя 4, т.е. перемещение грунтозацепа 7 вниз больше не происходит.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

1. Дмитриев, А.А. Теория и расчет нелинейных систем подрессоривания гусеничных машин / А.А. Дмитриев, В.А. Чобиток, А.В. Тельминов. - М.: Машиностроение, 1979. - 207 с.

2. Каталог продукции [Электронный каталог] / ООО «Екатеринбургский завод специализированных машин «Континент». - Екатеринбург, 2010. - Режим доступа: http://ezsm66.ru/ (20.11.2010).

1. Ходовая часть гусеничной машины, содержащая гусеницы с траками, снабженными подвижными грунтозацепами, ведущие колеса, опорные катки, отличающаяся тем, что грунтозацепы установлены с возможностью поступательного перемещения относительно траков, на которых с помощью резинометаллических шарниров и с возможностью вращения закреплены стопоры, взаимодействующие с грунтозацепами и снабженные рычагами, а между траками и грунтозацепами размещены пружины сжатия.

2. Ходовая часть гусеничной машины по п.1, отличающаяся тем, что между ведущими колесами и опорными катками на корпусе машины размещены переключатели, выполненные в виде двух секторов диска, установленных на общей оси с возможностью вращения в параллельных плоскостях и взаимодействия одного сектора с рычагами стопоров, а другого сектора - с грунтозацепами.

РИСУНКИ



 

Наверх